Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Category:

АПТЕКА


Происходит от др.-греч. ἀποθήκη «склад, кладовая», далее из ἀποτίθημι«откладывать», из ἀπο- «от-, из-» из праиндоевр. *apo- «от, прочь» + τίθημι«класть» (восходит к праиндоевр. *dhe-«класть, девать»).

МОЯ ЭТИМОЛОГИЯ:

Ингуш.язык апо-тIехье:прочь отложи на потом
Ингуш.язык айпт-ехка: для,увечья продала
Ингуш.язык айп-текха: увечья разносчик
Ингуш.язык айпе-техкар: болезненная связка
Ингуш.язык оап-тека: лавки лжи
Ингуш.язык оапат-ека: брехня звенит
Ингуш.язык 1о-пхатека: неопредленное место
Ингуш.язык аппат-ехка: клятву на верность продала
Ингуш.язык аппат: клятва на верность.
Ингуш.язык ехка: продала
Ингуш.язык аппатха: старейшина
Ингуш.язык аппатхьа: 1 возведение в ранг отца, т.е. принятие в жрецы

Древнегреч.язык a.po.ˈtʰe.ke: откладывать
Ингуш.язык апо: (прочь!) тIехье(на потом)
Ингуш.язык апаг1: |восклицание|- вон, прочь!
Ингуш.язык апаж: прочь, убирайся! |от апа-к опа-даль
Ингуш.язык апаг1 вала: 1 уступить дорогу |тропу|, 2. |восклицание| прочь с дороги, вон!
Ингуш.язык тIехьа: следом, потом

праиндоевр. *dhe-«класть, девать
Ингуш.язык дехка - связать, де- делать
Ингуш.язык девха: одеть, вдеть

Ингуш.язык апте-тика:
Ингуш.язык апте: плотно, удобно, впору.
Ингуш.язык аптий: 1 способный, подходящий, пригодный, дипломатичный, 2|в|-имя муж.
Ингуш.язык апта: прилаженный, подогнанный, приведенный в порядок, подходящий
Ингуш.язык тика: лавка, магазин
Ингуш.язык теккхá: 1 ползком, 2 сделав проползание.

Ингуш.язык айп: дефект, порок, изьян
Чувашский язык айап "грех, изъян"
Ингушский язык айп: недостаток (дефект)
Ингушский язык айпе: слабый (болезненный)
Осетинский язык аипп: дефект
Лезгинский язык айиб: позор, стыд
Ингушский язык айп: порок
Тупинамба язык aíb: плохо

ЭПОС
Ингуш.язык оапыш: вранье
ингушский язык оап: 1 оговор, народн. - брехня, небылица, 2ложные выкладки, 3 выдумка, вранье |лат. -apinae|.
Ингушский язык оап: ложь
Башкирский язык яуап: ответ
Древнегреч.язык эпос: повествование
Ингушский язык оапаж бувцаж: лживый |ая|.
Кабардино-черкесский язык kbd: упщӀэ; : вопрос
Русский язык опасайся, опасный

ЛОЖЬ
Харцдар - деша лоа, бакъдар - бутув кхера.
Ложь - растаявший снег, правда - монолитный камень.

Ингуш.язык молхаэрчоре: аптека

ФАРМАКОЛОГИЯ

Фармацевт (греч. pharmakeutēs приготавливающий целебные снадобья, лекарства)
от ингушского:
ингушский язык пхьар: мастер
ингуш.язык пхьармакх: приготовитель лекарств
ингуш.язык пхьармакх: 1 снадобье, 2 медикамент.
Ингуш.язык маькх: хлеб
Ингуш.язяк маькхарна: из хлеба
макароны» происходят от др.греческого слова «макария», что означает «варево из ячменной муки»
Татарский язык икмек: хлеб
Древнегреческий язык - псомаки: хлеб
Свежий греческий хлеб псомаки с ветчиной и сыром
ингушский язык мякх: хлеб
ингушский язык сосмякх: ржаной хлеб.
ингушский язык селамякх: |букв. хлеб бога Селы| - 1 хлеб, испеченный с травами, 2 - жертвенный хлеб.
ингушский язык химякх: хлеб с древесной корой, средство от болезни цинги, хлеб с примесью опилок и трав.
русский язык мякиш: хлебная начинка.

ЛЕЧЕНИЕ ЦИНГИ
ингушский язык химякх: хлеб с древесной корой, средство от болезни цинги, хлеб с примесью опилок и трав.

Русский естествоиспытатель, член Петербургской академии наук Петр Симон Паллас (1741-1811) во "Флоре России" писал:

"Собираемые по концам веток молодые сосновые и кедровые вершинки похваляются от всех наших в Сибири промышленников и мореходов как лучшее противоцинготное и бальзамическое средство и составляют в лечебной науке преизрядное от цинготных болезней лекарство".

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА ИНГУШЕЙ

Известный исследователь И. Пантюхов считает, что др. греки в отношении медицины многое позаимствовали у ингушей на Кавказе.
В Ингушетии народная медицина формировалась, с одной стороны, из народного опыта, накапливавшего веками крупицы медицинских знаний.
До появления лекарей ингуши вынуждены были прибегать к лечению знахарей, которые лечили с помощью заговариваний, нашептываний, заклинаний, молитв и талисманов-оберегов.

Ингушский язык аачха:.помощник жреца производившего трепанацию черепа; тождест,- вылизиватель раны при трепанации черепа |с особым усердием и вниманием при работе над вылизыванием мозга|
ТРЕПАНАЦИЯ ЧЕРЕПА БУНХО ТОЧИЕВ
У Исмаила Котиева в результате удара кинжалом по голове череп был разрублен на две части — от мозжечка до переносицы. Повезли его в больницу Владикавказа. Лечили, и когда врачи сказали, что нет надежды на выздоровление, Котиева привезли домой, в Мецхал. Начались отёки, появились гнойнички. Пришёл Бунухо Точиев к больному. Открыл черепную рану, затем намазал свой язык мёдом и аккуратно, языком, начал вытягивать мелкие осколочки костей из его раны. Затем лекарь велел зарезать черного курдючного годовалого барана и, разрезав курдюк на тонкие ломтики, стал вкладывать их в рану и вынимать их с кровью и гноем. Очистив таким образом рану, он ещё несколько дней наблюдал за больным, пока тот окончательно не поправился. После этого случая И. Котиев прожил ещё 35 лет. Бунухо Точиев использовал курдюк в лечении больных. Обязательно это должен быть курдюк трёхлетнего барана. И резать его надо было в дни летнего солнцестояния. Это считалось временем наибольшей зрелости курдюка. Старики говорили, что в это время и кончики трав бывают насыщенны от зрелости. Бунухо активно использовал в лечении мёд, гусиный и барсучий жир и многое другое.

По воспоминаниям Хусена Евкурова, у его брата Аюпа из Ольгетти часто болела нога. Как-то боли в коленном суставе мучили так, что он не мог двигаться. Нога опухла. Пригласили они к нему лекаря. Бунухо осмотрел ногу, затем вышел на луг, покрытый травами. Лопатой убрал он верхний слой земли с травой, взял следующий слой чернозёма, добавил в него простоквашу и замесил маркъал (раствор). Затем наложил эту смесь на колено, сверху покрыл шерстью и перевязал. На следующий день поменял повязку. И так 3-4 раза. Больше никогда нога Аюпа не тревожила. Было это в 20-х гг. ХХ века. Бунухо Точиев лечил Гири Хутиева, жившего в районе курорта в горах, он сохранил ему ногу, которую врачи собирались ампутировать. Как-то в горном районе Охкарчи острыми скальными камнями порезал икроножную мышцу охотник Шонхой. Перевязав жгутом ногу, Бунухо Точиев замедлил поток крови в ноге и, сделав операцию, зашил рану. Он использовал нити, сделанные из кожи буйвола и обработанные гусиным жиром. Тщательно следил Бунухо за больным ещё некоторое время после операции.

И.Пантюхов в работе "Движение населения у ингушей" (Кавказ, № 7, 1901 г.) пишет: "С давних воинственных времен особенно славятся (у ингушей) хирурги. Кроме искусных перевязок ран и вправления вывихов, смелые ингушские хирурги делают даже трепанацию черепа. Для этого при ушибах и вдавлениях черепа, а иногда и просто при беспокойных головных болях хирурги особенным долотом выскабливают череп до самых оболочек мозга".

Трепонация черепа ингушами:
Больного доставили к лекарю, который установил, что вмятая кость, соприкасаясь с мозгом, причиняет боль. Он разрезал кожу на ушибленном месте раздвинул её специальным инструментами и, оголив черепную поверхность, стал скоблить кость с помощью гама – инструментом для скобления. Выскоблив ушибленное место черепа, хирург почти обнажил травмированную часть мозга. После этого лекарь взял рог барана, поставив его к ране широким концом, он стал резко высасывать воздух. Затем лекарь извлёк тёплый мозг из только, что забитого козлёнка, приложил его к свежей ране больного и сделал перевязку. Больной выздоровел.

ЛЕЧЕНИЕ ОЖОГОВ
Ингушские лекари умели лечить ожоги. Для этого они собирали овечье молоко в большой котел и варили его пока 1/3 не испариться, а когда масса эта достигала температуры тела,туда окунали пораженные части тела (Там же).
Готовили и масло от ожогов. Взбивали желтки, из которых получали яичное масло, и ожоги им смазывали.

Народные лекари умели лечить ожоги. Существовали различные способы, один из которых был использован Тангиевой Фадманв 1975 году (п. Карца) во время лечения обожжённых ног девочки, которой прогнозировали врачи ампутацию конечностей. Женщина взбивала желтки, жарила их до образования чёрного яичного масла, и смазывала им поражённые участки ног. В результате, ноги излечились.

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА СЛАВЯН:
Как лечить ожоги яйцом? Есть такое народное средство от ожогов: взбить свежее яйцо и нанести на ожог – рана быстро заживает. (отзыв из ЗОЖ 2013 г, №23, с. 32). Как только что-то обожгли, сразу надо мазать поврежденный участок сырыми яйцами, используя и желток и белок. Мазать часто, не давая подсохнуть, пока не прекратятся боли. Только после этого кожу можно обмыть. Женщина сильно обварила ногу кипятком, боль была ужасная. Сразу разбила 4 яйца и мазала ногу в течение 4-х часов. Боль утихла, на ноге осталось лишь небольшое красное пятно, которое через 2 дня полностью прошло. Кожа оставалась ровная, пузыри после ожога так и не появились.

Мужчина 85 лет, получил сильные ожоги тела. Вздулись пузыри, приехала «скорая», врачи предложили ехать в больницу, но мужчина отказался. Посидел, поискал народные средства – чем лечить ожог, решил воспользоваться куриными яйцами. Смазал поврежденную ими поврежденную кожу. Через пару часов из пузырей потекла жидкость, а яйцо подсохло. Смыл теплой водой корочку, смазал новой порцией. Через несколько часов ожоги потемнели, поврежденная кожа стала отделяться от ран. Он срезал ее ножницами и снова смазал раны яйцом. Через сутки смыл теплой водой. Ожоги покрылись белой пленкой, которую он снял вручную, после этого все быстро зажило.

Яичные желтки лечат ожоги. Эту историю рассказала мне моя мама. Ей было в то время 10 лет, а сестренке младшей — около пяти.

Именно яйца нужны были для того, чтобы сделать целительную мазь от ожогов.

ЛЕЧЕНИЕ КОРИ
Применение имитативной магии мы наблюдаем при лечении КОРИ у ингушей. Для заболевшего корью ребёнка определяли отдельное помещение, на окнах вешали полотно красного цвета.
Обёрнутый красной материей обруч они ставят на подоконник – на видное для больного место. И так как корь ассоциируется с красным цветом, то считается, что болезнь переходит на красный предмет.

ЛЕКАРЬ ЗАКЛИНАТЕЛЬ
ЛЕКАРЬ
Ингушский язык лекхар: певец, маг, заклинатель
Праславянский язык лекати (петь заговоры, лекарь, лечить)
Ингушский язык леккхар "поющий"
Ингушский язык утв. - локх, лекхад , локхадда: лакха: игра
Ингушский язык лаккхар: споет
Ингуш.язык лакхарг: заклинатель, певец
Шведский sv: spela (sv), leka "играть"/
англос. læce «врач», шв. läkare — то же, läkа «лечить».
Датский язык lege: играть
Шведский язык leka: играть
Ингушский язык лекха: играть, петь
Исландский язык leikurinn: игра/ ингушский язык лекхуринн: сыгранное, спетое
Русский язык ЛЕЧЕНИЕ, ЛЕЧИ
ингушский язык лийчане: искупавшийсь
лийча, луч, луйча, лейчав: купаться, купайся, искупался
Чеченский язык купать(liyc,o:): лийчо

ДР. РУССКИЙ ЯЗЫК ЛИХОДЕЙ: КОЛДУН
Ингушский язык лихьдей: колдун(буквально волчью порчу наводящий)
Subscribe

  • АРЧИНСКИЙ ЯЗЫК

    Арчинцы-численность в России, в соответствии с переписью 2010 года, — 12 человек Этот язык настолько уникален. В нем столько звуков, алфавит…

  • ТОТЕМ МЕДВЕДЯ

    Аварский язык: ci: медведь Чадаколоб: ši: медведь Андийский: seji: медведь Ахвахский: šĩ: медведь Чамалинский: sehĩ: медведь Тиндинский: sī̃:…

  • ПАМЯТЬ

    ПАМЯТЬ: это способность к накоплению (запоминанию) хранению и воспроизведению опыта и информации. Происходит от праслав. *pamętь, от кот. в числе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments