Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

ИНГУШСКАЯ МОЛНИЯ


Ингушский язык алийхтер: янтарь(букв. тело пламени)
Древнегреческий язык электр: янтарь
Ингуш.язык алалта -форд|- балтийское море |букв. - хранящ. пламя, т.е. янтарь|
Ингушский язык ал: пламя
мэнский язык aile (кельт. язык) "огонь"
Ингушский язык ала цIел *пламенный
Ингушский язык алиц1ера: молния(букв. пламя огня)
Древнегреческий язык elicere: молния
Инг.язык силам: янтарь(древесная смола)
Финский язык salama: молния
Ингушский язык адиц1 е: электроток
Ингушский язык адсирд: электр. ток
ингушский чзык адсирд: 1 огни святого больма, 2 электрический ток. 3 вспышка.
сийрда-даккх: |гл. ф. от даккх - вывести| - 1 осветить, вывести на свет, 2 сделать ясным, оза-рить.
ингушский язык сийрдаккха: осветить
сийрд: белый (светлый) , светлый, яркий, светло

Ингушский язык села-хаьштиг: молния
ингушский язык ткъес: гром
ингушский язык хаьшк: головня (обгорелое полено)
ингушский язык хаьштиг: факел
ингушский язык ана1адсякх: букв, стрела неба| молния

Храмы горной Ингушетии: посвященные богу молнии СЕЛЕ:
"Мят-Сел"-IV-VIIIвв.
Дик-Села"-В окрестности с.Духьар-гашта VI-VIIIвв.
"Морч-Села"-с.Моржчие.
Селашатс"-Столпообразное святилище ус.Лялах VIII-Xвв.
"Селяште"-с.Йовлий, VIII-Xвв.
Если Селе(богу Дождя) понравится какой-нибудь человек, он поражает его молнией. На месте гибели такого человека строили небольшой склеп. В него в полном снаряжении сажали пораженного молнией и перед ним накрывали небольшой стол с угощениями. Когда долго не бывало осадков, люди выносили тела этих покойников из склепа, и Села посылал дождь, чтобы им омыть тело этого покойника.

ИНГУШСКИЙ БОГ ГРОЗЫ ОТЕЦ ПЕРУНА
Великий Села, у ингушей Бог грома и молнии, отец бога Елта, его дочь Села Саты, муж богини Фурки. Селе подвластны люди, боги; в его бурдюках заключены стихии: из одного он выпускает снежную вьюгу, из другого - мороз, и т. д. Радуга - это лук Селы, который он вешает на небо, молнии - его стрелы.
Села считался также богом справедливости. Увидев на земле неправедные поступки, он громом предупреждал провинившегося, чтобы тот исправился. Если человек не желал исправляться, Села поражал его стрелой-молнией. Луком Селы считалась радуга — «Селай Iад» («лук Селы»). После восстановления справедливости Села вешал свой лук на небо, и появившаяся на небе радуга возвещала людям об этом. В честь погибшего от молнии ставился памятник - селинг. Пятый месяц ингушского календаря был посвящен Селе и назывался Сели бутт. Он примерно соответствует маю (год начинался у ингушей в первый день после зимнего солнцестояния). Селе был посвящен праздник, отмечаемый после первого грозового дождя и радуги.
В мифологии ингушей считается, что богоборец Курюко похитил у бога грома и молнии Селы для передачи людям овец, воду и тростник для строительства жилищ. В этом ему помогают семеро сыновей Селы, которые должны были охранять вход к нему. Разгневанный Села приковал Курюко к горной скале, а сыновей в наказание подвесил к небу, они и составили созвездие Большой Медведицы.
Грозный Села имеет свою тронную гору Цай-лам. Если она не закрыта тучами, значит Села отдыхает и не будет непогоды и дождей. У Селы есть огромный меч, которым он рубит зловредных духов «цолаш» которые временами подкрадываются к горе Цай-лам, чтобы навредить ему. Проснувшись, тогда он в гневе кричит и рубит их мечом. Вот поэтому в грозу сверкает молния и гремит гром. По воле Селы богиня Миха-нана гоняет ветер, а богиня Хи-нана льет дождь.
Если Селе понравится какой-нибудь человек, он поражает его молнией. На месте гибели такого человека строили небольшой склеп. В него в полном снаряжении сажали пораженного молнией и перед ним накрывали небольшой стол с угощениями. Когда долго не бывало осадков, люди выносили тела этих покойников из склепа, и Села посылал дождь, чтобы им омыть тело этого покойника.
Его дочь, которую зовут Села Сата, была большой искусницей. Она могла за одну ночь соткать и сшить одежду на шестьдесят человек. Говорят, она дала женщинам нитки, иголку, наперсток и ножницы. Села же, говорят, дал людям оружие, мечи, копья.
Его сыновей зовут Одноглазый Елта, и Перон "Села Пийра".
Если у Цай-лама кто-нибудь видел летающего орла, он возносил ему молитву, так как считалось, что Села иногда летает по небу в облике орла.

ингушский язык къувкъа еачан: гром и молнии
Кукумац – бог неба у. Майя
Ингуш яз къуукъу-мац голодная гроза
Японский язык Kūki: 空気: воздух
ингушский язык къувкъа: гром
башкирский язык күк күкрәү, күкрәү "гром"

Ингушский язык ткъо: двадцать
Шведский язык tjugo: двадцать
Чеченский язык ткъа: двадцать
Фарерский язык tjúgu: двадцать
Ингушский язык ткъес: гром, молния

ингушский язык им: сильная гроза с продолжительным ливнем
Гаурани язык ama: дождь
Шумерский язык im "дождь"
Амимитль (аст. Amimitl) —ацтекский бог озёр и рыбаков
ингушский язык 1аммимитал: озерная улитка
ингушский язык озеро: Iам
маньчжурский язык омо ‘озеро, пруд, стоячая вода’
Чеченский язык 1ам(jam): озеро, пруд, лужа, болото
язык ацтеков(нахуатль) amaitl: озеро
Нанайский язык амоан "озеро"
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments