Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

ПАМЯТЬ


ПАМЯТЬ: это способность к накоплению (запоминанию) хранению и воспроизведению опыта и информации.
[Spoiler (click to open)]
Происходит от праслав. *pamętь, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. память, ст.-слав. памѩть (μνήμη, μνημόσυνον), русск. память, укр. пам'ять, белор. па́мяць, болг. па́мет, сербохорв. па̏ме̑т, словенск. рámеt «разум, рассудок», чешск. paměť, словацк. раmäť, польск. pámięć; связано с *mьnētī, *mьnītь; восходит к праиндоевр. *men-, *mnā- «думать».
ПАМИНАНИЕ-ВОСПОМИНАНИЕ

Аварский язык пагьму 'память';
Польский язык pamięć: память
Белорусский язык памяць: память
Сербский язык памћење: память
Украин.язык пам'ять: память
Болгарский язык памет: память
Даргинский язык пагьму: талант
Ингуш.язык пахьмут: 1 мастерство, 2 талант, дар
Ингуш.язык пайхамарал: пророчество
Ингуш.язык пайхамар: пророк
Лакский язык пайханмар
Лезгин.язык пайгъамбар: пророк
Табасаран.язык пайгъамбар: пророк
Таджик.язык пайгъамбар: пророк
Татарский язык пәйгамбәр: пророк
Башкирский язык пәйғәмбәр: пророк
Казахский язык пайғамбар: пророк
Осетин.язык пехуымпар: пророк
Чувашский язык пихампыр "божество"

ПИХАМПАР [пигамбар] – в традиционных чувашских верованиях бог, упоминаемый в обрядах после Турă, Кепе, Пÿлĕхçĕ. В мифологии отразились следующие представления о П.: находится в окружении Турă, является исполнителем его воли, совершает разъезды по земле и по велению Кепе раздаёт людям добрые качества, новорождённым – силу и здоровье, доводит до провидцев (ăрăмăç, мăчавăр и юмăç) пророческие видения; есть сюжеты, в к-рых он является ангелом-хранителем людей или покровителем домашнего скота, охраняя его от хищных зверей, в нек-рых молитвословиях к нему обращались как к вождю (или повелителю) волков (П. представлялся белым волком) с прось­бой «удерживать своих собак – волков». Чуваши верили, что от П. зависит плодовитость животных, особую любовь испытывает он к лошадям. К П. обращались и с просьбами помочь вырастить хороший урожай, его упоминали при совершении чÿклеме – обряда освящения нового хлеба и пива. Жертвенными дарами П. служили пиво, каша, бык.
Приписывание П. разных функций и приобретение им в представлениях чувашей антропоморфных и зооморфных образов связано с контактами различных культур Евразии в историческом прошлом, с трансформацией древних традиций в силу изменений религиозных верований. Сохранились скульптуры, изображающие П. в виде мужчины.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments