Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

КУЛЬТ ТУШОЛИ


После поклонения Тушоли местные жители ходили на гору Делите (Де­ли — «Бог», те — «верх»), на которой было несколько священных мест, а самое священное наверху, с железными крестами. Но что такое Тушоли — ни профессор Миллер, ни другие писатели не выяснили. Как я узнал от стариков, Тушоли — это святой или божество, признаваемое всеми чеченцами без исключения; это один из главных ццу, имя которого упоминается и в клятвах, и во всех молитвах, даже если чеченцы молились у другого святилища. По его имени называется даже месяц Тушоли-бут (апрель). В последнее воскресенье этого месяца, называемое Тушоли-кириде (воскресным Тушоли), ежегодно совершается в описанном святилище особое религиозное празднество в честь него. Тушоли особенно почитается женщинами. Они называют его Даьла йоI, что в буквальном переводе значит: «Божья дочь Тушоли». Горные ингуши восточной половины (галгаевцы, хамхинцы, цоринцы и акинцы) имели одно общее место для по­клонения Тушоли возле селения Карт Хамхинского общества; а жители западных обществ (Мецхальского и Джераховского), а также и плоскостные ингуши сходились к святилищу между се­лениями Оби и Ляжги. Газбык говорит, что в святилище Тушо­ли Мецхальского общества прежде находилось несколько шес­тов с колокольчиками, посвященных цIу, а также голубь и об­раз (фигура) женщины со слезами на глазах; то и другое сдела­но из жести (бронзы?). У этого цIу женщины вымаливали сы­новей.

Жрец (цIайнсаг) просит за них, обратившись к цIу с молит­вою. Шестнадцать человек смотрели свет в цIу, который посылается святым и проходит от одного святилища к другому. Видев­ший свет, снимая шапку, говорил: «Дай Бог ему в жертву быка!»

С тем, кто не почитает Тушоли, бывает дурно, непремен­но приключается несчастие, так как это — дух (тарам) Божий, указанный одарёнными стариками-ясновидцами. У галгайцев Тушоли был ещё в большем почёте, чем у мецхальцев. Для не­го выстроен отличный эльгыц, при котором находится посто­янный жрец — цIайнсаг. Приходящие на поклонение жертвуют деньги, которые идут на ремонт дороги, ведущей к Тушоли, и на угощение пришлых гостей, считающихся на попечении у жреца.

Вот что писал по этому поводу Б. К Далгат со слов жреца Ганыжа.

«В эльгыце находится отлитый из серебра идол женского по­ла, величиною с новорожденного ребёнка; это — изображение Ту­шоли. Под глазами у идола слёзы; народ говорит, что её изнаси­ловал ХьагIар-ерда (покровитель пещер), вследствие чего она заплакала. К скале возле селения Берхай неизвестно кем вбиты железные крючки, висящие на гвоздях, на высоте трёх сажен от земли. У идола руки опущены вниз; сам он в стоячем положении, женские груди и отверстие свидетельствуют о том, что этот святой — жен­ского пола, почему и становится понятным преимущественное почитание его женщинами. Величиною серебряный идол будет, говорит Ганыж, видевший его собственными глазами, с новоро­жденное дитя; толщина его тела — два обхвата распущенных пальцев. В последнее время жрец прячет идола у себя дома и приносит его в святилище в день празднества, дабы враги прежней веры, мусульмане, не похитили его и не осквернили.»
Subscribe

  • покрывало Каабы

    Кисва, кисвах, кисуах (араб. كسوة) — традиционное покрывало Каабы из чёрного шелка с узором золотыми нитями, закрывающее стены Каабы. МАЛО КТО…

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments