Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

НОЖ ПОД ПОДУШКОЙ ОБЕРЕГ ИНГУШЕЙ ОТ КОШМАРОВ И АНАЛОГ У СЛАВЯН


У ингушей практиковались всевозможные приемы, связанные с верой в магическую силу, преследовавшие цель предохранить младенца (особенно в возрасте до года) от «злых сил». Так, под подушку ребенка клали острые предметы (нож, ножницы, спички и др.)
Согласно обычаю, стричь ребенка, как правило, начинали очень рано, ибо считалось, что ребенок плохо растет и не при¬бавляет без этого в весе. Первую стрижку или бритье волос на голове должен был проводить здоровый, сильный и высокий юноша, с красивыми волосами (им обычно бывал родственник, сосед или гость). Сбритые при этом волосы не выбрасывались, а взвешивались и, согласно весу, «парикмахер» награждался деньгами. Кроме того, должны были приготовить какое-либо заказанное им блюдо. Мать хранила первые волосы ребенка, пока он не начинал говорить
Если ребенок долго не говорил, его ставили между двух лошадей и заставляли произносить «тпру», а также кормили кончиками языков животных.
Различные обряды существовали у ингушей для того периода, когда ребенок начинал ходить. Так, например, когда ребенок только-только самостоятельно вставал на ноги, между ними прокатывали бублики.

Так, «для того чтобы обезопасить себя и плод, в качестве оберега беременная женщина носила на себе какой-нибудь металлический предмет, предпочтительно с колющими или режущими свойствами». 1279 «Для того чтобы нейтрализовать влияние злых духов и сглаза, у порогакомнаты, где находилась роженица и ребенок, прибивали подкову, клали нож, кинжал, топор, серп и т.д. У изголовья ставили веник, а под изголовье клали нож, шило, хлеб, серу. На видном месте раскладывали свинцовые пули, ружье и пистолет, щипцы…»

У СЛАВЯН:
Нож под подушкой помогал от страха (Сербия) , от бессонницы; а положенный в постель – от блох. Нож в черных ножнах, положенный у изголовья кровати – от кошмара-зморы (Словения) . Сербы на Масленицу вонзали ножи в двери для защиты домов от нечисти. «…ножа у порог застрыкають, коб ведьмам языки резау» (Белоруссия) .

Беременной следовало выходить из дому, имея при себе нож: «На вулицу нэ ходи без ножа, бо витер [17] подвие (продует. – Б. М.) . А на ножа вин (ветер) сколецца. Нэма ножа – любая железяка сгодицца» (Белоруссия

Беременной следовало выходить из дому, имея при себе нож: «На вулицу нэ ходи без ножа, бо витер [17] подвие (продует. – Б. М.) . А на ножа вин (ветер) сколецца. Нэма ножа – любая железяка сгодицца» (Белоруссия) . Чтобы удалить от роженицы нечистую силу, в течение определенного срока (40 дней? ) около нее или ей под подушку кладут нож или другую какую-либо железную вещь. Под голову новорожденному кладут нож – против злокозненного домового; «Вродыцця дытя… то кладут голку и ниж (иголку и нож. – Б. М. ) под подушку» . Под колыбель помещают нож, чтобы нечисть не подменила ребенка, кладут его на дно колыбели – от нечисти, сглаза, или чтобы дитя не испортили. Для охраны новорожденого от конвульсий мать, ложась спать или выходя из дома, кладет нож в колыбель или берет его с собой. Женщина, выходя из дома после родов, затыкает за пояс нож – от нечисти. При кормлении ребенка грудью, мать подкладывает под себя нож – для сохранения грудного молока от воздействия нечисти [18].

Бабка-повитуха трижды обводит ножом вокруг кумы, когда та несет освящать ребенка, чтобы нечисть не могла его испортить. Кум и кума, отправляясь на обряд наречения имени ребенку, переступали через нож, положенный у порога или на порог – «чтобы к ребенку… не мог подступить нечистый дух» . Во время проходящих в доме похорон, в колыбель клали нож, «чтобы не приступала смерть» к ребенку.

Для защиты от ходячего покойника, упыря, привидения, зморы нож втыкали в порог, в дверь, или клали его под подушку. Чтобы умерший не стал упырем, под его голову кладут нож. «Если ожидают к умирающему священника [19] … то кладут на стол нож, для острастки смерти» .

Чтобы усмирить расшалившегося домового, нож втыкают над дверью. Чтобы оградить себя и свое сено от вихря, утихомирить его, втыкают нож в землю или в рукоять плуга, бросают нож в середину вихря.

У РУССКИХ АНАЛОГ:
Нож и ножницы под подушкой, или как я впервые лично столкнулась с бабушкиными суевериями.+

Моя бабушка Маша по папиной линии, например, иногда клала под мою подушку ножницы, а когда я в детстве приезжала в деревню к бабушке Тане по маминой линии, то иногда замечала, как она кладет нож под свою подушку. Сначала я думала, что бабушка Таня так защищается от грабителей, хотя какие в деревне грабители? Позже, путем настойчивых расспросов и шантажа с угрозами: «если не раскроешь свой секрет – никогда больше не приеду к тебе в гости», мне всё же удалось узнать: нож под подушкой – это своеобразный оберег, но не от грабителей, а от плохих снов и разного негатива. Бабушка свято верила в то, что нож «отрезает» все пути нечистой силы к ее кровати.

Смысл подкладывания под подушку ножниц означал примерно то же самое. Только ножницы, в основном, клали под подушку детям, если ребенок плохо спал или было подозрение, что его сглазили. Так, еще в детстве, я впервые столкнулась с подобными суевериями.
Subscribe

  • КРОВЬ И ГЛАЗ

    ИНГУШСКИЙ ЯЗЫК Кровь и глаз кровь: цIий кровь жертвенного животного, ко-тор. мазали губки малыша, обеспечивая, яко-бы, ему переселение души и…

  • ЧЕРЕП

    Ингушский язык тете "череп"/ французский язык tête "голова" Французский язык касс-тет "ломаю голову"/ ингушский…

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments