Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

ИНГУШСКИЙ КУЛЬТ ТУШОЛИ


Тушоли — (инг. Тушо́ли) богиня весны и плодородия в языческой религии и мифологии чеченцев и ингушей. Покровительница женщин и детей. Дочь верховного бога Дела, сестра бога охоты Елты и бога мёртвых Эштра. Птица удод считалась вестником богини Тушоли. Ингуши и чеченцы называли удода «тушоли-котам»
Медная полумаска, служившая лицом идола Тушоли. Найдена Е.М Шиллингом в святилише села Кок.

Горные ингуши восточной половины (галгаевцы, хамхинцы, цоринцы и акинцы) имели одно общее место для по­клонения Тушоли возле селения Карт Хамхинского общества; а жители западных обществ (Мецхальского и Джераховского), а также и плоскостные ингуши сходились к святилищу между се­лениями Оби и Ляжги. Газбык говорит, что в святилище Тушо­ли Мецхальского общества прежде находилось несколько шес­тов с колокольчиками, посвященных цIу, а также голубь и об­раз (фигура) женщины со слезами на глазах; то и другое сдела­но из жесбронзы). У этого цIу женщины вымаливали сы­новей.

Жрец (цIайнсаг) просит за них, обратившись к цIу с молит­вою. Шестнадцать человек смотрели свет в цIу, который посылается святым и проходит от одного святилища к другому. Видев­ший свет, снимая шапку, говорил: «Дай Бог ему в жертву быка!»

С тем, кто не почитает Тушоли, бывает дурно, непремен­но приключается несчастие, так как это — дух (тарам) Божий, указанный одарёнными стариками-ясновидцами. У галгайцев Тушоли был ещё в большем почёте, чем у мецхальцев. Для не­го выстроен отличный эльгыц, при котором находится посто­янный жрец — цIайнсаг. Приходящие на поклонение жертвуют деньги, которые идут на ремонт дороги, ведущей к Тушоли, и на угощение пришлых гостей, считающихся на попечении у жреца.

Вот что писал по этому поводу Б. К Далгат со слов жреца Ганыжа.

«В эльгыце находится отлитый из серебра идол женского по­ла, величиною с новорожденного ребёнка; это — изображение Ту­шоли. Под глазами у идола слёзы; народ говорит, что её изнаси­ловал ХьагIар-ерда (покровитель пещер), вследствие чего она заплакала. К скале возле селения Берхай неизвестно кем вбиты железные крючки, висящие на гвоздях, на высоте трёх сажен от земли. У идола руки опущены вниз; сам он в стоячем положении, женские груди и отверстие свидетельствуют о том, что этот святой — жен­ского пола, почему и становится понятным преимущественное почитание его женщинами. Величиною серебряный идол будет, говорит Ганыж, видевший его собственными глазами, с новоро­жденное дитя; толщина его тела — два обхвата распущенных пальцев. В последнее время жрец прячет идола у себя дома и приносит его в святилище в день празднества, дабы враги прежней веры, мусульмане, не похитили его и не осквернили.»

После принятия ислама, бездетные женщины продолжали приходить в храм богини.
Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment