Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

Ингушский календарь

БЫл у ингушей еще 1 календарь из 360 дней.
Бетт Колендарь ингушей:
Нажи бутт Наджиганцхой - бутт (январь)- месяц самого холодного времени года
Мархи бутт (февраль)- месяц поста»
Биэкарг бутт (март) -месяц кукушки
Тушоли бутт (апрель)- месяц Тушол (Удод)
Сели бутт (май) -месяц бога грома и молнии Селы
Мангал бутт (июнь)- месяц косы
Мятсел бутт (июль)- месяц бога земледелия ХРАМ - СВЯТИЛИЩЕ МЯТЦИЛ (МЯТ - СЕЛИ)Маьтцал - Бог урожая и хозяйства. (ингуш. Мацалл - Голод) (ингуш. Маьтцалбутт - Июль)
Древний культовый памятник храм - святилище Мятцил (Мят - Сели)расположен на юге Ингушетии, на границе с Грузией, на вершине горы Мьат - Лоам (Столовая), на высоте 3000 метров над уровнем моря, посвящён божеству Мят-Сели
Эгиш бутт (август)- Мяцкали бутт
Тав бутт (сентябрь) - Тау -бутт - месяц отавы
Ардари бутт (октябрь)У ингушей десятый месяц Ардари бутт - месяц молотьбы. Параллельно он именовался: месяц рогов, месяц ворон, месяц ветров.
(Примечание: Осенний месяц назван так в связи с тем, что осенью олени сбрасывают рога. Аналогично объясняются названия связанные с ветрами и воронами. Осенью холодает, становится ветрено идут дожди,Осенью и зимой вороны концентрируются у животноводческих комплексов. Эти сообразительные птицы пpeкрасно приспособились к соседству человека)

В последним в году земледельческим праздником вайнахов был праздник урожая. Он не имел определенного дня, а праздновался произвольно, в зависимости от времени завершения сельскохозяйственных работ, а, следовательно, и погодных условий года. Праздник известен под названием «марс пхйора» (жатвенный ужин); отмечался он каждой семьей отдельно по окончании жатвы.
Во время ужина умершим родственникам делалась передача, т. е. символически пересылалось угощение и произносилась при этом молитва «Дай бог, чтобы у них (покойников) урожай был хороший от того, что мы передаем, пусть будет им польза». По свидетельству первого ингушского этнографа Чаха Ахриева, ингуши считали, что умерший жнет солому на загоне своих родственников, пока те не сделают по окончании жатвы марса пхьора.
Ужин сопровождался следующей церемонией: поставив возле очага ужин, самая старшая женщина в семействе брала в руки щипцы и, дотрагиваясь ими до каждого блюда, говорила: «Да будешь пищей такому-то (называлось имя покойника). Обойдя таким образом, все яства, она выливала около очага брагу из чашки, находящейся у нее в руках. Затем уже все члены семейства принимались за трапезу. К «жатвенному ужину» подавались лучшие блюда, брага, пиво, арака, ибо люди верили, что все это будет достоянием их умерших родственников.
Особое место в этом обряде, как мы видим, занимала старшая женщина, которая по традиции у всех горцев считалась хранительницей очага. Данное обстоятельство указывает на древность праздника, который можно отнести к эпохе материнского рода. В основе «жатвенного ужина» лежал культ мертвых, от которых, по верованиям народа, во многом зависело благополучие. Подобно многим другим народам, вайнахи обычно воздерживались от употребления нового хлеба до праздника урожая. Из зерен первых срезанных колосьев готовили бублик, который подвешивали в доме на самом почетном месте. Пищу, изготовленную из зерна нового урожая, должны были сначала попробовать либо хозяйка, либо первенец или наиболее удачливый член семьи: считалось, что это обеспечит благополучие всей семье. Кстати, подобное поверье бытует до настоящего времени. У вайнахов бытовал также обычай по окончании уборки урожая готовить большой пирог с говяжьим или бараньим салом, который они делили по числу членов семьи и от их имени раздавали соседям.

Эрх бутт (ноябрь)
Огой бутт (декабрь) -Ог / Агой - Защитник девушек. (ингуш. Огой-бутт - Декабрь).
Дни недели :
Оршот - понедельник
Шинар- вторник (от ши -2)
Кхерар де -среда (от кхо 3 серединный день)
Ийран де -четверг (от ийр-4, 4 день)
Пхярска - Пятница (от пха- 5 5 день)
Шотт- Суббота (от Оршот понеденьник)
Кхиран де -День Камня Воскресенье)

Счет ингушей:
Ца (огонь)- 1./ Ши (лед) -2/ кхо (камень) -3/ Ди, Ийр (день, утро) -4/ Пха (мастер) -5/ Ялх ( -6 / Ворх (7 предок)-7 / Барх (8 предок)-8 / Ийс (на краю) -9/ Итт 10
Ца (Цоагал: лиса, циск "кошка",)/ Ши (Шинар- Телец)/Кхо (Кхок -Голубь)/Пха(Пхагал-Заяц, Пхад "Лягушка"), Барх(Богапхид "Черепаха")

У ингушей 20 ричная система исчисления
50 - шовзткъа итт \шозза ткъо + итт, т.е. 2 х 20 + 10\
60 - кховзткъа \козза ткъо , т.е. 3 х 20\ (а не 6*10)
90 - дезткъа итт \ диазза ткъо+ итт, т.е. 4х20 + 10\
100-бIаь \ бIа - глаз\
24- ткъаь диъ \20+4\
1000 - эзар.
Tags: ингуши, ингушский календарь
Subscribe

  • АРЧИНСКИЙ ЯЗЫК

    Арчинцы-численность в России, в соответствии с переписью 2010 года, — 12 человек Этот язык настолько уникален. В нем столько звуков, алфавит…

  • ТОТЕМ МЕДВЕДЯ

    Аварский язык: ci: медведь Чадаколоб: ši: медведь Андийский: seji: медведь Ахвахский: šĩ: медведь Чамалинский: sehĩ: медведь Тиндинский: sī̃:…

  • ПАМЯТЬ

    ПАМЯТЬ: это способность к накоплению (запоминанию) хранению и воспроизведению опыта и информации. Происходит от праслав. *pamętь, от кот. в числе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments