Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

ЧЕЧЕНЦЫ И ИНГУШИ АККИНЦЫ И ОРСТХОЙ - ВЫЖИВШИЕ ТАМПЛИЕРЫ

Аьккха(северо-запад Чечни) и тамплиеры, есть ли связь ?

Не знаю что именно сказать на эту тему, но нужна серьезная информация с учетом всех мнений, конечно можно и обсмеять, проигнорировать, на корню отрезать, но кое какие факты заставляют все-таки призадуматькся. Вопрос о том, что аккинцы имеют какое то отношение к рыцарям-тамплиерам видимо уже серьезно начали обсуждать не только в интернете. Не знаю, судя по обсуждениям пользователей интернета, а также учитывая и то, что в горной Аккхе появлялся святой праведник Киши-Хьажи (Дала къайле то йойла цюьна) и как рассказывают многие жители сел Ачхой-Мартана и ряда др. районов Чечни о том что много горных аккинцев (и не только аккинцев, но и нашхой) в горах имели христианские молельни или как точнее кельни (ряд историков высказало мнение, что нашхойцы и аккинцы долго придерживались христианских верований), куда они ходили тогда молится и мол слова Киши Хаджи были к ним обращены со словами: "Ничего нету в том, что вы будете носить кресты, а в сердцах ваших будет любовь к Всевышнему Господу Аллах1у и Его последнему посланник Магомеду, мир ему.

Также рассказывают, что в горах были стычки в районе Ялхароя и ряде других мест горных аккинцев с некоторыми отрядами мюридов Шамиля, которые хотели пройти в Нашхой-Мохк и забрать Яй. Индарби Бызов считает, если не ошибаюсь (он где то в интернете высказывал интересное мнение) этот Яй не Котлом а вроде Тептара (надо уточнить, если я ошибся Индарби къинтера валлахь суна), также кто то высказывался, что Этот Яй мог быть чем то сродни священному Граалю. Хотя конечно все это можно опровергнуть, но с другой стороны имеются ряд серьезных источников невольно заставляющих немноожко иначе смотреть на нашу историю нашего древнего народа Нахчой/Нохчий:


"... Чеченцы отличаются от прочих своих соседей. Братское общество в прежние века претерпело великое гонение в Богемии и Моравии, отчего многие отдалились в восточные пределы и, в частности, на Кавказ" (1: 1. Архив Востоковедов СПб филиала Института Востоковедения РАН. Р II Оп.2. Д.1.;л.302 об.)

Одним из первых высказал эту догадку майор Властов: "Чеченцы племя индоевропейское, их родство с народами германского происхождения не подлежит сомнению. При некоторой смелости их даже можно назвать потомками крестоносцев" ( Властов. Война в Большой Чечне // Русский инвалид. N160, 20 июля 1856.; с.689).
----
Христанами чеченцы никогда не были. Между тeм нельзя того же сказать про некоторыe племена Аргунскаго округа, соседние с галгаевцами, как например общество аккинское. / Сборник сказаний о кавказских горцах. Выпуск . Тифлис: В Типографии главного управления наместника кавказского, 1868. Этнографические очерки Аргунского округа. Статья А. П. Ипполитова. С. 5


Кирил Серебренитский (руководитель Восточного бюро этнополитических исследований) на 4.38 минуте, Акка и тамплиеры:

[Только зарегистрированные пользователи могут видеть ссылки. Нажмите Здесь для Регистрации]

Описание нартов:

Изъ чеченскихъ преданий более прочихъ замечательно предание о нартахъ. Говорятъ, что Чечнею завладели неведомые до того чеченцамъ пришельцы, которыхъ они называютъ нартами (нартъ). Предание говорить, что они были керестанами, т. е. христианами. Они имели исполинский ростъ; часто представляютъ одноокими, одетыми съ головы до ногъ въ железную броню; вооружение ихъ составляли: щить (галканъ или пхуниш), мечъ (туръ) и булава (чонкуръ). Изъ преданий видно, что они, хотя и малочисленные, завладели страною, грабили жителей, убивали и теснили ихъ, ... женъ и дочерей или силою брали ихъ себе въ жены. Народъ страшился ихъ появления, и чувство этого страха перешло и въ предание. Не одни чеченцы, но почти все горския племена говорятъ о нихъ въ своихъ преданияхъ; адигейские народы ближе всехъ знакомы съ ними; они зовутъ их поименно и сложили песни про ихъ дела. Известный влючъ Кисловодске — нарзанъ (нартъ-сана) получилъ название отъ нартов. Надтеречные чеченцы указываютъ места, где они жили и которыя и теперь еще носятъ ихъ названия. (Пр. XVIII) // Сборник сказаний о кавказских горцах. Выпуск Ⅵ. Раздел 3: Чеченское племя. Глава Ⅵ: памятники, предания и сказания. Тифлис: в типографии главного управления наместника кавказского, 1872. С. 17


Раньше нарты издевались над местными людьми, но постепенно люди стали притеснять их. Люди не давали житья нартам, живущим на Яшарт-кургане, и они пошли жить к герменчугским нартам. Чтобы укрыться, нарты спустились внутрь укрепления Герменчуг. Вынимая землю изнутри, они сделали кругом ров и вал, чтобы люди не добрались до них. // У. Б. Далгат "Героический эпос чеченцев и ингушей: исследование и тексты". Москва: "Наука", 1972. С. 342

Цитата:
Акинцы (от которых, по преданиям, произошли арштхойцы — карабулаки) считались самым воинственным, непокорным народом. // У.Б. Далгат Общие основы чечено-ингушского эпоса. М.: "Наука", 1972. С. 49

По преданию, гора Балойн Лам является прародиной некогда воинственного чеченского этнического общества «балой», от которых произошли ялхарой, аьккхий и орстхой. ...
....Балсур-хи «Балойских войск река» - так называлась в прошлом река Фарта (Марта).Позже этническое имя, в основу которого легло название некогда воинственного и довольно большого племени «балой», вышло из употребления в результате физического ослабления и значительного сокращения численности из-за изнурительных войн. Гидроним «Балсур-хи» был забыт и за рекой закрепилось бытовавшее параллельно другое название - Фарта (или Марта). «Фарта» (Марта) - алан.-вайн. благодать, плодородная, обильная. // А.С. Сулейманов "Топонимия Чечни". Эль-Фа, Нальчик, 1997, с. 43-44
Орстхойцы, которых связывают именно с нартами:

«Некий аккинец, по имени Арштхоо, выселившись из своего общества и спустясь со своим родом в Бумутское ущелье, основался у источников, называемых Черными ключами (по-кумыкски — карабулах) и образующих речку, впадающую в р. Мартангу и названную по имени Арштхоо Арштинской. От населения, основанного здесь Арштхоо, образовалось особое общество, называвшее себя и доселе — Арштхой. Кумыки же называли его, по источникам, у которых оно жило, Карабулах» // Чеченцы. Из записок Н. И. Головинского / Сборник сведений о Терской области. Вып. 1: Владикавказ, 1878. С. 244.

Сами орстхоевцы и аккинцы объединяют под именем орстхой четыре подразделения: собственно орстхой, аккий, мержой и цечой. «Мы все орстхой из Акки»,- говорят представители этих групп , вполне четко до сих пор сохраняя свое этническое самосознание. // Н.Г. Волкова "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. М., 1974. С. 163


Чеченцы говорятъ что праотцы ихъ были керестанами. По созвучию словъ, несомненно, керестань значит христианин. // Сборник сказаний о кавказских горцах. Выпуск Ⅵ. Раздел 3: Чеченское племя. Глава Ⅷ: общественный быт чеченцев. Тифлис: в типографии главного управления наместника кавказского, 1872. С. 27


Там, в стороне Баш-лама, рассказывают старики—чеченцы, есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это—горы Аки-лам; там живут, или по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. // (Терский сборник. Приложение к Терскому календарю на 1894 г. Выпуск 3. Изд. Терского обл. статистического комитета под ред. секретаря комитета Г. А. Вертепова. Кн. вторая Владикавказ. Тип. Терского Обл-го Правления. 1893. С. 45)

---------------------------

Теперь о самом храме на озере Галанжож построенного в Аккинском обществе, Ипполитов поддерживал это версию. Этот же храм связывался также с фирренгами, которых также называют джелтами. Джелты тоже интересны, одни считают их греками, другие выходцами из аланского города с подобным названием.

Что скажет нам Ипполитов:

Цитата:
При посещении аула Галанчож, расположеннго близ озера того-же имени, нами руководила мысль отыскать и изследовать остатки монастыря, о котором встречаются сведения в литератур. Так, в статье г. Ипполитова*) помещено следующее известие: „В Акинском обществе близ аула Галанчож, на горе у озера, находятся развалины, о которых ходит следующее предание: лет за 400 или 500 какие-то вооруженные фиренги (т. е. европейцы) пришли к озеру и построили на горе монастырь, который окружили каменной стеною. Фиренги эти жили долго в ладу с туземцами, которых они приглашали в монастырь и учили христианской религии; но фиренги же первые подали повод к ссоре: похищая и насилуя туземок, они восстановили против себя туземцев, которые после упорной борьбы прогнали фиренгов и монастырь их разрушили". Заинтересованные этим известием, мы, подъезжая к озеру Галанчожу, с особенным вниманием смотрели на развалины, виднеющиеся высоко на вершин почти остроконечной горы. Однако ближайшие исследования не оправдали наших ожиданий. Въехав на вершину горы, мы увидали небольшое прямоугольное полуразрушенное здание, в 8 метров длины и 21/2 м. ширины; стены возвышаются на 31/2 метра, крыша провалилась и внутренность засыпана камнями почти на высоту метра. Ближайший осмотр развалин // Материалы по археологии Кавказа, собранные экспедициями императорского Московского Археологического Общества, снаряженные на высочайшие дарованные средства. Выпуск I под редакцией графини Уваровой. Москва. Типография А.Н. Мамонтовоа и К⁰, Леонтьевский переулок, № 5. 1888. Терская область. Археологическая экскурсия. д. ч. Всев. Миллера. С. 21


убедил нас, что это сооружение не носило никаких признаков христиажской церкви а темъ менее монастыря. На восточной стороне на высоте 11/2 метра отъ земли виднеется окно, высотою в 1 м. 7 с, шириною в 78 с. Западная стена, лучше других сохранившаяся, была глухая. Вход можно предположить либо в северной, либо в южной стене, которая рухнула, так что представляет лишь кучу камней. Здание окружено каменной оградой, в которой заметны двое ворот с арками, одни на северозападе, другие на юговостоке.



Рис.36. План святилища Мизр-богу и ограды.

Едва-ли можно сомневаться в том, что описанное здание носило священный характер; высокое положение на горе, ограда, народная традиция, которая утверждает, что предки нынешняго населения ходили к Мизр-богỳ (так называется эта руина) на поклонение и резали баранов, принося их в жертву будто-бы стоявшему там „идолу"—все это убеждает нас в том, что перед нами древнее святилище. Но, с другой стороны, к описанной развалине не может быть приурочено сообщаемое г. Ипполитовым предание о монастыре, будто бы построенном фиренгами. На горе, где возвышаются руины, нет воды—первого условия для жилья, да и размеры постройки не соответствуют понятию о монастыре. Расспросы в ауле Галанчож вообще не подтвердили легенды о фиренгах; о монастыр, будто-бы ими основанном, ничего не знали местные жители. Кроме Мизр-богỳ, нет близ озера никаких развалин, в которых можно было-бы признать остатки христианской церкви или монастыря, так что мы пришли к убеждению, что всякие следы такого здания (если оно вообще существовало) стерты с лица земли. Туземцы говорили нам, что около // Материалы по археологии Кавказа, собранные экспедициями императорского Московского Археологического Общества, снаряженные на высочайшие дарованные средства. Выпуск I под редакцией графини Уваровой. Москва. Типография А.Н. Мамонтовоа и К⁰, Леонтьевский переулок, № 5. 1888. Терская область. Археологическая экскурсия. д. ч. Всев. Миллера. С. 22


озера было некогда небольшое святилище, где в известное время года резали баранов. Затем на следы культуры, некогда окружавшей озеро, ныне совсем заброшенное, указывает небольшая роща, сохранившаяся на его пустынном берегу. Так как нигде в окрестностях не видно деревьев, вследствие высокого положения Галанчожа и характера горы, то нет никакого сомнения, что роща была посажена рукою человека. Говорят, что прежде она окружала все небольшое озеро, не превышающее 1/4 версты в диаметре. На деревья рощи смотрят до сих пор как на священные и боятся их истреблят, несмотря на крайнюю скудость в топливе, за которым ходят верст за 5 от аула на вершину почти отвесной скалы.



Рис. 37. Окно в святилище Мизр-богỳ.

Заключая этим наш отчет о христианских древностях исследуемой нами области, считаем не лишним привести любопытную, записанную нами на месте, народную легенду, которая объясняет появление озера Галанчожа.

Близ аула Ялхарой, в месте, называемом Амка, было прежде озеро. Однажды одна мать с дочерью отправились на берег озера и по неразумию стали мыть грязныя пеленки в его хрустальной воде. Дух озера, за это осквернение, обратил обеих женщин в камни, которые и теперь еще виднеются у Амка. Но и озеро не хотело больше оставаться в оскверненном ложе. Оно обратилось в чудного рослого быка, который перешел скалистый кряж, оставив громадную выемку как следы своего хода*), и спустилось вниз почти с отвесной вы-
-*) Эту выемку в скале нам показали из аула // Материалы по археологии Кавказа, собранные экспедициями императорского Московского Археологического Общества, снаряженные на высочайшие дарованные средства. Выпуск I под редакцией графини Уваровой. Москва. Типография А.Н. Мамонтовоа и К⁰, Леонтьевский переулок, № 5. 1888. Терская область. Археологическая экскурсия. д. ч. Всев. Миллера. С. 23

соты. Затем бык подошел к тому месту, где теперь лежит озеро и где прежде были расположены пахотные участки. Толпа людей, занятых полевой работой, увидев быка, подошла к нему; все дивились его росту и заспорили между собою; одни говорили: давайте, впряжем быка в плуг; другие говорили: нет, не трогайте его, это божий бык. Однако голоса тех, которые хотели запрячь быка, пересилили, и божий бык был подведен под армо. Когда он вел первую борозду,—в ней выступила грязь; при второй борозде стало еще мокрой; при третьей—из земли выступила уже вода, а при четвертой—вода хлынула стремительно, затопила поле и всех людей, запрягших чуднаого быка, который затем исчез в водах озера. С тех пор появившееся внезапно озеро продолжает внушать суеверный страх туземцам: они считают его бездонным, не пьют его воду и призывали его в клятвах до появления мусульманства в этих местахъ. Вид озера Галанчож представлен на таблице II. // Материалы по археологии Кавказа, собранные экспедициями императорского Московского Археологического Общества, снаряженные на высочайшие дарованные средства. Выпуск I под редакцией графини Уваровой. Москва. Типография А.Н. Мамонтовоа и К⁰, Леонтьевский переулок, № 5. 1888. Терская область. Археологическая экскурсия. д. ч. Всев. Миллера. С. 24


Заметим, что около аула Воуги лежит в развалинах каш еще более грандиозных размеров, с открытой поминальной камерой, с отделениями, разделенными правильными арками, но жители частью разобрали его, пользуясь его плитами для постройки мечети, так что о первоназальном виде этого могильного памятника нельзя себе составить ясного понятия. Вообще современные Ингуши и Чеченцы, как ревностные мусульмане, не дорожат могилами своих языческих предков, хотя и относятся к этим сооружениям с суеверным страхом. Мы не встречали сопротивления, когда ворошили в кашах костяки и вынимали вещи, до которых туземцы из стариков боялись дотрогиваться руками. // Материалы по археологии Кавказа, собранные экспедициями императорского Московского Археологического Общества, снаряженные на высочайшие дарованные средства. Выпуск I под редакцией графини Уваровой. Москва. Типография А.Н. Мамонтовоа и К⁰, Леонтьевский переулок, № 5. 1888. Терская область. Археологическая экскурсия. д. ч. Всев. Миллера. С. 28

В своем труде А.П.Ипполитов впервые приводит интереснейшие сведения об основании аккинцами их поселения, о совместном вооруженном выступлении аккинцев с терлоевцами против чужеземцев в районе оз. Галанчож, и о поклонении местных племен, в том числе и аккинцев, святому духу оз. Галанчож. (Ипполитов А.П. Этнографические очерки Аргунского округа. — ССКГ, Тифлис, 1868, вып. 1.)


«В Акинском обществе горной Чечни до сих пор известно лишь одно место поклонения жителей этого общества (выделено мной – О.Б.). Это – святилище возле селения Галанчож, посвященное богу Мизр. По преданию, оно построено лет 400 – 500 тому назад. Ипполитов говорит, что это здание служило церковью и даже монастырем для чеченцев, ингушей, тушинцев и т.д. Но проф. Миллер, посетивший его в 1886 г., высказывает сомнение насчет пригодности его для этой цели и считает обыкновенным языческим святилищем, куда ингуши ходили молиться и совершать жертвоприношения стоявшему там идолу. На следы культуры, бывшей на этом месте, указывает искусственно разведенная роща у озера. Эта роща и теперь еще считается неприкосновенной и никто не смеет рубить ее (выделено мной – О.Б.)» (Далгат, 1893: 100).



Глухим отзвуком доносят до нас предания, что в горные ущелья заносило и европейских, католических миссионеров. А. Ипполитов пересказывает предание о «церкви» при священном озере Галанчеж в Аккинском обществе.
Некогда, лет 400 назад, вооруженные фиренги (европейцы) из Галгаевского общества пришли в эти места и построили церковь для местных горных племен чеченцев, ингушей, тушин. На моле- // Дахкильгов И.А. Мифы и легенды вайнахов. ⎯ Грозный: Книга, 1991, стр. 12


ние к ней ходили из Грузии. Все шло мирно, но пришельцы начали теснить горские племена. Они были вынуждены объединиться, выступить против миссионеров и принудить их уйти из этих мест. Ипполитов считает, что этими пришельцами могли быть венецианцы или генуэзцы, имевшие колонии по Черноморью. В предании указано, что миссионеры пришли из Галгаевского общества, христианское влияние на которое, по всем данным, было первичным, что на моление ходили и грузинские племена, ... .
В записи другого автора, М. Тусикова, дается уточнение, что ограда вокруг церкви имела четверо ворот для тушин, галгаевцев, чеченцев и местных племен, также сообщается, что пришельцами была посажена рощица у озера 30 (30 Тусиков М. Ингушетия. Экономический очерк. Владикавказ, 1926. С. 11). Гадая относительно этнической принадлежности миссионеров, можно уверенне делать вывод: под религиозной эгидой была попытка объединить все вайнахские племена и родственных им тушинов. Но вновь возникает вопрос: зачем это нужно было пришельцам? Ведь именно эти племена объединенными силами разгромили миссионеров. Скорее всего, перед ними стояли политические и экономические задачи, ради которых миссионеры пытались втянуть в орбиту своего влияния все окрестное население. // Дахкильгов И.А. Мифы и легенды вайнахов. ⎯ Грозный: Книга, 1991, стр. 13
Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments