Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Category:

ИНГУШСКИЙ БОГ МЕЖДУМИРЬЯ БОТКИЙ ШИРТКА


Боткий Ширтка (ингуш. Боткий Ширткъа) — в языческой религии ингушей и чеченцев шаман, обладающий способностью физически перемещаться между мирами. Провидец и знахарь, ведущий аскетический образ жизни, трикстер. Также персонаж нартского эпоса, не является нартом.
Мифология вайнахская
Толкование имени: «принадлежащий тьме»
Отец: Батиг (Ботки)
Ширткъа — в переводе с ингушского языка означает ласка. По одним из сказаний, Боткий — имя его отца. Но возможно, что его имя дословно переводится как «принадлежащий тьме». «Боад (Бода)» переводится как тьма.
Ласка почиталась за то, что уничтожала вредных грызунов, а резвость зверька сравнивали со способностью перемещаться между мирами. Ласку называли «Ширтка, уходящий в мир Эл и возвращающийся в мир солнечный» («Iел, маьлха уха Ширткъа»). У ингушей есть поговорка «Ширтка — хорошая, а мышь — плохая» («Ширткъа — дика, дахка — во»)

Обладает одновременно божественной и человеческой природой, характерной для полубога (например как Села-Сата) или нарта (Сеска Солса и др.). Ширтку можно назвать богом мудрости, знаний, хитрости и ясновидения, покровителем провидцев и целителей.

Анализируя немногочисленные данные о языческой религии, записанные этнографами (Ч. Э. Ахриев, Б. К. Далгат и т. д.), а также предания и сказания нартского эпоса, можно заметить что большинство персонажей нартского эпоса в то же время являются и богами, которым поклонялись ингуши и чеченцы. Вполне возможно, что образ Ширтки как бога был вытеснен из религии в более поздний период, и остался лишь в фольклоре.
Вот признаки, по которым можно предполагать, что он являлся богом:
Большую часть времени проводит в мире мертвых — Эл, имеет к нему свободный доступ, может проникать туда мгновенно.

Оказывает непосредственное влияние на религиозные обряды. Обычай устраивать поминальный ужин в конце октября(ардари), называемый марс-пхьор, был принят, после того, как Ширтка показал людям, что мертвые получают все пожертвования сделанные для них в мире живых.

Марс-пхьор
Ежегодно устраивался марс-пхьор — «жатвенный ужин». Для ритуального ужина пекли треугольные лепёшки (олг, оьлг)[6]. Готовя угощения, ингуши говорили «Может быть, теперь и они окончили работы». Ужин был в своём роде пересылкой для умерших родственников, называемой «хето» и сопровождался молитвой. Хозяин дома просил Эштра о благополучии для умерших. Ниже приведён текст молитвы, со слов жреца Ганыжа:

«Дай Бог, чтобы благочестивые умершие так же хорошо окончили свою работу, как окончили свою мы — живые; дай Бог, чтобы и урожай у них был хороший. От того, что мы передаем, пусть будет им такая польза, какая только желательна им. Дай Бог, чтобы присяжный брат, молочный брат и родственники, найденные чрез скот, дай Бог, чтобы все эти люди и им подобные, которых покойники пожелают иметь на своем пиру, так скоро являлись к ним, как скоро является караул на тревогу. И пусть они пируют с нашими покойниками до тех пор, пока головы их не опьянеют от питья бокалов наших покойников, и животы не насытятся от пищи на пиру наших покойников. Кому они (покойники) желают дать, пусть для тех у них руки протянутся дальше, а если у них кто будет отнимать, тогда пусть у них хватит сил отстоять своё. Пусть зимой не замерзает пища у них, а летом не портится (точнее, плесенью не покрывается). Чего я сам не мог передать и чего хозяин не мог приготовить, то при свидетельстве Луны и Солнца мы поручаем Богу и божьему Эштру: пусть они дополнят им это».

По записи Ч. Ахриева («Поминки у ингушей»), каждая семья проводила небольшой обряд: "старшая женщина в семействе брала щипцы в руки и дотрагивалась ими до каждого кушанья, говоря: «Да будешь пищей такому-то покойнику». Затем она выливала брагу у очага, и семья приступала к трапезе

Боткий Ширтка принес из подземного мира мельницу, с его же помощью Села Сата приносит ножницы, иглы и наперсток.
Его именем названо животное — ласка. Ласку называли «Ширтка, уходящий в мир Эл и возвращающийся в мир солнечный» («Iел, маьлха уха Ширткъа») .Это отличительная особенность богов чечено-ингушского пантеона. Практически все боги пантеона имеют своих животных или птиц в качестве спутников или образов. Например: Села — орел, врановые, Сата — иволга, Елта — олень, Тушоли — удод и т.д)

В одном из сказаний, он назван Селий Пиръа и его характеристика совпадает с характеристикой аналогичных сказаний о Ширтке. В данном случае Пиръа — сын Селы.

Ширтка — провидец, и видит вещие сны. Достаточно было ему взглянуть на человека, как он тут же узнавал все его тайные помыслы. Умеет исцелять раны и увечья.Если произнести вслух его имя, он вдруг появляется из ниоткуда.

Отец — Батиг (Ботки). Его отец не был нартом. В нартском эпосе он упоминается как некто, охраняющий источник с целебной водой.
Сеска Солса — его сводный или единоутробный брат

Обычай поминания мёртвых
Имелось отдельное сказание, в котором Боткий Ширтка убедил людей жертвовать пищу покойникам. В сказании «Как повёлся обычай делать поминки», Боткий Ширтка, персонаж солнечного и подземного миров, тоже по своему совершает «культурный подвиг», уча людей справлять по умершим поминки. Чтобы людей убедить в этом, Ширтка берёт с собою кого-то из живых, спускается в мир мёртвых и показывает то, что живыми было пожертвовано для мёртвых[

Ингушский языческий пантеон был очень широким и разнообразным. Соответственно разнились сооружения, возводимые в честь того или иного божества. Для божеств общенародного почитания храмы возводились всем обществом (Ткъоб1аь – Ерда, Алби – Ерда, М1аг1ой – Ерда , Маьт -Ц1ели). Семейно-родовые святилища и храмы строились самими родами (Аувша-Села, Дзарах-Ц1у, Т1умхой-Ерда). При закладке святилищ, храмов, памятных стел и других культовых сооружений торжественно произносились молитвы языческие (текъам), а также особые, устойчивые формулы – обращения к тому или иному божеству, в честь которого возводилось строение. К сожалению, эта формула напрочь забыта, т.к. ни один исследователь прошлого не зафиксировал ее.
При закладке склепов (малхара каш, бартал каш) освящая сооружения жрец говорил примерно следующее:
«…Укхаза боаг1аргбарий ер фусам,
К1аьда-мерза хийла.
Боткъий-Ширткъа санна
1ел-малха баха-бахка,
Аьттув хилба цар.
1елара моттиг г1оза хийла,
К1ай аьлий хилба царех…»
«…Пусть это жилище
Сладким, мягким им будет.
Пусть они как Боткий Ширтга
Смогут ходить в иной мир и
Возвращаться в наш мир.
Тамошнее место пусть благодатным будет,
Белыми князями они пусть будут…»
Места захоронения людей считались священными, и входить в склеп имели право только жрецы, лекари и сородичи умерших.

ИНГУШСКИЙ БОТКИЙ ШИРТКА
ЧЕЧЕНСКИЙ БАТИГ ШУРДА
АБХАЗСКИЙ Баҭаҟәа
АДЫГСКИЙ Батэкъу
ОСЕТИНСКИЙ ШИРДОН(СЫРДОН)

Ж. Дюмезиль находил «близкое родство»в образе Сырдона и таком персонаже скандинавской мифологии как Локи, что прежде всего проявляется как в их особой роли в убийстве светлого героя (Сосруко, Бальдра), так и в их общем типе. Так, по его мнению: «Не считая представлений о конце света, которые не могли бы иметь места в нартовском эпосе, все черты Локи обнаруживаются в Сырдоне и все черты Сырдона — в Локи»
Subscribe

  • НОРИЛЬСК город не стертый с лица планеты

    Вряд ли найдется человек, который хотел бы провести в Норильске всю свою жизнь и мечтает, чтобы здесь жили его дети и внуки. Скорее, норильчане…

  • НОРИЛЬСК -МАЙ ХОМ

    Топ-10 самых грязных городов мира Экологи составили список населенных пунктов, куда лучше не ездить туристам Первое место. Норильск, Россия Первое…

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments