Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Category:

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА ИНГУШЕЙ КАК ЧАСТЬ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Народная медицина ингушей представляет собой неотъемле-мую часть этнической культуры. Она основана на многовековомнародном опыте. На протяжении длительного исторического вре-мени народные лечебные средства обычно были сосредоточеныв руках знахарей. Шло накопление лечебного опыта. Естествен-
Page 2
155 но, происходила и интеграция знаний по народной медицинеу народов Кавказа.Опыт народной медицины был предметом внимания исследо-вателей-кавказоведов в ХVIII–ХIХ вв. Искусство горцев-врачева-телей отмечалось А. Омаровым [1, с. 20], известным российскимхирургом Н. И. Пироговым [2, c. 68], В. Шведовым [3, c. 36],Н. Ф. Дубровиным [4, c. 586] и др. О народных лекарях и народ-ной медицине много сказано исследователями, врачами (см.: [5,6, 7]).Народные знания в области медицины часто были единствен-ным спасением для людей. Традиционная народная медицина ин-гушей была представлена двумя направлениями: бытовым, когдакаждая семья владела элементарными знаниями в лечении чле-нов семьи, и профессиональным, в котором лекари владели про-фессиональными секретами [8, c. 252].Имена лекарей становились широко известными. Часто зна-ния передавались из поколения в поколение, от родителей к де-тям. Лекари были почитаемы и неприкосновенны. «Тойговзанче,лор е, эшк пхар — пхийн вужаж хинвац», т.е. строитель башен,лекарь, оружейник не подпадали даже под кровную месть. Онисчитались мехк-нах, т.е. значимыми для общества людьми (По-левой материал С. Мерешкова).Лекари имели свой арсенал методов и способов лечения.Были в народе костоправы, массажисты и другие специалисты,врачи, проводившие лечение хирургическим вмешательством.Часто складывались универсальные приемы и методы лечениятех или иных заболеваний. Ингушские лекари умели лечить ин-фекционные и кишечные заболевания, болезни головы, горла,носа, суставов, нервно-психические заболевания и др.Значительную роль в сохранении здоровья людей играли про-филактика и санитарно-гигиенические навыки. С раннего воз-раста детям прививали санитарно-гигиенические навыки: умы-ваться по утрам, мыть руки перед едой. Опрятный человеквызывал одобрение общества. Признаком хорошего тона считал-ся уход за внешностью. С принятием ислама правила санитарно-гигиенических навыков у ингушей стали частью требованийрелигиозной морали. У народа существует много пословиц и по-
Page 3
156 говорок, посвященных здоровью и важности профилактики:«Могаш, маьрша хиллар — докха сог1ат да» (Быть здоровыми свободным — большой подарок), «Кугаж бейха лелбечун — ла-зар худдац» (Кто будет ноги держать в тепле, тот не будет болеть).Народная медицина была тесно связана с окружающей при-родой. Потребление в пищу продуктов растительного и животно-го происхождения наилучшим образом способствовало здоровьючеловека. «Все мы являемся частью природы, и поэтому можносмело утверждать, что каждый человек настолько болен, насколь-ко удален от своей прародительницы», — пишет А. И. Щербакова[9]. Значительную роль в профилактике многих заболеванийиграли знания о растительном мире, потребление в пищу опреде-ленных растений, трав, их чередование, начиная с ранней весны(от ранней черемши) до поздней осени. Это способствовало какпредупреждению многих инфекционных болезней, так и укреп-лению иммунитета и здоровья человека. Почти в каждой семьеимели представление о целебных свойствах лечебных трав, моло-ка, мяса и жира животных (диких и домашних), которые приме-нялись и в профилактических, и в лечебных целях.Народную медицину ингушей, как и других народов Кавказа,значительное время отличал синкретизм, т.е. неразрывная связьи сочетание рациональных и иррациональных способов лечения.Первый метод опирался на реальные, физические средства в видетрав и лекарств растительного и животного происхождения. Вто-рой метод (заговоры, снятие сглаза, порчи) был основан на силемагического воздействия.Рациональные способы лечения. В лечебной практике ингу-шей важное значение имела гидротерапия. Так, целебные свой-ства воды горных родников и минеральных источников Ингуше-тии (серные, соленые, щелочные, углекислые) известны издревлеи далеко за ее пределами. Родник на перевале Хойр-хаст характе-ризуется наличием высокого содержания ионов серебра. По на-блюдению жителя Эгикала, один из родников в их селе обладалценными свойствами омоложения кожи лица, и девушки частоходили именно к этому роднику (Полевой материал М. Базорки-на). Широко известны в Ингушетии ачалукские минеральныеисточники. Они оказывают помощь при болезнях желудка, суста-
Page 4
157 вов, кожи, нервных депрессивных состояниях, различных жен-ских болезнях. Минеральная вода «Ачалуки» является излюблен-ным напитком у ингушей.Природа одарила ингушей замечательным горным ландшаф-том. Умеренно теплый сухой климат Солнечной долины горнойИнгушетии насчитывает в году более 140 солнечных дней (длясравнения: в Швейцарии, в Давосе, — 97). Целебные свойствачистого горного воздуха активно использовались издревле в ле-чебной практике. В начале ХХ в. здесь, в Джейрахской котловине,на высоте 1200 м над уровнем моря, был построен лечебно-оздо-ровительный комплекс «Армхи». Сегодня заново построенныйсанаторий является одним из самых высокогорных курортовв России.Средства лечения растительного происхождения. Травы ис-пользовались как в натуральном виде, так и в виде порошков, так-же употреблялись их коренья и семена, делали из трав настоии отвары. Благодаря целебным травам очищались внутренние ор-ганы: кишечник, печень, желчный пузырь, почки, кровь, суставы,сосуды. Сбором многих лечебных трав занимались весной, в пе-риод цветения, а также летом и осенью в зависимости от того,когда растение набирало целебную силу. При изготовлении ле-карств из трав прибегали к различным методам обработки сырья.Лекарственные растения высушивались и хранились в специ-альных мешочках. Они применялись как в лечении болезней, таки в качестве профилактики. Отваривали листья и травы в закры-той посуде.Некоторые методы лечения использовали средства раститель-ного происхождения. Для лечения простудных заболеваний пилинастой шиповника и мяты, делали ингаляции над паром варенойкартошки; хорошим средством лечения суставов считался отваркрапивы; при низком давлении использовали смесь семян грец-ких орехов с медом; болячки и ссадины на ногах лечили подорож-ником — толченый лист подорожника плотно прикладывалик ране и др. Считалось, что в весенний период, когда организмистощен и особенно подвержен авитаминозу, употребление лю-бых съедобных трав очень полезно. Черемшу употребляли какв жареном, так и в вареном виде, использовали черемшу в каче-
Page 5
158 стве начинки для вареников. Верили, что черемша является хоро-шим профилактическим средством от многих болезней. Согласноповерьям, черемшу в обязательном порядке ели три раза за сезон(информант — Гопархоева-Тумгоева Пятимат Ибрагимовна,ст. Орджоникидзевская, 1936 г.р.). Дикую грушу собирали, мылии в деревянной бочке заготавливали на зиму. При этом использо-вали родниковую воду. Считали, что дикая груша помогает от ки-шечных болезней (информант — Мальсагова-Ахильгова Асият,с. Джейрах, 1960 г.р.). Простокваша с чесноком употребляласьв качестве профилактического средства. Крапиву использовалидля борьбы с разными болезнями. Семена тыквы избавляли орга-низм от глистов.Распространенным блюдом у ингушей был чурек из кукуруз-ной муки — сыскал. Часто готовили блюда из овсяной муки.Активно использовались в народной медицине средства лече-ния животного происхождения. В лечебной практике важное ме-сто отводили пище из мяса. Употребление в пищу костных и кост-но-мясных бульонов помогало отпаивать раненых, больных.Бульон являлся обязательным в рационе, он сохранял баланскальция в организме. Полезным считался куриный бульон. Прилегочных заболеваниях использовали пчелиный мед, делали рас-тирание жиром барсука, медведя, эффективным средством счита-лось горячее молоко с добавлением барсучьего, козьего и медве-жьего жиров. При сильных воспалительных процессах ребенкасажали в брюшину свежезарезанного бычка. Верили, что это ле-чит от многих болезней. А если ребенок заснет в желудке, то счи-тали, что он сразу выздоровеет (информант — Дзарахова-Мереш-кова Фадман Губашкиевна, Фалхан-Назрань, 1936 г.р.). Привывихах слегка обжаривали кончики черной состриженной ове-чьей шерсти, накладывали на больное место и обвязывали; когдаболело ухо, в него капали подогретый мед, и т.д.Буйволиное молоко и масло считались лечебными. О целеб-ных свойствах думи (курдюк) старики говорят много. Курдюк ре-зали тонким слоем и клали на голову. Он помогал от ран. «Кур-дюк с медом — и не будет болезней», — говорили в старину.Иррациональные способы лечения: амулеты, заговоры, сня-тие сглаза, порчи. Иррациональным способам лечения население
Page 6
159 доверяло не меньше. Несомненно, магические обряды вызывали(особенно при фанатичной вере больного) психотерапевтическийэффект, «который иногда уже сам по себе мог оказывать положи-тельное лечебное действие, а при удачном сочетании с действи-тельно лекарственными средствами приводить в ряде случаевк быстрому излечению» [10, с. 223].С раннего возраста ребенка старались окружить вниманием,основанным на профилактических поверьях. Частым было обра-щение к талисманам. В их силу верили. Камни с естественнымиотверстиями использовали в качестве амулетов. Предками ингу-шей почитался камень сердолик. Полагали, что он «предохраняетот опасности <…> Обыкновенно вырезают на нем имя и носятв перстне», — писал Патканов [11, с. 32]. Функции оберега при-писывали бусам. Часто в склепах и гробницах Горной Ингушетииобнаруживают «глазные бусы», т.е. бусы с темным пятном, чтопридает им сходство с глазом.К иррациональным способам лечения следует отнести разно-видности магии. Для заболевшего корью ребенка отводили от-дельное помещение, на окнах вешали полотно красного цветаи были уверены, что болезнь перейдет на красный предмет [12,с. 85]. Помимо этого, у ингушей существовали различные приго-воры-ублажения — лазар-хестор. Текст приговора сохраняет от-голоски первобытных верований. В качестве лечебных использо-вали приемы отпугивания злых духов. К примеру, если ребенокдолго болел, ему меняли имя, веря, что это введет в заблуждениезлые силы и недуг уйдет.У разных народов приемы и методы лечения различных бо-лезней схожи, в то же время у каждого народа есть свое, ори-гинальное и самобытное, наследие, в том числе и народная меди-цина.Библиография 1. Омаров А. Воспоминания муталима // Сборник сведений
Tags: ингуши, медицина
Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments