Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

ЗМЕЯ ИНГУШСКИХ ЗНАХАРЕЙ


«Человек, стремившийся стать хорошим врачевателем, раньше, весною, в первую среду после новолуния, брал в руки змеиную шкуру и тер ее в ладонях. При этом он приговаривал: «Великий Бог Дяла, пусть мои руки будут целебными». Все это повторялось дважды в последующие две пятницы. Все народные врачеватели проводили такой обряд ежегодно. Мой отец был лекарем и еще мальчиком заставлял меня тереть в руках змеиную шкуру». (В 1977г. рассказал врач Ахмет Сосиевич Куштов; записал И. Д. –в, см.: МЛВ, с. 303).

В 1975 г. от жителя села Олгетти старика Мусы Евкурова записал Шамсуддин Кодзоев.
1«Змея красного цвета» – медянка. Встреча с такой змеею считалось хорошим предзнаменованием и отмечалось небольшим торжеством. Красный цвет – цвет огня, Солнца, крови раньше высоко чтился. Само слово «красный» (ц1е) восходит к слову «огонь» (ц1и). Почтительное отношение к красной змее – медянке было известно у абхазов.

2К ядовитой змее – гадюке отношение в народе самое отрицательное и называется она табуированно «б1ехал» – грязная. Неядовитая змея называлась «маьрша текхарг» – мирная ползучка. С нею в данном тексте, конкретно с медянкою, связывалось искусство врачевания.

Раньше в Ингушетии были известными врачами-лекарями Баашка, его сын Бурсак, его внук Бунхо. Их лекарское искусство шло от отца к сыну. Вот что рассказывают о том, как они приобрели искусство врачевания.

Баашка глядел на них и удивлялся, но потом смекнул, что тут что-то не так и, набросившись, подхватил кусок побольше и съел его.
.......
От змеи ничего не осталось и князь спросил: «Ты сколько-нибудь съел змеи?». «Да», – ответил Баашка. И тогда тот человек сказал: «Ты сможешь врачевать все болезни, только над смертью ты будешь не властен. Иди домой и врачуй, с сего дня тебе нет больше надобности находиться на службе2».
Баашка стал далеко известным врачевателем, такими же были и его потомки. Имена их были очень славными в народе.

У НАРОДОВ
В русских сказаниях повествуется об одном человеке, который, отведав еды, приготовленной из змей, начал понимать язык трав и записал их целебные свойства. От этого человека и пошло учение о целебных травах. Об аналогичном случае рассказывает в поэме «Змееед» известный грузинский писатель и поэт Важа Пшавела. Считалось, что змея, являясь долгожителем, сбрасывает каждый год с кожей «старость», охраняет «змей-траву», способную оживить мертвого, сберечь здоровье и красоту, заживить любую рану.
С лечебной целью применяли и самих змей. В древних лечебниках сброшенную змеей кожу рекомендовали прикладывать к больным зубам, глазам, нарывам и для выхода «железца стрельного». Сошедшую во время линьки шкуру гадюки в некоторых районах Карпат рекомендовали в виде отвара для усиления роста волос. Женщины мыли им голову, считая хорошим средством.
Различные органы змеи использовали как лекарство еще в глубокой древности. В некоторые рецепты Авиценны входит голова змеи.

АСКЛЕПИЙ БОГ МЕДИЦИНЫ ПРЕДОК ГИППОКРАТА

давних времен образ змеи связан с врачеванием. Существует такая легенда в греческой мифологии: когда сын Аполлона — исцелитель всех недугов Асклепий (римляне называли его Эскулапом) прибыл на Крит, у местного покровителя умер сын. В этот период Асклепий увидел на своем жезле змею и, чтобы избежать укуса, убил ее. Через некоторое время появилась вторая змея с чудодейственной травой во рту и оживила убитую. Исцелитель воспользовался этой травой и оживил юношу, а в дальнейшем лечил ею многие заболевания. В древние времена верили, что Асклепий бессмертно живет в земле в образе змеи, одаренной разумом и речью.

АСКЛЕПИЙ БОГ МЕДИЦИНЫ ПРЕДОК ГИППОКРАТА: ЭТО ИНГУШСКИЙ ЖРЕЦ

Аскле́пий (в древнеримской мифологии Эскулап, др.-греч. Ἀσκληπιός, «вскрывающий») — в древнегреческой мифологии— бог медицины и врачевания. Был рождён смертным, но за высочайшее врачебное искусство получил бессмертие.

Обвитый змеёй жезл Асклепия используется как медицинский символ

ЭТО
Ингушский язык езхлепий: |жреч| - жрец, имевший правоработать над мозгом, вскрывая череп
Ингушский язык езх: священный дар, высокая способность
Ингуш.язык езза: свято
Ингушский язык еззо долаж : благородный |ая|
Хаттский язык: izzi ‛хороший, благоприятный’;
Арабск. - иззу - благородный|
Хеттский: āssus ‛хороший’
ингушский язык еззаш: улучшая, свято

ЛЕЗГИНСКИЙ ЗНАХАРЬ
Лезгин.язык фалчи-жерягь: знахать
Ингуш.язык палчи-жарахье: колдун-хирург
Ингуш.язык пал: гадание
Лезгин.язык фал: гадание
ингушский язык поалхо, палхо: чародей
чеченский язык палтуьйса(paltu’ysa): гадалка, ворожея
ингушский язык поал-хахкархо: 1 гадатель |гадалка, воро-жея|, 2 |перен| - шаман.
Аккадский язык pal "знать"
Русский язык палка, палец
Ингушский язык пал: гадание
Русский язык пал, упал: ушел в низ
Лакский язык палруту, палчи: ворожея

ПАЛКА=ГУСЬ=ЖЕЗЛ
Осетинский язык хъаз: гусь
Ингушский язык г1аж: гусь
чеченский язык (g’az): г1аз: гусь
пример: гусятина – г1езан жижиг
Польский язык ges "гусь"
Славянский язык жезл "палка, скипетр"
Английский язык geese, goose "гусь"/ чеченский язык г1езан "гусинный"
Норвежский язык gås "гусь"
Полабский язык pailq: гусенок

ПОСОХ БОГА ПТАХА
Аккинский язык Iанса — посох
лам-аккинский язык Iяса: посох
ингушский язык Iас: посох
чеченский язык Iаса: посох
Древнеегипетский язык Уас: посох богов
Посох египетского бога Птаха
Уас — египетский иероглиф, обозначающий власть. Изображается в виде жезла, который держат фараоны, боги и влиятельные чиновники.
Лакский язык аьсав "палка, трость"
Осетинский язве уис: трость
Лезгинский язык аса "палка"
Римский язык is "жезл
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments