Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

Ингушские Лекари

МЕДИЦИНА ЯЗЫЧЕСТВА ИНГУШЕЙ:
Трепанацию черепа
Трепанацию черепа ингушские лекари делали, видно, еще несколько сот лет назад. Этому есть немало подтверждений. Больного клали на длинную скамью (нары) плашмя, вниз лицом. Двое помощников садились ему на спину и бедра. Ноги и руки связывали, больному давали держать во рту уголок одеяла или подушки, чтобы не сломал себе зубы (обезболивания ведь не было никакого). Лекарь острым ножом (мокху) делал разрез предварительно обритой кожи головы, отворачивал вокруг раны или травмированной части головы кожу, вынимал сломанные кости или инородные тела и скоблил кость остро отточенным инструментом (гам). Когда края кости достаточно истончались, раны осторожно промывали чистой (кипяченой) тряпочкой, место пролома смазывали свежим сливочным маслом, отвороченную кожу опускали поверх раны, клали салфетку (тряпочку) со сливочным маслом и голову перевязывали. Перевязки делали через каждые два дня, пока на истонченную кость не наплывала костная мозоль и рана не закрывалась.
Горские врачи при лечении ран по свидетельству автора статьи "Лечение ран у кавказских горцев" (журн. "Смесь", # 2, 1855), преследовали следующие основные цели: "остановить кровотечение из раны, удалить из нее посторонние тела, предотвратить воспалительное состояние в ней и в периферии ее, способствовать хорошей грануляции и доброкачественному нагноению в ране и заживлению ее", т.е. те же цели остаются главными и в современной хирургии. Но это не значит, что другие методы лечения больных им не были известны.
При огнестрельных застарелых ранах с раздроблением костей и присутствием посторонних тел (пули, секвестры, осколки) в отверстие раны вносилась, как можно глубже, толстая турунда из тряпки, смоченная едким веществом, обыкновенно мышьяком, и оставлялась там на несколько дней, что вело к расширению раны. В эту рану вставлялся рог и высасывался скопившийся в глубине гной, частицы омертвевшей кости, пули, осколки и другие посторонние тела. На огнестрельную рану прикладывали 2 раза в день мазь из смолы чинары с медом и яичным желтком попеременно с тертою морковью, вложенную в тряпку - до уничтожения воспаления. При переломах конечностей, их оборачивали в шкуры только что убитого барана, козы, внутренняя сторона которой обращена к поверхности тела. Засыхая, шкура образует твердую и неподвижную коробку, в которой покоится страждущий член (догипсовый период). Шкуру, снятую со свежеубитого животного, употребляли и как ванну, куда заворачивали рахиточных и гипотрофичных детей, воспаленные суставы, конечности. Куски курдюка (жир, висящий у хвоста баранов) вкладывали в свежую рану, в область мозга после трепанации черепа, на воспаленную рану, сустав в виде компресса. Антонов огонь (газовая гангрена) лечился теми же едкими веществами (квасцы, мышьяк и др.) и различными травами. Ампутации ингуши не делали совершенно, а прибегали к сберегательной, щадящей терапии. При переломах накладывались шины (зерштохар) из доски, или жерди, сплетенной из хвороста, или из специально приготовленного на яичном белке теста из муки (белхьам), которое при завертывании превращалось в своего рода кожух. Такого же рода белхьам из муки с маслом в теплом виде прикладывали для ускоренного завершения процесса воспаления, например, панариций. Для ускорения созревания панариции прикладывали также слегка пропеченный лук и немного примятый подорожник. Для созревания панариции делали проколы гнойника, протягивали через него нитку и завязывали узлом. Это кольцо обеспечивало постоянный отток гноя через отверстие. Для облегчения болей при панарициях беспрерывно играли на пандуре (национальный музыкальный инструмент ингушей наподобие русской балалайки) "мотив для излечения панариции". Для обезболивания применялись также различные методы (еще донаркозный период): сдавливание конечности выше ран до онемения, клали на рану лед, отвлекающий боль в другом месте. Но самым распространенным было воздействие и влияние на больного словом. При проникающих ранениях в грудную полость (открытый пневмоторакс) затыкали отверстие ватой, тряпкой, травой. При головных болях, связанных с повышением давления, укусах змей, пауков, при долго незаживающих язвах и т.д. применялось кровопускание (пхьатохар); суть его заключалась в следующем. На выбритом месте головы (обычно затылок, темя) специальным инструментом "пхьа" (топорик в миниатюре) после тщательного мытья и обжога на фитиле наносились насечки, а потом, создавая в стакане вакуум, вытягивали кровь. Когда кровь сворачивалась, стакан убирали, раны перевязывались. Такую процедуру делали на голенях и на спине. Этим инструментом иной раз наносились насечки и по вздутой вене, чтобы выпустить определенное количество крови. Оспопрививание делалось издревле. Делались насечки на руке маленькими острыми клещами, предварительно смоченными с жидкостью со струпьями человека, переболевшего оспой (способ приготовления этой жидкости остался тайной). Внезапными психическими потрясениями выводили больного малярией из состояния приступа. Для этого его неожиданно обдавали холодной водой, или бросали ему за воротник рубашки живую лягушку, кусок льда, зимой подпиливали мостик, по которому ночью шел больной, который проваливался в ледяную воду, устраивали ложный пожар, неожиданный скандал со стрельбой и т.д. При экземах и лишаях применялось "вытаскивание гниды" ("хинжа баккхар"), когда лекарь иголкой из-под эпидермиса с определенного участка кожи вытаскивает маленький кусочек подкожной ткани, скорее нервное окончание, размером с гниду. Чесотку лечили серной мазью (смесь серы с коровьим маслом) или купали в реке Аргун выше селения Чишки, где в нее впадают чанты-аргунские источники, насыщенные серой. Лечение окуриванием. Больного сажали на стул, возле его ног ставили таз с горящими головешками, иногда на огонь клали различные травы, коренья. Больного окутывали с головы до ног, и он дышал и вдыхал дым и пары. Больной потел. Делалось это при простудах, болях в суставах, мышц (миозиты) и т.д. Так называемый "чоп" (палочка, щепочка, любое инородное тело в горле или носовых ходах), вызванное этими предметами воспаление. Чопист сажает больного (чаще дети), сначала мягкими, постепенно усиливающимися движениями делает массаж горла, шеи, а затем подставляет свой рот ко рту или носу больного и с силой втягивает в себя воздух, и через несколько таких процедур инородное тело (если оно там было) попадает в рот чописту, а больной облегченно вздыхает. Для лечения многих заболеваний народные лекари использовали и природные богатства своего края, такие как горячие источники, которых в республике много, солнце, воздух, грязи и т.д. При нарывах накладывали помятый лист лебеды, подорожника (динберг) или слегка пропеченный лук и перевязывали. При болях в суставах, шейном и поясничном радикулите делали массаж и растирание с оливковым маслом (зейт даьтта) или давали пить 2-3% йодистый калий (кIай молха). При головных болях, связанных с повышением давления, ставились пиявки или делалось кровопускание нанесением насечек на темя или затылок. При головных болях от простуды, возникших от сквозняков, при мигренях делали массаж и "вытягивание головы" (корта озар). Для остановки кровотечения из ран применялись: кровеостанавливаюший порошок, состоящий из 2-х частей сушеных чернильных орешков и 1 части сосновой смолы, который насыпался толстым слоем на рану, которую завязывали плотной повязкой;
для этой же цели насыпали золу, грушевую муку; прикладывали к ране пережженную кость, смоченную в холодной воде тряпку; как крайнее средство применяли прижигание раны, сосуда каленым железом; порошок из высушенной свежей человеческой крови (чаще самого раненого) насыпался на рану, сверху прикладывалась чистая греческая губка и туго завязывалась на 3 дня. Для предотвращения воспаления или дальнейшего развития процесса применялась мазь из румянки, которая накладывалась на рану, натиралась вокруг раны и накладывалась повязка или компресс, или воспаленная часть тела заворачивалась в шкуру только что убитого барана. Для этих же целей служило свежее курдючное сало (и при ранениях в голову) и свежее коровье масло. При растяжении сухожилий жарилось яйцо ястреба до получения из него масла и натиралось им поврежденное место. При вывихах суставов пальцев, предварительно вправив их, смазывалось поврежденное место коровьей желчью, обкладывалось ватой, накладывались с четырех сторон деревянные пластинки и завязывалось на 10 дней. При вывихах больших суставов, после их вправления, суставы натирались яичным маслом и камфарой, обкладывались ватой, забинтовывались и вкладывались в специально сделанные деревянные или железные чаши по величине суставов. Интересный способ определения переломов костей, который заключался в следующем: к поврежденному месту прикладывалась лепешка из просовой муки, яичных желтков и меда. При снятии через сутки с места перелома лепешка окажется не высохшей. При вывихах шейных позвонков больного клали на спину на ровном месте. Лекарь, сидя сзади больного, упирался ногами в его плечи, ухватившись обеими руками за голову, сильно протягивал на себя, затем, обложив ватой шею, накладывали на нее липовую кору (шина), намазывался бинт (тряпка) яичным желтком, смешанным с мукой (белхьам) и забинтовывалось на 18 дней, после чего выжимался сок из кожуры толченых лесных орехов и ежедневно втирался в область шеи. Вправление вывиха плеча. Больной усаживался на пол, один из помощников обхватывал его туловище, другой помощник становился с длинным шестом у больной руки. Больной брался больной рукой за шест, а лекарь, осторожно выпрямляя и вытягивая больную руку, устанавливал шест почти параллельно (немного впереди). Едва заметно, с постоянно успокаивающими причитаниями, медленными движениями поднималась рука по шесту выше до уровня плеча. И тогда лекарь крепко завязывал руку, затем медленным движением растирал плечо и постепенно подвигал вывихнутую головку к суставной ямке, а помощник отводил шест к наружи и немного вперед, и в это время лекарь с силой надавливал на головку, слышался хруст - и вывих вправлен. Вправление вывиха стопы. Пятку вывихнутой ноги вставляли в ямку, помощник держал ее, больного сажали на спину другому помощнику лекаря, который, держа больного, медленно нагибался, тем самым вытягивая больную ногу. Сам лекарь в это время медленно надавливал сверху вниз, пригибал к земле пальцы вывихнутой стопы и растиранием и надавливанием приводил кости больной ноги в надлежащее место. Потом ногу заворачивали в шкуру только что убитого барана. При сердцебиениях давали по чайной ложке два раза в день сосновый сок, смешанный в равных частях с медом. При сухом кашле клали лед на позвоночник, при затяжном (хроническом) кашле - каждое утро рекомендовали пить по два сырых яйца, добавляя к ним толченую неочищенную серу. При катаре желудка с "потерею аппетита" давали порошок из сушеной конопли и редьки в равных частях.

По всей Ингушетии славился лекарь Бунахо Бурсагович Бузуртанов из рода Мухлой. Занимаясь траволечением, он знал целебные свойства трехста трав, корней и кустарников. Также он умел излечивать и раны. Умел он делать и операции на черепе. Лечил он также переломы и вывихи. При туберкулезе легких, он справа и слева делал надрезы между ребрами, вставлял в них роготульки, растирал в ладонях какие-то травы, вдувал их в легкие, а затем зашивал раны, – туберкулеза как не бывало.
Бунахо Бурсаговича знали многие, его даже приглашали к соседним народам.
Я не врачую за деньги. Если я буду брать плату за лечение, то Всевышний лишит мои руки целебных свойств1.

Кто-то из нашего брата попал в пожар и здорово обгорел. Бунхо излечил его какими-то травами и овечьим молоком. Но ни на голове ни на лице у него не осталось ни одного волоса.

Пошла сестра погорельца к Бунхо и попросила: «Позорно для мужчины не иметь на лице усов и бороды. Лечи его, кроме тебя никто нам не поможет».

Взял Бунхо древесный уголь, очертил им места усов, бороды, бровей и место волос на голове, а затем приступил к лечению. Вскоре на всех означенных местах стали рости волосы. Но и тут неизвестно, чем же он лечил этого юношу.
В одну из ночей Бунхо услышал, как на краю села стенает медведица. Прислушался он к ней и сказал: «Ее стенания напоминают крики матери по горю за сына. Надо ей помочь». Семья стала уговаривать его говоря, время уже заполночь, да к тому же ревет зверь лесной и чем ты ему поможешь?

– Да как же иначе? – воскликнув, сказал, – я обязан помочь! Он взял факел, пошел в лес и увидел стонущего медвежонка. Оказывается, он упал с груши и вывихнул свою лапу. Бунхо вставил ее на свое место2.

______________

Записал и опубликовал Султан Мерешков (см.: Мерешков С. А. Г1алг1ай этнографически лексика. Инг ГУ, 2007, с. 28-31).

1. По древним ингушским повериям, лекарь, берущий плату за лечение, на том свете будет варить в котле одну воду.

2. Вряд-ли какая-нибудь медведица допустит человека к своему медвежонку. Будет ли медведица просить помощи у людей? Вряд ли. Однако, наблюдались случаи, когда в безвыходном положении и дикое животное прибегало к помощи человека.
Интересную историю рассказал ученый Б. С. Садулаев, который вместе с товарищем оказался в Панкисском ущелье. Как известно, многие ингуши переселялись в Грузию в местность Панкисси. Там в селении Джоколо проживала семья ингушей Борчашвили, у которых было много искусных лекарей, умеющих делать трепанацию черепа и лечить другие заболевания. Товарищ Б. С. Садулаев все время жаловался на головную боль и, вследствие этого, на бессонницу. Тогда лекарь посадил перед собой больного, ошупал голову, затем тщательно ее обрил. После чего стал обливать голову холодной родниковой водой. Острым ножом отвернул вокруг одной точки кожу и извлек оттуда скрученный спиралью волос длиной 3 м. 72 см., который и причинял пациенту боль.

Особенно отличался умением быстро оказать помощь при переломах костей черепа лекарь Бунхо Бузуртанов. Однажды один из жителей с. Алкун, упав с дерева, ударился головой о пень. На его крики сбежались односельчане. Больного срочно доставили к лекарю Бузуртанову Бунхо Бурсаковичу, который установил, что вмятая кость, соприкасаясь с мозгом, причиняет боль. Необходимо было срочное хирургическое вмешательство. Бунхо взялся за дело. Он разрезал кожу на ушибленном месте. Раздвинул ее специальными инструментами (моарзаг1а – вид щипчиков для захвата краев ран) и, оголив черепную поверхность, стал скоблить кость с помощью гама (гам – инструмент для скобления).

Выскоблив ушибленное место черепа, лекарь обнажил травмированную часть мозга. После этого он взял полый рог барана, поставив его к ране широким концом, он стал резко высасывать воздух, твердый костяной покров черепа отстал от ушибленного участка мозга. В результате больной успокоился, затем «хирург» извлек теплый мозг из только что забитого козленка, приложил его к свежей ране больного и сделал перевязку. Больной выздоровел.

В одном из поединков житель с. Мецхал Котиев Исмаил Хусенович получил кинжальный удар в голову. Раненого привезли во Владикавказ. Осмотрев больного, врачи заключили, что рана пациента несовместима с жизнью. Череп был разрублен на две части – от мозжечка до переносицы. За его лечение взялся мецхальский лекарь хирург Точиев Бунхо. Он проделал сложную операцию. Тщательно очистил рану, мелкие кости из мозга вылизал языком, вытирая каждый раз язык чистой тряпкой. Затем Бунхо велел зарезать черного курдючного годовалого барана. Отделив часть курдюка, разрезал его на тонкие ломтики, и стал вкладывать в рану, а затем вынимать ломти с кровью и гноем. Затем сложил череп и плотно перебинтовал его древесной корой. Вскоре безнадежный Исмаил Котиев выздоровел и прожил после этой операции еще 40 лет.

______________

Из различных источников материал собрала ведущий научный сотрудник отдела истории Инг НИИ гуманитарных наук М. Долгиева, за что приносим ей благодарность.
Tags: ингушские лекари, трепонация черепа, хирурги
Subscribe

  • АРЧИНСКИЙ ЯЗЫК

    Арчинцы-численность в России, в соответствии с переписью 2010 года, — 12 человек Этот язык настолько уникален. В нем столько звуков, алфавит…

  • ТОТЕМ МЕДВЕДЯ

    Аварский язык: ci: медведь Чадаколоб: ši: медведь Андийский: seji: медведь Ахвахский: šĩ: медведь Чамалинский: sehĩ: медведь Тиндинский: sī̃:…

  • ПАМЯТЬ

    ПАМЯТЬ: это способность к накоплению (запоминанию) хранению и воспроизведению опыта и информации. Происходит от праслав. *pamętь, от кот. в числе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments