Ислам (akievgalgei) wrote,
Ислам
akievgalgei

Category:

ЭВЕНКИЙСКИЙ ЯЗЫК БРАТ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОГО ЯЗЫКА


Эве́нки (самоназвание — эвэнкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году; старое название — тунгусы.
Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары.
[Spoiler (click to open)]
Эвенки́йский язы́к (эве́нкский язы́к, устар. — тунгусский язык) — язык эвенков, один из языков тунгусо-маньчжурской семьи.

Эвенкийский язык давдын: победа
Эвенкийский язык давдымни: победитель
Эвенкийский язык давдыр: победа
Чечен.язык довда [довду, девдира, девдда] субъект во мн. побежать класса Д


Эвенкийский язык дукӯ-мӣ (3-е лицо дукуран): заполнить
Чечен.язык дукъа [дукъу, дуькъира, дуькъна] 1) заткнуть, затыкать; ӏуьрг дукъа заткнуть дыру, плотно закрыть отверстие; 2) засыпать, засыпать; ор дукъа засыпать яму
Ингуш.язык дикъа: |гл. формы - 1 утв. дукъ, дикъар, дукъаргда,: заполнить, наполнить, уплотнить |заполнением|, забить, сгустить клас Д


Эвенкийский язык бэлэгэ̄
: помощь
Чечен.язык белхи(bеlxi): помочь
пример: белхи бан – организовать помочь
Ингуш.язык белхий: помощь


Эвенкийский язык дегдэ: пожар
Эвенкийский язык дегды̄-мӣ: жечь
Нанайский язык дегдичиури: жечь
Орочский язык дегдэ-: жечь
Ингуш.язык доагде: жечь,сжечь
Ингуш.язык дягдечура: сжигающий

Эвенкийский язык дёго: костер
Удэгейский язык дага-: жечь
Чечен.язык сжечь, сжигать, жечь, обжечь, обжигать(da:go:): даго класса Д



Негидальский язык ва̄-: убивать
Эвенкийский язык ва̄-мӣ: убивать
Ульчский язык ва̄ву̇: убивать
Удэгейский язык ва-: убивать
Орокский язык ва̄вури: убивать
Ингуш.язык ве: убить
Ингуш.язык вув: убивая
Ингуш.язык вер: убийство
Ингуш.язык воаву: губит
Ингуш.язык воавер: губитель класс В
Чечен.язык вен [воь, вийра, вийна, вуьйр] см. ден 2,3: убивать


Нанайский язык ва̄ори: убивать
Эвенкийский язык ва̄рӣ: убийство
Эвенкийский язык вачин: истребление
Ингуш.язык вийчин: уничтожив
Ингуш.язык вер: убийство


Орочский язык бу: умирать
Орокский язык бувури: умирать
Ингуш.язык бу/бувр: убиваю-щий класс Б



Эвенкийский язык буни: смерть
Эвенкийский язык бунирук: могила
Эвенкийский язык бучэ: покойник
Ингуш.язык бен: мертво
Ингуш.язык беннараж: мертвые
Ингуш.язык буйче: убив класса Б

Эвенкийский язык илит-мӣ: стоять
Эвенкский язык илаттай: стоять
Негидальский язык илит-: стоять
Орокский язык и́ли́тчи́вури: стоять
Ингуш.язык латт: стоять
Ингуш.язык латтай: простояла
Ингуш.язык стоять (не работать): сеца латта
Чечен.язык латт: стоять


Эвенский язык хӣктай: тереть
Ингуш.язык хьекха/хьакха: тереть
Ингуш.язык хьекхийта: потер


Эвенкийский язык бадэ: лицо
Эвенкский язык бад "лицо"
Ингуш.язык бат: лицо


Эвенкийский язык Дылача: солнце
Ингуш.язык Дьялача: божественный
Чечен.язык Дела: бог
Ингуш.язык Даьл: бог
Корейский язык 달[dal] луна, месяц

Дяла, Де́ли — демиург, верховный бог ингушей и чеченцев. Он создал землю и миры, всё живое.
Остальные боги находятся в его подчинении. В основном, в преданиях они выступают как его дети.
Когда Бог создал землю, то спросил: «Кто же будет держать землю?» . Явились быки и сказали: «Мы будем держать землю, если люди не будут нас запрягать по вторникам на работы и если во время езды будут давать нам мочиться стоя» . На таких условиях они держат на рогах землю. Никто не сумеет нарушить условие. заключенное с быками при сотворении мира, и в «День быков» , или во вторник, никто из ингушей и чеченцев не работает.

Эвенкиский язык дуннэ: природа
Чечен.язык свет, мир, земной шар(du’nе:): дуьне
Ингуш.язык дуне: мир (земля, среда)
Эвенкийский язык дуннэды: земляной


Нанайский язык симуксэ: жир
Эвенский язык имсэ̇: жир
Ульчский язык симсэ: жир
Орокский язык симуре: жир
Валлийский язык saim: жир
Ингуш.язык сим: желчь
Ламрой-аккинский язык сим: желчь Чеченский язык стим: желчь
Аварский язык ццим, ссим "желчь". . Чамалский язык ссими "желчь"
др.-немец.язык seim – «патока»



Эвенкский язык хӣ: ты/ ингуш.язык хьо: ты/ чечен.язык хьо: ты
Нанайский язык буэ: мы/ ингуш.язык вэй: мы


Эвенкийский язык сӯ: вы
Чечен.язык шу: вы


ЭТОТ
Эвенкийский язык эр: этот/ ингуш.язык ер: этот/
Эвенкский язык эрэк: этот
Орокский язык эр: этот/Маньджур.язык эрэ: этот


ТОТ
Эвенкийский язык тар: тот
Эвенкский язык та̄р: тот
Орокский язык та̄ри́: тот
Маньджур.язык тэрэ: тот
Ингуш.язык дIара: тот , оттуда (тот)
Чечен.язык (dja:ra) д1ара: тот, та


Нанайский язык хай: что? кто?
Ульчский язык ӽай: что?
Орокский язык хаи́: кто, что?
Ингуш.язык х1ай: что?


Эвенкийский язык -мӣ: не
Ингуш.язык ма: не

Ороксий язык ана: нет
Ингуш.язык Iанне: нет, не
Тупинамба язык ani: не
Гуарани язык ani: не
Корейский язык 아니다, 안, 아니[anida, an, ani]: нет


Орокский язык э: нет
Орокский язык э: нет
Ингуш.язык а: нет

Эвенкийский язык куӈака̄н: ребенок
Негидальский язык коӈа̄ка̄н: ребенок
Ингуш.язык кIаьнк: мальчик
Мансийский язык канк: брат

Ингуш.язык къонах: мужчина
Чечен.язык къонах: мужчина


Эвенк.язык ани: подарок
Ингуш.язык 1а1а: подарок


Эвенкский язык так: соль
Ингуш.язык тух: соль
Алеутский язык таӷайуӽ: соль


Эвенкийский язык тыпала: глина
Ингуш.язык топпар: глина
Орочский язык типа: земля


Орочский язык акка: спина
Удэгейский язык ака: спина
Ингуш.язык юкъ/йовкъ: поясница (анат.), талия
Чечен.язык юкъ(юkъ): талия
Лезгин.язык юкь: поясница, талия
Ингуш.язык юкъ, букъ, дукъ, рукъ, вукъ: формы спины


Орокский язык ӈэ̄лэ: волк
Ингуш.язык нал: кобан


Орокский язык омо̄: озеро
Ингуш.язык 1ам-о: озеро

Эвенский язык -наки: если
Ингуш.язык нагахь: если
Айнский язык нэко (neko, ネコ) "если"
Лезгин.язык нагагь: если
Аварский язык нагагь: если


Орочский язык до̄гди-: слышать
Удэгейский язык догди-: слышать
Ингуш.язык дагада: вспомнить
Чечен.язык дагаданн(dagada:nn): вспоминать
Чечен.язык [дагадоуьйту, дагадаийтира, дагадаийтина] 1) понуд. от дагадан; 2) напомнить; кехато дагадаийтира дӏадаьлларг письмо напомнило прошлое
Ингуш.язык дагадайта: напомнить (сделать напоминание)



Эвенкийский язык бэгин: обморожение
Ингуш.язык бохь: обморожение класса Б


Эвенкийский язык некэ-мӣ: ходить
Чечен.язык дорога, путь(nеkъ): некъ
Ингуш.язык никъ бе: проехать (какое-то расстояние), пройти (какое-то расстояние)



Эвенкийский язык ӈэ̄лэт-мӣ: бояться
Орочский язык ӈэ̄лэчи-: бояться
Ульчский язык ӈэ̄лэчуву: бояться
Чечен.язык неӏалт: проклятый
Ингуш.язык наIалт: проклятие



Негидальский язык тийэ̄-: сжимать
Ингуш.язык ти1йа: сжимать

Негидальский язык токсо: облако
Эвенкский язык төгэчин: облако
Эвенкийский язык туксу: облако
Ингуш.язык дохк: туман
Чечен.язык туман(doxk): дохк
Исландский язык þoka: туман
Шведский язык tjocka: туман
Норвежский язык tåke: туман
Датский язык tåge: туман


Орочский язык сэ̄где: красный
Орокский язык сэгдэ(н-): красный
Орочский язык согдёи: жетлый
Ингуш.язык сегде, согде, сегад: зажечь


Орокский язык сагари́: черный
Ульчский язык сахарин: черный
Нанайский язык сахарин: черный
Эвенкский язык хакарин: черный
Маньджурский язык сахалянь: черный
Аварский язык чӀегӀераб: черный
Иврит : שחר (šaḥor): черный.
Ингуш.язык жогIара: карий
Чечен.язык жуг1ара: карий

Сахалин (Сахалян-улла: «Чёрная река»

Эвенкский язык корит: ухо
Грузинскийka: ყური (quri), ყერი (qeri): ухо
Ингуш.язык къор-де: оглушить

Эвенкийский язык хэнӈэн: колено
Орочский язык хэӈӈэ: колено
Ингуш.язык гона: коленный

Эвенкий язык дамга: табак
Ингуш.язык тхьамк: табак

Эвенкийский язык юкит "выход"
Ингуш.язык ехийт: выйти

Эвенкийский язык гирки: друг
Эвенкский язык гиркэ: друг
Чечен.язык герг-герга(gеrg-gеrga): поблизости друг от друга
Ингуш.язык гарга: близкий
Ингуш.язык гаргаваха: родниться


Эвенкийский язык гаки: ворона
Ингуш.язык къайг: ворона
Чечен.язык ворона(kъig): къиг
Эскимоский язык ಕಾಗೆ (kāge): ворона


Эвенский язык тураки: ворона
Чечен.язык туркх(turkx): крикун

Эвенкийский язык гаг: лебедь
Ингуш.язык гIаж: гусь
Эвенкийский язык гег: ястреб
Чечен.язык ястреб(g’irg’a): г1ирг1а

Эвенкийский язык гогор: лай
Чечен.язык г1ерг1а(g’еrg’a): реветь

Эвенкийский язык энӣн: мать
Удэгейский язык эниӈэ: мать
Ингуш.язык нан: мать

Эвенкийский язык юде-ми: выходить
Ингуш.язык юде: идет


Эвенкийский язык бэйӈэ: животное
Ульчский язык буйун: животное
ингуш.язык дийнат: животное

Эвенкийский язык ӈо̄ды: цветок
Ингуш.язык нитт: крапива

Нанайский язык сирэхэ: веревка
Ингуш.язык сярьг: проволока



Нанайский язык най: человек
Удэгейский язык ни: человек
Орочский язык не: человек
Нивхский язык нивх: человек
Ингуш.язык нах: люди


Эвенкийский язык дя: родственник
Ингуш.язык дя(даь): отца
даь воша: дядя (брат отца)
даь да: дед (отец отца)
Чечен.язык родственник, родственница по отцовской линии(dе:xo:): дехо

Эвенкийский язык дувэ: конец
Ингуш.язык духьиг: конец

Эвенкийский язык бокото: шишка
Ингуш.язык бог: шишка

Эвенкийский язык бе̄га: луна
Эвенкский язык бя̄г: луна
Ингуш.язык бутт/бетт: луна
Ахвахский язык боцӀцӀо: луна
Аварский язык моцӀ: луна
Даргин.язык баз: луна
Табасаран.язык ваз: луна


Эвенкийский язык тэгэт-мӣ: сидеть
Эвенкский язык тэгэттэй: сидеть
Ингуш.язык даг1а: сидеть

Орочский язык хӯ-: дуть
Ингуш.язык фу: дуть

Эвенкийский язык тумни-мӣ: плевать
Эвенкский язык тумнидай: плевать
Нанайский язык топин: плевать
Орочский язык тупичи-: плевать
Чечен.язык туй [туйнан, туйнна, туйно, туйга, д; мн. туйнаш, д] слюна; туй кхосса плюнуть; туйнаш кхийса плевать; <> туй таса уст. поплевать, сплюнуть (чтобы не сглазить)
Ингуш.язык тугаш кхувса: плевать


Орочский язык бо̄ки-: связывать
Ингуш.язык бехк: связать


Эвенкийский язык суреда-ми:рисовать
Ингуш язык сурт-дя: рисуя
Ингуш.язык сурт-дяд: (букв.рисунок создал) нарисовал
Удмуртский язык суредай, суредад: рисовать



Наиболее широко употребляемыми являются термины: эвенкийский-унгтуун: бубна

Ингуш.язык жаргIа - бубен.
Чечен.язык бубен(z-irg’a): жирг1а
Аварский язык жиргъин-жергъен « бубен»;


НЕНЦЫ-Ненецкий бубен (пендер, пендерко, тадибе-пензер ) имел круглую, реже овальную форму, небольшой размер (50-60 см в диаметре).
самодийский пендер: бубен (у самодийских народов и обских угров).
Ингуш.язык пандар: гормошка
Дахчан пандар - трехструнный музыкальный инструмент типа балалайки.



Эвенкийский язык кочокодё-мӣ: щекоч
Алтайский язык кычыкта: щекотать
Ингуш.язык гIадагIилг: щекотка
Ингуш.язык гIадилг: щекотка
Румынский язык gâdila: щекотать
Болгарский язык гъдел: щекотка
Ингуш.язык гIадагIилгаш даха: щекотя


Эвенкийский язык му "вода"
Киконго язык maza: вода
Японскийja: 水 (みず, mizú: вода
Ингуш.язык мицха: мытье


Согласно этнографическим исследованиям, в древности эвенки практиковали обряд воздушного погребения, который часто встречается и у народов, включённых С. А. Старостиным в гипотезу о сино-кавказской макросемье языков.

РЕЛИГИЯ ЭВЕНКОВ/РЕЛИГИЯ ИНГУШЕЙ
Традиционные верования эвенков – шаманизм и анимизм. В некоторых местах их придерживаются до сих пор.

Тунгусы считали, что мир делится на три части. В небесах живут божества Солнца и Луны и пасутся стада небесных оленей. Вход в верхний мир находится рядом с Полярной звездой. В нижний мир ведут подземные источники. Там живут злые духи и души умерших. Срединный же мир вместе с людьми делят духи природы. Душа есть у огня, гор, рек, многих растений и животных

Некоторые хищники из-за своей свирепости тоже заслужили у охотников-эвенков отдельных культов. С особым трепетом эвенки относились к медведям, считали, что медведи умеют превращаться в людей и понимают человеческую речь. А потому и обращаться к хозяевам тайги нужно уважительно. В год разрешалось убивать только определенное число медведей, и только соблюдая определённые правила. Нельзя было нападать на спящего медведя. А подходя к берлоге, нужно было отвести от себя и соплеменников подозрения в убийстве. Например, сказать: «Не тунгус к тебе пришел, а якут».

(У ингушей божество Хагар-ерда разрешал стрелять опред.число оленей)


Связь между миром людей и миром духов держали шаманы. Любопытно, что само слово «шаман» эвенкийского происхождения. Тот, кого называли этим словом, мог путешествовать по всем трем мирам, лечить болезни, общаться с умершими. Важной частью культа была шаманская атрибутика: костюм с множеством подвесок, шапка с рогами оленя-первопредка, бубен и многое другое.

Поскольку эвенки считают своим предком медведя и называют его дедушкой, они не выбрасывают кости съеденного медведя, а складывают в специальный лабаз на высоте двух метров от земли – то есть, как бы хоронят по такому же обычаю, как в древности хоронили людей.

Ещё одним тотемным животным для эвенков является ворон. Эвенки верили, что все вороны – это бывшие люди, которых боги превратили в чёрных птиц за нехорошие поступки. При этом ворон и медведь в представлении эвенков являются противниками, но ворон всегда сильнее. Поэтому, охотясь на медведя, эвенки мазали лицо чёрной сажей и размахивали руками, подражая воронам.

Эвенки также уважали оленя. В некоторых эвенкийских поселениях оленей до сих пор хоронят, как людей. Во время погребальных обрядов эвенки приносили оленей в жертву.

Эвенки обожествляли огонь и представляли дух огня в виде старушки. Они сохранили обычай кормления огня, когда после приготовления пищи в огонь надо бросить лучший кусок.

Взрослых людей эвенки хоронили в земле, а детей – на деревьях. Это потому, что дети, в представлении эвенков, слишком слабы, чтобы самостоятельно перенестись с земли на небо, а с деревьев их может подхватить и доставить в верхний мир птица.

Брак заключался после сватовства. Иногда молодым приходилось ждать свадьбы целый год. Свадьба обязательно сопровождалась выплатой выкупа – тэри.
Имущество наследовалось по мужской линии. Родители после взросления детей оставались в доме младшего сына. В некоторых эвенкийских племенах до XX века практиковались многоженство и женитьба на вдове старшего брата.

(У ингушей также)

А. Н. Радищев писал в описании Тобольского наместничества следующие строки о тунгусах:

… Ниже в восточной части, по берегам Кеная и Тима, другой, столь же дикий, народ, но видом стройнее и опрятнее, известной под именем тунгусов. [У] сего народа существует странный обычай угощать приежжаго или паче приятеля тем, что лутчее есть в доме, изготов<ляя> в то же время лук и стрелы на умерщвление того, который худо ответствовать будет приветствию угощающаго…[18

Аналогия как у ЭВЕНКОВ У ИНГУШЕЙ:
Доисламский языческий период(до 1900г) вся природа, по воззрению ингушей, была насыщена духами, которые были наделены такими же свойствами, что и человек. Такое одухотворение и есть проявление анимизма.

Верованиями ингушей признавалось, что весь мир населен добрыми и злыми духами, от произвола которых зависят судьбы людей.

Большим уважением пользовался бог Елта. Это царь лесов и зверей и одновременно он является покровителем охотников. Каждый охотник, особенно после удачной охоты, считал себя обязанным принести жертву божеству в виде рогов убитого зверя. По представлению вайнахов, в лесных дебрях обитают особые лесные духи – “алмасы”. Это что-то вроде славянских леших. “Алмасы” бывают и женского пола. Но если “алмасы” - мужчины, то они, по описанию ингушских стариков, действительно схожи с лешими. Все они имеют страшный вид, очень свирепы и коварны, тела их покрыты волосами. Лесные женщины - это страшные создания высокого роста, головы их украшают длинные густые рыжие косы. Подняв руки вверх, женщины - “алмасы” любят плясать при лунном свете.

По верованиям ингушей, существовал и Бог подземного царства – Эштр или Дела-Эштр. Почитая и боясь его, ингуши заранее приносили ему жертву.

В реках и горных ручьях, по представлениям ингушей, обитает дух или женское божество – Хи нана (мать воды). Своим “плачем” и печальными песнями она якобы предупреждает людей о предстоящих бедствиях. Обычай требовал, чтобы периодически женщины и девушки с молитвой бросали ей в руки жертвенную пищу.

У ингушей имелись священные камни. Интересные сведения по этому поводу находим в этнографической работе С.А.Хасиева.

осталось в памяти народа поверье, что камни эти содействуют размножению скота и оберегают пристанище его от дурного глаза и дурного помысла врагов.

В другом случае камню (гальке) приписывается очистительная роль. Например, повсеместно в Ингушетии считалось, что воду можно употреблять для всяких целей, если она прошла через три камушка. Или другой случай, когда камни излечивали больные и припухшие суставы.

Известен и другой случай, когда гальке приписывали лечебную силу жаропонижающего свойства. Для этого брали черную, предпочтительно плоскую гальку и, предварительно подержав её в студеной родниковой воде, обкладывали больное место. Особенно часто такое лечение применялось при врачевании живота и опухших нижних конечностей.

Существовала и особая богиня – мать ветров. Этой богине посвящали понедельники во время покоса и жатвы, чтобы она не разметала сено и хлеб.

в ингушской среде были развиты представления о “бессмертии души”, о “стране мертвых”, о “земле предков”. Люди, безусловно, верили в бессмертие своих сочленов родов. Этим и объясняется проявляемая забота о своих покойниках. Их хоронили в своих родовых или фамильных каменных склепах со всеми вещами, окружавшими их при жизни. Все эти склепы были действительно коллективными, многосемейными и даже родовыми усыпальницами. Надземные склепы насчитывали чуть ли не до двух сотен человек.

Был развит и культ домашнего очага. По представлению ингушей, домашний очаг – место священное, он неприкосновенен. Не только сам очаг, но и очажная цепь, огонь, котел, даже зола и сажа на потолке считались священными. Чем больше котлов насчитывалось в тейпе, тем он считался сильнее и почетнее.
При выходе замуж девушку трижды обводили вокруг очага с покрытым лицом, а подруги в это время пели песни с пожеланиями, чтобы молодая жена была “плодовита, как зола священного очага”, чтобы она была “прилипчива к мужу и семье, как сажа” и т.п.

Но особую роль огонь и очажная цепь играли во время распрей. Достаточно кровнику тайком пробраться в дом убитого и схватиться рукой за очажную цепь – и он спасен, ибо становится родственником убитого (молочным братом).

Особо почитались у ингушей медведь, волк, олень, кабан, орел, удод, ласка и др. По мнению кавказоведа Е. И. Крупнова, одним из самых почитаемых животных у ингушей был олень: его рога вывешивали над домом и помещали в комнатах в качестве оберегов. Не меньшим почтением пользовался волк: встретить его означало счастливую дорогу. Похвала «Он храбр как волк» являлась высшей оценкой муж. доблести. С птицами у ингушей были связаны различные поверья, поэтому мн. орнитонимы вошли в именослов. В фольклоре птица является воплощением чистоты и доброты. Священной птицей считали удода - с его появлением связывали начало весны, зарождение новой жизни. Среди ингушей был широко распространен культ благодатной птички - голубя (фаьра хьазилг). Анимизм у ингушей был связан с почитанием местных гор (Мят-Лоам (Столовая), Беш-Лоам (Казбек) и др.), священных рощ, пастбищ, скал, камней, рек и водопадов. В системе верований ингушей значительное место занимал культ домашнего очага. По представлениям вайнахов, домашний очаг - место священное, он неприкосновенен. Не только сам очаг, но и очажная цепь, огонь, зола и сажа на потолке считались священными. Чем больше котлов насчитывалось в тейпе (родовой общине), тем сильнее и почетнее он считался. До наст. времени одно из самых страшных проклятий звучит как: «Пусть погаснет очаг твоего отца». Название дома по-ингушски соответствует словам «огонь» и «очаг».

Так, напр., в засуху ингуши прибегали к обряду мистагударг, суть к-рого заключалась в вызывании дождя ряжеными в окружении детей и подростков. Их гоняли по селу, обливая водой. Магические действия применялись в животноводческой деятельности, охоте, ремесленном производстве, лечении. Местные знахари использовали обереги и амулеты из рогов и зубов диких животных, т. к. ингуши верили, что человеку можно нанести вред словом или взглядом. Вредоносная магия использовала обувь, кусок одежды намеченной жертвы, изображение, обрезки ногтей и волос. Отсюда появились 2 основных выражения: «обида» (хьам) и «сглаз» (бIарьг).
Большое распространение получила любовная приворотная магия. Она включала в себя действия, имеющие целью приворожить любимого человека или мужа: гадания, угощение ослиным мясом, вшивание в одежду заклинания, языка ящерицы и т. д. Особенно было распространено гадание на бараньей лопатке и камешках. Поверья, магические обряды и формулы систематизировались в «звездных книгах» (седкъа жайнаж). Их содержание хранилось в тайне от непосвященных и толковалось астрологами-ведунами (хьежа нах), которых наделяли загадочной колдовской силой. Кроме того, древние ингуши верили в существование злых и добрых духов. Они считали, что у каждого человека есть свой дух, охраняющий его,- двойник, дух-хранитель (тарам).
У ингушей существовал обряд посвящения в мужчины, когда испытуемый юноша для превращения в мужчину должен был поднять «черный камень»: «Он (черный камень) постоянно хранился в святилище на Цей-Лоаме, откуда жрец выносил его только в дни состязаний» (см.: Базоркин И. М. Собр. соч.: В 6 т. Магас, 2001. Т. 1: Из тьмы веков).

Умерших хоронили не раньше 3-4-го дня после смерти, будучи уверенными, что дух умершего 3 дня остается у тела на земле и лишь потом отходит вместе с погребенным телом или в могилу (более раннее верование), или в подземный мир. Покойника одевали в чистое новое платье и в полном вооружении, с шапкой на голове опускали в могилу. Возле него в яму ставили штоф араки и клали 3 лепешки, чтобы усопший по дороге на тот свет ни в чем не нуждался и мог сделать кому следует подарки. Потом подводили к могиле коня в полном убранстве и конец узды давали в руки покойнику. Коня 3 раза обводили вокруг могилы, причем один из стариков читал молитву, посвящая коня покойнику.
Божества разделялись по степени значимости и распространенности их культов на общеплеменные, региональные, сельские и фамильно-семейные. Пантеон возглавлял ингуш. Дала (Дела, Даьла) - демиург, создатель всего сущего: он создал небо и землю и все, что на ней
ЦIув - один из позднейших основных богов; Села - бог грома и молнии, отсюда «селаIад» - «лук Села» (радуга); Сигал - бог неба; Сата - дочь бога Села (Села Сата), иволга - покровительница невест, помогающая нахскому Прометею (Пхьармату) похитить огонь у отца; Тушоли - богиня деторождения, кумир женщин; Гушмали - один из богов; Хи-нана - мать воды; Елта - покровитель хлебов и охоты; Фурке - богиня ветров; Ерд - один из богов; Аза - дочь солнца (по др. источникам, мать солнца и покровительница всего живого на земле), она чествовалась 2 раза в год, в дни зимнего и летнего солнцестояния; Кинч - мать луны, однако культ луны не был столь популярен, как на Востоке; богиня вьюг Дардза-нанильг считалась матерью «7 сыновей», которые являлись звездами из созвездия Большая Медведица; Елта - бог охоты и злаков, сын бога Села, покровитель охотников и диких животных, часто принимает облик белого оленя.

Одним из основных мест отправления языческих культов на территории И. была Столовая гора. Там располагались 3 языческих святилища, посвященные 3 «патронам» И.: Мятцели, Мятер-Дала и жен. божеству Сусон-Дала. Гора считалась священной: ввиду природных условий она преграждала путь в горную И. холодным ветрам. В день летнего солнцестояния на Столовой горе устраивался праздник в честь 3 божеств. Жители И. и соседних регионов (Хевсурети, Мохеви, Осетии, Тушети) поднимались на гору с жертвенными животными и возносили молитвы Мятцели и др. божествам о здоровье и благополучии в сельскохозяйственных делах. Последним жрецом И. был Элмарз Хаутиев, проживший 157 лет,- он выполнял свои религ. обязанности до 20-х гг. XX в. (см.: Мужухоев М. Б. Проникновение ислама к чеченцам и ингушам // Археол. памятники Чечено-Ингушетии. Грозный, 1979. С. 51).

Горные туры имеют своего хозяина – божественного Хагар-ерда. Живет он в далекой своей пещере, имеет много своих диких зверей. Люди же стреляют по ним. Особенно много стрелял в них знаменитый охотник Итар.

Раньше у ингушей был охотничий обычай отрезать у убитого зверя правое ухо и вывешивать его во дворе.
Так вот, у Итара через весь двор было протянуто несколько веревок, на которых висело множество высохших ушей добытых им зверей.
Subscribe

  • ВУЛ/БУЛ/ДУЛ/ЮЛ: МЫТЬ

    Класса Б Ингуш.язык бул: умываю Ингуш.язык бил(биел): помой(очисти) Ингуш.язык билийт: вымыть Украин.язык білий: белый Чешский язык bílý: белый…

  • СЕГА

    Праиндоевроп.язык seg: гореть, жечь Чечен.язык сега [сига, сийгира, сегна] сверкать, сиять Ингуш.язык сега, сег, сийга, сийгар, сийгад: сверкать,…

  • СЕЙР

    ВÉЧЕР: часть суток перед наступлением ночи Ингуш.язык сайре, сейр: вечер Чеченский язык суьйре: вечер Эмилиано-романьольский язык sîra: вечер…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments