Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

ИНГУШСКИЙ НОВЫЙ ГОД НАДЖИГАНЦХОЙ

В доисламский период Новый год у ингушей начинался в первый же день зимнего солнцестояния (ориентировочно 25 декабря
). В преддверии Нового года, в последний четверг, вечером, жрец по три раза кричал на все четыре стороны, что завтра наступает Новый год. Наутро жрец, после совершения молитвы, рассылал детей в окрестные села для объявления начала Нового года.


Важным новогодним ритуалом было обновление огня в очаге. Именно на новом огне варили и пекли все необходимое для праздника. Укладывание длинного, неразрубленного бревна в очаг было частью новогоднего ритуала. Бревно сокращалось.
С целью предохранения от какой-либо беды и порчи в наступающем новом году взрослые и дети перепрыгивали через конец бревна. Этот обычай восходит к магии «очищения огнем». Праздник отмечали в каждом доме. Новогодние бревна заготавливались заранее, дерево, чаще всего дуб, сушили на корню. Обильный новогодний стол, по народным представлениям, был гарантией благополучия семьи в наступающем году. С этой целью сытно кормили всех в новогоднюю ночь.
Начиналось празднование Нового года вечером 25 декабря. Начинался праздник за день.
Под Новый год в ингушских селах ходили ряженые - молодые люди или подростки в шубах наизнанку, в войлочных масках с рогами или с вымазанными сажей лицами, 
Ряженные молодые люди и подростки, приходящие с поздравлениями, давали в качестве подарков продукты, как правило, яйца, которые, как известно, являются символом жизни. Они ходили по дворам с большим шумом, выражая добрые пожелания односельчанам.
с поздравлениями, песнями  и добрыми пожеланиями:

Пусть множится ваш род (ведь ингуши так поддерживают родство!),
Пусть ярко горит очаг (очаг считался символом чести и семьи),
Пусть увеличиваются стада,
Пусть множится блага земные! 

В каждом доме стояли столы, щедро накрытые к празднику. Ингуши верили, что богатый стол – к богатому году. Празднование длилось три дня.  
В новогоднюю ночь после заката солнца детей из дома не выпускали – верили, что нечистая сила особенно опасна в это время. Для защиты от неё в домах и хлевах раскладывали железные предметы, колючие ветки шиповника.
Новый год чеченцы называли «Кер ла шо», ингуши – «Ноджой». Если Новый год приходился на понедельник – это считалось счастливым предзнаменованием. К этому дню готовили обильное угощение: резали скотину, пекли всевозможные пироги и хлебы – треугольные, круглые, квадратные (для своей семьи, для гостя, для жреца), готовили напитки из хлебных злаков – пиво, брагу. Считалось – чем богаче стол, тем изобильнее будет год.
Вечером накануне праздника хозяйка клала в огонь вареник, говоря: «Пусть огонь будет навеки сохранён». Три вареника клали в стенные ниши и утром проверяли: если их погрызли мыши – можно было ожидать хорошего урожая. 

ИНГУШСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

До XVIIIв. Ингуши в основном были последователями первобытноязыческой религии. Об этом свидетельствует и ингушский календарь, отражающий сущность родового быта земледельцев и скотоводов.

Ингушам знакомо было зимнее и летнее солнцестояние. Признается, что год делился на четыре времени, состоит из 12 месяцев и сами имена месяцев даются по названиям празднеств или приуроченных к определенному времени года сельскохозяйственных работ, но все они в той или иной степени приближаются к новолунию. Месяц по-ингушски «бут» от названия луны. Ингушский календарь выглядит так:

Январь «Наджиганц-хой бутт» самый холодный месяц.
Февраль «Мархи бутт / Саькур бутт» (месяц оленьих рогов).»
Март «Бекэргъ-бутт» кукушкин месяц.
Апрель «Тушоли-бутт» назван по празднеству в честь богини Тушоли.
Май «Сели-бутт» месяц грома и молнии.
Июнь «Мангл-бутт» месяц покосов.
Июль «Мятцели-бутт» название по празднеству в честь бога Мятцели.
Август «Мяцкали-бутт» назван по празднеству в честь божества.
Сентябрь «Тау-бутт» месяц отавы или второй травы после покоса.
Октябрь «Ардари-бутт» месяц молотьбы.
Ноябрь «Орхи-бутт» в этот месяц баранов пускают к овцам.
Декабрь «Огой-бутт» откармливают скот и начинают его резать.

У ЧЕЧЕНЦЕВ:
Названия месяцев в досиламский период (месяцы богов Туш, Эгиша, Ардара, Тава, Эрха.):
Нажи-бутт – январь
Мархи-бутт – февраль
Биэкарг-бутт – март
Тушоли-бутт – апрель
Сели-бутт – май
Мангал-бутт – июнь
Мятсел-бутт – июль
Эгиш-бутт – август
Тав-бутт – сентябрь
Ардар-бутт – октябрь
Эрх-бутт – ноябрь
Огой-бутт – декабрь

ЯНВАРЬ:
Ингуш.язык Надж-ган-цIай (д): новый год
Ингуш.язык Надж-ган-цIай бутт - январь
Ингуш.язык Наджой начIал-денош (д) – три священных дня празднования
Ингуш.язык надж (-аш) (й, й) – дуб
Ингуш.язык наджабIар (-аш) (д, д) – жёлудь
ингуш.язык наджажIаленускал (-аш) (д, д) – дубовик
Ингуш.язык наджакадилг (-аш) (й, й) – жёлудь
ингуш.язык наджакоаст (-аш) (й, й) – кора дуба
ингуш.язык наджий хьу (-наш) дубрава
Ингуш.язык наджбIарий хенахзIокьеттарг (-аш) (й, й) – желудевый дятел
Ингуш.язык наджий маьлхахьазилг (-аш) (д, д) – дубровник
Декабрь – «ОгIой бутт» (так он назван в честь легендарных птиц). Его также называли «Лахьа ду бутт» (месяц заготовки мяса), потому что в этом месяце резали скот и заготавливали мясо.
Существовал отсчёт на год вперёд – «тIадоагIа шу»; на год назад - «соахка»; «лурчагIа» – позапрошлый год. Известны были четыре периода года: весна - «бIаьсти», лето «ахка», осень «гийре», зима «Iа».
В свою очередь, и времена года делились на периоды. Время с конца января до начала февраля называлось «чилла» – период лёгкой, снежной пороши. Время, захватывающее конец февраля – начало марта называлось «берза Iазал» – наиболее холодный период, время, когда наступает весна, а зима не хочет сдавать свои позиции. Начало марта «истара муI яттIа ха» (время, когда лопается бычий рог) – время, когда на бычьих рогах происходит смена годовых колец. Конец сентября и середину октября ингуши в старину называли «мазаш тейса ха» (время, когда летает паутина), или «саь багар мазаш ух ха» (время, когда изо рта оленя тянутся нити паутины), считая его благоприятным для сбора шиповника, мушмулы и других даров леса.
С конца XVIII – начала XIX вв. в среде ингушей стал утверждаться юлианский календарь, а с 1918 г. на всей территории РСФСР был введён григорианский календарь.

Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments