Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

ИНГУШСКИЙ ФОЛЬКЛОР СОЛНЦЕ И ЛУНА


Ингуш.язык
Бетта — божество луны.
Кинч — мать луны.
Мож — злая сестра солнца и луны.

В мифах ингушей солнце и луна являются братьями, иногда же солнце выступает как брат, а луна - его сестра (См.: Далгат У.Б., 1972. С. 257-25S). 

 «Солнце и луна - это влюбленные друг в друга брат и сестра, которые никак не могут встретиться» (с. Дарваг) (Сефербеков Р.И., 2005. № 1. С. 96).

Помимо сюжета о несостоявшемся инцесте и определения пола солнца и луны, эти мифы повествуют также о порядке пребывания светил на небе и о причинах появления пятен на лике луны.

Аналогичный сюжет записан У.Б. Далгат у ингушей. В частности, в мифе «Как произошли Солнце, Луна и звезды» повествуется о юноше-кузнеце, который решил посвататься к девушке, жившей в большой башне. Юноша не знал, что эта девушка была его сестрой, но она знала и не могла сказать.

Юноша раскалил золотую палицу и темной ночью пошел к девушке. Увидя его и боясь встречи с братом, девушка бросилась бежать. Он побежал за ней, но никак не мог ее догнать. Они так бежали, пока не умерли.

Юноша превратился в солнце, девушка в луну. Говорят, что и поныне он стремится догнать ее, пробегая круг за кругом (Далгат У.Б., 1972. С. 257-258).

Мотив инцеста между братом-месяцем и сестрой-солнцем зафиксирован и в мифологии эскимосов (См.: Харузин Н., 1905. Вып. IV. С. 159).

«У племени мбокоби в Южной Америке луна играет роль мужа, а солнце - его жены. В мифологии алгонкинов солнце, наоборот, выступает как муж, а луна как жена... У индейцев оттава Солнце и Луна описываются как брат и сестра. У египтян Озирис и Изида были в то же время солнцем и луной, братом и сестрой, мужем и женой. То же было и у перуанцев с солнцем и луной. Браки инков между братьями и сестрами находили, таким образом, свой смысл и оправдание в самой религии» (Тайлор Э.Б., 1989. С. 131-132).

Достаточно хорошо изучены славянские баллады об инцесте (См.: Путилов Б.Н., 1964; Пропп В.Я., 1976. С. 262; Нешина А.Ю., 2004. Т. 32. С. 181-192).

Объясняя феномен инцестного сюжета, нарушения табу, Г.А. Левинтон пишет: «Во времени мифическом совершаются межродственные браки, которые не являются нарушением норм: это прежде всего - браки первопредков, представляющих собой единственную пару на земле.., так что происхождение богов и (или) людей зависит от их по необходимости кровосмесительного союза - сакрального инцеста.» (Левинтон Г.А.,1994. Т. 1. С. 545).

Ингушский язык Кинч: мать Луны
Древнеегипетский язык Khonsu: бог Луны
Аккадский язык Kingu: божество Луны

Ингуш.язык буд/бутт: влагалище, месяц-луна

В большинстве традиций луна, ответственная за менструальный цикл женщины и являющаяся поэтому символом женского начала, выступает в роли жены солнца. Однако у некоторых народов (японцев, жителей Океании, отдельных племен Африки и Северной Америки) луна, напротив, наделяется мужским обликом, а солнце - женским ( Вовк О.В., 2005. С. 63).

Интересное поверье в этой связи существовало у даргинцев-акушинцев: «Если девушка будет смотреть на луну, она забеременеет» (Исмаилов Г.И., 2005. С. 53). Это поверье довольно прозрачно определяло пол луны (юноша, мужчина) в космогонических представлениях акушинцев.


Что касается примет, основанных на сновидениях, то, по мнению А.Н. Афанасьева, сновидения - «это та же примета, только усмотренная не на яву, а во сне; метафорический язык загадок, примет и сновидений один и тот же» (Афанасьев А.Н., 19SS. С. б9) (согласно З. Фрейду, «сновидения - это способ реагирования души на действующие во сне раздражители» (Фрейд З., 1997. С. S2); «сновидение является не соматическим, а психическим феноменом» (Фрейд З., 1997. С. 93).


Так, в соответствии с верованиями чеченцев и ингушей, «черное пятно посредине луны - это лошадь, которую носит на себе луна» (Далгат Б.К., 2004. С. 162).

Темные пятна на луне адыги отождествляли с фигурой чабана с отарой овец» (Шортанов А.Т.,1982. С. 32). Подобное отождествление было присуще и абхазам: «Пятна на луне объясняются так: это нарт Сасрыква со своим стадом» (Чурсин Г.Ф., 1957. С. 149)

По сванскому преданию, «Солнце и Луна являются братьями, которые соревнуются в том, кто из них раньше проснется. Солнце просыпается раньше Луны, а их мать, разгневавшись на заспавшуюся Луну, дает ей оплеуху измазанной в тесте рукой. От этого якобы на Луне появились пятна» (Сихарулидзе К., 1972. С. 151).


Подводя итог многочисленным мифам, легендам, преданиям и сказкам, объясняющим причину образования пятен на луне, порядка и очередности пребывания светил на небосклоне, почему невозможно смотреть на солнце и почему солнце светит ярко, а луна тускло, следует отметить их однотипность, повторяющийся в большинстве случаев незамысловатый сюжет. В основе большинства мифов лежит конфликтная ситуация, возникающая из-за спора между солнцем и луной о том, кто из них красивее и кому когда светить - днем или ночью.


Обращают на себя внимание и явные антропоморфизм и антропопатизм солнца и луны: в мифах, легендах и преданиях они представлены в человеческом облике, наделены чертами характера людей (влюбляются друг в друга, ревнуют, завидуют, спорят, дерутся), заняты трудовой деятельностью (например, обмазкой глиной пола и побелкой стен).


Более обстоятельную картину верований чеченцев и ингушей относительно затмений солнца и луны дал известный этнограф-кавказовед Б.К. Далгат. Он писал: «Хотя Солнце и Луна от разных матерей, но они считаются братьями. У них есть злая сестра Мож, которая сожрала всех своих родственников на небе и теперь постоянно гоняется за Солнцем и Луною. Когда она догоняет их и заслоняет собою, происходит затмение. Мож отпускает Луну и Солнце только в том случае, если ее будет просить перворожденная невинная девушка. Во время затмения на Луне виднеется что-то вроде черной нитки: это, говорят, - ружье караульщика, который оберегает Луну от нападения сестры» (Далгат Б.К., 2004. С. 163-164).

Б.К. Далгатом у чеченцев и ингушей. Он писал: «Два раза в году бывает равноденствие: летом и зимою. В это время Солнце гостит дома у своей матери; зимою оно гостит трое суток, а летом три недели. Выйдя из дому, Солнце шесть месяцев путешествует, затем возвращается домой и снова пускается в шестимесячное путешествие. Если почему-либо Солнце запоздает и не восходит, то чеченцы горюют, говоря: «Не будет ли у нас солнечное затмение, или, быть может, его удерживает мать?» (Далгат Б.К.,

архаический танец имеет глубокую символику, моделируя движение небесных тел в солнечной системе. В танце как бы осмысливалась и передавалась картина мира в движении.


«Танец по кругу» может быть интерпретирован следующим образом: мужчина - планета земля, женщина - луна, костер - солнце; круг большой -вращение земли по орбите вокруг солнца, круг малый - вращение луны по орбите вокруг солнца; руки, обращенные к костру-солнцу, символизируют связь, притяжение небесных тел между собой (Омаров И.И., Сефербеков Р.И., 1999. С. 14). «Ход танца, обратный солнцу, снижает доминирование солнца, подчеркивает принцип меры в мироздании» (Чеснов Я.В., 1992. С. 55).


Круговые танцы, повторяющие движение небесных тел, и танцы, связанные с культами солнца и луны, были распространены и у других народов мира (См.: Краткий словарь танцев, 2006. С. 14, 43, 49, 51, 94, 97, 148, 149, 195).

Обожествление солнца и луны, их персонификация, связанные с ними мифы, легенды, поверья и приметы бытовали и у других северокавказцев, и в первую очередь у вайнахов и абхазо-адыгских народов, а также у тюрков и осетин. Так, довольно обстоятельно и подробно они описаны со слов ингушского жреца («цай-саг») Ганыжа у чеченцев и ингушей известным этнографом-кавказоведом Б.К. Далгатом. Он писал: «Чеченцы также высоко чтут Солнце. Составляют мифы о нем и просят благодати. Они считают его добрым божеством. Оно играет большую роль почти во всех празднествах в честь других богов; все молельни обращены у них к Солнцу, на восток; с высоты горы Будур-лам они с благоговением наблюдают ночью, как вдали восходит божественное Солнце, величиною в целый город. Когда оно восходит, все возносят хвалы ему и молят: «Божье Солнце (Дэлä - Молх), принеси нам благодать свою». Луна пользуется меньшим уважением, тем не менее и она, как брат Солнца, считается божеством. Солнце и Луна ан-тропоморфизируются чеченцами. У Солнца и Луны есть матери; мать Солнца, или Малх-нана, зовут Азой, а мать Луны, или Беты-нана, - Кинч.


Солнце, говорят чеченцы, утром выходит из моря и вечером вновь в него погружается; когда оно поднимается над горизонтом, то от него отделяется что-то черное; это, говорит народ, море сливается с солнца. Это продолжается, пока оно не поднимется саженей на 300 над морем вверх, постепенно накаливаясь и сверкая. В это время на него можно смотреть, потому что, выкупавшись в холодном море, оно не успевает накалиться» (Далгат Б.К. Указ. соч. С. 161-162).


И.А. Дахкильгов приводит текст моления под новый год жреца «богу солнца»

-Малх (См.: ЗязиковМ.М., 2004. С. 137):

Из чрева вышло, из чрева идет.

Озарились земля и небо.

Золотом блещет сиянием яркий,


щедротами идущий О, бог золотой Малх (Солнце) !


(Антология ингушского фольклора, 2003. Т. 1. С. 186)


Интересно отметить, что Ю.Д. Дешериевым «верховным богом солнца и неба» в древнем языческом пантеоне чеченцев и ингушей назван Дела (чечен.) // Даьла (инг.), а богиней луны - Кхинч (См.: Дешериев Ю.Д., 1963. С. 70).


А.Х. Танкиев отмечает, что в мифологических представлениях вайнахов, солнце мыслилось как светило, подчиняющееся воле Дяла (См.: Танкиев А.Х., 1997. С. 39). Из мифологических персонажей, имеющих какое-нибудь родство с солнцем и луной, он выделяет следующие: Аза - богиня, мать солнца, покровительница всего живого; Маїлха Аза - богиня, дочь солнца. По преданию, она родилась из луча солнца и является животворящей силой солнечных лучей; Мож -злая сестра солнца и луны, которая, по преданию, гоняется за ними по небу и хочет их съесть; Кїинч - мать луны, покровительница всех мертвых (Танкиев А.Х., 1997. С. 39).


Следует отметить, что для древних египтян, как и для других народов, была свойственна зооморфная модель земли и мира, которая, по мнению И.М. Денисовой, «является одной из самых архаичных и возникла, скорее всего, в палеолите» (Денисова И.М., 2003. № 6. С. 20). 

ИНГУШ СКАЗКА ЗЛАЯ СЕСТРА МЕСЯЦА

В далекие времена жили муж с женой. У них было семеро сыновей. Они молили Дьялу, чтобы он даровал им девочку. Через некоторое время родилась девочка — все ее любили и лелеяли. Не исполнилось ей и нескольких месяцев, как у этих людей стали пропадать с яблонь яблоки. Стали они сторожить, и выстрелом из ружья ранили одного вора в палец. Но вор убежал. Тогда собрали всех жителей села, чтобы опознать вора. У всех пальцы были целы.
— Остался ли кто-нибудь в селе непроверенным? —
спросили.
— Остался один ребенок в люльке,— ответили.
Осмотрели ребенка, и у него действительно не хвата
ло мизинца. Это была недавно родившаяся девочка.
— Эта девочка станет ведьмой,— сказали люди и ре
шили, что ее надо убить
Но мать упросила людей не убивать девочку, и они оставили ее в живых. На ее смерти настаивал младший брат:
— Если вы ее не убьете, я покину дом.
И через некоторое время он уехал, После этого прошло много лет, и он решил проведать своих отца-мать и братьев. Возвратился он в село и не увидел ни одного живого человека. Подъехал к своему дому, спешился, но никого в доме не обнаружил.
Сидит он в комнате, а из-под пола выскочила мышка, из-за двери вышла кошка, из-под подоконника выполз муравей.
— Кто ты и откуда? — спросили они.
Тогда младший брат рассказал им, почему он ушел из дому, и о своем решении повидать родителей и братьев.
— Хорошо, что ты ушел отсюда, потому что твоя се
стра, как только начала ходить, сразу съела мать, отца,
потом братьев, всех односельчан и все живое. Только мы
трое от нее спаслись. Сейчас она придет. Она преддожит
тебе есть, но ты скажи, что сыт, и попроси ее, чтобы она
принесла тебе в решете воды. Так ты сможешь от нее
спастись.— И мышка, кошка и муравей быстро спрятались.
В это время вернулась сестра-ведьма.
— С добрым приходом, гость из нашего края! Как дол
го ты не возвращался к своей сестре,— сказала она.
— Пусть долго ты не проживешь! — сказал брат.
Видит брат: выскочила его сестра-ведьма и съела одну
ногу у коня. Вбежала она в дом и спросила:
— На скольких ногах ты прибыл? Да умрет твоей ма-
терью рожденная
На трех ногах прибыл, чтобы моей матерью рожденная умерла! — ответил брат.
Опять выскочила ведьма во двор и съела вторую ногу
коня. Зашла и спрашивает:
— На скольких ногах ты прибыл?
— На двух ногах прибыл.
Съела еще одну ногу и спрашивает:
— На скольких ногах ты прибыл?
— На одной ноге приехал, да умрет моей матерью рож
денная! — ответил брат.
Съела сестра-ведьма последнюю ногу коня и спрашивает:
— На чем ты приехал, моей матерью рожденный?
— Ползком на животе приехал.
Съела сестра-ведьма всего коня, оставила одни кости и спрашивает:
— А теперь ты на чем приехал, мой братик?
— Пришел пешком,— ответил брат.
— А что бы ты поел, братик?
— Я сыт,— ответил младший брат,— но хотел бы выпить водицы, принесенной в отцовском решете.
Схватила сестра-ведьма решето и бросилась за водой. В это время из-под пола появилась мышка, через дверь вошла кошка, из-под подоконника вылез муравей. Они сказали:
— Возьми с печки брусок и точило, потри ими кости
своего коня и произнеси: «Стань прежним, мой конь»,—
и конь твой оживет. Потом возьми гребенку матери, ку
порос и уголь из очага. Как только почувствуешь за со
бой погоню, бросишь — они тебе помогут.— И они по
прятались по своим местам.
Младший брат исполнил их советы и бросился бежать. Только он стал скрываться из глаз, сестра-ведьма бросила решето и пустилась за ним. К полудню она стала догонять брата. Брат бросил гребенку и пожелал, чтобы между ними оказался лес. И вырос лес, густой, как зубья этого гребешка. Брат дал отдохнуть коню и поскакал дальше.
Через некоторое время он услышал за собой погоню. Тогда он бросил купорос, и между ним и сестрой-ведьмой раскинулось большое купоросное поле.
Ведьма преодолела купоросное поле и стала его догонять. Бросил брат уголь, и между ними возник туман, черный как уголь.
Уже наступил вечер, потом ночь, и брат подумал, что спасся, но в это время он вновь услышал шум погони. Во всю прыть пустил он своего коня,
— Не убегай, все равно не спасешься! — услышал он
за собой крики сестры-ведьмы.
Младший брат уже не знал, что ему делать, как спастись. Посмотрел на небо. Увидел в небе Месяц и обратился к нему с просьбой:
— Месяц, возьми меня к себе!
И Месяц стал поднимать его к себе. Ведьма бросилась вслед и успела оторвать одну ногу коню.
Старики говорят, что Месяц и брат будут находиться вместе до наступления абаде.

Subscribe

  • ИНГУШСКИЕ ТЕРМИНЫ ВОЙНЫ часть 2

    Ингушский язык: воен| - боевой прием в про-шлом, заключавшийся в том, что при метании дисков воины закрывались щитами |держа ихнаклонно, так чтобы…

  • ОДЕЖДА ИНГУШЕЙ И ЧЕЧЕНЦЕВ

    Одежда Барзакъ ‘верхняя одежда’. Вайнахское: ингуш.яз барзкъа. Происхождение не ясно. С равной долей вероятности может быть образовано от основы…

  • ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК

    Осетинский язык абрек абырг/ ингушский язык абарьг "абрек" Осетинский язык бабушка нана / ингушский язык нани "бабушка" нан,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments