Ислам (akievgalgei) wrote,
Ислам
akievgalgei

Category:

ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ


Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте.
На протяжении длительного времени народные лечебные средства сосредоточивались в руках знахарей. Многие из них, оберегая свое ремесло, хранили их в тайне.
[Spoiler (click to open)]
Опыт народной медицины был предметом внимания исследователей-кавказоведов ХVIII-ХIХ в

«Кугаж б1айха лелабечун – лазар хургдац» (кто будет ноги держать в тепле, тот не будет болеть).

Ингуш.язык лор: лекарь


ДУМИ/ДЫМИ: КУРДЮК
Лечение курдюком. Курдюк, предназначенный для лечения, нельзя было солить. Его резали, затем жарили на слабом огне, получали масло из курдюка, добавляли к нему мёд и натирали грудь. Лечили этим составом больные колени. Курдючное масло и масло внутреннего жира смешивали и натирали этим составом грудь при простудах. Курдючное и ореховое масла считались чистыми, верили, что они питают мозг.
При туберкулёзе прикладывали большие куски курдюка на голое тело до талии. За несколько дней из курдюка весь жир всасывался в тело. Курдюк лечил и внутренние раны. Если человек получал ранение в голову, могли затолкнуть в эту рану свежий кусочек курдюка. Это было и дезинфекцией и лечением. До сих пор пожилые женщины советуют для лечения головы и глаз класть на голову курдюк только что зарезанного барана.
О целебных свойствах курдюка старики говорят много. Курдюк резали тонким слоем и укладывали на голову. Курдюк мог быть не в каждом доме. От свежего курдюка раны стягивались и быстро заживали. «Курдюк с мёдом – и не будет болезней» - говорили в старину. Курдюк плавили в масло, затем смешивали с мёдом и натирали при простудах. Для лечения туберкулёза прикладывали большие куски курдюка на голое тело до талии. За несколько дней всё масло из него втягивалось в тело. Курдюк использовали для лечения самых разных болезней.

ЧЕРНАЯ ШЕРСТЬ
Лечение чёрной шерстью. Чёрную шерсть использовали для лечения больных ног, прикладывая ее к ним. Также ею лечили лёгочные болезни. Для этого аккуратно состригали шерсть, сохраняя структуру шерстяного слоя. Затем накладывали этот слой на голое тело – спину и грудь – в виде майки или телогрейки и оставляли на неделю. Это излечивало лёгкие. Говорили, что каждая шерстинка вытягивает болезнь.

УШИБЫ
Для лечения ушибов жарили верхний слой шерсти на сковородке. Затем ушиб, например на ноге, смазывали маслом, сделанным из внутреннего сала, клали эту шерсть поджаренными ворсинками на ушибленную часть ноги, и оставляли на время.

ГОЛОВНАЯ БОЛЬ
В лечении головной боли помогало масло буйвола. Для этого ложку масла и ложку пропущенной через мясорубку ореховой массы смешивали и прикладывали на голову на несколько дней.

НУТРО ЖИВОТНЫХ
Ингушские предания свидетельствуют о лечении больных, особенно детей, с помощью животных. Детей больных неврастенией опускали в теплый живот зарезанного животного, в котором он должен был заснуть, что являлось подтверждением его излечения.
Старики рассказывают, что популярный в народе певец Цицкиев Идрис Боскарович, родившийся слепым, не мог ходить по причине своей слепоты. Ему подарили ягненка, который все время лежал рядом с ним и он постепенно вместе с ним научился ходить.

ДЫЛЛ: БУЛЬОН
Потребление в пищу костных и костно-мясных бульонов во все времена использовали для отпаивания раненых, больных.
Полезным считается куриный бульон.

Для лечения больных воспалением лёгких предлагали съесть одному в течение нескольких дней мясо годовалого козлёнка.

При легочных заболеваниях использовали пчелиный мед, делали растирание жирами барсука, медведя. Эффективным считалось горячее молоко с добавлением барсучьего, козьего и медвежьего жиров. При сильных воспалительных процессах ребенка сажали в брюшину свежезарезанного бычка.

Полезным напитком, очищающим кишечник, считалась сыворотка. При простудных заболеваниях, воспалении лёгких, в том числе, давали тёплое молоко с козьим жиром (газа даьтт). Оно имелось почти в каждой семье.

Молоко и масло буйвола считались лечебными. Масло считалось хорошим питанием для мозга.

ЛЕЧЕНИЕ ОЖОГОВ
Ингушские лекари умели лечить ожоги. Существовали различные способы, один из которых был использован Тангиевой Фадман в 1975 году (п. Карца) во время лечения обожжённых ног девочки, которой прогнозировали врачи ампутацию конечностей. Женщина взбивала желтки, жарила их до образования чёрного яичного масла, и смазывала им поражённые участки ног. В результате, ноги излечились.

Для этого они собирали овечье молоко в большой котел и варили его пока 1/3 не испариться, а когда масса эта достигала температуры тела, туда окунали пораженные части тела (Там же).

АМПУТАЦИЯ НОГ
Антонов огонь (газовая гангрена) лечился теми же едкими веществами (квасцы, мышьяк и др.) и различными травами. Ампутации ингушские лекари не делали совершенно, а прибегали к сберегательной, щадящей терапии.

ЧОВ: РАНЫ
При огнестрельных застарелых ранах с раздроблением костей и присутствием посторонних тел (пули, секвестры, осколки) в отверстие раны вносилась, как можно глубже, толстая турунда из тряпки, смоченная едким веществом, обыкновенно мышьяком, и оставлялась там на несколько дней, что вело к расширению раны. В эту рану вставлялся рог и высасывался скопившийся в глубине гной, частицы омертвевшей кости, пули, осколки и другие посторонние тела. На огнестрельную рану прикладывали 2 раза в день мазь из смолы чинары с медом и яичным желтком попеременно с тертою морковью, вложенную в тряпку - до уничтожения воспаления.


ОСТЪЯЛР: ПЕРЕЛОМ
При переломах конечностей, их оборачивали в шкуры только что убитого барана, козы, внутренняя сторона которой обращена к поверхности тела. Засыхая, шкура образует твердую и неподвижную коробку, в которой покоится страждущий член (догипсовый период). Шкуру, снятую со свежеубитого животного, употребляли и как ванну, куда заворачивали рахиточных и гипотрофичных детей, воспаленные суставы, конечности. Куски курдюка (жир, висящий у хвоста баранов) вкладывали в свежую рану, в область мозга после трепанации черепа, на воспаленную рану, сустав в виде компресса.



ЗИППАР: шина |лубок|. накладываемая на пе-релом конечности
При переломах накладывались шины (зепараштохар) из доски, или жерди, сплетенной из хвороста, или из специально приготовленного на яичном белке теста из муки (белхьам), которое при завертывании превращалось в своего рода кожух. Такого же рода белхьам из муки с маслом в теплом виде прикладывали для ускоренного завершения процесса воспаления, например, панариций. Для ускорения созревания панариции прикладывали также слегка пропеченный лук и немного примятый подорожник. Для созревания панариции делали проколы гнойника, протягивали через него нитку и завязывали узлом. Это кольцо обеспечивало постоянный отток гноя через отверстие.

ХЬАТТ: ЛИШАЙ, ЭКЗЕМА
ХИНЖАБАККХАР: ЛЕЧЕНИЕ ЛИШАЯ
: букв.вытаскивание гниды
При экземах и лишаях применялось "вытаскивание гниды" когда лекарь иголкой из-под эпидермиса с определенного участка кожи вытаскивает маленький кусочек подкожной ткани, скорее нервное окончание, размером с гниду.

КХАРТМИГЬ: КОРЬ
Применение имитативной магии мы наблюдаем при лечении КОРИ у ингушей. Для заболевшего корью ребёнка определяли отдельное помещение, на окнах вешали полотно красного цвета.
Обёрнутый красной материей обруч они ставят на подоконник – на видное для больного место. И так как корь ассоциируется с красным цветом, то считается, что болезнь переходит на красный предмет.
Такие болезни как корь (хьесто-лазар), крапивную лихорадку, золотуху, порчу, также лечили приговорами магического характера. При кори ребенка старались изолировать от всех, вывешивали перед ним материю красного цвета и приговаривали: «Хьо хоза дара аьлашта....
(«Краше бы тебе среди знатных. Лучше бы тебе среди богатых. Не лечить тебя в нашей грязи, в нашей нищете. Как появилась ты среди нас, так по-доброму и уйди от нас».
После такого заклинания вокруг головы больного три раза проносили чашку с водой или молоком. Затем воду выливали на улицу, а молоко отдавали бедным, чтобы болезнь ушла как эта вода. Больному корью нельзя было видеть собаку, а также нельзя было босиком ступать на пол (земляной).

ЛЕЧЕНИЕ ОСПЫ: К1ИГ/МОРЗГАЛ
Оспопрививание делалось издревле. Делались насечки на руке маленькими острыми клещами, предварительно смоченными с жидкостью со струпьями человека, переболевшего оспой (способ приготовления этой жидкости остался тайной).
ЗАГОВОР ОСПЫ
Ингуш.язык Дошо цIy — покровитель оспы, дословно «Золотое божество». По сведениям Б.Альборова, ежегодно на сырной неделе ко дню почитания этого покровителя, заготавливали кувшин с маслом, пироги, сыр. Приглашали в гости односельчан и после молений пировали. Главными участниками праздника были женщины.
Вынув из кувшина масло, хозяйка говорит: «О бог оспы, свои оспины милостиво от нас отошли» и т. п. Напитки на празднике не употребляли. 
При заболевании человека оспой, члены его семьи соблюдали определённые правила: Нельзя показывать такие чувства как печаль и тревогу, удивляться количеству оспин на теле больного, напротив же, следовало быть весёлыми и говорить «золотая, хорошая, уйди от нас». Кто-нибудь из близких должен был развлекать больного. Также запрещалось раздавать огонь, еду из комнаты больного, шить, носить оружие, курить, входить с грязными ногами, иметь половые сношения. Позволено было резать курицу только чёрного цвета, кровью которой поливали четыре угла дома.

Когда болело ухо, в него капали подогретый мед.

При болях в суставах, шейном и поясничном радикулите делали массаж и растирание с оливковым маслом (зейт даьтта) или давали пить 2-3% йодистый калий (кIай молха «белое лекарство»).

При вывихах больших суставов, после их вправления, суставы натирались яичным маслом и камфарой, обкладывались ватой, забинтовывались и вкладывались в специально сделанные деревянные или железные чаши по величине суставов.

Интересный способ определения переломов костей, который заключался в следующем: к поврежденному месту прикладывалась лепешка из просовой муки, яичных желтков и меда. При снятии через сутки с места перелома лепешка окажется не высохшей.

При вывихах шейных позвонков больного клали на спину на ровном месте. Лекарь, сидя сзади больного, упирался ногами в его плечи, ухватившись обеими руками за голову, сильно протягивал на себя, затем, обложив ватой шею, накладывали на нее липовую кору (шина), намазывался бинт (тряпка) яичным желтком, смешанным с мукой (белхьам) и забинтовывалось на 18 дней, после чего выжимался сок из кожуры толченых лесных орехов и ежедневно втирался в область шеи.

ТРЕПАНАЦИЯ ЧЕРЕПА
Больного клали на длинную скамью (нары) плашмя, вниз лицом. Двое помощников садились ему на спину и бедра. Ноги и руки связывали, больному давали держать во рту уголок одеяла или подушки, чтобы не сломал себе зубы. Лекарь острым ножом (мокху) делал разрез предварительно обритой кожи головы, отворачивал вокруг раны или травмированной части головы кожу, вынимал сломанные кости или инородные тела и скоблил кость остро отточенным инструментом (гам).
Выскоблив ушибленное место черепа, хирург почти обнажил травмированную часть мозга. После этого лекарь взял рог барана, поставив его к ране широким концом, он стал резко высасывать воздух. Затем лекарь извлёк тёплый мозг из только, что забитого козлёнка, приложил его к свежей ране больного и сделал перевязку. Перевязки делали через каждые два дня, пока на истонченную кость не наплывала костная мозоль и рана не закрывалась.

Для уменьшения болей применялись;
сдавливание конечностей до резких болей, опускали в бочку со льдом, нарочно вызывали боль в другом месте, чтобы отвлечь внимание от места операции.
Например, резкие боли при панариции успокаивали игрой на балалайке специальной музыкой. Мотив этот под названием «Мотив для облегчения нарыв на руке» записан композитором А.Давиденко и нотная запись его дважды опубликована 1927 и 1929г.
А в газете « Известия» от 25 июля 1985г. опубликована статья «Операция под музыку» где приводится сообщение западногерманских врачей бремен, что при «научного» обоснования применяли музыку для облегчения страдания больных.
Писал В. Шведов. - Костоправы горцев заслуживают всякого удивления: искусство их и легко и всегда верно». О народных лекарях Н. Ф. Дубровин писал как о специалистах, «…отлично изучивших лечение переломов костей и ран, нанесенных огнестрельным оружием».
Щитовидная железа – турскепа наб
Шприц – маха
Шов, швы – ов, овна
Шина – зиппар
Транс – шовкъ
Сосуд – пха
Вена - миа
Больница – дарбанче, лазара-цаа
Боль – лазар
Бледный – беса
Бинт – кис, фашоасильг
Барабанная перепонка - лерга-потт, лергабад
Гной - нIод
Веко - б1арганог1ар (глазная крышка)
Большеберцовая кость – буност
Больной - унахо
Бровь – ц1ацкъам
Череп - тит

ТРАВОВЕДЕНИЕ
Ингуш.язык аьнджолг (-аш) й, й, “трава, альтейский корень”, употребля­ется как отвар для лечения тифа, крапивницы, горячки

Ингуш.язык хьаджбуц: мята” употреблялась против эпидемичес­ких заболеваний, ею натирались, бросали в питьевую воду, устилали комнаты и постели

Ингуш.язык човбуц» (володушка) – буквально «трава для ран»;

Ингуш.язык селенгIа//сандарг1а (-ш) й, й “омела белая” — растение-пара­зит, растущее на старых грушевых деревьях, употребляется против повышенного кровяного давления.

Ингуш.язык нIанийдоахарг (золототысячник) – буквально «трава для удаления глистов»;

Ингуш.язык даьтта доккху ба1 – сафлор буквально «репейник, выделяющий масло» (применяется для смазывания ран);

Ингуш.язык маьлха буц» - «солнечная трава» (отваривалась и употреблялась против зубной боли и при нарывах);

Ингуш.язык хьонк: черемша
Черемшу потребляли как в жареном, так и в варёном виде. Верили, что черемша является хорошим профилактическим средством от многих болезней. Согласно поверьям, черемшу в обязательном порядке ели три раза в сезон.
Ингушетии черемша растет практически во всей лесистой и предгорной территории, а также на некоторых горных склонах. Как правило, она растет в буковых рощах, да и прорастать там она начинает раньше. Считается, что корни бука поддерживают тепло в почве, и черемша под ними просыпается ранее всего.
В пищу используют луковицы («хьонк-маьчеш»), свежие побеги («оаргам»), листья («лорд»), и цветочные побеги («Iарш»).
Ингуши очень любят черемшу и говорят, что черемшу в обязательном порядке следует поесть хотя бы три раза за сезон. Существует даже поговорка: «Лучше всего есть (за сезон) черемшу 9 раз, желательно -7 раз, просто необходимо – 5 раз, ну в крайнем случае, хотя бы 3 раза, без этого нельзя».
В прошлом осенние луковицы закапывали в землю и доставали по мере необходимости. Их давали соседям и родственникам как лакомый гостинец, подчеркивая при этом, что это заготовка месяца, «когда кричит олень» (так ингуши называли месяц октябрь).
Известны случаи, когда уехавшие в Европу чеченцы и ингуши собирали ее в лесах, а кто-то даже попался на этом и имел большие неприятности с местными властями, т.к. собирать это растение там запрещено.

Ингуш.язык нитт: крапива
Крапива, по мнению старожилов, излечивала гипертоников, лечила простудные болезни. Считалось, что отвар из крапивы полезно пить в качестве укрепления иммунитета. Для лечения ревматизма хлестали крапивой больные участки тела. Крапиву могли заготовить и на зиму.
Хорошим средством для лечения суставов считался отвар крапивы;
Весной молодую крапиву резали на куски, затем перетирали и, добавив соль, ели. Ели со сметаной, со свежим творогом. Применяли крапиву и в качестве начинки для тоненьких пирогов – ч1аьпилг.

Цица (-ш) й, й "тмин’— вид укропа, употребляется как пря­ность, кладут в домашние колбасы, хранят с сушеным мясом, служит приправой к соусу;

Ингуш.язык Дзаіпар (-ш) д, д — название травы, из которой делали чер­нила и красили усы и бороды



Для лечения простудных заболеваний пользовались настоем шиповника и мяты, проводили ингаляции над паром вареного картофеля.

при перемещающей лихорадке – отвар плод калины или мяты.

3. при поносе отвар диких груш, желудей, кашицей из грушевой муки.

4. при болях в суставах делали массаж, растирание с оливковым маслом.

5. для отхаркивания мокроты - отвар лакричного корня

6. в качестве мочегонного применялись настой липового цвета или арбуз.

7. при обнаружении глистов давали кушать сырые тыквенные
семечки.


ЛЕЧЕНИЕ ЦИНГИ
ингушский язык химякх: хлеб с древесной корой, средство от болезни цинги, хлеб с примесью опилок и трав.

Чеснок с простоквашей считался целебным блюдом.

Использовали семена тыквы для изгнания глистов из организма.

Губительное воздействие на дизентерийные бактерии оказывал кизил. Ягоды кизила помогали при кожных заболеваниях и экземах, их использовали при нарушениях обмена веществ и склонности к полноте.

При низком давлении использовали смесь семян грецких орехов с медом;

Болячки и ссадины на ногах лечили подорожником и др.

Ингуш.язык кхор: груша
Дикую грушу собирали, мыли и в деревянной бочке заготавливали на зиму в родниковой воде.
Дикая груша полезна от кишечных болезней.

Ореховое дерево ингуши считали ценным и называли его «боча б1ар» (любимый орех).

ЛЕЧЕНИЕ ЧЕСОТКИ: ГИРЗ
У чеченцев и ингушей чесотка считалась заразным заболеванием. Для ее лечения применялись: смесь древесного угля, кислого молока и серы, квасцов и мыла, масла и серы.
Как известно, современное лечение чесотки в медицинской практике связано с применением серосодержащих мазей.

Чесотку лечили также мазью, приготовленной из растертого с серой и горячим бычьим салом корня девясила.

Ингушские лекари больных купали также в воде, куда добавляли золу; кипятили березовый уголь и натирали кожу, отчего она грубела и утолщалась, а затем ее натирали свежим жиром. Для смягчения кожи делали ванны с отваром чемерицы, корней и листьев рододендрона, девясила, чистотела. Корни конского щавеля с кислым мо- локом в виде настоя накладывали на пораженный участок. С этой же целью использовали свежевыжатый сок листьев татарника обыкновенного.

Ингуш.язык вирбаI «татарник» – букв. ослиный репей (чеч. так же)

В качестве средства для лечения заболеваний желудка, сопровождавшихся потерей аппетита, применялся порошок из сушеной конопли и редьки в равных частях.

Для цежения молока и напитков ингуши использовали огар «нежный ковыль»


Травы в лечении болезней применялись как в свежем виде, так и в виде порошков, кореньев и семян. Сбором многих лечебных трав занимались в период их цветения. Лекарственные растения высушивали и хранили в специальных мешочках.
мед: 1 собиратель целебных трав,2 имя муж
медар: лекарь |в| - имя муж.
медар-някъан: медаровы. род, фамилия в ингуше-тии.
РАСТЕНИЯ НА ИНГУШСКОМ ЯЗЫКЕ
виршура «молочай» – букв. ослиное молоко
динбарг «подорожник» – букв. копыто коня
сагалбуц «полынь» – букв. блошиная трава
кIабуц «пырей» – букв. трава пшеницы
мергIилг «травинка»
къахьбуц «чернобыльник» – букв. горькая трава
мистаярг «щавель» – букв. кислая
вирбаI «татарник» – букв. ослиный репей
дынкхал «конский щавель» (букв. коренной зуб лошади);
епар «душица»
къахьа овла «хрен» – букв. горький корень
говрмерз «хвощ» (букв. волос лошади);
ханжий буц «куриное просо» (букв. трава для гнид)
кхалмолх: “горошек лесной”, букв, “зубное лекарство’’
дж1алийнитт (-аш) б, б: яснотка букв. “собачья крапива"
дзиз: цветок


В структурном отношении названия травянистых растений подразделяются на простые (нитт, чIим и др.), сложные (дынбарг, къахьбуц) и составные (нарсий буц; хьажйоагIа буц).нарсий буц «укроп» (букв. трава огурцов
Например: в общем названии гриба «жIале нускал» (букв. собачья невеста) прилагательное «жIале» (собачий, -ья)
акхтарг — серый тополь.
алинг — мак
аьрг — тростник
бодиг — лапчатка, мурава
баппа — одуванчик
боал — вишня
беттадуарг — редиска
баьцовг1а — растение
боамби — хлопок
болак — топинамбур
борц — просо
бурч — перец
бурак — свекла
буц — трава
б1ижг — репейник
б1ар — орех
вирба1 — татарник
вирнахч — вид грибов
вирч1им — дудник
гета — лен
г1амг1а — абрикос
дакх: береза
дуг — рис
дургал — нектар
ецхам — брусника
ж1аленитт: яснотка
ж1аленускал — гриб
зайт — олива
заьзг — можжевельник
зиза — цветок
зийболг — фиалка
илдара хьарж1ак — высокий лопух
йоарх1 — бурьян, сорняк
кен — овес
коартол— картофель
коаст — кора
кок — терновник
кондар — чабрец
корс — хвоя
кот — трава
кхазар — смородина
кхе, кхеш — фасоль
кхоаз — люцерна
кхор — груша
къоахк — клен
к1абуц — пырей
к1арцхал — акация
к1омал — конопля
к1отарг — кустарник
к1удилг — крыжовник
лагаз — вид кустарника
лиега — вид кустарника
лилинг — сирень
липпарг — кирказон
маг1алди — сорняк
магаск — вид кустарника
марг1ал — лоза
маса — горный кустарник
миинг — ольха
мих — тополь
михоудорг — перекати-поле
моажаяр/дж1онка — морковь
мукх — яровой ячмень
мухинг — осина
муш— вяз (карагач)
мушкарт — вьюн
наж — дуб
нарк — облепиха
нарс — огурец
натка — вид кустарника
нацха — корнеплод
нитт — крапива
ниттий эреш — заросли крапивы
новрах — вид травы (из нее делают веники)
новрибуц — полынь веничная
оаргам — черемша
паста — дыня
поацолг — ромашка
поп — чинара, бук
пунчи — вид гриба
саьмарсаькх — чеснок
сандарг1а — омела
сибаз — перец стручковый
солсаг1аьле — тюльпан
сом — фрукт
сос — вид проса
сула — гречиха
сулхьа к1отар (я) — кустарник, из ягод которого изготовляют четки
сух — овсюг
тал — род дерева
татам — ширица (трава)
тоачув — калина
тоалув — белена
тхьамка — табак
турс — таволга
т1угаск — редиска
харбаз — арбуз
хаьлг — сухой стебель, росток
хаьс — овощная грядка
хаьссом — овощ
хиндак — ива
хо — хмель
хох — лук
худ-худараш — сорт травы
хурма (я, я) — финик
хьаг1 — вьюн
хьаг1алг — вьюнок
хьажбуц — мята
хьажк1а — кукуруза
хьайба — айва
хьакхий овла (ба) — букв. свиной корень, свиноройка
хьамиск — мушмула
хьамча га — каучуковое дерево хьандарг — шиповник
хьаржакъ — лопух
хьармакх — роза
хьаткъаш — борщевик
хьач — слива
хьаьрса хьач — алыча (букв.рыжая слива)
хьех — липа
хьовлашк — мать-и-мачеха
хьовча — эдельвейс
хьонк — черемша
ц1азам — клубница
пхьагалц1азам “земляника" букв, “клубника зайца"
ц1арак — черемша
циска комар — паслен черный(букв.кошачья ягода)
ц1аьшк — кустарник
ц1елорг — пион
ц1он — бересклет
ц1ув — род дерева
чайполк — гриб-дождевик
чайчил — папоротник
чахра — свекла
четакотинг — шишка (еловая, сосновая)
ч1агарк1алг — ландыш
ч1им — купырь лесной
ч1инжарг1а — бузина
ч1иштарг — лимонник
ч1онак — почка
шапша — персик
шарш — осока
шаш — рогоз
шаьмали — патиссон
шиш — азалия
шолх — черемуха
эрз — камыш
эсти — кизиловое дерево
ябакх — тыква
ялат — зерно
1аж — яблоня
1а1а — лопух
1онг- ольха








Человек, стремившийся стать хорошим врачевателем, раньше, весною, в первую среду после новолуния, брал в руки змеиную шкуру и тер ее в ладонях. При этом он приговаривал: «Великий Бог Дяла, пусть мои руки будут целебными». Все это повторялось дважды в последующие две пятницы. Все народные врачеватели проводили такой обряд ежегодно. Мой отец был лекарем и еще мальчиком заставлял меня тереть в руках змеиную шкуру». (В 1977г. рассказал врач Ахмет Сосиевич Куштов; записал И. Д. –в, см.: МЛВ, с. 303).

Заговоры по снятию сглаза были и раньше записаны учёными.
«1аьржа б1арг болча б1арг бале,
Сийна б1арг болча б1арг бале,
Жог1ара б1арг болча б1арг бале,
Арарча наьха б1арг бале,
Ал-алмазашта хилийталахь,
Лоаман з1оаголашта хилийталахь…
Если сглазил черный глаз,
Если сглазил синий глаз,
Если сглазил карий глаз,
Если сглазили чужие люди,
Пусть сглаз перейдет на ал-алмазов,
Пусть перейдет на горные вершины…
Причём «глаз снимали» не только с людей, но и с неодушевлённых предметов - продуктов питания, огородов, дома. Оберегали живность - животных, пчёл, домашнюю птицу. Оберегами могли служить и растения, и
части тела животного. С целью снять сглаз привешивали к пчелиным ульям красные лоскуты.
КОНСКИЕ ЧЕРЕПА долгое время устанавливались предками ингушей на изгородях, на пасеках для «защиты от дурного глаза».

Лекари были почитаемы и неприкосновенны. «Тойговзанче,лор е, эшкпхар — пхийн вужаж хинвац», т.е. строитель башен,лекарь, оружейник не подпадали даже под кровную месть. Они считались мехк-нах, т.е. значимыми для общества людьми (Полевой материал С. Мерешкова). Лекари имели свой арсенал методов и способов лечения.Были в народе костоправы, массажисты и другие специалисты, врачи, проводившие лечение хирургическим вмешательством. Часто складывались универсальные приемы и методы лечения тех или иных заболеваний. Ингушские лекари умели лечить инфекционные и кишечные заболевания, болезни головы, горла, носа, суставов, нервно-психические заболевания и др.
Значительную роль в сохранении здоровья людей играли профилактика и санитарно-гигиенические навыки. С раннего возраста детям прививали санитарно-гигиенические навыки: умываться по утрам, мыть руки перед едой. Опрятный человек вызывал одобрение общества. Признаком хорошего тона считался уход за внешностью.

Опыт народной медицины ингушей был предметом внимания исследователей-кавказоведов в ХVIII–ХIХ вв. Искусство горцев-врачевателей отмечалось А. Омаровым
, известным российским хирургом Н. И. Пироговым , В. Шведовым , Н. Ф. Дубровиным и др. О народных лекарях и народной медицине много сказано исследователями, врачами.
Subscribe

  • НЮХ/НОС

    КЛЮВ(ЗУБ)-НОС(НЮХ) Чечен.язык нох/нахаро: жеват.орган, клюв Ингуш.язык нух/нохаро: жеват.орган 1 нижняя |подвижная| челюсть живот-ного или нижняя…

  • УТКА ОТЕЦ ПТИЦЫ

    Домашняя утка — это водоплавающая, не очень крупная птица, предок которой — дикая кряква. Некоторые современные породы ведут свою родословную от…

  • ПТИЦЫ НАРОДОВ

    Примечательной  чертой устаревших верований у ингушей можно назвать традицию посвящения птиц божествам – названия двух из них, помимо «тушоли-котам»,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments