Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

ПРАСКОВЬЯ/ 8 ДНЕВНАЯ НЕДЕЛЯ ИНГУШЕЙ


ИМЯ ПРАСКОВЬЯ

Праско́вья — русский вариант греческого имени Параскева (греч. παρα-σκευή)— «канун субботы, пятница».

Ингушский язык пятница: пIаьраска
Чеченский язык пятница(phе:raska): п1ераска
Древнегреческий язык :παρασκευή(paraskevа) пятница

Святая Параскева (Параскева Римская) — христианская мученица II века

Святая Параскева (Параскева Иконийская) — христианская великомученица III века

Имя Просковья византийского происхождения, от др.греч.яз PARASKEVA "пятница"
Ингушский язык пятница: пIаьраска

Параске́ва Пя́тница —мифологизированный образ в народной православной традиции славян, основанный на персонификации пятницыкак дня недели и культе обобщённого образа святой Параскевы. По мнению ряда исследователей, на Параскеву Пятницу были перенесены некоторые признаки и функции главного женского божества восточнославянского пантеона — Мокоши: связь с женскими работами (прядением, шитьём и др.), с браком и деторождением, с земной влагой. Также соотносится с Богородицей, Неделей (воскресеньем) исвятой Анастасией.

ИНГУШСКАЯ НЕДЕЛЯ
Наиболее древней единицей измерения времени были сутки, которые называли словосочетанием слов «день-ночь» («ди-бийса»). В сутках выделяли четыре основные части: «Iуйре» («утро»), «ди» («день»), «сайре» («вечер»), «бийса» («ночь»).

Во времена язычества бытовала пятидневная неделя, которая называлась – «шу». Дни назывались: цхьара, шинар, кхаьра, ера, пхера

Счёт недели начинался с пятницы. В одной неделе была одна пятница, в другой две пятницы. Следовательно, были семи и восьмидневные недели. Поговорка «Это будет, когда встретятся две пятницы» имела своё значение. В дни сдвоенных пятниц совершали сделки, проводили свадьбы, чинили суд, решали общественные дела. Постепенно две семидневные недели объединились в одну с добавлением одного дня, и получилась пятнадцатидневная неделя.

Месяц у ингушей состоял из шести пятидневных недель; потом из двух пятнадцатидневных недель. Месяцев в году было – 12, что составляло 360 дней. К концу года к ним прибавлялось пять дней. Имена месяцам давались по названиям празднеств, по религиозным воззрениям ингушей или это было связано с определёнными хозяйственными занятиями.

Год начинался месяцем «Наджиганцхой» (январь, месяц Дуба), его называли «Шу долалу бутт» (месяц, с которого начинается год). Февраль – «Мархи бутт» или «Саькур бутт» (месяц оленьих рогов).
«Бекарга бутт» (месяц кукушки). В этот месяц запрещалось выходить замуж и жениться. Апрель – «Тушоли-бутт» (месяц богини Тушоли).
Май – «Сели бутт» (месяц бога грома и молнии Селы). Июнь – «Мангала бутт» (месяц покоса), его ещё называли «Оасар ду бутт» (месяц прополки). Июль – «Мятсели бутт» (месяц божества Мятсели). Это божество считалось покровителем земледелия и общего блага. Август – «Мяцхали бутт» (месяц божества Мяцхали), его также называли «Этинга-бутт»
В этом месяце отмечали праздник сенокоса. Сентябрь – «Тау-бутт» (месяц второго покоса травы – отавы), второе его название «Сай Iаьха бутт» (месяц ревущего оленя). Октябрь – «Ардара-бутт» (месяц молотьбы), другое его название «Михи-бутт» (месяц ветров). Ноябрь – «Орхи бутт». Декабрь – «ОгIой бутт»
Его также называли «Лахьа ду бутт» (месяц заготовки мяса), потому что в этом месяце резали скот и заготавливали мясо.

Существовал отсчёт на год вперёд – «тIадоагIа шу»; на год назад - «соахка»; «лурчагIа» – позапрошлый год. Известны были четыре периода года: весна - «бIаьсти», лето «ахка», осень «гийре», зима «Iа».

В свою очередь, и времена года делились на периоды. Время с конца января до начала февраля называлось «чилла» – период лёгкой, снежной пороши. Время, захватывающее конец февраля – начало марта называлось «берза Iазал» – наиболее холодный период, время, когда наступает весна, а зима не хочет сдавать свои позиции. Начало марта «истара муI яттIа ха» (время, когда лопается бычий рог) – время, когда на бычьих рогах происходит смена годовых колец. Конец сентября и середину октября ингуши в старину называли «мазаш тейса ха» (время, когда летает паутина), или «саь багар мазаш ух ха» (время, когда изо рта оленя тянутся нити паутины), считая его благоприятным для сбора шиповника, мушмулы и других даров леса.

Республиканская газета "Ингушетия".
Subscribe

  • Пословицы и поговорки ингушей

    Ахчано воацачох вар вой а, ше воацар-ам хургвац. С деньгам и ничтожество мнит себя величиною, но стать ею ему не дано. Аьл т1а хайнавар аьнна,…

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments