Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Category:

ИНГУШСКИЙ ФОЛЬКЛОР: МИЛОСЕРДНЫЙ ЕЛТА


Е́лта (Е́лат) — в вайнахской мифологии, одноглазый бог охоты и урожая, защитник лесных животных и людей. Сын верховного бога Делы, брат Тушоли и Эштра
Елат - в переводе с инг. "зерно." Символ Елты — пшеничное зерно. Его называли «Дэли Елта». Мог принимать облик белого оленя. Каждое животное имело его метку. Ему подчинялись как животные, так и лесные люди (хьун-саг, вочаби, хьунан йоI).

Легенда «Как Елта стал одноглазым» повествует о том, как сын демиурга, желая быть независимым, помог мальчику вырастить пшеницу. За это отец наказал его, лишив глаза. В дальнейшем просить урожая стали у богов-покровителей своего рода Возникновение культа бога охоты, объясняется тем, что для вайнаха в период неурожая, охота являлась чуть ли не единственным источником пропитания. Всякий охотник перед охотой непременно обращался к нему с мольбою о помощи, просил его, чтобы он не отгонял от него зверей, а после охоты приносил ему в жертву рога убитого зверя.

И. Дахкильгов
Рассказывают, что раньше боги были более доступными, и человек мог свободно идти к ним и просить то, что ему было нужно. В то время жили бедная вдова и ее малолетний сын. Вот как-то говорит сын матери:

- Пойду-ка я к богу и попрошу чего-нибудь, ведь мы так бедны.

- Сын мой, - говорит мать, - ты такой оборванный, приближенные бога не допустят тебя к нему.

Но сын настоял на своем и отправился в путь. Мальчик выглядел как нищенка и потому приближенные к богу ангелы не допустили его к богу. Возвращается мальчик ни с чем и плачет. Навстречу попался ему сын бога Елта. Стало ему жаль мальчика и он поинтересовался почему он плачет. Тот рассказал ему все как было.

- Отец мой управляет целым миром! Неужели я не смогу помочь хотя бы одному мальчику, беру тебя под свое покровительство, - сказал Елта и добавил, - проси у меня, чего хочешь!

- Мы собираемся посеять пшеницу и я прошу у тебя хорошего урожая, - ответил мальчик.

- Да будет большой урожай на твоей пашне! Иди и сей, - сказал Елта и пошел далее.

Посеяли сын и мать пшеницу. Выдался отменный урожай: на одном стебле выросло по два колоса. У соседей же был обычный урожай. Стали созревать хлеба. Как всегда бог послал ангелов по миру, посмотреть урожай. Осмотрев все пашни на земле, ангелы увидели, что у мальчика вырос отменный урожай. Возмущенные они донесли богу, что мальчик, которого они не допустили до него из-за его бедности, без позволения бога получил огромный урожай.

Бог не любил ослушания и своеволия. Матери грома и грозы он приказал истребить урожай того мальчика. Узнав Елта об этом приказании отца и посоветовал мальчику, чтобы он с матерью поспешил убрать свой хлеб. Они дружно принялись за работу. Лишь только убрали последний сноп, как налетела с дождем, грозой и градом могучая богиня Мать грома и грозы. У людей на полях истребило весь урожай, лишь у матери с сыном урожай в целости был в снопах. Бог вновь послал ангелов осмотреть поля. Они донесли, что у всех урожай истреблен, а у этой бедной семьи уцелел. Сильно рассердился бог и призвал богиню Мать ветров. «Подними бурю и размети хлеба мальчика!» - приказал он. Но и тут Елта предупредил мальчика, чтобы он перенес снопы на гумно и прикрыл их камнями. Только мальчик с матерью справились с этой работой, как поднялась страшная буря. Небольшие остатки хлеба соседей разнесло по воздуху, а хлеб мальчика уцелел до колоска.

Но и это стало известно богу и тогда он приказал ангелам, чтобы жители с каждого тока собирали только по одной мерке хлеба. Елта вновь пришел на помощь: он посоветовал молотить хлеб по одному снопу. Послушавшись совета, мальчик с каждого снопа имел по мере пшеницы и у него стало так много зерна, что хватило их семье и соседям в помощь.

Страшно рассердился бог, призвал к себе мальчика и Елту. Бесхитростный мальчик обо всем рассказал. «Как ты смел идти против моих желаний? – грозно обратился бог к сыну. - Тебе следовало бы за такое ослушание выколоть глаз!» При последних словах бог так сильно ткнул пальцем в глаз сына, что тот выскочил, и с тех пор Елта остался одноглазым.

Елта был добрым божеством. Он ведал не только урожаем, а еще и дикими зверями, которых он посылал навстречу охотникам.

Из-за своей доброты пострадал Елта, но зато люди научились, что урожай надо снимать и обкладывать камнями до начала осенних бурь, что надо молотить понемногу, чтобы в снопах не осталось и зернышка. Вот так и можно получить хороший урожай.

Дэла-Елта (Божий Елта), выпусти ты мне зверя!» — говорит охотник, выходя из дому на охоту

«Дай Бог, чтобы Бо­жий Елта дал тебе зверей». — говорит охотнику всякий встречный

Б.К Далгат записал слова жреца Ганыжа, о боге Елте:

«Он собирает у себя в лесу всех зверей, как хозя­ин собирает свое стадо. У каждого зверя есть метка (тавро) Елты. Я сам убил тринадцать штук туров, говорил мне Ганыж. и уши у них были мечены Елтою.»
Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments