Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

ИНГУШСКИЙ БЕРХ РУССКАЯ БРАГА НЕМЕЦКОЕ ПИВО ДОБЫТОЕ НАРТАМИ ИЗ МИРА МЕРТВЫХ


ингушский язык забберх1: 1 соус, политый виноградным вином|соком|, 2 маринад.
ингушский язык тухберх1: 1 рассол, 2 подливка из соляного раствора.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОЙ БРАГИ/ ОНО ЖЕ ГЕРМАНСКОЕ ПИВО

БРÁГА род домашнего пива.
От ингушского:
Ингуш.язык БЕРХ1/БИРХ/БИРА:соус,квас.
Ингуш.язык берхIа: соус, рассол
Осетин.язык бырæгъ: квас
(мн. бырæгътæ). брага; напиток, приготовляемый из проса. Иронско-русский словарь. 2 бырӕу. (მრ. бырӕуттӕ)
Польский язык braha: домашнее пиво
русск. брага, укр. бра́га, белор. бра́га
Венетский язык bira: пиво
Нижнесаксонский язык Beer: пиво
Немецкий язык Bier: пиво
Английский язык beer: пиво
Болгарский язык бира: пиво

Карельский язык olut: пиво
Осетинский язык æлутон: пиво
Ингушский язык ялатон: зерновой
ингушский язык ялат: хлеб(зерно)
Е́лта (Е́лат) — в ингушской мифологии, одноглазый бог охоты и урожая, защитник лесных животных и людей. Сын верховного бога Дьалы, брат Тушоли и Эштра
Елат - в переводе с инг. "зерно." Символ Елты — пшеничное зерно. Его называли «Дэли Елта». Мог принимать облик белого оленя. Каждое животное имело его метку. Ему подчинялись как животные, так и лесные люди (хьун-саг, вочаби, хьунан йоI).
Легенда «Как Елта стал одноглазым» повествует о том, как сын демиурга, желая быть независимым, помог мальчику вырастить пшеницу. За это отец наказал его, лишив глаза. В дальнейшем просить урожая стали у богов-покровителей своего рода Возникновение культа бога охоты, объясняется тем, что для ингуша в период неурожая, охота являлась чуть ли не единственным источником пропитания. Всякий охотник перед охотой непременно обращался к нему с мольбою о помощи, просил его, чтобы он не отгонял от него зверей, а после охоты приносил ему в жертву рога убитого зверя.

ингушский язык масхам: просяной квас
Осетинский язык махсымæ: брага
Чеченский язык мохса(moxsa): кукурузный, просяной квас

Ингушский язык йий: пиво
Чеченский язык пиво(yiy): йий
Ингуш.язык пивной: йийвя
Коми-пермяцкий язык Йэв - молоко
Коми-пермяцкий язык сур: пиво
Марийский язык шӧр "молоко
Ингушский язык шур: молоко
Древнеисландский язык sýra "кислое молоко
Японский язык しろ[shiro]: белый
Ингуш.язык шура/шуран: молочный
Марийский язык шӧран: молочный
Украинский язык сир: творог
Лезгинский язык шур: творог
Русский язык СЫР

ХМЕЛЬ
Ингушский язык хо: хмель
хаттский язык ha «ячмень» (вероятнее всего напиток из ячменя)
шведский язык hop: хмель

У ИНГУШЕЙ: МАТЬ НАРТОВ СЕЛЕ САТА ДАЛА РЕЦЕПТ ПИВА
Интересно, что по сказаниям, есть возможность будучи живым, физически проникнуть в мир мёртвых. Боткий Ширтка — умел перемещаться между мирами, и большую часть жизни провёл в Эле(Мир Мертвых). Туда он приводил Селу-Сату, других нартов и даже людей. Также принес из Эла водяную мельницу, а с его помощью Сата принесла иглы и рецепт изготовления пива.

Боткий Ширтка (ингуш. Боткий Ширткъа) — в языческой религии ингушей шаман, обладающий способностью физически перемещаться между мирами. Провидец и знахарь, ведущий аскетический образ жизни, трикстер. Также персонаж нартского эпоса, не является нартом.
Мифология вайнахская
Толкование имени: «принадлежащий тьме»
Отец: Батиг (Ботки)
Большую часть времени проводит в мире мертвых — Эл, имеет к нему свободный доступ, может проникать туда мгновенно.
Оказывает непосредственное влияние на религиозные обряды. Обычай устраивать поминальный ужин в конце октября(ардари), называемый марс-пхьор, был принят, после того, как Ширтка показал людям, что мертвые получают все пожертвования сделанные для них в мире живых.

ЭЛ
эл, в мифологии ингушей и чеченцев подземный мир мёртвых, управляемый богом Ел-да.Согласно ранним представлениям, Е. находится на западе. Солнце днём освещает этот свет, а ночью - Е. (другой вариант: светилом Е. является луна). Умершие ведут в Е. земной образ жизни, только работают по ночам, когда к ним приходит солнце. Грешники в Е. получают возмездие (согласно одному из древних сказаний, скряга стала в Е. собакой, привязанной на цепи).
В сказаниях о нарт-орстхойцах Е. находится под землёй, в нём нет солнца, темно и холодно. В Е. ведёт спускающаяся от края земли лестница. Охраняет вход, заполненный холодным чёрным туманом, ешап. Как правило, никто из живых попасть в Е. не может. Однако способностью проникать в Е. и возвращаться обратно обладает Боткий Ширтка (или выступающий в некоторых сказаниях его «двойником» Селий Пира), однажды это удалось и героям Сеска Солсе и Бятару. Иногда живущие на земле получают из Е. культурные блага. Так, Селий Пира, возвращаясь из Е., принёс однажды водяную мельницу, тем самым облегчил труд людей, которые раньше размалывали зерно ручными мельницами. По одной из версий, в Е. протекает священная река.
Её воды, лечащие от всех недугов, оживляющие мёртвых, проступают на поверхность земли, где их находят ищущие эту реку герои.
Лит.: Далгат У. Б., Героический эпос чеченцев и ингушей. Исследование и тексты, М., 1972; «Лоаман Iуире». 1965, (№] 1, с. 55-60.
А. У. Мальсагов.

Элда, Этер, Ешпор, Эштр (ингуш., «хозяин ела»), в мифологии ингушей и чеченцев бог, владыка подземного мира мёртвых - ела. Он мудр, обладает даром провидения. От удара его посоха дрожит весь мир. Сидя на высоком троне из человеческих костей (вариант - в башне), вершит суд над душами усопших: в соответствии с поступками, совершёнными ими при жизни.
сказание «Сеска Солса и Бятар»)

ИНГУШСКИЙ БОТКИЙ ШИРТКА
ЧЕЧЕНСКИЙ БАТИГ ШУРДА
АБХАЗСКИЙ Баҭаҟәа
АДЫГСКИЙ Батэкъу
ОСЕТИНСКИЙ ШИРДОН(СЫРДОН)

Ингушская СЕЛА-САТА (САТАНА У ОСЕТИН)

У ОСЕТИН
Сатáна — дочь Уастырджи, рождённая Дзерассой в мире мертвых (загробное царство).
Будучи щедрой гостеприимной хозяйкой, неоднократно спасает нартов от голодной смерти и прочих бед. Ей принадлежит заслуга изобретения популярных напитков осетин (аланов) — пива и алутона, а также хмельного медового напитка ронга.

Сырдон изобрёл музыкальный инструмент — фандыр (арфа)

Ж. Дюмезиль находил «близкое родство»в образе Сырдона и таком персонаже скандинавской мифологии как Локи, что прежде всего проявляется как в их особой роли в убийстве светлого героя (Сосруко, Бальдра), так и в их общем типе. Так, по его мнению: «Не считая представлений о конце света, которые не могли бы иметь места в нартовском эпосе, все черты Локи обнаруживаются в Сырдоне и все черты Сырдона — в Локи»

МЁД
Ингуш.язык меда: спелый, очень мягкий, перезрелый (о плодах, ягодах)
Саамский язык мӣдт: мёд
Эрзянский язык медь: мёд
Ингуш.язык хьаьна: жирный
Чечен.язык хьена: жирный, сальный
Финский язык hunaja: мёд
Английский язык honey: мёд
Финский язык huono: грязный, плохой

Ингуш.язык МАЗ/МОДЗ/МОЗ/МЕЗ: МЁД
Этрусский язык маз - медовое вино
Ингуш.язык меза: медовый
Карельский язык mezi: мёд
Финский язык mesi: нектар
Эстонский язык mesi: мёд
Венгерский язык méz: мёд
ингушский язык нокхарий: пчелиный
Кикуйю язык njuki: пчела
Русский язык нектар
Ингуш.язык нокхаре-моза: пчела
Коми-зырянский язык мазі: пчела
чеченский язык накхармоз(nakxarmoz): пчелиный мед
Мерянский язык mus: пчела
ингушский язык улхий - модз» - мед в круглых сотах
КОНСКИЕ ЧЕРЕПА долгое время устанавливались предками ингушей на изгородях, на пасеках для «защиты от дурного глаза»

Праславянский язык *maz-slo: масло
Ингуш.язык мазлаг1: пчельник, пасека
Сербский язык маслац: масло
Боснийский язык maslac: масло
Чечен.язык мазлаг1ан(mazlag’an): пасечный
МАСло от МАЗлах

АД СКАНДИНАВОВ ТЮРЬМА ИНГУШЕЙ
Люксембургский язык häll: ад
Немецкий язык hölle: ад от
ингушского холло, халло: пытка, страдание, трудность, холо Iовша: страдать
Ингуш.язык халбате: заточение
Ингуш.язык халбат: место отбывания наказания |тюрь-ма, каторга, принудительные работы и др.|.
Исландский язык helvíti: ад
Норвежский язык helvete: ад

ТЮРЬМА ОТ ингушского тIорми: сумка, мешок
Башкирский язык төрмә: тюрьма
Чечен.язык т1оьрмиг: сумка, мешочек, кулек, куль
Ингуш.язык тIормиг: вместилище, сумка, мешок
Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments