Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

ЕРДАНИТЕ



Ингуш.язык ерд: 1 владение, достояние, поле деятель-ности, 2 храмовый приход |гал-ерд|д| - храм тельца и его владения, тхаба-ерд|д| - храм овена и его владения.
ерд-з: демиург, творец.
ерда: духовная поддержка и помощь челове-ку.
[Spoiler (click to open)]
ерда: божество
ердаж: святой |языч|.
ердалте: геральдика, наука о гербах.
ердан во1: воспитанник храма
ердане : 1 святилище, 2 |д| - нечто святое.
ердаче: жреческое святилище
ерди-гув: |топоним| - название горы в окрестностях с.оалкума |алкуна|.
ердий: подручный, помощник жреца или ма-стера.
ерди-карт: путеводитель.
ердмыж: заместитель ведущего жреца
ердыж: ритуал.
ердым: подношение, подарок храму, выстав-ленный на обозрение паствы.
ердам: опытность
ерда: святилище
ердан-б1оаг1а: земная ось

Немецкий язык Erde: земля
Нидерландский язык aarde: земля
Английский язык Earth: земля
Датский язык jorden: земля

Ингуш.язык урд: надел земли
урд: доля, выделяемая наследнику при разделе имущества.
урдув: калым
урданвд: именной документ,удостоверяющий заключение договора лич-ного или имущественного страхования и его условия.

Исландский язык Jörð: земля
Норвежский язык Jord: земля
Шведский язык Jorden: земля
Фризский язык Ierde: земля
Ингуш.язык лард: основа (главное), фундамент
лардий : 1 лодошвеный, 2 относящийся к фундаменту,фундаментный.
Бельлас — главный вещий из числа горных духов
Убур — злой дух, вошедший в какое-либо животное; это вампир, пьющий кровь у человека
Ерда: божество
Тӏамаш-ерда — (Тамыж-ерда). В переводе с инг. «крылатый дух» (тӏам — крыло).
Амгали-ерда — брат Тамыж-ерда. Обитает на горе Будур-лам в селе Хули.
Молдз-ерд — Бог войны (в переводе с инг. «проворный дух»)
Магал(Маги-ерда) — был предсказателем, в его доме жила звезда ветров, змея и птичка-несущая благодать(стриж)
Мелер-ерда — покровитель напитков (вино, пиво). На западной .стороне Лаьжг, рядом с «Мелара-г1ала» в районе «Мелара кхаш» (пахотные земли, на которых выращивался хлеб и напитки для ритуальных праздников в окрестных сёлах)
Тамыж-Ерды и Амгали-Ерды
К святилищам, имевшим также узколокальное регионально-родовое значение, относятся Тамыж-Ерды («Ткъамыж-Ерд») и Амгали-Ерды, возведенные в честь одноименных божеств-патронов. Последние по преданиям ингушей считались братьями покровителя земледелия Мятцели[15]. Интересно, что святилище Тамыж-Ерды располагалось в пещере, а само божество представлялось в виде духа, явившегося впервые людям в образе почитаемого ингушами домашнего животного, вожака овечьих стад – козла («бож»), говорившего человеческим голосом и предписавшего обряды поклонения ему.

Языческие святилища богов:
Храм Молдз-Ерды- Горная Ингушетия с.Ольгети,IX-XIвв.
Молдз-Ерда-с.Ольгети,IX-XIвв.
Важагат"-VIII-Xвв.
Малад-Йерда"-ус.Ляжги,VIII-Xвв.
Морч-Села"-с.Моржчие.
Гал-Ерда"-с.Шоан,VIII-XIвв.
Балам-Ерда"-VIII-XIвв.
Итаз-Ерда" с.Ольгети.
Дзарака-Дэда"-с.Хулий,X-XIвв.
Йерпатие"-VIII-XIвв.
Маги-Йерда" в урочище Магате.
Ткъамаш-Ерда"-XIII-XIVвв.,Салги XIII-XIVвв

У всемогущего бога Дялы было много детей. Среди них были братья ерды - божественные Мятцели, Молдзы-Ерда, Амага-ерда, Хал-ерда, Тамаж-ерда и Саниба-ерда. Старшим из братьев был Мятцели. Он первым ушел из семьи и поселился на вершине горы Мятлам. Другие братья расселились по тем местам, где сейчас находятся их храмы. Лишь один из братьев, Саниба-ерда, как младший, остался на месте. К этим братьям подселились другие ерды. Так, к Мятцели подселились и породнились с ним ерды Мятар-Дяла и Сусан-ерда.
В год раз, а иногда и два раза, от Саниба-ерда ночью высоко вверх поднималось сияние. Цай-саг - жрец знал дни, когда обычно это происходило. В это время он и его подручные ночами наблюдали за храмом. Когда сияние возникало, то с утра начиналось празднество и в течение трех дней при храме жгли свечи и костры.
Все братья ерды незримо ходят среди людей. В последний месяц лета, в Сели-бутт, был определенный день, в который, считалось, ночью собирались все братья ерды и решали свои общие дела.
В ту ночь у всех храмов жгли костры и возносили моления.

Тхаба-Ерды"-IX-Xвв
Тхаба-Ерда -древний ингушский языческий храм в Горной Ингушетии. Что в переводе ХРам 2000 Солнц.
ТХА-ба-ерд - храм "Бога-Тха-Овна" Один из главных храмов Ингушетии, как головной храм выдавал лицензия на вид деят другим храмам, различным колониям по производству изделии оружия и тд В храме велся колендарный учет времени.
Тха(инг.) - бог, теос, покровитель овна

Некоторые прицпипы используемые для передачи информации и получениии информации:
При решении проблем получения и передачи информации из имеющихся вещественных предметов из прошлого,особенно при строительстве древних объектов,например в Ингушетии выявлены следующие моменты:
Научно-технические решения (с опережением времени на сотни лет).

- технология «Хамелеон»;

- аккумуляция воздушной влаги (плачущие, слезоточивые, кровоточащие камни);

- безинструментальная обработка камня (полное отсутствие каких-либо следов механического воздействия, при сохранности микрорельефа);

- термостатичность (стены строений двубортные, даже у древнего храма Тхаба-Ерды 8 век)

- угловые косынки (ребра жесткости);

- сейсмостойкость (боевые башни - высотные строения, расположенные в сейсмоопасной зоне).

В ингушетии оставлено невообразимо много информации предками.Нужен целый НИИ для изучения и прочтения ее..Пространство одним Земным шаром не закончится в этой информации)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments