Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

Чеченцы

Шаройцы
Шаройцы (самоназвание - мн.ч. «Шlорой», ед.ч. - «шlуоро») - один из 9 чеченских тукхумов тейпов на юго-востоке Чеченской Республики и в Республике Дагестан (Хасавюрт, Новолак, Бабаюрт). Шароевский диалект чеченского языка - наиболее изолированный
Шаройский язык чеченцев : шаройцев
Древние поселения Шарой обнаруживаются в Закавказье (районы Западного Ирана), шаройские культурные деятели указывают на Ленинаканский район, как бывший Шаройский район (см. интервью Ахметова Магомеда)

Андо-цезов шаройцы считают теми же чеченцами, говорящими на аваризированном языке. Так по рассказам шаройских старожилов, андо-цезы это и есть шароевцы, которые остались жить в Цумадинском районе по Андийскому Койсу. Также это видно и из огромного числа шароевских слов в тиндинском, андийском и цезском языках.
В бассейне реки Шаро-Аргун зарегистрированы десятки топонимов, обозначающих культовые места, которые могут пролить свет на многие неясные места в истории религиозных верований нахчского народа. В числе этих топонимов обнаруживаются: Иштар (Астар, село в Шарое), Гор (с. Шарой), Изида, Сет - из Древнего Египта; имя богини Тейшебуэа (Тишоли) - из Урарту.
У шароевского общества имелись следующие укрепления и военные поселения: Парсма (Щит), Сандаха (Отборные), Кебасара бIав (Ворот склона башня), Кебаса (Ворот склон), КIесала (Резервные (тыловые) войска, гарнизон), Чур тогIие (Внутренняя долина с замковым укреплением Шикъара, Шуора - с мощным замковым укреплением по-над л. б. Шаро-Аргуна, Сербала (гордые) и Лаьшкара (группа войск, резервный гарнизон) и немного ниже по течению Шаро-Аргуна - Букказие (богаз - ворота) и дальше - ЗазаргIание.


По большему счету фамилии шаройцев не отличны от остальных нахчских (чеченских) фамилий. Однако, имеются и «чисто свои», такие как Хинаразовы, Истамаловы, Эдалбаевы, Цобаевы, Авдуевы, Эликаевы, Зазиевы, Говдаевы, Палтаевы, Велхоевы, Солцановы, Матароевы, Петтиевы, Жогалдоевы, Сургуевы и др.


В шаройский тукхум входят следующие тейпы:
Шарой (чеч. Шарой, шар. шlорой) -
Шикарой (чеч. Шикъарой) - Ши́кара
Хакмадой (чеч. Хьакмадой) - Ха́кмада
Хуландой (чеч. Хуландой) - Ху́ланд
Химой (чеч. ХIимой) - Хим
Сандухой (чеч. Сондахой) - Со́ндах / Са́ндах
Буттий (чеч. Бутий) - Бу́ти
Кеселой (чеч. КIиесалой) - Ке́сала
Цесий (чеч. ЦIесой) - Це́си
Чайрой (чеч. Чlа-Арой) - Ча́йри
Кирий (чеч. Кхиерой) - Ки́ри
Джангулдой (чеч. Джагlулдой) - с. Джа́нгулд

Шаройский диалект
Сравнительные примеры:
хе́лий(чеч.) - хьа́йл (коровы)
ге́зарий - га́йзар (козы, козлы)
ве́жарий - ва́жар (братья)
ков - кау (ворота)
бIов - бIау (боевая башня)
йи́жарий - йа́жар (сестры)
хе́ший - хьа́йша (гости)
хье́чаш - хьа́каш (сливы)
тIе́маш - тIа́мош/тIа́миш (крылья)
ке́даш - ка́даш (чашки)
Iа́ьмнаш - Iа́мош (озера)
лаь́мнаш - ла́маниш (горы)
гу́ьйрие - гу́йр (осень)
Iу́ьйрие - Iу́йри (утро)
су́ьйрие - су́йр (вечер)
воь́лу - вие́ло (смеюсь)
доь́шу - дие́шо (читаю)
доь́ху - дие́хо (прошу)
хьоь́ху - хие́хо (учу)
лаь́цна - ла́сна (поймал)
йи́цна - йи́сна (забыл)
де́вдира - бо́вдира (бежали)
ну́ц - но́вц (зять)
са́йниг, хьа́йниг, са́йнаш - са́йдар, хьа́йдар, са́йбарш (мой, твой, мои)
му́гIа - мих (как, какой)
у́ггар - о́ггар (очень)
хIи́нца - хIу́нза (сейчас, теперь)
би́е - ми́е
ко́ртали - курти́ллар (шаль)
корт - курт (голова)
йи́лбаз - и́лбиз (бес)
е́шап - йа́шаб (ведьма)
хьаж - хьаг (лоб)
ста́ргIа - со́ргIо (бычок)
охьаха́а - Iаха́ (сесть)
доь́хка - ди́рку (пояс, ремень)
шо́вда - инз, и́нзи (родник)
ирча, цäрмат - эрчин-и, аьрач, джогIур, сармат (уродливый, некрасивый)
В позиции после сонанта р в исходе слова чеченскому литературному глухому спиранту с в шароевском диалекте регулярно соответствует глухая аффриката ц:
Урс - урц
Наьрс - нарцI
гIирс - гIирц
пхьарс - пхьарц
арс - арц
В позиции после сонанта р чеченскому литературному глухому спиранту ш в шароевском диалекте соответствует глухая смычная аффриката ч (аналогично кистинскому):
боь́рша - буо́рча (самец)
хуо́рша - хуо́рча (малярия)
Iарш - Iарч (небеса)
ма́ршо - ма́рчо (свобода)


Аккинцы
Акки́нцы самоназвание (чеч. аьккхий, аренан-аьккхий - «равнинные аккинцы» и вайнах; у кумыков и русских также именуются ауховцы) - этногруппа чеченцев, согласно традиционному делению составляет один из 9 чеченских тукхумов - Аккий. Сформировалась в XVI-XVII веках в Терско-Сулакском междуречье, как вайнахское этно-территориальное общество. Историческим территориям расселения этой этногруппы (Пхарчхошка-Акка, Гачалка-Акка) соответствуют современные Новолакский, Хасавюртовский, Бабаюртовский и Казбековский районы Северного Дагестана, там-же проживает большая часть сегодняшних аккинцев.
Численность согласно переписи 2002 года - 218 человек[2] (из них в Дагестане 116 человек[3]). Представители аккинцев говорят на аккинском диалекте чеченского языка. Не следует путать данный тукхум с тайпом аккий, представители которого, иногда называемые лам-аккинцами (чеч. лам-аьккхий), происходят из исторической области Лам-Акки в Чеченской республике.
Сёла аккинцев-ауховцев

Акташ-Аух,
Адильотар,
Алты-Мурза-Юрт,
Акбулат-отар,
Арслан-Гирей-отар,
Абдул-Меджид-отар,
Арсан-Мурза-отар,
Безен 1-й,
Безен 2-й,
Будайхан-отар,
Банайюрт,
Бильтаул,
Банай-Аул,
Борагангечув,
Бамматбекюрт,
Барчхой,
Бамматюрт,
Юрт-Аух,
Ярыксу-Аух,
Ямансу,
Минай-Тугай,
Зори-Отар,
Кешень-Аух
Кадыротар,
Нурадилово,
Новосельское,
Солнечное
Покровское,
Османюрт,
Ярмаркин 1-й,
Ярмаркин 2-й,
Ярмаркин 3-й,
Балюрт 1-й,
Балюрт 2-й,
Бамматбекюрт,
Жуково,
Ибарки,
Шалам-Инчу,
Эшба-Инчу,
Яштаркие,
Умахан-отар,
Зарият-отар,
Кошай-отар,
Манти-отар,
Тутлар,
Виси-Ирза,
Генчик-Эрзе

Тайпы, входящие в тукхум Аккий[6]:
Аккой (чеч. Iаккой),не тайп, а гар.
Акхшой (чеч. Акхшой), нету такого тайпа.
Аллерой (чеч. 1алларой), Крупный чеченский тайп.
Барчхой (чеч. Барчхой), гар или неки Мелхинцев.
Беной (чеч. Беной), Крупный чеченский тайп.
Билтой (чеч. Билтой),Крупный чеченский тайп.
Бунихой (чеч. Буной, Бооной),Крупный чеченский тайп.
Вяппий (чеч. Ваьппий), Туккхум Аккий
Гулой (чеч. ГIулой), тукхум Цорой
Гилной (чеч. Гилной), нету такого тайпа.
Гендаргной (чеч. Гендаргной),Крупный чеченский тайп.
Жевой (чеч. Жевой), гар или неки
Зандакой (чеч. Зандакъой),Крупный чеченский тайп.
Зогой (чеч. ЗIогой), гар или неки
Кархой (чеч. Кхархой), гар или неки
Кевой (чеч. Кевой), гар или неки
Кеной (чеч. Кеной), гар или неки
Курчалой (чеч. Курчалой),Крупный чеченский тайп.
Кушкаш (чеч. Кушкаш), гар или неки
Ковстой (чеч. Къовстой), тукхум Галгай
Мержой (чеч. Мержой), туккум Орстхой
Меркхой (чеч. Меркхой), гар или неки
Ноккой (чеч. Ноккхой), гар или неки
Овршой (чеч. Овршой), гар или неки, типа Аушевы из тайпа Цорой
Пордалой (чеч. Пордалой), гар или неки
Пулой (чеч. Пулой), гар или неки
Пхарчой (чеч. Пхьарчой)[7], туккум Аккий
Пхарчхой (чеч. Пхьарчахой), туккум Аккий
Сюлий (чеч. Суйьлий), название народа на чеченском, чеченцы называют Аварцев-Суьлий. Нет такого тайпа.
Таркхой (чеч. Таркхой), Таркинцы Кумыкский род.
Хиндахой (чеч. ХIиндахой), Крупный чеченский тайп.
Цечой (чеч. ЦIечой), туккум Орстхой
Чантий (чеч. ЧIаьнтий),
Чонтой (чеч. Чонтой), выходцы из Чонтио, Тушетия, часть Ваппинцев, входит в тукхум Аккий.
Чхарой (чеч. Чхарой), гар или неки
Чиччалхой (чеч. Чиччалхой), нету такого тайпа,
Шарой (чеч. Шарой),
Шербалой (чеч. Шербалой),
Шанарой (чеч. Шинрой), гар или неки
Ширдой (чеч. Ширдой).Крупный чеченский тайп.
[править]Известные аккинцы

Алимсултанов, Имам - певец и композитор.
Бетербиев, Артур Асильбекович - боксёр, чемпион мира и Европы.
Нурадилов, Ханпаша Нурадилович - герой Советского Союза. Участник Сталинградской битвы.
Сайтиев, Адам Хамидович - борец вольного стиля, олимпийский чемпион.
Сайтиев, Бувайсар Хамидович - борец вольного стиля, трёхкратный олимпийский чемпион.
Шахин, Рамазан - борец вольного стиля, олимпийский чемпион.
Межидов, Абдул-Малик - чеченский полевой командир, во время вооружённого конфликта в республике - активный участник сепаратистского движения. Организовал ряд крупных диверсионных операций на территории Северокавказского региона Российской Федерации.
Джамал Отарсултанов - борец вольного стиля, олимпийский чемпион.


МАЛХИ
Малхистинцы (чеч. маьлхи - букв. «солнечники») - этногруппа чеченцев, согласно традиционному делению составляет один из 9 чеченских тукхумов - Малхий. Сформировалась в период средневековья в малхестинском ущелье, как чеченское этно-территориальное общество. Историческим территориям расселения этой этногруппы (Малхиста) соответствуют современный Итум-Калинский район на на юго-западе Чеченской республики. Большая часть сегодняшних малхистинцев проживает в сёлах Шалажи, Ачхой-Мартан, Бамут, Грозный, Валерик, Котыр-Юрт, Самашки, Янди, Серноводская, Шаами-Юрт, Аршты, Чемульга, Слепцовская, Дуиси, Омало, Джоколо, Самашки, Ассиновская и так далее.
Краевед А. С. Сулейманов предполагал, что название исторической области Малхиста, родины малхистинцев, может быть связано с расположением большей части селений на южном (солнечном) склоне горы Коре-Лам, от чего название жителей - малхий (чеч. маьлхи) - буквально «солнечники». Также исследователем приводилась и вторая версия происхождения названия «солнечники», которая восходит к языческому периоду, когда малхестинцы были солнце- и огнепоклонниками, что и могло послужить образованию имени их племени-рода. Об этом говорят их предания, многочисленные солярные знаки, высеченные на старинных сооружениях: жилых и боевых башнях, на склепах, культовых святилищах и храмах[1].
Тайпы

А. С. Сулейманов выделяет несколько малхистинских сёл с тайповыми названиями[3]: Икалчу, Бlенистие, Сахана, Щенчу, Мехка, Тутанда, Нахараста, Кхо-руотта, Банах, Дуоза, Комалха, 1амие, Б1аьстие, Ж1арие, Туг1анча.
Амхой (чеч. Iамхой ),
Баетий (чеч. БIаьетий),
Бастий (чеч. БIаьстий),
Бенастхой (чеч. БIаьнастхой),
Икалчхой (чеч. Икалчхой),
Италчхой (чеч. Италчхой),
Комалхой (чеч. Куомалхой),
Коратхой (чеч. Кхуоруоттахой),
Мешихой (чеч. Мешиехой),
Тертхой (чеч. ТертгIой),
Саханахой (чеч. Сахьанахой),
Жархой (чеч. ЖIархой),
Кеганхой (чеч. КIаьганхой),
Юеганхой (чеч. Юхеганхой),
Чархой (чеч. ЧIархой),
Эрхой (чеч. Аьрхой),
Барчахой (чеч. Барчхой).

Расселенеие

Республика Чечня
Бамут
Ассиновская
Серноводская
Шалажи
Ачхой-Мартан
Грозный
Валерик
Катыр-Юрт
Самашки
Янди
Алхан-Кала
Алхан-Юрт
Гехи
Гехи-Чу
Урус-Мартан
Итум-Кале
Горагорский
Наурская
Шаами-Юрт
Закан-Юрт
Меши,
Доза,
Терта,
Икильчи,
Бенесты,
Цинчемехи,
Сахани,
Нахорусты,
Коротах,
Камалхи,
Джархой,
Басты,
Цой-Педа,
Ами,
Республика Ингушетия
Аршты - 1688 чел. 92 % население село. (Гадамаури, Кушиговы, Сигаури, Махаури, Ферзаули, Албаковы, Бациевы, Бехоевы, Албастовы, Альдиевы, Арсаевы, Алхастовы, Анзоровы, Свикаури, Татарашвили, Хациевы, Хасиевы, Магиевы, Маматовы, Султановы, Мелхастхоевы, Гайсултановы, Дарчиевы, Гелагиевы, Утужевы, Танкиевы, и тогдалее).[4]
Нестеровская - 1200 чел. (Нациури, Махаури, Борчашвили, Кавтаришвили, Цатиашвили).[5]
Орджоникидзевская - 460 чел. (Хаяури, Гадамаури, Бехоевы, Албаковы, Дарчиевы, Ферзаули, Сигаури).
Берд-Юрт - 38 чел. (Амриевы, Терхоевы, Акиевы, Джакаловы).
Чемульга - 507 чел. 97 % население село. (Гадамаури, Сигаури, Махаури, Ферзаули, Албаковы, Бациевы, Бехоевы, Албастовы, Альдиевы, Арсаевы, Алхастовы, Анзоровы, Свикаури, Татарашвили, Хациевы, Хасиевы, Магиевы, Маматовы, Султановы, Мелхастхоевы, Гайсултановы, Дарчиевы, Гелагиевы, Утужевы, Танкиевы, и тогдалее).
Назрань -
Троицкая -
Карабулак -
Малгобек -
Пседах -

Грузия
Ахмета (Махаури, Свикаури)
Дуиси (Махаури, Борчашвили, Свикаури, Татарашвили, Кавтаришвили, Цатиашвили)
Омало (Махаури, Борчашвили, Татарашвили, Кавтаришвили, Цатиашвили)
Биркиани
Джоколо

Республика Дагестан
Хасав-Юрт
Барчхой, Ауховский район - 200 чел. (Барчхой).
Юрт-Аух
Пхарчхошка
НОХЧИМАКХОЙ
Нохчмахкахой - один из 9 чеченских тукхумов. Чеченцы из равнинной Чечни, где проходили самые кровопролитные чеченские войны. В него входят самые большие тейпы Чечни. Нахчматаны > равнинные Чеченцы обитавшие на Чеченском равнине и прибережьях реки Терека> ныне Ичкеринцы (Чеч: Нохчмахкахой)
Tейпы

Tейпы, входящие в туккхум Нохчмахкхой[1]:
Айткхаллой - родовое село Айт-Кале, Курчалойский район.
Аллерой, (Чартой) - родовое село Аллерой, Ножай-Юртовский район.
Белгатой, - родовое село Белгатой, Веденский район.
Беной, - родовое село Беной, Ножай-Юртовский район.
Билтой, (Ишхой) - родовое село Бильты, Ножай-Юртовский район.
Гордалой, - родовое село Гордали, Ножай-Юртовский район.
Гендаргеной, - родовое село Гендерген, Ножай-Юртовский район.
Гуной, - родовое село Гуни, Веденский район.
Зандакой, - родовое село Зандак, Ножай-Юртовский район.
Курчалой, - родовое село Курчали, Веденский район.
Сесанхой, - родовое село Саясан, Ножай-Юртовский район.
Харачой, - родовое село Харачой, Веденский район.
Центорой, (Тезакхаллой) - родовое село Центорой, Ножай-Юртовский район.
Чермой, - родовое село Чермой-Мохк, Веденский район.
Ширдий, - родовое село Ширдий-Мохк, Веденский район.
Шуоной, - родовое село Шуани, Ножай-Юртовский район.
Эгашбатой, - родовое село Агишбатой, Веденский район.
Элистанжхой, - родовое село Элистанжи, Веденский район.
Энгеной, - родовое село Энгеной, Ножай-Юртовский район.
Энакхаллой, - родовое село Эникали, Ножай-Юртовский район.
Эрсеной, - родовое село Эрсеной, Веденский район.
Ялхой, (Бийтарой,) - родовое село Ялхой-Мохк, Курчалойский район.
Известные Нохчмахкахойцы

Масхадов, Аслан - 2-й президент Ичкерии.
Абдуль-Халим, Садуллаев - 3-й президент Ичкерии.
Шамиль Басаев - Сепаратист, борец за освобождений Ичкерии.
Ширвани Басаев - Сепаратист, борец за освобождений Ичкерии.
Чермоев, Тапа Арцуевич - чеченский, северокавказский политический деятель на Северном Кавказе в 1917-19.

ОРСТХОЙ
Орстхойцы, орстхоевцы, самоназв. как общества[~ 1]: Арсхте, Орстхой (галанчож. и ингуш. АьрштIи, чеч. Аьрштхой), экзоэтнонимы: балой[~ 2], балсу, карабулаки[~ 3] - историческая народность вайнахов, компонент в этногенезе ингушей и чеченцев, а также современная субэтническая группа, постепенно

Название

Основная статья: Этнонимы орстхойцев
Самоназвание представителей вайнахского общества Орстхой принято транскрибировать на русский язык как этноним орстхойцы или орстхоевцы, на сегодняшний день это наименование употребляется в современной кавказоведческой научной и научно-популярной литературе. Также в наши дни народность орстхойцев в русскоязычных источниках могут именовать, используя варианты названия общества, более точно приближая его к звучанию в чеченском и ингушском языках, - Арстхой/Арштхой, Орстхой/Орштхой, Эрстхой/Эрштхой. Среди самих вайнахов существуют небольшие различия в произношении: самоназвание орстхойцев и название в ингушском языке - Арсхте[1]/Арште[2][3] (галанчож. и ингуш. АьрштIи), у чеченцев - Арстхой/Арштхой[3]/Орстхой[3] (чеч. Аьрштхой).






Чечено-Ингушетия - от 45 000 до 60 000 человек.
Сунженский район (современные Сунженский район в Ингушетии и Сунженский район в Чечне) - примерно от 10 000 до 15 000 человек. Некоторые селения здесь основаны орстхойцами столетия назад и населены ими сейчас. Например, сёла Верхний Алкун и Алхасты, где доля орстхойцев составляет около 90% (фамилии проживающих здесь орстхойцев: Белхороевы, Боковы, Булгучевы, Галаевы, Кориговы, Мержоевы, Фаргиевы, Цечоевы и другие). Несколько тысяч орстхойцев проживает в станицах Нестеровской, Орджоникидзевской и городе Карабулак.
Назрановский район - более 10 000 человек. Значительная часть проживает во всех сёлах этого района, а в селениях Плиево, Сурхахи, Экажево и Яндырка доля орстхойцев составляет от 10% до 30%.
Малгобекский район - некоторые сёла основаны и заселены орстхойцами, в частности Сагопши, в котором их насчитывается более 4000 человек (фамилии проживающих здесь орстхойцев: Белхороевы, Боковы, Булгучевы, Галаевы, Гандалоевы, Кориговы, Мержоевы, Мужухоевы, Фаргиевы, Цечоевы и другие).
Город Грозный - данные не указаны.
Ачхой-Мартановский район - селение Бамут основано орстхойцами и значительно населено ими сейчас (фамилии проживающих здесь орстхойцев: Гандалоевы и Мержоевы).
Другие регионы СССР - данные не указаны.
Пригородный район и город Владикавказ (Северная Осетия) - данные не указаны.
Казахстан - данные не указаны.
[править]Состав
Четырнадцать обществ, отмеченных цифрами, сложились к XVIII - началу XIX веков (некоторые и ранее)[21], остальные, вероятно, стали обособляться позднее и со временем начали позиционировать себя как отдельные тайпы.
Состав общества-тукхума Орстхой
(тайпы, некъи и гары) М. А. Мамакаев[22] А. С. Сулейманов[13] Я. 3. Ахмадов, Ш. Б. Ахмадов,
М. X. Багаев, X. А. Хизриев[17] Чеченские и ингушские
фамилии орстхойцев
1 Алха-некъе (Иалха-некъе) Iалха-некъе - + +
2 Белхарой Белхарой - + + Белхароевы[23]
3 Булгуча(н)-некъе Булгуча(н)-некъе - + + Булгучевы[24]
4 Б(у)ока-некъе Б(у)ока-некъе - + +
5 В(и)елха-некъе В(и)елха-некъе - + +
6 Галай (Галой) Галай (Галой) + + +
7 Гандалой (Иандалой) ГIандалой (Iандалой) + + + Гандалоевы[23]
8 Мержой (Мерзкой) Мержой + + + Мержоевы[23]
9 Мужахой Мужахой + + + Мужухоевы[23]
10 Мужган(х)ой Мужган(х)ой - + +
11 Орг(а)-некъе Оьрг(а)-некъе - + +
12 Ферг-некъе Ферг-некъе - + + Фаргиевы[23]
13 Хявхарой Хьаьвхьарой - + +
14


Цечой
Гарчой
Анастой ЦIечой
ГIарчой

+
+
- +
-
- +
-
- Цечоевы[24]

Анастоевы
Калой ?
[править]Обычаи и традиции
В 1978 году, на основании рассказов местных жителей, чеченским краеведом А. С. Сулеймановым были собраны немногочисленные сведения о некоторых обычаях орстхойцев. В частности, он сообщает, что вплоть до конца XVIII века орстхойские мужчины, подчёркивая своё высокородное происхождение («эзди нах»), носили длинные кудри, а женщины - высокие причёски («кур»). Традиционно придавая некое важное значение волосяному покрову головы, орстхойцы заставляли начисто брить головы всех мужчин, попадавших в их зависимость[25].
Помимо прочего, описывая орстхойцев, А. С. Сулейманов упоминает, что «это одно из самых воинственных племён вайнахского народа»[26], подобная характеристика прослеживается и в источниках Российской империи, вероятно, под влиянием борьбы орстхойцев за независимость в период Большой Кавказской войны (1817-1864 годы). Сопротивление этой народности было столь упорным, что в статье о чеченцах в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона» орстхойцы (в ЭСБЭ карабулаки) названы как «самое враждебное нам [России] племя»[


Сами орстхойцы одними из первых среди вайнахских обществ приняли ислам, что определённым образом сблизило их с уже находящимися в лоне этой религии чеченцами и отдалило от ингушей, придерживавшихся на тот момент в основном традиционных верований. До принятия ислама, вероятно, в среде орстхойцев ведущее место занимал культ священного оленя[26].
[править]Чеченцы или ингуши?

В связи с пограничным географическим положением исторической родины орстхойцев между различными вайнахскими обществами, с востока от них сформировавшими чеченский народ, а с запада ингушский, периодически возникают споры о принадлежности этой народности то к чеченцами, то к ингушам. Для вайнахов, отличающихся высоким уровнем национального самосознания, предмет этого спора часто вызывает конфликтные дискуссии, как между различными исследователями, так и в среде обычного населения[~ 11]. У чеченцев существует понятие тукхума Орстхой, который настолько важен в их этнической общности, что считается одним из основных 9-ти тукхумов, образующих чеченскую нацию (например, он находился среди 9-ти звёзд, символизирующих чеченские тукхумы на гербе Республики Ичкерия и флаге Общенационального Конгресса Чеченского Народа). Но, согласно ряду других исследователей, общество Орстхой играло важную роль и в истории ингушей, предполагается, что оно занимало место среди 12 легендарных ингушских шахаров, сформировавших ингушскую нацию[30]. По этому вопросу важным является замечание доктора исторических наук, профессора, академика АН ЧР Ш. Б. Ахмадова, считающего, что в сознании большинства вайнахов представители орстхойцев считались как отдельные тайпы, которые не относили себя ни к чеченцам, ни к ингушам[3]. На сегодняшний день обсуждение вопроса о современной национальной принадлежности орстхойцев не актуально и имеет явную политическую окраску, а субэтническая группа орстхойцев в равной степени участвовала и участвует в этногенезе как чеченского, так и ингушского народов[19].

Терлой (чеч. Тlерлой) - один из 9 чеченских тукхумов.
Название Терлой имеет в своей основе те (чеч. тlе- что означает верхний, вверху), -ра от ара - поляна и формант -лой.

В настоящее время большинство выходцев из тукхума Терлой проживают в западной части Чечни - в Сунженском, Ачхой-Мартановском, Урус-Мартановском районах, а также в Ахметском районе Грузии, и в некоторых сёлах республики Ингушетия. До депортации чеченцев и ингушей проживали в юго-западной части Чечни. После депортации все аулы тукхума были уничтожены советским правительством, было запрещено там жить, потому что регион рассматривался как мятежный. Терлоевцы говорят на итумкалинском диалекте чеченского языка.

Представители тукхума Терлой ныне проживают в следующих населённых пунктах: Грозный, Хамби-Ирзи, Ачхой-Мартан, Бамут, Алхазурово, Гойское, Шалажи, Гехи, Гехи-чу, Старые Атаги, Алхан-Кала, Зебир-Юрт, Урус-Мартан, Серноводская, Самашки, Катыр-Юрт, Кулары Пседах, Толстой-Юрт.
[править]Известные терлойцы

Гайтукаев, Лом-Али Ахмедиевич - известный чеченский криминальный авторитет и бизнесмен, фигурант ряда громких уголовных дел.
[править]Тейпы

Тейпы входящие тукхум Tерлой (чеч. ТIаьрлой)
Гемерой (чеч. Гимрой),
Гезехой (чеч. Гизхой),
Кенахой (чеч. Кхенахой),
Моцарой (чеч. Моцкъарой),
Никарой (чеч. Никъ-Арой),
Ошний (чеч. Оьшний),
Сенахой (чеч. Саьнахой),
Шундий (чеч. Шуьндий),
Элдаперой (чеч. Аьлдапхьархой),
Мештерой (чеч. Мештарой),
Горой (чеч. Гуорой),
Геший (чеч. ГIеший),
Идахой (чеч. Идахой),
Целтакумой (чеч. ЦIелтуккхумой),
Арстахой (чеч. Арстахой),
Желашкхой (чеч. Желашкхой),
Бижанхой (чеч. Биженхой),
Бархой (чеч. Бархой),
Бушной (чеч. Боьшний),
Бешхой (чеч. Бешхой),
Гелашхой (чеч. Гилшхой),
Жерахой (чеч. Жерахой).
[править]Галерея


Развалины терлоеаского аула Никарой (чеч. Никара)

Фортанга (Мартанка) - река в России, протекает в Чечне и Ингушетии. Правый приток Ассы.

Река берёт начало в Ингушетии на северном склоне хребта Цорейлам. В верхнем течении носит название Мартанка. Течёт на север. Устье реки находится у села Шаами-Юрт в 7,5 км по правому берегу реки Асса. Длина реки составляет 69 км.
Населённые пункты, стоящие в бассейне реки Фортанга: Хай, Цечахки, Пхуматие, Катаргаштие, Мулкание, Мужак, Моштие, Мереджи, Даких, Хайхарой, Гереты, Эгичож, Эгибосс, Даттых, Белхара, Гандалбос, Аршты, Издиг, Футтунчие, Акаты, Биерашки, Самиогучие, Мергйисте, Бамут, Ачхой-Мартан, Шаами-Юрт.


Чантий (чеч. ЧIаьнтий) - один из 9 чеченских тукхумов. Чантий (чеч. ЧIаьнтий). Это древнейший чечeнский туккxум и тейп которые сегодня расселены по всей Чечне. Сегодня Чантий проживают в следующих районах Чечни: Итум-Калинском, Грозненском(Совхоз-Родина, Алды, Пролетарское), Наурском(Науре, Калиновске), Шелковском(Шелковском, Гребенске), Ачхой-Мартановском(Ачой-Мартане, Котыр-Юрте), Урус-Мартановском(Алхазурово, Урус-Мартане, Гойты), Сунженском(Серноводске), Надтеречном(Бено-Юрте, Нижнем Науре, Горагорске). А также в Ингушетий в Малгобековском(Пседах, Малгобек, Аки-Юрт, Вознесеновске), Сунженском(Слепцовске) носят фамилие Чантиевы,Мальсаговы, Чентиевы. И в Дагестане в Хасав-Юртовском(Хасав-Юрте, Нурадилово), Кизил-Юртовском(Чонт-Ауле), Новолакском(Ленин-Ауле). И в Грузий в Ахметовском(Дуиси, Чонтио). Чантийцев в Чечне насчитывает около 100, 000 человек[1]. А месте с Дишнийцами, Хачаройцами, Хилдехаройцами и Зумсойцами ихний туккхум превышает до 200,000 человек.[1]

ЧIаьнтa граничит на юге с Хачара, на востоке с Шикара, на севере с Зумса и Чиннаха, на западе с Дишнa и Гуха, лежит в бассейне реки Чанты-Аргун и Чанты-Эрка, Чанты-Эрк берущей начало в местечке Чархунишкорти(Чеч: Чар-Хьуьниш-Корт-тIи) перевод "на горе медвежьи лесу" и текущей с юго-запада на северо-восток и впадает в реку Чанты-Аргун и заканчиваюший на горе Дуган-Корт. Длительное время общество Чантий играло ведущую роль в общественной жизни во всем Чанты-Аргунском ущелье. Только этим можно объяснить то обстоятельство, что река Аргун носит название Чанты-Аргун. В основу этноним "Чанты" с Чеченского переводитсья ЧIуон-ТIи -"жители Боковых гор". Своим духовным центром Чантийцы считали нынешний с. Итум-Кале, так как на месте село Итум-Кале находилось две древнейших Чантинских поселене Шулкаг и Пхакоча, Пхакоч являлось центром Чанти, В Чанти отмечены несколько сот аулов таких как Селита, Дере, Цуника, Хуча-ара, Чагие, Цамда, Цег-гута, Юрда-ара, Горгачаара, Цовханан корта, Мухмерки, Зазамерки, Кокадой, Сакашденгу, Жарашйистие, Иоховчу гути, Хатта-эркие, Бургул-Бийра, Цанара, Дурзули и др. В каждом ауле находилась башня охраняющая свой аул.[1]

Чантий это тайп, выходцы из области Чанта, сам тайп внутренно делитсья на субтайпов, Чантий (чеч. ЧIаьнтий) ( Внутренный субтайповый деление : Итон-Кхалой, Кхокхтой, Хьиерахой, ЦIуьникхой, Доьрахой, Хьуьрикхой, Хаз-Кхалой, ГIач-Кхалой, Мухмеркхой, Зазамеркхой, Дакнарой, Бек-Кхалой, ТIал-Кхалой, Букин-Кхалой, Шулхой, Сондарой, Тас-Гутхой, ЗагIаг-Ойлой, Дан-Кхалой, Марашкхой, Хаттархой, Цхьанaрхой, Бобашгутхой, Iангарой, Хьелдхой, ЦIамдой, Дурзулхой, и тогдалее). Но вокруг тайпа Чантий обьединились крупные тайпы, не родственные, обьединились в братстве, в союз(Туккхум) с Чантий, эти тайпы Хилдехарой, Дишний, Зумсой, Хачарой.

Зумсой (чеч. Зумсой)
Дишний (чеч. Дишний)
Хачарой (чеч. Хьачарой)
Хилдехарой (чеч. Хилдехьарой)
Мальсаговы (чеч. Малсаг-Гор)[1]

Чеберлой (чеч. Чlа́бирлой , Чlе́барлой, в чеберлоевском диалекте - Чlабарлой, в ед. ч. - чlа́берло) - чеченский тукхум, куда входит три десятка чеченских родов (тейпов). Крупным центром данного общества долгое время, было, село Макажой (районный центр до 1944 года Чеберлоевского района). Ныне это селения: Макажой, Буни, Хой, Басхой Садой и другие. Данный район интересен своими древними стороживыми башнями,укрепкрепостями которые входят историко-культурный заповедник «Аргунский». Именно здесь располагается одно из самых красивых пасбищние луга, высокогорное озеро Северного Кавказа Кезеной-Ам, расположенное на высоте 1870 метров над уровнем моря. Так же самые крупные водопады в Чеченской республике, такие как Садойский, Хиндойский, Босхойский, Нахчу-Келоевский находятся в Чеберлоевском районе.

Чеберлоевский диалект является самым архаичным и древним диалектом чеченского языка, в частности, и нахских языков в общем. Чеберлоевский диалект является единственным из всех диалектов чеченского языка, который сумел последовательно отстоять свой вокализм от влияния так называемого вторичного чередования.
Тайпы

1 Чеберлой(Ч1аьбарлой)
2 Ачалой (Ачалой)
3 Бегачерой (Богачарой)
4 Басхой (Босохой)
5 Бунихой (Буной, Бооной, Буни)
6 Дай (ДІай)
7 Ихорой (ИгIарой)
8 Кезеной (Къоьзуной)
9 Кулинахой (Куланхой)
10 Садой (Сада)
11 Лешкарой (Лаьшкарой)
12 Макажой (МакІажой)
13 Нижелой (Нижлой)
14 Нохч-Киелой (Нохч-КІиелой)
15 Нуйхой (Нуйхой)
16 Арсой (Орсой или оьрсой)
17 Ригахой (Ригахой)
18 Сельберой (Саьльбюрой, Сирбалой)
19 Тундукой (Тундукъой)
20 Харкарой (Хьаркъарой)
21 Хиндой (ХІиндой-Бассахой)
22 Хой (Хой)
23 Циндой (ЦІиндой)
24 Цикарой (Ц1икарой)
Тюрша Цикаройский - Воевал под командованием имама Шамиля, в период Кавказской войны (конец XVIII - первая половина XIX вв.) в 1852-1854 гг. был назначен имамом Шамилем своим наибом (представителем) в селе Автуры. Тюрша Цикаройский, представитель чеченского тейпа Хада из Басхоя Чеберлоя Наиб Шамиля. Дада Залмаев Наиб Шамиля из Чеберлоя. Акарах из Орси наиб Шамиля. А так же есть такие герои которые не признавая Шамиля как имама воевали против него, Это Ша1а из Х1индой и Ма1аш из Басхой которые собрали под свою дружину самых отважных из Чеберлоя. исторический факт которых боялся Шамиль как огня и предлагал перемирие что бы не потерять свое влияние на Кавказе!

Шотой (чеч. Шуотой) - один из 9 чеченских тукхумов[1].
Родовым селом тукхума является районный центр Шатойского района селение Шатой.
В основном расселён в Шатойском районе сёлах Асланбек-Шерипово, Мускали, Мусолт-Аул, Дегесты Большие Варанды, Сюжи, Борзой, Рядухой, Тумсой, Вашиндарой, Высокогорное, Горгачи, Дай, Зоны, Нихалой, Памятой, Гуш-Керт, Бекум-Кале, Вярды, Сатти, Урдюхой, Юкерч-Келой, Улус-Керт, Хал-Килой, Саной, Харсеной, Малый Харсеной, Шатой, Хаккой.
Тейпы входящие в тукхум Шатой:
Варандой
Вашиндарой
Хаккой
Тумсой
Гаттой
Пхамтой
Келой
Саттой
Чинхой
Мулкой
Гухой
Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments