Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

ТОНАКАТЕКУТЛИ


Ацтеки считали, что во времена Первого Солнца, Землю населяли гиганты. Они называли их «кинаме», и считали, что именно «кинаме» построили пирамиды.

Ацтекский язык (нахуатль) кинаме: гигант
ингушский язык конам: местоположение, позиция
ингушский язык къаьнаме: старые, древние
ингушский язык кан: воспитатель
кан-лорадорий : блюститель порядка
ингушский язык кана та: 1 блюститель канона |закона|, 2имя муж.каната-някъан: канатовы, фамилия в ингушетии.

Ацтеки, восхищённые монументальными пирамидами, объявили это место священным и придумали легенду о том, что Теотиуакан построили великаны — кинаме.

Теотиуакан – такое название заброшенному городу дали ацтеки, пришедшие сюда в XII веке н.э. С древнего языка науатль, на котором они говорили, оно переводится как «Место, где человек превращается в бога», «Место, где делают богов», «Обитель тех, кто знает дорогу к богам» или «Место, где обитают боги».

Ацтеки мигрировали в долину Мехико с севера в поисках «Земли, где нет зла» и не знали, кто построил этот город, но были весьма впечатлены размерами покрытых растительностью пирамид. С тех пор сохранилась легенда, что Теотиуакан был построен великанами – кинаме. По современным представлениям, до ацтеков здесь существовала самобытная культура, которую, за неимением лучшего, так и называют – теотиуаканская. Конец ее процветанию был положен, вероятно, около 700 года н.э. воинственными племенами тольтеков. На настоящее время достоверной датировки этого памятника нет. Некоторые ученые относят его основание к 100 году до н.э., другие – к периоду между 1000 и 1500 годами до н.э. Третьи, опираясь на данные геологических исследований, говорят о времени около 4000 года до н.э., до извержения вулкана Хитли, расположенного неподалеку. Во времена своего расцвета Теотиуакан занимал площадь около 30 км2. В его состав входило около 50000 домов в двух тысячах поселков, 600 крупных и более мелких пирамид и храмов, несколько сот ремесленных районов. Численность населения, по оценкам современных археологов, составляла около 200000 человек – это больше, чем в Риме времен Юлия Цезаря или в Лондоне времен Шекспира. Чтобы осуществить прямоугольно-сетчатую планировку города со строго параллельными и перпендикулярными улицами, здесь с помощью обводного канала изменили русло реки. Но мировую известность и ореол таинственности в наше время Теотиуакану принес громадный комплекс пирамид, который часто сравнивают с пирамидами на плато Гиза в Египте.

Две пересекающиеся под прямым углом широкие улицы сформировали центр, в котором сосредоточено 18 пирамид. В плане весь комплекс выстроен вдоль одной из них – «бульвара» шириной 40–45 метров и длиной около 5 километров, который ацтеки называли Мишкоатли – «Дорога Мертвых». Есть много оснований полагать, что когда-то он представлял собой систему сообщающихся прудов с необходимыми шлюзами и другими гидравлическими механизмами. Этот «бульвар», идущий с юго-запада на северо-восток, начинается у так называемой Цитадели с заключенной в ней пирамидой Кецалькоатля и приводит к пирамиде Луны. Его уровень в конце на 27 метров выше, чем в начале, у Цитадели. Немного восточнее него, точно на одной линии с Цитаделью, расположена самая высокая пирамида Америки – пирамида Солнца. Конечно, это не первоначальные названия пирамид, они также были даны ацтеками, которые удивлялись их красоте и величию. Как ни странно, Дорога Мертвых не ориентирована, скажем, строго по оси север-юг или запад-восток. Она отклоняется от направления на север на 15°30' к востоку. О причинах такой своеобразной ориентации было высказано много гипотез, преимущественно астрономического характера. Профессор Джеральд Хоукинс предположил, что эта ориентация связана с осью Сириус-Плеяды.

Другую, более убедительную гипотезу высказал Стэнсберг Хагар, ученый секретарь Бруклинского института искусств и наук. Он предположил, что «Дорога Мертвых» отражает на земле Млечный Путь – «вид изнутри» нашей собственной Галактики. Он высказал также предположение, что многочисленные пирамиды, курганы и прочие сооружения, расположенные по сторонам этого своеобразного «бульвара», олицетворяют конкретные планеты и звезды.
В 60-х и 70-х годах это предположение проверял Харлстон Хьюг. В результате проведенного математического исследования выяснилось, что Теотиуакан был задуман как своего рода выполненная в масштабе модель Солнечной системы. Если принять, что Солнце расположено на оси пирамиды Кецалькоатля, то расстояния от него до других пирамид и курганов оказываются пропорциональны радиусам планетных орбит: Так называемая пирамида Солнца соответствует Сатурну, пирамида Луны – Урану, а нераскопанные курганы на севере – Нептуну и Плутону. Заметим, что Уран, Нептун и Плутон – наиболее удаленные от Солнца планеты – наша цивилизация открыла только в 1787, 1846 и 1930 годах соответственно...

Комплексы пирамид в Теотиуакане имеют ряд необъяснимых параллелей с пирамидами на плато Гиза. Во-первых, они одинаковым образом расположены в плане (то есть при взгляде сверху). Пирамида Луны соответствует тогда Великой пирамиде (так называемой пирамиде Хеопса), пирамида Солнца – пирамиде Хефрена, а Цитадель – так называемой пирамиде Микерина. И оба комплекса отражают расположение на небе трех ярких звезд из пояса Ориона. Во-вторых, в обоих комплексах вершины двух самых больших пирамид (пирамид Солнца и Луны в долине Мехико и пирамид Хеопса и Хефрена в Египте) находятся на одном уровне, хотя их высота различна. В-третьих, насколько позволяет судить реконструкция размеров пирамид (так как и там, и там сооружения сильно пострадали от варварского отношения уже в историческое время), в обоих случаях самая высокая пирамида комплекса в своих пропорциях выражает число ? через соотношение высоты и периметра своего основания. В обоих случаях фигура из вертикальной окружности и горизонтального квадрата наводит на определенные мысли о загадочной «квадратуре круга» . Особенно если вспомнить, что круг традиционно символизировал небо, а квадрат – землю...

семи nahuatlacas (науатль-язычные племена, от tlaca, «человек»), чтобы совершить путешествие на юг, отсюда и их название «Ацтек»
Ацтекский язык нахуатль: ацтек
Ингушский язык нахуаоттл: стойкий человек
Русский язык Ацтек
Ингушский язык аццай: птицелов.
Ингушский язык ац-техк: возьми кость
ингушский язык алхацт: неразгаданный имя муж.
хаций-някъан: хациевы, род, фамилия в ингуше-тии.
ингушский язык тхац1окх: проводы старого года |29 марта| спринесением в жертву черной курицы - символ жары
ингушский язык такх: торс человека
такхо: тащить |гл. ф. от такха - ползти|.

МЕХИКО
Согласно легенде, когда мешики прибыли в долину Анауак вокруг озера Тескоко, они были наименее цивилизованными из всех групп, но мешики-ацтеки решили учиться, и они взяли все, что могли, от других людей, особенно от древних Тольтеков (которых они, кажется, частично спутали с более древней цивилизации Теотиуакана). Для ацтеков, Тольтеки были создателями всех культур; слово «Toltecayotl» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют Тольтеков и культ Кетцалькоатля с легендарным городом Толлан, который они также отождествляли с более древним Теотиуакан.

ПОЯВЛЕНИЕ МИРА
Подражая ему, ацтеки разрывали сердца их жертв и сбрасывали их тела вниз по стороны храма.

Наш век (nahui-Ollin), пятый век или пятое создание, начался в древнем городе Теотиуакан. Согласно мифу, все боги собрались, чтобы пожертвовать собой и создать новый век. Хотя мир и солнце уже было созданы, привести время и солнце в движение и начать новую историю можно было, только принеся себя в жертву. Самый красивый и сильный из богов, Tecuciztecatl, должен был принести себя в жертву, но когда пришло время сделать это, он не смог прыгнуть в огонь. Вместо этого, Nanahuatl, самый маленький и самый скромный из богов, принес себя в жертву первым и прыгнул в пламя. Тем самым он привёл время и солнце в движение и начал историю. Униженный жертвой Nanahuatl, Tecuciztecatl тоже прыгнул в огонь и стал луной

БОЖЕСТВА АЦТЕКОВ
Тонакатекутли, бог пропитания

ингушский язык тайнакх: полоска мяса, приготовленная длясушки методом подвешивания или выкладыва-ния на полках; в первом случае больше уходи-ло ткани для обертывания продукта при защи-те от мух и стекание сукровицы не вызывалогниения даже при малом применении соли.
ингушский язык той: пир
ингушский язык аьлтитона: высокий, великий.
тонги-някъан: тонгиевы, род, фамилия в ингушетии.
тонгь: детеныш зверя.
ингушский язык тонкий: 1 тот, кто роет ямы для охоты, 2 |в| имя муж.
тонки-някъан: тонкиевы, род, фамилия в ингушетии
ингуш.язык тонна: тяжелый удар грома
ингушский язык катеха: хватать (брать)схватить, зацепить, 2 цапнуть, 3 урвать добычу.
кутлаб-г1од: - штраф, наказание за со-крытие фактов о преступлении
кутлаб: укрытие вора
коттола: победа, пребывание на высоте
кута: воровство, ограбление.
кутали: походная ложка
аккут : |аггут| - 1острое ударение, сильный акцент, 2|е|-знак ударения «!

Ацтекский язык quenin (как?)
ингушский язык хьанийн: чей?
С-юкакирский язык ханьин: когда?

Язык индейцев Майя: kalab ‛запирать, засов’,
Ингушский язык къайлаб: закрыли, заперли
язык Майя kahal II ‛быть горьким ’;
ингушский язык горький |ая, ое|.: къахьа
ингушский язык къахьал: быть горьким
язык Майя еда - ве/ ингушский язык ве: сьесть, веав: съел
язык Майя жевать - ве/ ингуш.язык вуъ: ем
язык Майя енот - ц'уц'иг/ ингушский язык цициг: кошка
Майя: cat II ‛сосуд, миска’, kat I ‛глина (гончарная)’;
ингушский язык кад: миска, чаша, кхат: слой, хатт: глина
Майя chem "лодка"
ингушский язык кем: корабль
кема-харцар: крушение корабля |самолета|
Майя: lap ‛смешивать’;
ингушский язык лапп1а: каша, сваренная забрасыванием раска-ленных камней в котел
язык Майя госпожа - иш/ ингушский язык иша:духовное лицо, йиш: сестра
язык Майя заканчивать - цуц/ ингушский язык сац: прекрощать, цец: настороженный
язык Майя какао - какав/ ингушский язык кхакхо, кхахкав: готовиться, сварил
язык Майя камень - тун/ ингушский язык т1улг, т1о: камень, тенн: тяжелый |ая|
язык Майя кишки - пуч/ ингушский язык пуч: запах гниения.
пуч: язвительная речь с ложным обвинением |лат. pus, чеч. пуч|б| - навет|.
ингушский язык пучбоадал: метод запирания человека втемную пещеру |темницу|, чтобы человек заново пережил и изжил негативные эмоции.
язык Майя кролик - т'уль/ ингушский язык тулай: охотник |ца| на зайцев.
туладе: |гл. ф. от де - делать| - 1 отделить, обособить, 2ошкурить, снять шкуру.
язык Майя корона - мет/ ингушский язык мейт: ведущая роль.
язык Майя кукурузная каша - са'/ ингушский язык цу: кукурузная каша
язык Майя лестница - эб/ ингушский язык эйб: подняться
язык Майя молодость - бакуль/ ингушский язык бакъол: сухость
язык Майя небо - чан/ ингушский язык чан: медь
язык Майя нет - ма'/ ингушский язык ма: не
язык Майя нога - ок/ ингушский язык икк: сапог, русский язык икры
язык Майя носилки - ч'ак те'/ ингушский язык
чакхде:пройти (на сквозь)
язык Майя обезьяна-паук - маш/ ингушский язык маша: паутина
язык Майя обезглавливать - ч'ак/ ингушский.язык чакх: насквозь, чаккхе: конец (завершение)

Кукумац – бог неба у. Майя,
Ингуш яз къуукъу-мац голодная гроза
ингушский язык къувкъа еачан: грозовой дождь

ДЫМ ЗОЛА ПРАХ ПОРОХ ПЕПЕЛ СОЛЬ

Тохил — согласно мифологии майя, бог огня и грозы.
ингушский язык тухил: из золы, соленный
ингушский язык туха: |жреч| - бог смерти, огня и жизненной силы |т.е.телесного огня|, отсюда - обряд очищения,проходя через пространство окруженное горя-щими кострами
ингушский язык тухка, тохка: пепел, мука
Ингушский язык соль: тух
ингушское тух имеет значения такие как соль, мука, зола, пепел, прах, копоть, опилки
ингушский язык зали: очищенная соль
русский язык зола
ингушский язык тухка: мука
чеченский язык тохка(toxka): мука, прибавляемая в тесто для замешивания
финский язык tuhka: пепел
эстонский язык tuhka: пепел, зола
Вепсский язык tuhk: зола
Ингуш.язык тухан: 1 |это только для мужчин| - жрец бога туха 2 имя муж.
Алеутский язык таӷайуӽ: соль/ ингуш.язык тух: соль
Чукотский язык тъэютъэй, чол: соль/ ингушский язык чил: пепел, опилки
Коряксий язык чоля: соль/ ингуш.язык чил: опилки , пепел
Удмуртский язык чын: пыль/ чеченский язык
пыль(c,an): чан
Шотландский язык toit: дым/ Ингушский язык тютю: сигаретный дым
чукотский язык тъэютъэй: соль
Гаэльский язык toit "дым"
Ирландский язык toit "дым"
Чувашский язык тетем "дым"
Ингушский язык тют молха: дымный порох.
Ингушский язык тютуни: табак
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments