Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

ИНГУШСКИЙ ТАЙП МАТИЕВЫХ ВЫЗОВ ЧЕРТА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА БАШЕН


матиевы, род, фамилия в ингушетии.: матий-някъан

Менее чем километр от селения Духьаргашта, на склоне горы Маьтт-Лоам, находится башенный комплекс Хьарп, откуда вышли предки Матиевых

Отличительная особенность жилых башен поселка - наличие на первых этажах многочисленных очень крупных каменных конусовидных "мешков" - отсеков для хранения всевозможных сельскохозяйственных припасов, воды и содержания невольников. На стенах большинства жилых сооружений находятся отдельные линейные петроглифические изображения (крест, круги, человеческие фигуры, рога барана и пр).

… О них (Матиевых - М-Б. Ц.) и их постройках существует ряд интересных преданий и легенд" (Д. Чахкиев: "Древности горной Ингушетии", стр. 21)

Интересна легенда о черте - строителе башни Матиевых.
Легенда о том, как Матиевы запрягли черта записана Б. Далгатом и приводится в известной книге "Легенды и мифы вайнахов".

Рассказывают о черте-строителе и сами выходцы из Хьарп:

Однажды предок хьарпхойцев был на покосе. Оглянувшись назад, он увидел, что за ним косит деревянной косой черт, который ходит пятками наперед. Он остановился и черт остановился, он сел и тот сел, он начал есть - и тот за ним.

Тогда хьарпхо начал плести из травы веревку. Черт, конечно, последовал его примеру. Горец перевязал веревкой одну ногу, но сделал вид, что перевязывает обе. И здесь черт ошибся. Вместо одной ноги перевязывает обе. Хьарпхо вскочил, выхватил нож и обрил черту голову. Если удастся черту обрить голову, он не может уйти и покоряется человеку.

Черт упрям и никогда не делает, то, о чем его просят, а наоборот, все делает, что ему запрещают. Черт и говорит своему хозяину: "Хочешь, я пойду, возьму твоего быка, поведу его в Ларское ущелье и оттуда привезу брус дерева маг1иск-оарц? (здесь нужно отметить маг1иск - очень редкое прочное, волшебное дерево).

Или пойду в балку, добуду воды и построю мельницу?"

Хозяин от радости забыл бесовскую натуру и вместо того, чтобы сказать не делай, говорит: "Устрой мельницу, как еще никто не строил". Черт, конечно же, все сделал наоборот, пошел брусом. Иначе бы он не был чертом!

Он и бык впряглись в ярмо, чтобы тащить брус-маг1иск - оарц, но когда они подходили к селу, на подъеме черт совсем выбился из сил. Он стал звать на помощь из близлежащих сел. Но никто, ни из Хьарп, ни из Духьаргашта, ни из Гоуста не отозвался.

Бык, видя, что черт уморился, потянул его за собой к лежащему в стороне небольшому камню.
- Что ты хочешь делать? - спросил черт. Бык ответил:
- Это хороший камень. Может быть, кто-нибудь будет строить башню. Так он пригодится. Я хочу захватить его с собой.

Тогда рассерженный черт сказал:
- Пусть между жителями Духьаргашта и Хьарп постоянно будет вражда!
- Пусть у гоустинцев не будет блюд (для гостей)!
- Пусть ни у одного из животных не будет больше силы в плечах, чем у быка и пусть никогда не растет кустарник больше этого бруса!

После этого черт вошел под камень и скрылся. Говорят, если на тот камень сядет человек, то с ним непременно приключится беда.
Поэт Али Хашагульгов, восхищаясь стройностью боевой башни Хьарп, сравнивает ее с воздушным кораблем, несущимся среди облаков.

жизнь потомки Мяти и Пялин, они обустроили себе замок на самом живописном выступе в предплечье Столовой-горы (Мят-лом) и сегодня за этими замками закрепились имена Хьарпи и Мятиг1ал, Матиевы, Шибиловы и Болой с Терлир. По сведениям полученных из частного архива Сулеймановых и от старейшин Валаргхоевых у нас получается, что потомки от Пялина с Вайдяльгир считаются Болой которые живут в Терли и также есть предположение, что потомки Пялинг-г1алер с Ёвлер Ингушетии тоже считают братьями потомков Болой и эти потомки некогда жили в древних строениях с Вайдяльгир, с предплечья Трона Богов.

матиевы, род, фамилия в ингушетии.: матий-някъан
ингушский язык матий: 1 местный, абориген, 2 имя муж.
ингушский язык маттбарбал: одно из названий углового кам-ня фундамента башни.
ингушский язык аптимятт: храм, где совершенствовали природу людей и животных.
ингушский язык апрмятт: 1 место создания первочеловека, эпитет утробы женщины, где идет развитие ребенка
ингушский язык мятар :первичное начал
ингушский язык аптий: способный, подходящий, пригодный / имя муж
ингушский язык апта: прилаженный, подогнанный, приведенный в порядок, подходящий, способный, удобный, соразмерный, снабженный, отделанный.
ингушский язык аптзаний: динамическое |скачкообразное| развитие.
ингушский язык адапта: |букв. привыкание к бегу|- адаптация, быстрая реакция.
аьдапто: 1 прилаживание, приноровление, адаптация.
Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments