Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

Древнеегипетские книги Мертвых

Книга врат - древнеегипетские заупокойные тексты [1] появившиеся в эпоху Нового царства.[1] В книге рассказывается о переходе души, недавно умершего человека в следующий мир, аналогично путешествию солнца, которое отправляется в загробный мир в ночные часы. Душе требуется пройти через ряд «врат» на разных этапах своего пути. Каждые врата охраняют разные богини, поэтому от умершего требуется знание особенностей каждой из них. В тексте предполагается, что некоторые души пройдут невридимыми, в то время как другие будут страдать и мучиться в огненном озере [2].

Наиболее известная на сегодня часть Книги врат упоминает о различных расах людей, известных древним египтянам. Эти расы условно поделены на четыре категории: «египтяне», «азиаты», «ливийцы» и «нубийцы». Они изображены входящими друг за другом в загробный мир.
Текст и изображения связанные с Книгой врат встречаются во многих гробницах Нового царства. Книга врат присутствует во всех царских гробницах от Хоремхеба до Рамсеса VII. Она также присутствует в гробнице художника и ремесленника Сеннеджема, который работал в деревне Дейр эль-Медина и строил гробницы фараонам Нового царства.
Богини, описанные в Книге врат имели разные титулы и носили одежды окрашенные в различные цвета, во всём остальном они были похожи, например, над головой у каждой из них была пятиконечная звезда. Описание большинства богинь можно встретить только в Книге врат и нигде больше. По этой причине было высказано предположение, что Книга врат является своего рода способом определения часа ночи. Каждая из богинь представляла собою звезду, которая появлялась на небосводе в конкретный час в ночное время.

Четыре расы мира (справа налево): египтянин, азиат, нубиец и ливиец. Изображение создано по фреске из гробницы Сети I.
Час Титул Толкование титула
1 Раскалывающая головы врагов Ра
2 Мудрая защитница господина
3 Та, кто расрезает насквозь Ба
4 Та у которой великая сила
5 Та, кто на своей лодке
6 Успешная проводница
7 Та, кто отгоняет змей
8 Госпожа ночи
9 Та, которой восхищаются
10 Та, кто обезглавливает мятежников
11 Звезда, которая отгоняет мятежников
12 Свидетельница великолепия Ра То есть свидетельница солнца на рассвете

Книги дыхания - крупнейший сборник религиозных заупокойных текстов, появившийся в фиванском Позднем периоде (XXVI династия) и просуществовавший вплоть до Римского периода.[1]
На сегодняшний день известны две книги дыхания: «Книга дыхания», авторство которой принадлежит Исиде, которая написала её для своего брата Осириса и, более современная «Вторая книга дыхания», написанная Тотом. Обе книги были написаны иератическим и демотическим письмом на папирусах (как в папирусе Керашера, написанном в конце периода Птолемеев). Помимо папирусов были найдены и остраконы с записанными на них письменами.
Отрывки из Книг дыхания зачитывали на похоронах или похоронных церемониях поклонения, чтобы направлять и защищать умерших в загробной жизни. Эмоциональное произношение слов, делало заклинание более эффективным и одновременно укрепляло веру людей в учение о воскресении, которое появилось в далёком прошлом.[2] Согласно верованиям египтян, умерший, использовал священные формулы, чтобы научиться дышать в загробном мире. Некоторые ритуальные формулы были позаимствованы из других более древних текстов, таких как Книга мёртвых и таких ритуальных обрядов как церемония отверзения уст.

Книга дыхания

Эту книгу назвали именно так по той причине, что она начинается со следующих слов:
"Изначально, Книга дыхания направленна к Осирису, брату Исиды, чтобы оживить его душу, чтобы осветить и омолодить его тело..."
Также в книге присутствуют такие слова:
"Твоя неповторимость является постоянной, твоё тело прочное, твоя мумия растёт..."
У книги было также название «Дозволенное дыхание».


Книга земли - древнеегипетский заупокойный текст, которому были даны многие названия, например, такие как «Создание солнечного диска» и «Книга Акера»[1]. Впервые книга появилась на стенах гробниц Мернептаха, Рамсеса III, Рамсеса VI, Рамсеса VII и в гробнице царицы Таусерт. Книга земли являлась дополнением к Книге пещер[2]. Ключевыми фигурами в этой книге являлись Осирис, Ра и Ба. Согласно тексту книги, солнце совершело свой долгий путь через землю бога Акера.

Сцены из книги были онаружены на всех стенах гробниц Рамсеса VI и Рамсеса VII. На стенах других царских гробниц, в эпоху с Нового царства по Поздний период, были обнаружены несколько дополнительных сцен, но из-за того, что многие сцены из книги были хаотично разбросаны, нарушился порядок сопровождаемых изображений.[1]
Жан-Франсуа Шампольон был первым, кто опубликовал сцены изображений и тексты из гробницы Рамсеса VI. Его труд назывался «Памятники из Египта» («Monuments de l'Egypte»), в котором была дана расшифровка иероглифов из гробницы Рамсеса VI. Русский египтолог Александр Пьянков был первым, кто по-настоящему изучил состав изображений с иероглифами [1], и первым, кто обратил внимание на смысл, который скрывали изображения. Бруно Стрикер в 1963 году, охарактеризовал книгу как «божественную эмбриологию».[3]
Содержание книги

Книга разделена на пять основных компонентов: Часть Е, Часть D, Часть С, Часть В и Часть А. В состав этих компонентов входят следующие темы: сотворение солнечного диска, путешествие Ра в подземный мир и выход его на свет. Основная часть сюжета происходит в Части D и Части А.
[править]Часть Е
В этой части изображены шесть богов, которые молятся солнечному диску на погребальных холмах. Это наименьшая из известных частей книги и скорее всего она не является началом Книги земли.
[править]Часть D
Часть D вероятнее всего являтся началом всей композиции, в которой большая часть является вводной. Наибольшая часть содержания книги также находится именно в этом разделе. В качестве основной фигуры царства мёртвых выступает Осирис, который рсполагается внутри гробницы охраняемой змеями. Чуть ниже под Осирисом расположены боги Анубис и тот кто протянул к ним руки, чтобы обеспечить защиту телу. Эта сцена изображает обновление, а на сценах с двух смежных сторон изображены наказания. В сценах наказания, боги представленны в качестве наказывающих и поддерживающих раскалёные котлы.[1]
Далее, мумия бога солнца стоит на большом солнечном диске, заключённом двумя парами рук поднявшегося из глубин Нуна. По обе стороны от Ра протянулась гирлянда из двенадцати звёзд и двенадцати маленьких солнечных дисков, которые указывают на ход часов. Концы гирлянды держат две богини расположенные справа и слева сцены.
В заключительной части сцены изображён бог Акер, имеющей вид двойного сфинкса, на нём расположена барка бога солнца. Снизу барку поддерживают два урея, а внутри барки бог Хепри и Тот воздают молитвы богу солнца Ра. Под баркой расположены две королевские фигуры придерживающие солнечный диск, а по обе стороны от них стоят Нефтида и Исида, которые поддерживают крылатого жука скарабея.[2]
Средний регистр начинается с изображения Гора, поднимающегося из божественной фигуры, именуемой «Единство Запада».[2] Далее следуют семь холмов, в каждом из которых находится бог. Затем, Гор с головой сокола поднимается из тела Осириса, которого защищают от мертвецов Исида и Нефтида.
В следующей сцене Нун обеими руками держит солнечный диск, и два урея держат другой солнечный диск. В верхней части солнечного диска изображена змея, которая предположительно может символизировать возрождение солнца. Как и во многих других древнеегипетских сценах, в нижнем регистре показаны наказания врагов (тела перевёрнутые вверх ногами) в «Месте уничтожения», поскольку он находится ниже уровня богов. Боги являются более важными фигурами, поэтому они расположены выше других. Бог солнца изображён с несколькими саркофагами, а под ним расположены четверо поверженых врагов.
В заключении сцены изображён труп в большом саркофаге, расположенный в месте уничтожения, которое Ра назвал «Местом Шетит». Это и есть царство мёртвых, в котором боги и богини возвышаясь над телом, молятся, подняв к небу руки. В последней сцене изображён змей Апоп, схваченный богами с головой барана.[1]
[править]Часть C
Часть C состоит из трёх регистров, которые могут соединяться с Частью D, однако точная их последовательность до сих пор остаётся неизвестной. Верхний и средний регистры, оба начинаются с изображения бога солнца с головой барана. Две птицы Ба (одна на жерди, а другая над жуком скарабеем) обращаются с молитвами к богу солнца, и бог, чьё имя неизвестно, приветствует Ра. В среднем регистре, позади неизвестного бога стоят два бога с головой барана и один бог с головой змеи. Эти боги в защитной позе, протянули свои руки к солнечному диску, верхняя часть которого увенчана головою сокола «Гора из загробного мира».[1]
[править]Часть B
Регистры этого раздела являются наименее понятыми, поэтому многие части вполне могут принадлежать части А. В первых сценах этого раздела изображены четыре овальных формы с мумиями внутри, которые способны дышать благодаря лучам бога солнца. Есть также четыре перевёрнутых холма, которые находятся под защитой от змей. В основной части этого раздела, изображена вертикально стоящая мумия, которую называли «трупом бога»,[1] она же являлась и солнечными диском бога. Перед ним, поднимается змея из пары рук, которые держат бога и богиню, воздающих хвалу. Позади мумии другая пара рук, именуемая «руками тьмы», которые поддерживают крокодила Пенвенти.
В следующем сюжете изображены четыре овала, в которых находятся мумии и птицы-Ба, по одной в каждом овале. Рядом расположены два дополнительных иероглифа, изображающих тени. Под этой иллюстрацией изображены две барки в которых находятся мумии Осириса и сокологолового Гора. Над Осирисом стоит с простёртыми к его мумии руками Исида, а над Гором стоит Нефтида. С обоих сторон у каждой барки изображены солнечные диски.[1]
В заключительной части книги Земли, в верхней части изображён большой погребальный холм, в котором содержится солнечный диск и неизвестное божество воздающее ему молитвы. Две головы показывающиеся из земли и две богини, расположенные по обе стороны от большого погребального холма, также воздают хвалу. Прямо под этой фреской, в нижнем регистре, изображены четыре бога и четыре птицы-Ба, которые также воздают молитвы солнечному диску, подняв обе руки к нему.[1]
[править]Часть A
В начале этого раздела, бог солнца в окружении мумий, стоит на погребальном холме, который египтяне называли «холмом тьмы».[1] Над этим холмом располагается солнечная барка. Следом за этой сценой изображён Акер в виде двойного сфинкса. Солнечная барка расположена между входом и выходом из царства мёртвых. Кормовая сторона барки обращена к выходу. Ниже изображено воскресение тела солнца. Это обычная сцена, которую изображали внутри царских саркофагов. Голова сокола выглядывает из солнечного диска и свет падает на «таинственный труп», лежащий внизу.[1] В следующей сцене изображены двенадцать богинь, каждая из который является определённым часом ночи. Над головой у каждой богини изображён красный солнечный диск, а рядом с телом богинь нарисованы иероглифы «звезда» и «тень».
В начале четвёртой сцены, некоторые мумии, находятся внутри четырёх гигантских кругов. В пятой сцене, изображён бог, которого справа и слева окружают боги меньшего размера. По предположению учёных в центре изображён Осирис, справа от него Тефнут и Шу, а слева Хепри и Нут. В шестой сцене изображена голова и пара рук поднимающихся из глубины. Сверху на этой голове стоит богиня «Разрушительнца», поднявшая вверх руки для того чтобы принять солнечный диск. Руки, поднимающиеся из глубины поддерживаю двух богинь, слева богиня востока, а справа богиня запада; обе богини с поднятыми руками обращены лицом к солнечному диску. Считается, что верхний регистр шестой части заканчивается строкой с названием этой работы, но так это или нет до конца неизвестно.
Средний регистр снова начинается с изображения солнечной барки. Эту барку тянут четырнадцать богов с головами барана. В следующей сцене, бог с эрегированным фаллосом стоит в пещере, в окружении двенадцати богинь звёзд, которые направляют в его сторону красные диски.
Далее следует сцена, изображения которой хаотично разбросаны вокруг всей гробницы Рамсеса VI. В этой сцене изображены погребальные холмы, на вершинах которых расположены головы с поднятыми к небу руками. Руки расположены в позе восхваления.
В третьей сцене изображено рождение солнца. Подобная сцена в более подробном варианте также встречается внутри саркофага Рамсеса IV.


Книга Небесной Коровы (Книга Коровы) - мифологическое повествование об истреблении людей, восставших против бога солнца Ра. Божественное наказание было совершено с помощью всевидящего Ока, которое спустилось на землю в образе богини Хатор[1], после чего страдания и смерть охватили весь мир. Верховный бог Ра, создавший Райские поля и благословивший мёртвых, назначает Геба своим наследником и передаёт бразды правления человечеством в руки Осирису (бог Тот в это время управляет ночным небом) совместно с богами Шу и Хехом, поддерживающих богиню неба Нут[2]. Хотя тексты были написаны в период Нового Царства, они, скорее всего, переписывались с текстов, написанных в период Среднего Царства[3].

«Книга Небесной Коровы», возможно, образовалась на основе Текстов пирамид; развитие и популярность она получила в период Нового царства. Скорее всего идеей книги была попытка объяснить причину смерти и страданий в нашем несовершенном мире.[4] Эта работа рассматривалась как своеобразная форма богооправдания (теодицея), а магические тексты были гарантом восхождения фараона на небеса.[5] По своему тематическому содержанию в книге просматривается параллель с месопотамскими и библейскими легендами о всемирном потопе, в процессе которого было уничтожено человечество.[3] Некоторые учёные полагают, что источником вдохновения для написания этой работы, послужила попытка фараона Эхнатона разрушить старые догматы и религиозные традиции египтян.[6]
Тексты «Книги Небесной Коровы» вырезаны на стенах гробниц фараонов Нового Царства: Тутанхамона, Сети I, Рамсеса II, Рамсеса III и Рамсеса IV.[3]

Текст разделён надвое, и на одной из половин изображена корова с божествами Хех поддерживающими её. В текстовой половине нет видимых делений на главы, однако учёные проанализировавшие весь текст целиком, предполагают, что он разделён на четыре части. В первой части описывается "Уничтожение человечества", в которой люди сговорились против Ра. Посовещавшись с другими богами, Ра принимает решение отправить богиню Хатор в виде яростного Глаза Ра, чтобы та уничтожила мятежников, сея смерть во всём мире. В конечном итоге Ра спасает оставшихся людей, напоив Хатор пивом окрашенным веществом «диди» под цвет человеческой крови. Остальные части книги посвящены возвращению Ра на небеса. Его свита умирает чтобы пребывать в подземном мире, окружая души людей.

Книга мёртвых» в Древнем Египте - сборник египетских гимнов и религиозных текстов, помещаемый в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в посмертии. Представляет собой ряд из 160-190 (в разных вариациях) несвязанных между собой глав, различного объёма, начиная от длинных поэтических гимнов и кончая однострочными магическими формулами. Название «Книга мёртвых» дано египтологом Р. Лепсиусом, но правильнее её было бы назвать «Книгой Воскресения», так как её египетское название - «Рау ну пэрэт эм хэру» дословно переводится как «Главы о выходе к свету дня».

Это произведение считалось очень древним ещё во время правления Семти, фараона I династии, и, более того, было тогда настолько объёмным, что требовало сокращения, неоднократно переписывалось и дополнялось из поколения в поколение на протяжении почти 5 тысяч лет, и любой благочестивый египтянин жил, постоянно обращаясь к учению Книги мёртвых; египтян хоронили, руководствуясь её указаниями; их надежда на вечную жизнь и счастье была основана на вере в действенность её гимнов, молитв и заклинаний.
Одни из лучших образцов «Книги мёртвых», написанные на свитках папируса, относятся ко времени расцвета культуры при XVIII династии; с её началом это произведение вступило в новую стадию своего развития, из саркофагов погребальные тексты перенеслись на папирусы. Наибольшее число папирусов с текстами из Книги мёртвых было найдено в захоронениях города Фивы; именно по этой причине версию Книги мёртвых, получившую распространение в этот период, называют Фивской. Большинство их было найдено в фиванских гробницах и принадлежало главным образом жрецам и членам их семей. Эти папирусы богато украшены тончайшими рисунками, изображающими сцены погребения, совершения заупокойного ритуала, посмертного суда и другие сцены, связанные с заупокойным культом и представлениями о загробной жизни.
Также существует Саитская версия Книги мёртвых, появившаяся в результате деятельности фараонов XXVI династии, когда произошло всеобщее возрождение древних религиозных и погребальных традиций, были восстановлены храмы, а старые тексты Книги мёртвых переписаны, переработаны и упорядочены.

Книга мёртвых» связана с более ранними сборниками заупокойных текстов - «Текстами саркофагов» (Среднее царство) и «Текстами пирамид» (Древнее царство).
В эпоху Древнего царства существовал обычай чтения вслух заклинаний для умершего царя, что должно было обеспечить ему загробную жизнь. Позднее подобные тексты стали записывать и в гробницах египетских вельмож. Ко времени Среднего царства собрания заупокойных заклинаний (частью - старых, частью - сочиненных заново по их образцу) записывались уже на поверхности саркофагов и стали доступны каждому, кто мог приобрести такой саркофаг. В Новом царстве и позднее их записывали на папирусных свитках, а иногда на коже. Эти свитки и получили название «Книги мёртвых», несмотря на то, что они сильно различаются по содержанию и расположению текстов.
Этот религиозно-магический сборник производит впечатление хаотического нагромождения молитв, песнопений, славословий и заклинаний, связанных с заупокойным культом. Постепенно в «Книгу мёртвых» проникают элементы морали. На развитие этических воззрений указывают главы 1, 18, 30 и 125. По своей сути «Книга мёртвых» является религиозным сборником, поэтому имеющиеся в ней элементы нравственности переплетаются с древней магией. Так, в 30-й главе «Книги мёртвых» покойный заклинает своё сердце не свидетельствовать против него на посмертном суде. Эта пёстрая смесь религиозно-магических верований объясняется тем, что «Книга мёртвых» составлялась и редактировалась на протяжении ряда веков. Древние тексты традиционно сохранялись до позднего времени, причём их содержание часто становилось непонятным и даже требовало объяснений, которые, например, были добавлены к 17-й главе «Книги мёртвых».
[править]Суд Осириса



Тот и Анубис взвешивают сердце покойного
Особый интерес для исследователей представляет 125-я глава, в которой описывается посмертный суд Осириса над умершим. К главе имеется иллюстрация: Осирис (царь и судья загробного мира) сидит на троне со знаками царской власти (с короной, с жезлом и плетью). Наверху изображены 42 бога (очевидно, боги номов). В центре зала стоят весы, на которых боги Тот и Анубис взвешивают сердце покойного (символ души у древних египтян). На одной чашечке весов находится сердце, то есть совесть усопшего, легкая или обремененная грехами, а на другой Правда в виде пера богини Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и перо весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила).
На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал. В этой же главе содержится текст оправдательной речи:
Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобой в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил несправедливого относительно людей. Я не делал зла. Не делал того, что для богов мерзость. Я не убивал. Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов, не исторгал заупокойных даров у покойников. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов. Я чист, я чист, я чист, я чист.[1]
В этой же главе приводится речь, которая произносится при выходе из «чертога обоюдной правды». Она интересна тем, что в ней покойный говорит:
…нет ко мне обвинения со стороны современного царя… Я явился к вам без греха, без порока, без зла, без свидетеля, против которого я бы сделал что-либо дурное
Он, как на настоящем судебном процессе, доказывает что обвинение против него необоснованно, что нет свидетелей против него. Что особенно интересно, с этой речью он обращается к 42 богам, которых можно назвать присяжными, которых он «умилостивил тем, что им приятно».[1]
Элементы морали, необходимые для стабильной социальной и экономической жизни, в Древнем Египте первоначально закрепились религией, а только затем законом. По своему описанию суд Осириса очень похож на суд фараона - верховного судьи (аналогично Осирису - владыке обоюдной правды), который являлся председателем верховной судебной коллегии из 30 судей (аналогия с богами на суде Осириса).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments