Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Category:

МАСКА


Происходит от итал. maschera «маска», далее, предположит., из поздн. лат. masca «призрак»; дальнейшая этимология неясна.

Ингуш.язык мlаьжг (й) - маска
Английский язык mask: маска

Табасаранский язык маш: лицо
Гавайский язык maka: лицо
Индонезийский язык muka: лицо
Русский язык моська
Ингуш.язык муц1ар: рыло
Ингуш.язык муц1а: знак наносимый на лицо
муцольга-някъан: муцольговы, род, фамилия вингушетии.
Ингуш.язык муц1ар: свинья
хотя чаще - хьакх |е|, 2 рыло |часто -ц1умар|е||.
Гаэльский язык muc: свинья
Ирландский язык muc: свинья
Мэнский язык muc: свинья
Корнский язык hogh: свинья
Болгарский язык муцуна: морда
Македонский язык муцката: морда
Саамский язык šââ´ǩǩ: свинья

Чечен.язык туьтм1аьжиг: маска
Немец.язык Totenmaske: маска
Шведский язык dödsmask: маска

Чечен.язык туьта(tu’ta): череп
Ингуш.язык тути-ост: хирургический инструмент для вскрытия черепа типа зубила.
Ингуш.язык тути-б1арг: третий глаз, который просверливался у некоторых жрецов для постижения тонких материй и астральных полей.

Эрзянский язык туво: свинья
Мокшанский язык тува: лицо
Гуарани язык tova: лицо
Ингуш.язык тов/товр: подходящий к лицу, приличный
Белорусский язык твар: лицо

Ингуш.язык маьже: часть (организма, механизма)
маскур-някъан: маскуровы, род, фамилия в ингу-шетии.
масстийне: цирк.
масслений: всеобщий.
алмасс: углежег.
алмаст: 1 леший; 2черт, сводящий с ума.
алмаст-герз: психотропное оружие, воздействующее на мозг негативно.
алмастий : |алмаста к1орни| - |букв. ухажер лешего| - |русск. - тот, кого обошел леший| - каженик; у человека набл. потеря памяти, помешательство, бред, столбняк.

Ингуш.язык мирий: маска для исправления дефектов лица и придания ему человеческого облика.
мир: диво, чудо |дунен ворх1мир|д| - семь чудес света|.
миркха: 1 затес, срез, 2 отсек

Ингуш.язык лоавра: маска для формирования лица человека в древности
лоавва: 1|матем| - член упорядоченного множе-ства. 2 член тела.
лоаввал: 1 вычленение, 2 исчисление
лоаба: модель будущего изделия.
лоай: |архаичн| - стадия, мера длины
лоакъа: 1 правило для строителей |от ло|б| - к лоа|б| - мера, стандарт|

Ингуш.язык мас-лоч1къор: |букв. прячущая то, что вы-ставлено для обозрения масс| - маска





Под Новый год в чеченских и ингушских селах ходили в шубах наизнанку, в войлочных масках с рогами или с вымазанными сажей лицами.

Ю.Ю. Карпов, анализируя мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа, связывает культ волка с «функциями покровителя мира мужчин со всеми подразумеваемыми и сопутствующими представлениями, отразившимися в обрядовой сфере». 1287 Члены мужских объединений горцев практиковали ритуальное облачение в волчьи маски «перевоплощаясь в волков, воинов-псов».

Считалось, что оборотнем мог стать человек, нарушивший общественные и религиозные нормы». 1300 Сакральное значение культа волка исследователями определяется значимее, нежели медведя, в силу объединения в образе волка, «как биологической, так и социальной сфер: волк – символ единства всего племени, как особый социальный статус. 1301 «В мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной Америки образ волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины (или бога войны) и родоначальника племени… предок – вождь племени, выступает в образе волка или обладает способностью превращаться в волка». 1302 Культ волка символизирует обладание неким сверхзнанием, силой, удалью, позволяющим управлять. Недаром в нартском эпосе он выступает как родоначальник нартов. 1303 В ингушской фольклорной традиции образу молодца, удальца (инг. кIанта) сопутствуют эпитеты «волку подобный» (инг. борз мо), «рожденный в ночь, когда щенилась волчица» (инг. берза кIаза яьча бус ваьв), а сам волк считается священным зверем. «Он храбр, как волк», − говорят ингуши. Некоторые ингушские фамилии происходят от наименования волка: например, Борзовы, Борзиевы. Наречение новорожденного именем Борз является распространенным явлением в Ингушетии.
Волк, волчья стая олицетворяли единство и всеведение. О силе и значимости культа волка говорится в ингушском мифе, повествующем о том, как произошли солнце, луна и звезды. Он рассказывает о кузнеце, превратившемся в Солнце, «от удара волчьего (курсив мой. – П.А.) молота» которого «сверкали молнии и весь мир содрогался от грома», а «зажженный в его кузнице огонь, освещал весь мир»
Subscribe

  • ОДЕЖДА ИНГУШЕЙ И ЧЕЧЕНЦЕВ

    Одежда Барзакъ ‘верхняя одежда’. Вайнахское: ингуш.яз барзкъа. Происхождение не ясно. С равной долей вероятности может быть образовано от основы…

  • ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК

    Осетинский язык абрек абырг/ ингушский язык абарьг "абрек" Осетинский язык бабушка нана / ингушский язык нани "бабушка" нан,…

  • Ингушские звери

    Ингушские звери с ингушского языка образованные: Iувдарг (ба) — удав./ с ингуш. увда "давить" Iимаьшк-цIиймерг (да) — летучая…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments