Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

ИНГУШИ

Ингушский народ состоит из родов Йовлой, Оздой, Эгихой, Бохтарой, Картой, Хамхой, Дебархой, Тумхой, Гийнбухой, Цхьорой, Коккурхой, Сартой, Кяхкой, Гулой, Поаланкой, Пуввой, Циздой, Лалахой, Хулахой, Баркинхой, Шанхой, Леймой, Барханной, Горокой, Таршхой, Морчхой, Мохлой, Дошхоклой, Корахой, Лошхой, Эбанхой, Гагинхой, Ваделхой, Куштой, Фалахой, Колой, Газди, Орцхой, Гелатхой, Бештой, Джейрхой, Барахой, Салгхой, Хабрихой, Бекахой, Плиной, Малсагнак, Арчакой, Горбакой, Темарзнак, Гиамхой, Таргимхой.

гары, някъе ветви родов :
Йовлой:(Акиевы), Сурхой(Сурхоевы), Арсмакнак(Арсамаковы), (Саговы), (Добриевы),(Ораковы), (Солтамаковы)
Богатыревы, Богатыревы, Гиреевы, Наурузовы, Абиевы, Инаркиевы, Сакаловы, Гандаровы, Озиевы
Озиевы (Эгахой) : Арапиевы, Гуражевы, Озиевы, Цокаевы, Тимиевы, Каским (Кескем), Гамурзиевы, Дзагиевы, Дзахкиевы
Газдиевы (Газдгнак) находятся в братстве с Тонгиевыми и Ужаховыми: Базоркины, Базгиевы, Бузуртановы, Газиевы, Газдиевы, Хуниевы, Эгиевы
Тонгиевы (Тонгнак) :Джандиговы (Жантиг наькъан), Шишхановы (Шишха наькъан), Баталовы (Батлнаькъан), Ведзижевы (Ведажнаькъан) ветвь Богатыревых
Алакиевы, Сискаловы, Дахкильговы (Дахкильга наькъан) ветвь Богатыревых Сосланбековы
Аушевы (Оушанак) Майсиговы, Мархиевы Толдиевы, Бейговы, Сонташевы, Тейговы
Хамхой: Измайловы, Сакаловы, Гарсовы,Мартазановы, Албаковы, Бекбузаровы, Болкоевы, Кациевы, Этиевы, Эжиевы, Цихгизовы, Гулуматовы
Большевы, Фатхильговы, Кадиевы, Тукиевы, Атиговы
Костоевы (Къоастой) ветвь Хамхой Марзагановы(Марзагнак), Гастемировы, Хидировы, Батакиевы,
Арчаковы (Арчакхнак): Арчаковы, Амушевы, Ганиевы, Духиевы, Гадиевы
Бекнак (Бековы): Долаковы с Гази-ков (Долакхой дного из предков звали Долакх), Зозойнаькъан, Горбаковы (Г1арбакх наькъан),Угурчиевы (Угурчнаькъан)
Оскановы (Осканак): Чабиевы, Бараковы, Тараховы
Чемхильгньакъан: Чемхильговы, Джугутхановы (Джегутханак) Бахмурзиевы
Орстхой: Орстхойцы, орстхоевцы, самоназв. как общества: Арсхте, Орстхой ( ингуш. АьрштIхой)
Алханекъе Белхарой (Белхароевы) , Булгучаннекъ (Булгучевы)
Бока-некъ Виелха-некъе , Галай,Галой (Галаевы),
Гандалой (Иандалой) ГIандалой (Iандалой) Гандалоевы
Мержой, Мержоевы, Мужахой (Мужухоевы) Мужганхой Органекъе, Фергнекъе (Фаргиевы), Хявхарой

Ингуши имели и имеют свой старинный счет. 20 ричный, календарь (из 360 дней).

Ингушский счет:
1: ца, 2:ши, 3-кхо, 4.ди/йи, 5.пхи, 6.ялх, 7.ворх, 8.барх, 9.ийс, 10.итт
11.цаитт. т.е.: 1и10, 12.шиитт:2+10, 13. кхоитт.3+10, 14.диитт: 4+10, ..
20. по ингушски будет Ткъо(вот она ключивая в ингушском счете)
30.Ткъоитт: 20+10
40. Шовзаткъо т.е (дважды 20)
50 - шовзткъа итт \шозза ткъо + итт, т.е. 2 х 20 + 10\ шовз это дважды(Вот поэтому ингусшкий счет 20 ричный)
60 - кховзткъа \козза ткъо , т.е. 3 х 20\ кховз это трижды
70 - кховзткъа итт \кхозза ткъо+ итт, т.е. 3х 20 +10\
80 - дезткъа \ диазза ткъо, т.е. 4х20\
90 - дезткъа итт \ диазза ткъо+ итт, т.е. 4х20 + 10\
100-бIаь \ бIа - глаз\
1000 - эзар.

Ингушский календарь (состоял из 360 дней)
Бетт(месяца Луны)
Календарь
Нажи бутт Наджиганцхой -бутт (январь)- месяц самого холодного времени года
Мархи бутт (февраль)- месяц поста»
Биэкарг бутт (март) -месяц кукушки
Тушоли бутт (апрель)- месяц Тушол (Удод)
Сели бутт (май) -месяц бога грома и молнии Селы
Мангал бутт (июнь)- месяц косы
Мятсел бутт (июль)- месяц бога земледелия ХРАМ - СВЯТИЛИЩЕ МЯТЦИЛ (МЯТ - СЕЛИ)
ингуш. Маьтцалбутт - Июль) ингуш. Мацалл - Голод) Маьтцал - Бог урожая и хозяйства.
Древний культовый памятник храм - святилище Мятцил (Мят - Сели)расположен на юге Ингушетии, на границе с Грузией, на вершине горы Мьат - Лоам (Столовая), на высоте 3000 метров над уровнем моря, посвящён божеству Мят-Сели
Эгиш бутт (август)
Тав бутт (сентябрь) - Тау -бутт - месяц отавы
Ардари бутт (октябрь)У ингушей десятый месяц Ардари бутт - месяц молотьбы. Параллельно он именовался: месяц рогов, месяц ворон, месяц ветров.
Эрх бутт (ноябрь)
Огой бутт (декабрь) -Ог / Агой - Защитник девушек.

У ингушей свои есть дни недели:
ингуш.Оршот (понеденльник)
Шинар (вторник) от .слова Ши-2, Шинар "Телец"
Кхярде (среда) Кхо-2, Кхярде(3день)
Ийренде (четверг) Ийренде (4 день)
Пхарска (пятница) Пха(5), Пхар "Кузнец"
Шоат (суббота)
Кхиренде (воскресенье) день Камня

МЕДИЦИНА ИНГУШЕЙ:
Трепанацию черепа
Трепанацию черепа ингушские лекари делали, видно, еще несколько сот лет назад. Этому есть немало подтверждений. Больного клали на длинную скамью (нары) плашмя, вниз лицом. Двое помощников садились ему на спину и бедра. Ноги и руки связывали, больному давали держать во рту уголок одеяла или подушки, чтобы не сломал себе зубы (обезболивания ведь не было никакого). Лекарь острым ножом (мокху) делал разрез предварительно обритой кожи головы, отворачивал вокруг раны или травмированной части головы кожу, вынимал сломанные кости или инородные тела и скоблил кость остро отточенным инструментом (гам). Когда края кости достаточно истончались, раны осторожно промывали чистой (кипяченой) тряпочкой, место пролома смазывали свежим сливочным маслом, отвороченную кожу опускали поверх раны, клали салфетку (тряпочку) со сливочным маслом и голову перевязывали. Перевязки делали через каждые два дня, пока на истонченную кость не наплывала костная мозоль и рана не закрывалась.
Горские врачи при лечении ран по свидетельству автора статьи "Лечение ран у кавказских горцев" (журн. "Смесь", # 2, 1855), преследовали следующие основные цели: "остановить кровотечение из раны, удалить из нее посторонние тела, предотвратить воспалительное состояние в ней и в периферии ее, способствовать хорошей грануляции и доброкачественному нагноению в ране и заживлению ее", т.е. те же цели остаются главными и в современной хирургии. Но это не значит, что другие методы лечения больных им не были известны.
Ингуш Бунхо мог лечить туберкулез(надрезая и ставля деревянную рогатину(через которую вдувал в полость легких травы), , делал трепонации черепа, и другие операции ингушские лекари.
Ингуши занимались занимаются: коневодством, земледелием. скотоводством, охотой, были каменщиками, жрецами, строителями

Божества ингушей: (рилигия):
Дяла - Верховный Бог.
Мифология ингушей:
Дяла - Верховный Бог.
Дяла, у ингушей и чеченцев Демиург. Дяла - старший брат Селы, отец покровительницы плодородия Тушол. Имеет антропоморфный облик, живёт на небе. Создал небо и землю. Увидев, что земля оказалась в три раза больше неба, Дяла. сжал её, и образовались земляные горы; затем он укрепил землю каменными горами. Землю держат на своих рогах быки. Дяла создал также птиц, животных, людей; из земли, сжатой им одной рукой, образовалась женщина, сжатой другой рукой,- мужчина, которым предстояло стать мужем и женой. Филина, пытавшегося воспрепятствовать соединению мужчины и женщины, Дяла наказал, лишив его способности видеть днём. Согласно более архаичным представлениям, управление миром он в значительной мере перепоручил другим богам, действующим самостоятельно - каждый в своей сфере, часто выступающим посредниками между людьми и Дяла. С распространением ислама Дъял стал отождествляться с Аллахом. Имя Дяла удержалось в молениях, клятвах, народных сказаниях.
Лит.: Далгат Б., Первобытная религия ингушей и чеченцев, в кн.: Терский сборник, в. 3, кн. 2, Владикавказа, 1893, с. 123-29.

СЕЛА - БОГ ГРОМА И МОЛНИИ:
Села, у ингушей Бог грома и молнии, отец бога Елта, Села Саты, муж богини Фурки. Селе подвластны люди, боги; в его бурдюках заключены стихии: из одного он выпускает снежную вьюгу, из другого - мороз, и т. д. Радуга - это лук Селы, который он вешает на небо, молнии - его стрелы. Из-за непослушания ему окривел Елта; он обрекает на вечные муки героя Курюко, выкравшего у Селы овец, воду, растения для людей, и героя Пхармата, похитившего у него огонь для. В весенний месяц сели-бутт («месяц Селы») по ингушскому народному календарю в святилищах Селы совершали служения.
Пхармат(с ингуш. яз. Пхар "Кузнец", мат "Мастер".(Прометей). нарт Пхармарт украл огненное пелено у Селы и дал его нартам(древним ингушам, великанам)

ЕРДА
Ерды, в мифологии ингушей антропоморфный (седовласый старик) или зооморфном (белый козёл) облике. В одном из преданий Ерда имеет облик мужчины, живёт в скалистых горах, в пещере, из которой исходит сияние. Ему были посвящены праздник в начале покоса - т. н. ветряной понедельник (отсюда делалось предположение, что Е. был хранителем ветра), многочисленные храмы и святилища (Тхаба-Ерды, Галь-Ерды, Тамыж-Ерды, Мага-Ерды и др.).

Можь - у ингушей и чеченцев злая сестра солнца и луны. Можь сожрала всех своих родственников на небе и теперь постоянно гонится за солнцем и луною. Когда она догоняет их и заслоняет, происходит затмение. М. отпускает солнце и луну только после того, как ее об этом попросит невинная перворожденная девушка.

Хьунан ЙоI (Лесная дева). В вайнахской мифологии это хранительница охоты, покровительница диких животных, леса.
По легендам, она помогает охотнику, при условии,что он сохранит в тайне, что видел ее. В противном случае, охотник умирает в страшных муках. Лесных женщин ингуши представляют как людей, отличающихся необыкновенной красотой; роскошные волосы у них доходят до самых пяток и имеют золотисто-серебристый цвет. Но по характеру своему злы, коварны и опасны для людей, хотя и не особенно; но благодаря тому, что проклятия их имеют силу, они ненавидят людей и проклинают их род при встрече с ними Несколько отличается от приведенной выше характеристика образа «лесной женщины»
Лит.: Далгат У. Б., Героический эпос чеченцев и ингушей. Исследование и тексты, М., 1972; «Лоаман Iуире». 1965, (№] 1, с. 55-60.
А. У. Мальсагов.

Села Сата, в мифологии ингушей дочь бога Селы, рожденная смертной женщиной. По поверьям, Села вскрыл могилу умершей молодой девушки и осквернил труп. После этого у нее родилась дочь. Нарты назвали ее Села Сата («Сата-дочь Селы») имя ингушей: Сата, Асет.

ЕЛ-ДА
Элда, Этер, Ешпор, Эштр (ингуш. «хозяин Эла»), в мифологии ингушей и чеченцев бог, владыка подземного мира мёртвых - Эл. Он мудр, обладает даром провидения. От удара его посоха дрожит весь мир. Сидя на высоком троне из человеческих костей в башне, вершит суд над душами усопших: в соответствии с поступками, совершёнными ими при жизни
ЕШАП
в нартском эпосе ингушей и чеченцев антропоморфное, бесполое чудовище, охраняющее вход в Эл (Мир Мертвых) (не пропускает в него живых и не выпускает из него мёртвых). Имеет девять глаз, девять рук и ног, из его пасти торчат клыки; у него огромное тело, обросшее длинными космами. Человек не в силах причинить ему какой-либо вред.

Эштар-Дела (ЭЛДА) с ингуш. Эл "Мир мертвых", Да-"отец" -, и повелитель Смерти и подземного мира.
Молдза-Ерда - Бог войны, который приносит победу Вайнахам.
Села-Сата - Богиня ремесленников и женщин, с сияющей красотой, как солнце лицом. Села-Сата помогает Пхармату, направляя его на вершину горы Казбек, чтобы тот украл огонь Селы, для жителей Земли.
Села - Бог звёзд, грома и молнии, который живёт на вершине горы (Боаш-Лом). Радуга(Села1ад) охотничий лук Селы (ингуш. Села-бутт - Май)

Древние Храмы горной Ингушетии:

1."Мятер-Дэла(трон богов)"-VI-VIIвв.
2."Сусон -Дэла(покровитель благородных женщин)"-XV-XVIвв.
3."Мят-Сел"-IV-VIIIвв.
4."Тхаба-Ерды"-IX-Xвв.
5."Альба-Ерды"-V-XIIIвв.
6.храм "Таргим"-XI-XIIвв.
7."Дик-Села"-В окрестности с.Духьар-гашта VI-VIIIвв.
8."Сампай-Цув"-ул.Джейрах IX-XIвв.
9.Техка-Моттиг-IX-XIвв.
10.Амгот-Ерды.
11.Молдз-Ерды-с.Ольгети,IX-XIвв.
12."Важагат"-VIII-Xвв.
13."Малад-Йерда"-ус.Ляжги,VIII-Xвв.
14."Морч-Села"-с.Моржчие.
15."Гал-Ерда"-с.Шоан,VIII-XIвв.
16."Макхала"-с.Шоани,VIII-XIвв.
17."Балам-Ерда"-VIII-XIвв.
18."Итаз-Ерда" с.Ольгети.
19."Дзарака-Дэда"-с.Хулий,X-XIвв.
20."Йерпатие"-VIII-XIвв.
21."ЦIувге"-VIII-XIвв.
22."Маги-Йерда" в урочище Магате.
23."Ткъамаш-Ерда"-XIII-XIVвв.,Салги XIII-XIVвв.
24."Селашатс"-Столпообразное святилище ус.Лялах VIII-Xвв.
25."Цулгате"-с.Хули, VIII-Xвв.
26."Ма-Ерда"-VIII-Xвв.
28."Ауш-Села"-Язычес.святилище на левом берегу Ассы.
29.Кулой лом-села-на вершине "Кулой - лоам".
30.Храм "Ангенты".
31."Селяште"-с.Йовлий, VIII-Xвв.
32."Йердиче"-VIII-Xвв.

Вещества используемые ингушами: На ингушском языке:
Бронза (на ингуш.яз.) «Борза»
Âнгали - «стекло»
Заррат - «микрочастица, атом».
Маржан - «1) коралл
Шака - «белый камень, алебастр».
Силув - «раствор для дубления кожи».
Варкъ - «бронза; никель».
Гинсу - «ртуть».
гIаьли - «олово».
Даш - «свинец
Дети - «серебро».
дошув - «золото
Йоз - «медь»
кIай дошув платина (белое золото)
Наштар - «сплав для изготовления оловянной посуды; алюминий».
ЦIаста // цIиеста - «красная медь».
Чуон «чугун».
аьшк, железо
ЧIиж - «янтарь; амулет из янтарных бусинок».
Жовхьар «жемчуг».
ЙāкъутI - «яхонт»
Кхēр - «камень».
КIора - «уголь».
Мармар - «мрамор
Сангал «сера».
ТIуо - «щебень; камень, булыжник»
Тух «соль».
Шиекар - «сахар».
Iаьржа - «черный, темный».
къуонцI «уксус».
тIуна «влага»
шаькъа «чернила».
Шура - «молоко».
IатIар - «духи».
Iовр - «ручей
Басар - «краска».
Бил - «хна, желтая краска для волос;
Бōриеш - «краска черного цвета для окрашивания бурок».
Сир - «эмаль; глазурь; краска».
иргIу ‘осетрина’
йай ‘рыба сом’.
Чабакх лещ
Ioв ‘пшено; рыбья икра’
ов ‘невод,
нēк ‘плавание’
ний корыто; судно, лодка’.
буотт ‘ножны, футляр, коробка; кукурузная обертка’
луорд ‘рубашка початка, шелуха’
воатакар удав
пхьид ‘лягушка’
пхьед ‘икра ноги; мускул, мышца’

Ингуши рассматривают охоту и войну как самые достойные занятия для молодежи» © царский агент И. Бларамберг императору Николаю I, 1834 г.
Офицер Генерального штаба Российской империи, служивший в отдельном Кавказском корпусе, Иоган Бларамберг писал об ингушах:
Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments