Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

ИНГУШСКИЙ ДОЖДЬ


Ингуш.язык Iим (-аш) (й, й) –ливень, селевой поток

Ингуш.язык 1имад: шум,вопль,звук
Зулусский язык (Африка) imvula: ливень
Хантыйский язык йӫм: дождь
Шумерский язык im: дождь
Гаурани язык ama: дождь
Японский язык あめ[ame]: дождь


Ингуш.язык догӏ:дождь
Чечен.язык дождь(dog’a): дог1а
пример: дождь идет – дог1а дог1у

Исландский язык dögg "роса" 
Шведский язык dagg "роса" 
Древнерусский язык дъжгь: дождь
Ингуш.язык дог1ан дув: дождевая клятва, обет простить кровника, если небо ниспошлет дождь
Ингуш.язык дув: клятва
Ингуш.язык дув: |гл. ф. от де - убивать| - убиваю.

Ингуш.язык дув баа: клясться
Ингуш.язык дув баа: |букв, съесть смертное, т. е. могущее привести ксмерти| - принести клятву чаще всего клялисьсвященным началом-землей, ...съедая оную,смешав со кровью
Ингуш.язык дув-балар: принесение клятвы |торжествен-ная клятва|.
Ингуш.язык дуввыж: невыплаченный долг.
Аккинский язык див — клятва
ингушский язык дув: клятва
чеченский язык дуй: клятва
английский язык davy: клятва
to take one's davy ― клятвенно подтвердит

Ингуш.язык серса: моросить
Ингуш.язык сарса: моросить
Мансийский язык šārəš: море
Праиндоевропейский язык *sers- ‘течь, жидкость, cлизь’ 


Ингуш.язык сел: жидкий гной из раны, сукровица
Арабский язык сайль «бурный поток»
Русский язык сель


Английский язык mattar: гной
Ингуш.язык матар: испорченый
Ингуш.язык матар-г1оргдар: вянущий, усыхающий
Ингуш.язык мутта: сок
пример: мутта даккха – выжать сок
Ингуш.язык мутт: сок, жижа, смола
Ингуш.язык мутт(й) – смола (деревьев)
Русский язык муть


Ингуш.язык ткъов:дождь, смешанный с мокрым снегом
ткъес: гром
ткъесъеттар: грохотанье грома

Ингуш.язык тхир: роса.
Ингуш.язык тхира тIадам: росинка

Английский язык tear: слеза
Древнефризский язык tār: слеза
Готский язык tar': слеза
Древнеисландский язык tār: слеза
Датский язык tɔr: слеза

Древнеанглийский язык tēar (tehor, tēor, täher, teher, tehher)- слеза
Протогерманский язык *tahr: слеза
Датский язык tåre: слеза
Исландский язык tár: слеза
Шведский язык en tår: слеза

Ингуш.язык дарз (д) – шторм, буря, вьюга, мелкий дождь, изморось
Ингуш.язык дарзан/дарзал: вьюжный
Чечен.язык дарц(darc): вьюга, вихрь, метель


Чечен.язык мелкий дождь(dеrz): дерз
Английский язык drizzle(ˈdrɪzl): изморось, мелкий дождь

Ингушский язык дохк: туман 
Исландский язык doku "туман"


Ингуш.язык кIеж: струя
кIеж яккха: кипятиться
Чечен.язык к1еж(khеz-): кипение

Хорватский язык kiša: дождь
Сербский язык киша: дождь
Хеттский язык hēus ‛дождь’
ингушский язык хиш: воды

Ингуш.язык къувкъ: гром, грохот
Ингуш.язык къувкъа: гремящий

Ингуш.язык къувкъар еачан: грозовой дождь с молниямии громом.
Ингуш.язык къувкъаш дола: гром
Чечен.язык къовка [къевкъа, къевкъира, къевкъина] 1) загреметь, прогрохотать; стигал къевкъира грянул гром; 2) заурчать; чуьйраш къевкъира заурчало в животе
Японский язык Kūki: 空気: воздух
Кукумац – бог неба у. Майя
Татарский язык күкрәү, күк күкрәү:гром

Гуарани язык kyhyje (a): страх/ ингушский язык къахка: испугаться, отпрянуть в страхе
Чеченский язык къахко: напугать

Гуарани язык kyhyje "пугать"
Финский язык kauhu "ужас"
Даргинский язык кахдеш "пугать"
Ингушский язык къахкдеш: пугая

Ингуш.язык дуIа: гроза
дуадала: протереться
дуадола: стереться
ана1ад: букв - лук неба| - ненастье

Ингуш.язык кхерам: гроза, угроза
Английский язык crime: преступление
(от сюда КРИМИНАЛ)
Ингуш.язык кхераме: страшный, угрожающий

ИНГУШ.ЯЗЫК КХЕР: БОЮСЬ, СТРАШНО
Ингуш.язык кхер, кхийрар, кхийрад, кхераргда: бояться, страшиться, робеть
Ингуш.язык кхера-де/ве/бе: напугать
Спартанский язык ker: демон страха
Древненорвеж.язык skirra: напугать
Праскандинав.язык skjarr: пугать
Древнеангл.язык skeer, skear: пугать
Английский язык scare: напугать
Английский язык scared: напугана
Английский язык scarer: отпугиватели
Ке́ры (др.-греч. Κῆρες, ед. ч. Κήρ) — олицетворение судьбы у древних греков; первоначально души умерших, сделавшиеся кровожадными демонами
Ингушский язык кхераве: испугать
Чечен.язык боязнь, страх(kxе:rar): кхерар
Ингуш.язык кхерар/кхерам: боязнь/угроза
Английский язык horror: ужас


Села у ингушей Бог грома и молнии, отец бога Елта, его дочь Села Саты, муж богини Фурки. Селе подвластны люди, боги; в его бурдюках заключены стихии: из одного он выпускает снежную вьюгу, из другого - мороз, и т. д.

Радуга - это лук Селы, который он вешает на небо, молнии - его стрелы.
Грозный Села имеет свою тронную гору Цай-лам. Если она не закрыта тучами, значит Села отдыхает и не будет непогоды и дождей.
Радуга - это лук Селы, который он вешает на небо, молнии - его стрелы.
Если Селе понравится какой-нибудь человек, он поражает его молнией. На месте гибели такого человека строили небольшой склеп. В него в полном снаряжении сажали пораженного молнией и перед ним накрывали небольшой стол с угощениями. Когда долго не бывало осадков, люди выносили тела этих покойников из склепа, и Села посылал дождь, чтобы им омыть тело этого покойника.
Если человек не желал исправляться, Села поражал его стрелой-молнией. Луком Селы считалась радуга — «Селай Iад» («лук Селы»). После восстановления справедливости Села вешал свой лук на небо, и появившаяся на небе радуга возвещала людям об этом. В честь погибшего от молнии ставился памятник - селинг. Пятый месяц ингушского календаря был посвящен Селе и назывался Сели бутт. Он примерно соответствует маю (год начинался у ингушей в первый день после зимнего солнцестояния). Селе был посвящен праздник, отмечаемый после первого грозового дождя и радуги.
Ингуш.язык селаIад» -радуга(букв. «лук Селы(бога дождя, молний»)
Ингушский язык Села1ад: лук бога дождя

Английский язык rainbow: радуга, лук дождя
Датский язык regnbue: радуга лук дождя
Древнеанглийский†ang: reġnboga: радуга, лук дождя
Исландский язык: regnbogi: радуга, лук дождя
Немецкий язык Regenbogen: радуга, лук дожд
Нидерландский язык regenboog: радуга, лук дождя
Норвежский язык regnbue: радуга, лук дождя
Фризский язык reinbôge: радуга, лук дождя
Шведский язык regnbåge: радуга, лук дождя
Ингушский язык рага, реган, аьрга: сырой
Норвежский язык rake ‘сырость’
Готский язык rign "моросить"

Храмы горной Ингушетии: посвященные богу молнии СЕЛЕ:
"Мят-Сел"-IV-VIIIвв.
Дик-Села"-В окрестности с.Духьар-гашта VI-VIIIвв.
"Морч-Села"-с.Моржчие.
Селашатс"-Столпообразное святилище ус.Лялах VIII-Xвв.
"Селяште"-с.Йовлий, VIII-Xвв.

Академик Шегрен сообщает, что на сухом овраге (Гушмаге) в горной Ингушетии, под дубом, разбитым молнией, ингуши совершали присяги. Присяги, клятвы и обещания, данные на этом месте, считались нерушимыми[8]. (Сборник газеты Кавказ, издаваемый О.И. Константиновым. - Тифлис, 1846-1847
У каждого вайнахского общества были в прошлом свои святилища селинги, сооруженные в честь Селы на том месте, где когда-то был убит молнией один из представителей данной фамилии.
Священными считались у вайнахов также места и предметы, куда ударила молния. Например, письменные источники, свидетельствуют о том, что ингуши в первой половине XIX века клялись на берегу какого-то оврага, под дубом, разбитым молнией. Места поклонения Селы определялись жрецом; в них совершались ежегодные моления с жертвоприношением, зажжением свечей и др.
В честь громовержца Селы вайнахи в прошлом ежегодно устраивали празднество, отдельные элементы которого сохранились у ингушей вплоть до начала XX столетия.

Для празднования в честь Селы отводилась одна из сред месяца Селы бутт (соответствует примерно 22 мая — 22 июня), когда появлялась первая весенняя радуга. Во время празднования ингуши отправлялись к святилищу и, сделав здесь приношения, молились вслед за жрецом, который просил: «Небо часто (быстро) заставь греметь. Тучным спустись на землю. Заставь солнце целительно смотреть, пролей дождь маслом, возрасти посеянное, не дай нам грубой пищи. Осенью не дай дуть быстрому ветру, моли бога за нас». Другой вариант молитвы богу Селы, записанный нами в 1978 г., гласит: «Селы, сбереги людей от бед, вреда, сбереги наши посевы от града, потопа, дай нам богатого урожая». Тексты обеих молитв указывают и на то, что Селы покровительствовал также плодородию.
Было время, когда вайнахи широко и торжественно отмечали летнее солнцестояние — повсеместно делались жертвоприношения, разжигались костры, устраивалась общественная трапеза, различные состязания и др. Но к концу XIX в. под влиянием ислама вайнахи ограничивались лишь принесением жертвы солнцу, сопровождавшейся обязательной раздачей мяса и общественной трапезой. В связи с летним солнцестоянием широко было распространено представление, что в эту ночь разверзаются небеса, застывают реки, расплавляются камни, и все живое на земле засыпает.

СЫН СЕЛЫ
Свое время известный археолог и филолог Л. С. Клейн разыскал инкорпорированные в вайнахский фольклор фрагменты мифов о славянском боге-громовнике Перуне.
Ммя младшего сына бога Селы – Селий Пийра, что значит Пийра, сын Селы – ингушского бога грома и молнии.
также зовут его Пиръон- Он создал медные своды небес. Он заставлял женщин подниматься на самодельные своды небес и лить оттуда воду.
«Пиръон спорил с Селой. По краю вселенной он сделал навесы из бронзы наподобие небес. По ним он с шумом катал бочки, лил из них воду.
Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества
Л.С. Клейн. Воскрешение Перуна

Автору посчастливилось открыть, что на Кавказе в ингушском фольклоре сохранились мифические предания о Перуне, цельные рассказы. Однако этот новый источник служит для автора только исходным пунктом исследования.

Если оставить в стороне домыслы, выводы по аналогии, косвенные соображения, реконструкции, догадки и обратиться к исходному материалу, к источникам, то окажется, что разрушительное время и победившее христианство хорошо поработали над славянской языческой религией: дошедшая до нас информация о Перуне очень скудна и обрывочна. О восточнославянских языческих богах сохранились лишь несколько бранных выражений, два-три коротких рассказа в летописи о водружении и свержении идолов Перуна и других богов в Киеве и Hовгороде да клятвы именами этих богов в договорах с византийцами.

. У каждого вайнахского общества были в прошлом свои святилища селинги, сооруженные в честь Селы на том месте, где когда-то был убит молнией один из представителей данной фамилии.

Вызывание дождя
В случае засухи вайнахи часто, убивали и подвешивали змею. В народных поверьях образ змеи тесно связан с водой; эта связь широко известна в фольклоре и изобразительном искусстве разных народов и разных эпох. 
Среди обрядов вызывания дождя следует назвать широко известный на Кавказе обычай пропахивания русла пересохшей речки. У чеченцев и ингушей этот обряд исполняли раздельно как женщины, так и мужчины.
Вызывание солнца и прекращение дождя

Наряду с обрядами вызывания дождя вайнахам были известны и обряды вызывания солнца, еще практиковавшиеся в начале нашего столетия. Если длительное время шли дожди, то устраивались общественные моления, сопровождавшиеся жертвоприношениями.

Часто люди всем селом выходили на поиски утопленника или какого-нибудь другого незакопанного трупа. Считалось, что пока труп не будет закопан, дождь не прекратится. Закапывали раскрытые в свое время с целью вызывания дождя могилы, кости, убирали в склепы выставленные на солнце скелеты. Выравнивали поваленный надгробный памятник, каменный крест. Широко был распространен обычай резать козленка и подвешивать его вниз головой. 

В  горных районах Ингушетии и Чечни с целью прекращения дождя, как и в случае засухи, устраивали процессию с ряженым. Иногда вместо него использовали куклу в виде шеста с перекладиной.

английский язык moist: влажный

ИНГУШСКИЙ РИТУАЛ ВЫЗОВ ДОЖДЯ
Я.
Обряд вызывания дождя, называемый ингушами «Мустагударг», проходил так: «В сильную засуху подростки, а иногда и взрослые, одевали одного из участников таким образом, чтобы он изображал собой движущуюся копну». Ряженого звали «Мустагударг». Мустагударг весь период сам молчал, его имя дружно скрывали и все участники. Таким образом вся партия с ряженым ходила по домам и пела обрядовую песню, например, такую:
____________________________________
Мустагударг, Мустагударг,
Пусть на полях уродится
Просо, ячмень, пшеница
И кукуруза тоже.
Дай дождя нам, боже,
О господи боже!
Дай дождя нам, Се́ла.
Чтоб поле не сгорело.
Дай нам счастья, дай удачи,
Чтоб мы беды не знали,
Чтобы как хвосты кошачьи,
Колосья свисали.
____________________________________
Муста гударг, муста гударг!
Кур хьажкӀаш ЕБИЙТА
КӀа-борц хьувкъийта,
ДогӀа да тхона, Даьла!

Мустагударг, мустагударг!
КIа-борц хьувкъийта, Кур хьажкIаш ебийта,
ДогIа да тхона, Даьла!
ХIай мустагударг, мустагударг!
ДогIа делхийталахь, Даьла! ...
____________________________________

💧Ряженого водили участники из дома в дом, в каждом дворе выливали на него воду со словами «будь дождливым», а участникам обряда хозяйка давала сладости, сыр, творог, чурек и другие угощения. Птичье яйцо у ингушей наделялось магической силой, было символом плодородия, участники обряда «Мустагударг» требовали иногда и три яйца…

💧 Мустагударг – в песенках-заклинаниях к этому объекту обращаются как к живому существу. На самом деле это слово состоит из двух нарицательных слов: «гударг» - чурка, обрубок дерева; «мустъенна» - облезлая, то есть – «чурка облезлая». Словом «мустагударг» в песнях-заклинаниях обозначается засуха, из-за которой с деревьев начинает опадать листва, засыхать кора. На это намекает и то, что при проведении этого ритуального действия на участника обряда сверху нахлобучивалась связка ветвей, которую при пении поливали водою.
💧По окончании обряда «Мустагударг» участники сбрасывали наряд ряженого в речку, потом делили между собой угощения, а ряженый за долготерпение получал две доли.
Subscribe

  • Ингушский обычай: Зять некогда не видет Тёщу

    В Ингушетии, по сей день сохранен ингушский обычай язычества: Зять (муж жена) не имеет права видеть тющу(мать жены). Некогда, не прикаких…

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments