Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

ИНГУШСКИЕ БОГИ НИЖНИХ МИРОВ


Ингушский язык алл, улл, илл: покойся, лежи
ингушский язык алла-билла: |букв. лежание сделать, т.е. заложить могилу| - клятва жизнью.
ингушский язык аллиша: молитва перед сном
ингушский язык улла: могила
ингушский язык иллахьи: лежащий в могиле
ингушский язык иллахьи: клятва предками, божба погребением.
ингушский язык ашхьод биллахьи: |клятва| - клянусь жертвой богу! да буду я жертвой богу!
ингушский язык ашхьод: ашхьод : 1 состояние продвижения к богу; восход, подъем 2 жертва богу.
Белорусский язык усход: восход

ингушский язык ошшода-биллахьи: клятва.
ингушский язык сибилла: ритуал произведения пророчеств, выдача оракулов с помощью ей - производящего, т.е. котла
ингушский язык пхьабилле: возложение ответственности.
ингушский язык белла: 1 производитель|ница|, создатель|ница|, 2 имя жен.
ингушский язык айбелл: подъемная сила
ингушский язык белл: смерть
ингушский язык тиллахь: хаос, заблудший
ингушский язык сила: кладбищенская тишина
ингушский язык силаза: не захороненный, оставшийся без могилы.

Ингушские боги нижних миров: Аллахь, Иллахь, Уллолохь, Биллахь, Тиллахь, Хеллахь, Геллахь, Селлахь

Ингуши и теперь еще клянутся, произнося вместо имени Бога, название своих фамильных склепов» 1681(например: «са да вахача кашора» – «клянусь могилой моего отца»). Вертепов сообщает: «Загробный мир в их сознании является их будущим жилищем, поэтому вместе с покойником в могилу кладут все необходимые ему предметы: личные вещи, посуду, предметы домашнего обихода, люльку, музыкальный инструмент и т.д.» 1682 По сведениям Крупнова, «как в подземных, так и в полуподземных склепах обряд погребения совершенно одинаков. Умерших женщин и мужчин укладывали на полу рядами на спине, ногами к входу, с руками вытянутыми вдоль туловища или сложенными у пояса… обычный инвентарь этих погребений составляли предметы быта, оружие, украшения». 1683 Наиболее известными могильниками, состоявшими из подземных и полуподземных склепов, являются погребальные холмы у селений Шуан («Мох-де» или «Райский курган»), Салги (урочище «Магате») и Бишт (холм севернее селения). Широко известен археологический материал из подземных, полуподземных склепов в селениях Кяхк, Евлой, Тумгой, Дошхокле, Верхний Алкун, в окрестностях Галашки и Мужичи и др. В 196
В 1966 году под руководством кавказоведа В.И. Марковина были исследованы полуподземные склепы в с. Эгикал, оказавшиеся по инвентарю погребальными сооружениями эпохи бронзы (II тысячелетие до н.э.) 1684 Солнечные могильники (инг. маьлх кашамащ) – надземные склепы строились из камня в виде пирамиды с конусообразной крышей. «Внутри их сделаны одна или две полки, на которых клались покойники (либо, предчувствуя смерть, человек сам мог пойти в фамильный склеп, чтобы умереть. – П.А.). Если склеп принадлежал целой фамилии или сделан был для одного семейства, то он имел маленькую дверь, вроде окна, закладывающуюся неплотно камнями». 1685 И. Бларанберг дает интересное, особенно в свете символики нетленных частей тела человека (обладающих способностью самовоспроизводиться –
волос, зубов, ногтей и костей), уточнение: «Эти склепы имеют с западной стороны небольшие отверстия — лазы, через которые втаскивают покойника, их затем закладывают камнями, к которым женщины привязывают (прикрепляют) свои косы». 1686 Есть свидетельство А.М. Шегрена, о том, что у ингушей Галгаевского, Джейрахского и Кистинского обществ бытовал обычай обрезания косы у вдовы. 1687 В данном обрядовом действе прослеживается мотив связывания нетленными частями человека, как символической нейтрализации портала между миром живых и солнечной страной мертвых.

Ученый археолог В. Ф. Миллер, побывав в Ингушетии в 1886 году, так описывает моления, происходившие у подобных храмов: «В известное время, преимущественно летом, семьи, составляющие одно общество, варят пиво, приготавливают в большом количестве треугольные небольшие лепешки, выбирают баранов и отправляются оправлять праздник к своей родной святыне… Во главе процессии идет старик, одетый обязательно в белую одежду. В руках он держит шест с колокольчиком и белым знаменем. За ним идут женщины, которые поют особый припев „уоллай“.
Процессия обходит святыню, причем некоторые ставят в известном месте зажженные восковые свечи.

Ингушское имя бога Уллолохь, используется во время зикара.

Зикар- поминально-погребальный обряд прощание с умершим, и передача его богу Эштеру.
Зикар ингушей- ритуальный обряд поминовения умерших, у ингушей как тысячилетия назад, состоит из двух частей - 1. зикр-радение, 2.чехка зикр-обряд воздания почестей умерщему, прошание с ним и предание его Богу мертвых. Ритуал состоит в том, что священнослужители-жрецы становятся в круг и по команде старшего начинают ходить по кругу все ускоряя ход и переводя его в бег под ритмичный возглас
Само слово "зуькара \зикар\ означает - исполнение религиозных обрядов, ритмические круговые движения, сопровождающие религиозным песнопением. \Кстати, этот ритуал у нахов сохранился с древнейших времён.

ЗИКАР ИНГУШЕЙ ЗУКАР ЧЕЧЕНЦЕВ
свидетельствуют об жреческом танце войны у ингушей в 18-19 веке..... с повторением сакральной формулы. " у:-лу-лахь. ув-лу-лахь. " Подобное существовало у многих народов.. Например для древних афинян "а-ла-ла " клич перед боем.....Вейнахское ....знаменитый сегоднешний круговой религиозный зикир, имеет древнею историю ,который во многом способствовал принятию ислама ингушами в 19 веке
Зикар напоминал тысячелетний танец войны/ нашел ключ к сердцам древнего народа. Стражи у колыбели Зевса/Цеуса.. исполняли круговой танец.. ретуал подобный зекуру у эллинов назывался плясками курантов.... у ингушей по свидетельству историков, существовал танец, когда мужчины бегут по кругу, рудимент языческого поклонения Солнцу.
Зикар как и древние танцы сопрвождались хлопаньем в ладоши .. с бубнами ...зурнами.

Греческие и римские мистические школы уделяли большое значение ритуальному танцу. Музыка и танец были главными составляющими искусства целительства и магии в орфических, элевсинских и вакхических таинствах. Например, змееобразный поворот греческой фарандолы провансальского танца служит символом путешествия к середине лабиринта - своеобразной моделью перехода умершего в загробный мир. Подобное путешествие было обычной темой для многих распространенных по всему миру мистических учений.

ИНГУШСКИЙ БОГ МЕРТВЫХ
Чеченский язык посланник божий(elc,a): элча
Эштр (Этер, Эл-да) — бог подземного мира мёртвых Iэл (Эл) в языческой религии чеченцев и ингушей
Человек умирал тогда, когда бог желает забрать его к себе. Если предсмертная агония длилась долго, богу приносили жертву с просьбой поскорее забрать умирающего
Сын демиурга Дели. Его называли Даьлий Эштр (Эштр сын Дьяла)

Хозяин дома просил Эштра о благополучии для умерших. Ниже приведен текст молитвы, со слов жреца Ганыжа

«Дай Бог, чтобы благочестивые умершие так же хорошо окончили свою работу, как окончили свою мы — живые; дай Бог, чтобы и урожай у них был хороший. От того, что мы передаем, пусть будет им такая польза, какая только желательна им. Дай Бог, чтобы присяжный брат, молочный брат и родственники, найденные чрез скот, дай Бог, чтобы все эти люди и им подобные, которых покойники пожелают иметь на своем пиру, так скоро являлись к ним. как скоро является караул на тревогу. И пусть они пируют с нашими покойниками до тех пор, пока го­ловы их не опьянеют от питья бокалов наших покойников, и животы не насытятся от пищи на пиру наших покойников. Кому они (покойники) желают дать, пусть для тех у них руки протянутся дальше, а если у них кто будет отнимать, тогда пусть у них хватит сил отстоять своё. Пусть зимой не замерзает пища у них, а летом не портится (точнее, плесенью не покрывается). Чего я сам не мог передать и чего хозяин не мог приготовить, то при свидетель­стве Луны и Солнца мы поручаем Богу и божьему Эштру: пусть они дополнят им это.»

Элда, Элтер, Эштр (ингуш. «хозяин Эла»), в мифологии ингушей и чеченцев бог, владыка подземного мира мёртвых - Эл. Он мудр, обладает даром провидения. От удара его посоха дрожит весь мир. Сидя на высоком троне из человеческих костей в башне, вершит суд над душами усопших: в соответствии с поступками, совершёнными ими при жизни
Тот свет находится под землею. Им управляет подземный бог Эштр, или Этер. Человек умирает тогда только, когда этот бог пожелает взять его к себе. Тот свет называется по-ингушски «Дэли-Аилли»[89], а этот свет - «Дэли-Малхли». Ингуши говорят: «В три года выстроенный Дэли-Малхли, в семь лет выстроенный Дэли-Аилли»*. Это поговорка, а потому можно ручаться за ее древность и точность передачи. Этот и тот свет построены Богом. Солнце днем освещает этот свет, а ночью - тот свет[90], а по другому варианту, солнце - светило этого света, а луна - того света или мертвых; от луны покойникам так же жарко, как нам от солнца.

ИНГУШСКИЕ СЛОВА СВЯЗАННЫЕ С МИРОМ МЕРТВЫХ
Хаттский язык uel: дом/ ингушский язые ул: покойся, лежи, находись!
ингушский язык эвла: деревня, селение
русский язык аул
Татарский язык авыл "село"
Ингушский язык авыл: положи
В хаттском также можно выделить суффикс -el/il(i) отглагольного происхождения
(сравните с адыгейск. илъ «лежит, находится
ингушский язык ил: лежи, илг: низ, пол
ингушский язык ела: умри
ЖИЗНЬ=СМЕРТЬ
Вепский язык elo "жизнь"
Выруский язык elo "жизнь"
Хакаский язык чуртас "жизнь"
Ингушский язык чуртец "в могильный камень
Финский язык elämä "жизнь
Алтайский язык ӧлӱм: смерть
Ингушский язык дийн: живой, мертвый
ингушский язык вя, дя, бя, вяв, дяд, бяб, вену, вяну, бену, бяну, дену, дяну: родился, пришел, умер, сгинул, живой, мертвый
Баварский язык buab "сын"/ ингуш.язык бьаб "сделался, создали"
Табасаранский язык бай "сын"
Ингушский язык бой: сирота
Английский язык boy: мальчик

ИНГУШСКОЕ БОЖЕСТВО САНИБА-ЕРДА

У всемогущего бога Дялы было много детей. Среди них были братья ерды – божественные Мятцели, Амага-ерда, Хал-ерда, Тамаж-ерда и Саниба-ерда. Старшим из братьев был Мятцели. Он первым ушел из семьи и поселился на вершине горы Мятлам. Другие братья расселились по тем местам, где сейчас находятся их храмы. Лишь один из братьев, Саниба-ерда, как младший, остался на месте. К этим братьям подселились другие ерды. Так, к Мятцели подселились и породнились с ним ерды Мятар-Дяла и Сусан-ерда.

В год раз, а иногда и два раза, от Саниба-ерданочью высоко вверх поднималось сияние. Цай-саг – жрец знал дни, когда обычно это происходило. В это время он и его подручные ночами наблюдали за храмом. Когда сияние возникало, то с утра начиналось празднество и в течение трех дней при храме жгли свечи и костры.

Все братья ерды незримо ходят среди людей. В последний месяц лета, в Сели-бутт, был определенный день, в который, считалось, ночью собирались все братья ерды и решали свои общие дела.

В ту ночь у всех храмов жгли костры и возносили моления.
Когда из Санибанского ущелья последним уходил род Куштовых, они у своего родника, что течет там, оставили золотой бокал, в знак того, что когда-нибудь сюда вернутся.

Древние Храмы горной Ингушетии и год основания:
1."Мятер-Дэла(трон богов)"-VI-VIIвв.
2."Сусон -Дэла(покровитель благородных женщин)"-XV-XVIвв.
3."Мят-Сел"-IV-VIIIвв.
4."Тхаба-Ерды"-IX-Xвв.
5."Альба-Ерды"-V-XIIIвв.
6.храм "Таргим"-XI-XIIвв.
7."Дик-Села"-В окрестности с.Духьар-гашта VI-VIIIвв.
8."Сампай-Цув"-ул.Джейрах IX-XIвв.
9.Техка-Моттиг-IX-XIвв.
10.Амгот-Ерды.
11.Молдз-Ерды-с.Ольгети,IX-XIвв.
12."Важагат"-VIII-Xвв.
13."Малад-Йерда"-ус.Ляжги,VIII-Xвв.
14."Морч-Села"-с.Моржчие.
15."Гал-Ерда"-с.Шоан,VIII-XIвв.
16."Макхала"-с.Шоани,VIII-XIвв.
17."Балам-Ерда"-VIII-XIвв.
18."Итаз-Ерда" с.Ольгети.
19."Дзарака-Дэда"-с.Хулий,X-XIвв.
20."Йерпатие"-VIII-XIвв.
21."ЦIувге"-VIII-XIвв.
22."Маги-Йерда" в урочище Магате.
23."Ткъамаш-Ерда"-XIII-XIVвв.,Салги XIII-XIVвв.
24."Селашатс"-Столпообразное святилище ус.Лялах VIII-Xвв.
25."Цулгате"-с.Хули, VIII-Xвв.
26."Ма-Ерда"-VIII-Xвв.
28."Ауш-Села"-Язычес.святилище на левом берегу Ассы.
29.Кулой лом-села-на вершине "Кулой - лоам".
30.Храм "Ангенты".
31."Селяште"-с.Йовлий, VIII-Xвв.
32."Йердиче"-VIII-Xвв.
Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments