Ислам (akievgalgei) wrote,
Ислам
akievgalgei

Categories:

ИНГУШСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ИЗ 360 ДНЕЙ

До XVIIIв. Ингуши в основном были последователями первобытноязыческой религии. Об этом свидетельствует и ингушский календарь, отражающий сущность родового быта земледельцев и скотоводов.

Ингушам знакомо было зимнее и летнее солнцестояние. Признается, что год делился на четыре времени, состоит из 12 месяцев и сами имена месяцев даются по названиям празднеств или приуроченных к определенному времени года сельскохозяйственных работ, но все они в той или иной степени приближаются к новолунию. Месяц по-ингушски «бут» от названия луны. Ингушский календарь выглядит так:

Январь «Наджиганц-хой бутт» самый холодный месяц.( от надж: дуб)
Февраль «Мархи бутт / Саькур бутт» (месяц оленьих рогов).»
Март «Бекэргъ-бутт» кукушкин месяц.
Апрель «Тушоли-бутт» назван по празднеству в честь богини Тушоли.
Май «Сели-бутт» месяц грома и молнии.
Июнь «Мангл-бутт» месяц покосов.
Июль «Мятцели-бутт» название по празднеству в честь бога Мятцели.
Август «Мяцхали-бутт» назван по празднеству в честь божества.
Сентябрь «Тау-бутт» месяц отавы или второй травы после покоса.
Октябрь «Ардари-бутт» месяц молотьбы.
Ноябрь «Орхи-бутт» в этот месяц баранов пускают к овцам.
Декабрь «Огой-бутт» откармливают скот и начинают его резать.

ЯНВАРЬ:
Ингуш.язык Надж-ган-цIай (д): новый год
Ингуш.язык Надж-ган-цIай бутт - январь
Ингуш.язык Наджой начIал-денош (д) – три священных дня празднования
Ингуш.язык надж (-аш) (й, й) – дуб
Ингуш.язык наджабIар (-аш) (д, д) – жёлудь

ОКТЯБРЬ Октябрь «Ардари-бутт» месяц молотьбы.
Параллельно он именовался: месяц рогов, месяц ворон, месяц ветров.
Июнь – «Мангала бутт» (месяц покоса), его ещё называли «Оасар ду бутт» (месяц прополки). Июль – «Мятцели бутт» (месяц божества Мятсели).
Мятсели(мятцели) — старший брат богов Тамыжа и Амгали. Самый известный и поситаемый из всех богов. Его именем назван месяц июль и день недели (воскресенье) .Особое покровительство он оказывает женщинам. В день праздника Мятцели, запрещается обижать и оскорблять их.
Это божество считалось покровителем земледелия и общего блага.
Сусол-дяла — подчиненный бога Мятцели.
Август – «Мяцхали бутт» (месяц божества Мяцхали), его также называли «Этинга-бутт» (месяц коровы). В этом месяце отмечали праздник сенокоса. Сентябрь – «Тау-бутт» (месяц второго покоса травы – отавы), второе его название «Сай Iаьха бутт» (месяц ревущего оленя). Октябрь – «Ардара-бутт» (месяц молотьбы), другое его название «Михи-бутт» (месяц ветров). Ноябрь – «Орхи бутт» (месяц случки овец). Декабрь – «ОгIой бутт»  Его также называли «Лахьа ду бутт» (месяц заготовки мяса), потому что в этом месяце резали скот и заготавливали мясо.

У ЧЕЧЕНЦЕВ:
Названия месяцев в досиламский период (месяцы богов Туш, Эгиша, Ардара, Тава, Эрха.):
Нажи-бутт – январь
Мархи-бутт – февраль
Биэкарг-бутт – март
Тушоли-бутт – апрель
Сели-бутт – май
Мангал-бутт – июнь
Мятсел-бутт – июль
Эгиш-бутт – август
Тав-бутт – сентябрь
Ардар-бутт – октябрь
Эрх-бутт – ноябрь
Огой-бутт – декабрь

.У ингушей существовует отсчёт на год вперёд – «тIадоагIа шу»; на год назад - «соахка»; «лурчагIа» – позапрошлый год. Известны четыре периода года: весна - «бIаьсти», лето «ахка», осень «гийре», зима «Iа».
В свою очередь, и времена года делились на периоды. Время с конца января до начала февраля называлось «чилла» – период лёгкой, снежной пороши. Время, захватывающее конец февраля – начало марта называлось «берза Iазал» – наиболее холодный период, время, когда наступает весна, а зима не хочет сдавать свои позиции. Начало марта «истара муI яттIа ха» (время, когда лопается бычий рог) – время, когда на бычьих рогах происходит смена годовых колец. Конец сентября и середину октября ингуши в старину называли «мазаш тейса ха» (время, когда летает паутина), или «саь багар мазаш ух ха» (время, когда изо рта оленя тянутся нити паутины), считая его благоприятным для сбора шиповника, мушмулы и других даров леса.
С конца XVIII – начала XIX вв. в среде ингушей стал утверждаться юлианский календарь, а с 1918 г. на всей территории РСФСР был введён григорианский календарь.

Ингушское название числа 9 - "ийса". А свет и душа называются "СА". Угол в строениях и в башнях символизирует свет-душу в четырех сторонах тела как личную, и в четырех сторонах мира как мировую. Пол и площадка по-ингушски - "Ий". Сочетание названия пола (Ий) и угла (СА) дает слово "Ийса" - девять. По направлению всех четырех углов башни мы имеем четыре раза число девять. В сумме будет (9+9+9+9) 36.Если число 36 умножить на 10,то будет (36х10) 360. Башню строили ровно за год. А год у ингушей состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом. Всего календарных дней было 30 (30х12=360 дней). Пять добавочных дней были некалендарными.

Е. И. Крупнов в своей книге "Средневековая Ингушетия" приводит древнеингушский календарь, в котором было двенадцать месяцев, по тридцать дней в каждом, и еще пять добавочных дней, не включавшиеся ни в один из двенадцати месяцев.

Subscribe

  • НЮХ/НОС

    КЛЮВ(ЗУБ)-НОС(НЮХ) Чечен.язык нох/нахаро: жеват.орган, клюв Ингуш.язык нух/нохаро: жеват.орган 1 нижняя |подвижная| челюсть живот-ного или нижняя…

  • УТКА ОТЕЦ ПТИЦЫ

    Домашняя утка — это водоплавающая, не очень крупная птица, предок которой — дикая кряква. Некоторые современные породы ведут свою родословную от…

  • ПТИЦЫ НАРОДОВ

    Примечательной  чертой устаревших верований у ингушей можно назвать традицию посвящения птиц божествам – названия двух из них, помимо «тушоли-котам»,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments