Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

ИНГУШСКАЯ СКАЗКА: ЧЕРНЫЙ ВСАДНИК

Седло приросло к коню, сам прирос к седлу изо рта пламя бьёт – так ездил чёрный Нохо.
Однажды напал он на одно село, сжёг его, изрубил всех людей, остался в живых лишь один маленький мальчик. У него под мышкой было солнце, из одного пальца текла вода, из другого – молоко, из третьего – масло, из четвёртого – мёд.

Мальчик жил в лесу, сосал свои пальцы и так кормился. Увидел его волк и решил съесть. Но мальчик сам вспрыгнул ему на спину, схватил за уши и сказал:

– Я твой всадник, а ты – мой конь.

– Я отвезу тебя к своему хозяину, – решил волк и пустился рысью.

Он привёз его к шалашу, у которого сидел старик и поджаривал мясо оленя.

– Волчий щенок, где ты взял этого человечьего щенка? – спросил старик волка.

– Чёрный Нохо разгромил село, изрубил людей, остался лишь один маленький мальчик, я его встретил в лесу, и он оседлал меня, – рассказал волк.

Старик стал воспитывать мальчика. Поил его барсучьим молоком, кормил оленьим мясом и лесными орехами. Этот старик был волшебником и мог принять облик любого зверя. Однажды он принял облик медведя и стал бороться с мальчиком. Мальчик притянул его к себе, сломал два ребра и с размаху ударил оземь.

Ну, теперь у тебя достаточно сил, – сказал старик, – чтобы освободить свой край, на который нападает чёрный Нохо. Тебе нужно оружие, которое снесёт ему голову, и конь, который одолеет его коня.
Вон там живёт мой старший брат. Ты подаришь ему белого оленя, которого я тебе дам. Брат – большой мастер. Никто, кроме него, не сможет сделать меч который одолеет чёрного Нохо. Тебе я даю имя Берза Дог – Волчье Сердце.

Берза Дог взял белого оленя и отправился туда, куда указал старик.

Из одной пещеры курился дым и раздавались звуки – «занг-занг-занг». Подошёл Берза Дог к пещере и говорит:

– Пусть хозяину будет впрок мой подарок!

Выбежал из пещеры железных дел мастер и хотел драться с пришедшим. Но увидел, что перед ним гость, и драться не стал. Он был дороден, его борода и усы – опалены, на голове и плечах – сажа.

– Пусть будет добрым твой приход, если у тебя добрые намерения, – сказал он.

– У меня добрые намерения, а прислал меня к тебе твой младший брат. – И рассказал Берза Дог, что ему нужен меч, с которым он мог бы победить чёрного всадника.

Хорошо, – согласился кузнец. – Только сдвинь-ка с места вот это. – И он показал на большую наковальню, стоящую посреди кузни.

Напряг Берза Дог все силы, но не смог сдвинуть наковальню с места. Она сидела глубоко в земле.

– Дай-ка я попробую, – сказал кузнец и без труда вырвал камень из земли, а затем вновь всадил его в землю.

– Будешь помогать мне в работе год, – решил кузнец.

Целый год проработал Берза Дог у кузнеца и каждый день пытался вырвать наковальню, проверить, сколько сил у него прибавилось.

Через год он, как и кузнец, легко вырывал наковальню из земли, а затем обратно её всаживал. Вместе с кузнецом начали они делать меч. Семь дней и семь ночей готовили уголь, мяли сталь, словно тесто, руками. Семь дней и семь ночей ковали меч, а потом били им по валунам и скалам.

Меч рассекал валуны и скалы, словно тыквы. При ударе он удлинялся, а когда его отводили, укорачивался. С этим мечом Берза Дог вернулся к старику, который его воспитывал, а тот послал его к своему старшему брату:

Приведёшь от него сорок буйволиц.

И старик дал ему белого оленя. Берза Дог приходит к самому старшему брату старика и говорит:

– Пусть хозяину будет впрок мой подарок!

Самый старший брат пас овец, выбежал он навстречу Берза Догу, увидел оленя, обрадовался. Они стали говорить о делах. Пастух швырнул со своей ноги башмак – чувяк и попросил Берза Дога принести его. С трудом приволок Берза Дог тот чувяк.
Ты должен прожить со мной ровно год, – сказал пастух.

Берза Дог ходил за овцами, коровами, буйволицами. Через год он взбегал на гору с одним быком на шее и двумя под мышками. Пастух подарил ему сорок буйволиц, а старик, воспитатель юноши, их зарезал и выделал сорок шкур.

– Теперь мы пойдём драться против чёрного Нохо. Я превращусь в коня. Когда ты будешь сражаться с Нохо, я буду драться с его конём.
Чтобы удар копыта или укус коня мне не повредил, обернёшь меня этими буйволиными шкурами.

И старик превратился в доброго коня. Сорока буйволиными шкурами обернул его Берза Дог. С ветром споря, поднимались они в поднебесье, приникали к земле, словно проливной дождь. Так прибыли они в село, где жил когда-то Берза Дог. Чёрный Нохо крепко спал. Конь чёрного Нохо, как увидел Берза Дога, заржал. Нохо проснулся и встал. Изо рта его ударило пламя, из ушей повалил дым.
Вскочил он на своего коня и пустил его на Берза Дога.

Стали они драться. Дерутся и их кони. Огнём и мечом бился Нохо. Берза Дог уклонялся от ударов, а каждый его удар попадал в цель. Каждый укус коня Нохо срывал с коня Берза Дога по одной буйволиной шкуре. От грохота этой битвы птицы с небес попадали, звери к земле приникли. Берза Дог направил солнце из-под мышки на чёрного Нохо, и тот ослеп от его сияния. Бой, начатый утром, продолжался до вечера.

Мечом зарубил Берза Дог Нохо и его коня. Как только Нохо испустил дух, все убитые им люди ожили. Трёх братьев – старика-воспитателя, кузнеца и пастуха – пригласили в село и устроили большой пир. И они стали жить вместе. Пусть им и нам во всём будет удача!
Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments