Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

МОЙ ТЭЙП ЙОВЛОЙ






ИНГУШСКИЕ БАШНИ СКЛЕПЫ, ЙОВЛОЙ И ДРУГИХ ТЭЙПОВ ИНГУШЕЙ

Йо́влой, Евло́евы — самый крупный ингушский род (тэйп), численность которого составляет около 100 тысяч человек[1][2][3][4]. Включает в себя около 60 ингушских фамилий (ингуш. «вяр», «никъ»). Йовлой происходят из древних поселений-городов Горной Ингушетии: Тиша Йовли, Йовли, Пялинг, Ний, Нийкоате, Мусиево (Мусийкъонгий-ков), а также средневекового селения Ахки-Юрт (ныне Сунжа) Пригородного района Северной Осетии. Представители данного ингушского тейпа также владели урочищами на землях, входящих в наши дни в состав Грузии: «Амга», «Чимга», «Ахиели», «Йовлой-те» и «Йовлой чоже»

Этноиерархия Раса: Европеоидная
Тип расы: Кавкасионский
Группа народов Галгаи
Вайнахи (нахские народы)
Язык Ингушский
Первые упоминания :Предание о Йовлой Довтбий Хучбаре (XIII в.)
Включают около 60 ингушских фамилий («вяр», «некъ»)
Предки: Галгаи
Родственны: Лоалахой
Историческое расселение
Селения Горной Ингушетии: Йовли, Пялинг, Ний,Нийкоте, Мусийкъонгий-ков, Хай а также Ахки-Юрт (ныне село Сунжа Пригородного района Осетии.

ВЛАДЕНИЯ ЙОВЛОЙ:
Тиша Йовли — древний башенный город-поселение в Ингушетии. Расположен в Джейрахском районе Ингушетии. Ныне покинутое село, административно относится к Йовли и вместе с ним входит в сельское поселение Гули, однако географически, в различных источниках, выделяется как отдельное селение
Первое упоминание XIII век (Предание о Довтбий Хучбаре — сыне Довта из Йовли).
На территории города-поселения имеется архитектурный комплекс «Тиша Йовли», представленный множеством исторических объектов: одна боевая башня (вIов) и восемь жилых башен (гlала), а также 11 склеповых могильников
С северной стороны к Тиша Йовли примыкала высокая заградительная стена с широкими арочными запирающимися воротами, у которой постоянно дежурила хорошо вооруженная многочисленная местная стража, контролировавшая пролегавшую здесь жизненно важную торгово-транспортную магистраль «Дорогу ингушей». За проход взималась определенная плата скотом, оружием, тканями, металлами и т. п.)
14, 15 июня 1830 г. Тиша Йовли и Йовли были взорваны генералом Абхазовым, за отказ жителей этих сёл прислать старшин для присяги и выдать аманатов. Склепы также сильно повреждены. В своем донесении наместник Кавказа Паскевич, военному министру Чернышеву об экспедиции генерал-майора Абхазова против ингушей 31 августа 1830 года под № 565 сообщал:

«В ночь с 14-го на 15-е прибыла в лагерь левая колонна после весьма трудного перехода по карнизу скал, ограждающих р. Ассу. Во время двухдневного пребывания соединенного отряда на р. Ассе, приведены были к присяге на верноподданство деревни галгайские, из коих две Верхние и Нижние Яулы, расположенные на противоположном берегу р. Ассы, отказавшиеся прислать старшин для присяги и выдать аманатов, были сожжены кавалериею, переправившеюся через довольно глубокую и быструю р. Ассу. Кн. Абхазов, избрав старшин в каждом галгаевском селении, возложил на них обязанность передавать приказания правительства народу и доводить до сведения начальства нужды и прошения жителей деревень и начал 17-го июля обратное следование к р. Тереку»[10].
Из Тиша Йовли также ведут своё происхождение представители крупнейшего ингушского рода (тейпа) Йовлой (включая его патронимии), которые согласно известным исследователям кавказоведам (Крупнову Е.И.[11], Семёнову Л.П.[12] и др.) являлись владетелями земель и башенных замковых построек селений Йовли, Тиша Йовли, Ний, Нийкоате, Пялинг, Мусиево и Ахки-Юрт.

Йовли (ингуш. Йовли) — средневековый ингушский башенный город-поселение.
На территории города-поселения имеется архитектурный комплекс «Йовли» или «Керда Йовли», представленный множеством исторических объектов: одна боевая башня и пять жилых башен.

Пялинг (ингуш. «Пхьа́линг») — село в Джейрахском районе Республики Ингушетия.
Селение Пялинг считается основанным представителями ингушского рода Полонкой(Полонкоевы,Чаниевы, Дарсиговы, Боковы и др.), которые согласно известным исследователям (Крупнов Е.И.[3], Семёнов Л.П.[4] и др.) являлись владетелями башенного комплекса Пялинга. Селение также считается родиной тейпа Чаниевых (Полонкой), представители которых поселились там и являлись родственниками Евлоевых. Представители и тех и других фамилий долгое время совместно проживали в Пялинге ещё со 2 пол. 19 в

Ний — древний город-поселение в Ингушетии. Расположен в Джейрахском районе. Ныне покинутое селение, административно входит в сельское поселение Гули. Из поселения Ний ведут своё происхождение представители крупнейшего ингушского рода (тейпа) Йовлой (включая его патронимии: Саговы, Гайсановы, Куркиевы и др.), которые согласно известным исследователям кавказоведам (Крупнову Е.И., Семёнову Л.П. и др.) являлись владетелями земель и башенных замковых построек селений Йовли, Ний, Нийкоате, Пялинг, Мусиево и Ахки-Юрт.
На территории поселения находится архитектурный комплекс «Ний», представленный множеством исторических объектов: 4 боевые башни, 1 — полубоевая и 13 полуразрушенных жилых башен, а также 14 склеповых могильников.
Поселение Ний расположено на правом притоке реки Тхаба-чоч, на высоте 1700 м. над уровнем моря. Ближайшие поселения: на востоке — селения Нийкоате и Мус-къонгий ков, на юге — Цизды, на юго-востоке — Цхаралте, на западе и юго-западе — селения Пялинг и Йовли.

Мусийкъонгий-ков(Мусиево)
Древнегреческий язык Мусагет: Апполон
Ингушский язык муса: божество солнца
Ингушский язык мусейне: 1 храм божества солнца . по некоторым - был расположен у берега сунжи вблизи с. апьтиево, где обнаружены массивы фундаментов
Ингушский язык мусвате: черновик.
Ингушский язык мусий къонгий юрт : 1 монастырь жрецов божества Мусея, 2 |топ| - с. в древней ингушетии,ныне развалины.
Ингушский язык мусиц1ей: музыкальное представление
Ингушский язык мусмалхий: |жреч| - солнце-положение.
Ингушский язык мустакъин "творчество"
Ингушский язык сакъа мусхаж: духовная музыка.
Ингушский язык мусико: ученик музыканта.
Ингушский язык муса имя.муж.
Ингушский язык мусаргь: |музаргь|е|| - |топ| - с. е древней ингушетии.
Ингуш.яз мусарге: грот, небольшая пещера, обвитая зеленью.
Ингушский язык мусит: ученик божества Солнца
Ингушский язык мусита "музыка"
Ингушский язык мусийкар "композитор"
Арабский язык мусикар Флейта (мусикар)
Ингушский язык мус: склонность к искусству.
Ингушский язык мусарха: |мусаргь, музаргь|e|| - святилище мусия |
Ингушский язык мусахье: созрецание |наблюдение природы беззаписей солнцеположений|
Ингушский язык музыка: мукъам

ЯЗЫЧ. ХРАМЫ ИНГУШСКОГО ТЭЙПА ЙОВЛОЙ и ДР. ИНГУШЕЙ:
Древние Храмы горной Ингушетии:
1."Мятер-Дэла(трон богов)"-VI-VIIвв.
2."Сусон -Дэла(покровитель благородных женщин)"-XV-XVIвв.
3."Мят-Сел"-IV-VIIIвв.
4."Тхаба-Ерды"-IX-Xвв.
5."Альба-Ерды"-V-XIIIвв.
6.храм "Таргим"-XI-XIIвв.
7."Дик-Села"-В окрестности с.Духьар-гашта VI-VIIIвв.
8."Сампай-Цув"-ул.Джейрах IX-XIвв.
9.Техка-Моттиг-IX-XIвв.
10.Амгот-Ерды.
11.Молдз-Ерды-с.Ольгети,IX-XIвв.
12."Важагат"-VIII-Xвв.
13."Малад-Йерда"-ус.Ляжги,VIII-Xвв.
14."Морч-Села"-с.Моржчие.
15."Гал-Ерда"-с.Шоан,VIII-XIвв.
16."Макхала"-с.Шоани,VIII-XIвв.
17."Балам-Ерда"-VIII-XIвв.
18."Итаз-Ерда" с.Ольгети.
19."Дзарака-Дэда"-с.Хулий,X-XIвв.
20."Йерпатие"-VIII-XIвв.
21."ЦIувге"-VIII-XIвв.
22."Маги-Йерда" в урочище Магате.
23."Ткъамаш-Ерда"-XIII-XIVвв.,Салги XIII-XIVвв.
24."Селашатс"-Столпообразное святилище ус.Лялах VIII-Xвв.
25."Цулгате"-с.Хули, VIII-Xвв.
26."Ма-Ерда"-VIII-Xвв.
28."Ауш-Села"-Язычес.святилище на левом берегу Ассы.
29.Кулой лом-села-на вершине "Кулой - лоам".
30.Храм "Ангенты".
31."Селяште"-с.Йовлий, VIII-Xвв.
32."Йердиче"-VIII-Xвв.
Ткъамаш-Ерда"-XIII-XIVвв.,Салги XIII-XIVвв.
Мятер-Дэла(трон богов)"-VI-VIIвв
Малад-Йерда"-ус.Ляжги,VIII-Xвв.

ИНГУШСКИЙ КАМЕНЬ ЖРЕЦА ХРАМА МАГО-ЕРДЫ

ИСПЫТАНИЕ СИЛЫ
Ученый-кавказовед Ф.И. Леонтович в своей рукописи «Быт и воспитание горцев» приводит интересные сведения о состоянии физического воспитания ингушей, указывая сложные элементы состязаний. Это могло быть метание камня в цель, толкание на дальнее расстояние, проверка гибкости рук при подъеме камня. Исследователь И. Семенов писал о предмете, который встречался на таких состязаниях: «В местном музее имеются следующие предметы, поступившие в 90-х годах из святилища Маго-ерды: небольшой черный камень, имеющий с одной стороны пять круглых углублений, с другой - два; камень этот некогда служил для испытания зрелости юноши: испытуемый должен был вложить пальцы в углубления камня и поднять его….». Такой камень постоянно хранился в святилище, откуда жрец выносил его только в дни состязаний.
Главным физическим воспитанием детей-горцев было обучение отличному владению оружием, умению выезжать боевого коня, безропотно переносить голод и нужду.
Маго-Ерды (или Маго-Ерд) — древнее святилище, расположенное в горах на территории современной Ингушетии.
Святилище находится на склоне горы Цейлом (3171 м, у ингушей считается священной), рядом с обрывом, оно достаточно труднодоступно.
Использовался для проведения языческих обрядов до второй половины XIX века.
ИНГУШСКИЙ БОГ ВОЙНЫ: МОЛДЗЫ-ЕРДА
Храм Молдз-Ерды- Горная Ингушетия с.Ольгети,IX-XIвв.

По словам жреца Газбыка, хамхинцы на горе Маги в ноябре месяце молятся и приносят жертвы Маги-ерде, громадный эльгыц которого построен по указанию духов ясновидцев. Он же сообщил мне о существовании у ингушей бога войны, называемого Молдзы-ерда, что означает «проворный ерда (дух)». Он, подобно Аресу, шел на войну впереди ингушей и нес им победу. Благодаря ему люди становятся проворными, храбрыми, непобедимыми. Его никак нельзя было уязвить, потому что он подобен тараму (духу); покровительствуемые им люди также были неуязвимы. Поклясться его именем никто не осмеливался; иначе и правая, и виновная сторона останутся без детей. Его почитали ингуши всех обществ и горные чеченцы. Он не является уже предком того или другого общества, а создан для выполнения функций, общих всему племени. Ему молились, приносили жертвы и просили помощи на войне.

ИНГУШСКОЕ БОЖЕСТВО: Саниба-ерда
И. Дахкильгов
У всемогущего бога Дяла было много детей. Среди них были братья ерды - божественные Мятцели, Амага-ерда, Хал-ерда, Тамаж-ерда и Саниба-ерда. Старшим из братьев был Мятцели. Он первым ушел из семьи и поселился на вершине горы Мятлам. Другие братья расселились по тем местам, где сейчас находятся их храмы. Лишь один из братьев, Саниба-ерда, как младший, остался на месте. К этим братьям подселились другие ерды. Так, к Мятцели подселились и породнились с ним ерды Мятар-Дяла и Сусан-ерда.
В год раз, а иногда и два раза, от Саниба-ерда ночью высоко вверх поднималось сияние. Цай-саг - жрец знал дни, когда обычно это происходило. В это время он и его подручные ночами наблюдали за храмом. Когда сияние возникало, то с утра начиналось празднество и в течение трех дней при храме жгли свечи и костры.
Все братья ерды незримо ходят среди людей. В последний месяц лета, в Сели-бутт, был определенный день, в который, считалось, ночью собирались все братья ерды и решали свои общие дела.
В ту ночь у всех храмов жгли костры и возносили моления.
Когда из Санибанского ущелья последним уходил род Куштовых, они у своего родника, что течет там, оставили золотой бокал, в знак того, что когда-нибудь сюда вернутся

ПРЕДАНИЕ АКИЕВЫХ ЙОВЛОЙ:
БИТВА ЗА РОДОВОЙ КОТЕЛ

Интересно, что в крупнейшем общенациональном храме Тхаба-Ерды долгое время находился под присмотром потомственных священнослужителей из рода Евлой большой медный котел с выбитыми изображениями тамг — «отличительных знаков благородных ингушских родов», ...
ЭЖИ ЭКХ(АКХИ)
Такой случай подвернулся неожиданно. У Евлоевых из родового замка украли ночью большой родовой котел – святыню всего рода. Случай по тогдашним меркам беспрецедентный. Законы адата гласили о том, что если из башенного очага кто-либо украдет хотя бы одну ложку, то на нем половина человеческой крови, а если украдут очажную цепь, то ответственность ложится на вора равная убийству хозяина очага, но если кто осмелился украсть родовой котел, то он перечеркнул весь род, значит и ответственность как за убийство всего рода.
Открыто никому не было предъявлено претензий, по указанию самого Эхка все члены рода вели себя спокойно.

Стороны согласовали такой вариант и Эжи Эхк со своими людьми при полном вооружении погрузился в эти деревянные кадушки, и, пользуясь ночной темнотой, подъехал к воротам замка. Стражники долго не хотели открывать водовозу ворота. Когда же убедились, что он один и с ним никого нет, они открыли ворота и впустил караван со смертельным грузом в замок.
В условленном месте ждала этого случая и вся дружина Эжи Эхка. Эхк со своими людьми выскочил из кадушек, перебил безоружную стражу. Вся его оставшаяся дружина ворвалась в замок. Началась повальная резня, весь род был вырезан. Не пощадили никого. Предание говорит о том, что спаслась только одна беременная
женщина, которая в это время была где-то в гостях у своего отца. Род соседей на определенное время перестал существовать.
По тогдашним меркам это был акт возмездия, достойный храбрецов, защищающих честь своего рода, святость домашнего очага, очажной цепи и родового котла, который им достался от предков с завещанием о том, чтобы они его берегли, как зеницу ока. (Предание гласит о том, что родовой котел был таких крупных размеров, что на его дне мог, вытянув руки и ноги, лечь мужчина самого высокого роста).
Коварство вождя соседнего рода привело к гибели всего рода. Женщина, которая была в гостях у своего отца, осталась одна. Род весь погиб, но она родила сына и от него потом пошло продолжение рода.
Читатель простит нам, что мы не называем имена тех погибших вождей исчезнувшего на время рода, – причины общепонятны. Наша задача – освежить легендарный образ человека-легенды Эжи Эхка, родоначальника многочисленного рода Евлоевых.
После всех этих грозных событий, спустя год, произошла кровавая бойня между двумя соседними родами, – из замка Пхьуй и родом Эжи Эхка.

Часть Евлоевых, которые основали с. Валерик (Товбулатовы, Умалатовы, Зильбукаевы, Чекуевы, Гадаевы, Мусаевы и т.д.) называли арсхоевцами. Они из аула Ний переселились в другое место и основали аул Хай (Хьай). Оттуда они переселились на место, где впоследствии основали аул Валерик (Валарг). Они себя называют ингушами, хотя записаны в паспорте как чеченцы. И чеченцы их называют ингушами. Они помнят свое происхождение и знаю свою генеалоги. Это говорит о том, что они окончательно не оторвались от своих корней.

Валери́к» — стихотворение великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, посвящённое сражению на реке Валерик. Было написано сразу после боя в 1840 году и впервые опубликовано в 1843 году в альманахе «Утренняя заря»

Ниже приводим генеалогия Евлоевых из Валерика:
Эжа /Эхк /Ча /Боил /Морх /Визат /Аьта /К1анг /Овш /1умур /Сату /К1озал
На1ип /Т1айп /Зибук /Садлакъ

Эжа /Ахка (потомки Акха Акиевы) /Къарч /Исиг /Доврг /Мецхал /Оза /Або /Абаьд /Ями /Ярыч /Сали

Из Ний Евлоевы выселились в Ангушт (совр. с. Тарское в Пригородном районе Северной Осетии), Заур-Ков (вблизи которого была основана крепость Владикавказ), Ахки-Юрт (совр. с. Сунжа в Пригородном районе Северной Осетии). Оттуда часть Евлоевых переселилась в Насыр-Корт в начале Х1Х в., когда шло освоение ингушами долины р. Назранки. Также из аула Ний, часть Евлоевых расселилась по долинам рек Валерик (Валарг), Шалажа и Гойта, основав населенные пункты Валерик, Шалажи и Гойты. На сегодняшний день в Чечне живут очень много потомков тех переселенцев, которые в седьмом-восьмом колене имеют со мной общих предков. Если в Валерике спросить: «Где живут Евлоевы?», отвечают: «Ты спрашиваешь об ингушах?» и показывают район их проживания. Они сами до сих пор помнят, что являются ингушами и принадлежат к роду Евлоевых. И другие жители этого села называют их ингушами. Они рассказывают, что когда они поселились в этом месте, там никто не жил. Не они подселились к чеченцам, а чеченцы позже подселились к ним. На сегодняшний день в Валерике, Шалажи и Гойтах живут представители рода Евлоевых, носящие фамилии Товбулатов, Умалатов, Зильбукаев, Гадаев, Тачаев, Байсаев, Идрисов, Мусаев, Исаев, Ульбиевы. Они более, чем кто-либо сохранили ингушское самосознание и эздел, потому что живут на своей земле.

Эжа-Гирк-Бурдо-Эзи-Бак1илг-Бешк-Мусса-Параж-Оржко-Байсар-Зубейр-Маци-Х1ажбийкар

АКИЕВЫ(ЙОВЛОЙ) С ДОЛАКОВО ПРОТИВ ДИНИКИНА

Вот уже 95 лет миновало с тех грозных дней, когда жители ингушского селения Долако
Вот уже 95 лет миновало с тех грозных дней, когда жители ингушского селения Долаково, встав на пути регулярной Деникинской армии, приняли смертельный бой во имя торжества идеалов справедливости и равенства, обещанных им и всем ингушам большевиками. В той схватке пало практически все взрослое население Долаково, а погибших мужчин сменяли, защищая свою землю, женщины и даже дети. Долаковский бой стал еще одной героической страницей в истории ингушского народа.

Воспоминания генерала Деникина.
Февраль 1920 год. Ингуши - самый малочисленный, самый воинственный народ, как на Кавказе, так и по всей России, которые с давних пор живут в Юго-Восточной части Терека Курской низменности, по правому берегу реки Терек и на Восток реки Асса.

Ингуши стали ландскнехтами советской власти, ее опорой, не допуская, однако же, проявления ее в своем крае.

Ингуши являются виновниками в том, что революция на Кавказе победила. Если бы революция на Кавказе была подавлена, этот упрямый народ ушел бы в горы, леса, где создаются отряды, и силы гвардии России тают с каждым днем от их нападений. В 1919 году, когда верные мне части намеревались пройти через земли ингушей, мы получили решительный отказ. И после чего двинули свои силы на ДОЛАКОВО, где собирались всадники из ближайших сел. Их было менее 300 человек.
Жалкий остаток. Триста всадников, вооруженные большинство ружьями и кинжалами, против сильной дивизии, снабженной новейшей техникой, казалось на первый взгляд, что дивизия не оставит и следа от этих дикарей. Но, увы! Ингуши не только отбили гвардейцев, а гнали их до самого Терека и переправиться успели только три десятка человек.
Жалкий остаток от дивизии. За одного убитого они убивали десятерых своих врагов. В январе сего года 1920, когда гвардия захватила Владикавказ и угрожала разгромом Реввоенсовету, ингуши своим вмешательством освободили Реввоенсовет и при этом обстреляли и жестоко разгромили город, захватили Госбанк и крепко засели в нем. Они грабят всех кого хотят. Осетин - за их беспомощность. Дагестанцев - за плодородные земли. Кабардинцев - по привычке. Терских казаков - за то, что они живут на земле отцов. Большевиков - за верную службу им. Но их ненавидят все, и они продолжают делать свои дела. Они не чувствуют не малейшей опасности со стороны, так как знают, что ни один народ на Кавказе не посмеет поднять на них руку.

ДЕНИКИН.
Данный текст является копией, переписанной с подлинника, висящего в Третьяковской Галерее.

В 1919 году на ультиматум генерала Деникина выдать представителей советской власти на Кавказе — Кирова, Орджоникидзе и прочих — ингуши ответили яростным сопротивлением и потеряли в боях треть взрослого населения
Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments