Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Category:

ИНГУШСКИЙ ЭЗДИЙ: СКРОМНЫЙ, КАВКАЗСКИЙ УЗДЕН, РУССКИЙ ЗАДНИК


УЗДЕН титул дворянина, князя на Кавказе, преимущественно у кабардинских, адыгских, черксеских племен.

Термин возник от ингушского слова:
эзди: вежливый, скромный что и является главными качествами ингушского народа.
Эз, езз на ингушском значит: святой, дорогой, весомый, полный/ ди: глагол действия: стань, будь
Ингушский язык эзди: скромный, порядочны
Ингуш.язык эздийн: вежливый, воспитанный

Ингушский язык еззо долаж : благородный |ая|
Хаттский: izzi ‛хороший, благоприятный’;
Хеттский: āssus ‛хороший’
ингушский язык еззаш: улучшая, святой
Ингушский язык езхетти: принцесса.
Ингушский язык езх: священный дар, высокая способность

У БРАТСКОГО НАРОДА ЧЕЧЕНЦЕВ

чеченский язык оьзда(o’zda): вежливый, обходительный, учтивый, воспитанный
чеченский язык оьздангалла(o’zdangalla): вежливость, обходительнсоть, учтивость, воспитанность

Ингушский язык оздой: род, фамилия в ингушетии, оздоевы.
ингушский язык оздигь: |топ| - с. в древн. ингушетии.
Ингушский язык оздмар: тот, кто имеет благородное воспитание.
Ингушскиц язык оза: взвесить
озаде: тянуть (кого, за что)(взвесить)
чеченский язык взвесить(o:za): оза

РУССКИЕ ЗАДНИКИ
ингуш.яз. эздий: благородный
ингушский язык оззада "наследство"
украин.язык озада, задники "наследники"
ингушский язык озаде: тянуть (кого, за что)
Ингушский яз оззада "наследство "/ Древнерусский язык озадок "наследство"/ Украинский яз озадок, задники "наследники
Ингушский язык оззада "отобранное наследство"( букв. вытянутое)
оздигь: |топ| - село. в ингушетии.
Озадок — наследство. [228]Ухожеи — угодие. [229]Рядович — простолюдин.
Древнерусский язык задь, задьница "наследство"
Ингушский яз эздийнах "благородные люди"
Кавказские языки оздены, уздены князья
др.-русск. задъ «спина, зад», также «прочь, в сторону», задь ж. «задница», задьница «наследство», зажь ж., собир. «наследники», ст.-слав. зади (др.-греч. ὀπίσω),зажда (νώτον), русск., укр., белор. зад, болг. зад «зад, за, сзади», сербохорв. за̏дњи «задний», словенск. zȃdnji, чешск.zаd «хвост (колонны)», záď «зад»

Г1АЛГ1АЙ ЭЗДЕЛ: ЗАКОНЫ ИНГУШЕЙ

Свод неписанных правил ингушской этики "Гlалгlай эздел", по которым строит свой мир ингушский народ - это образ жизни и образ мышления, мироощущение и нравственность, это строгое следование традициям своих предков.
Происхождение большинства табу ингушей восходит, очевидно, к язычеству. Древняя религия ингушей и сформировавшееся на ее основе уникальное мировоззрение народа до сих пор ждут кропотливого исследования. Сегодня мы можем говорить лишь о самой системе табу, как реально существующей и по сей день «работающей» данности в жизни ингушей. И ни в коем случае нельзя недооценивать значение запретов, так как именно они являются основными факторами в формировании ингушского национального характера.

Ингушские законы основаны на уважении и почитании окружающих его людей, от мала до велика. Чтобы в полной мере научиться уважать других, надо научиться уважать себя и начинать это нужно со своей семьи.

У почтенного старца спросили, как тот добился такого авторитета? Тот ответил: «Первой меня уважала жена, затем – дети, затем – соседи, жители села, потом и люди со всего края».Нам не позволительно следующее:
-нельзя сидеть младшим когда сидят взрослые;
-нельзя говорить младшим когда говорят взрослые;
-нельзя стоять перед взрослыми без головного убора;
-нельзя переходить дорогу старшему;
- нельзя сидеть в общественном транспорте, когда рядом стоит старший;
-обязательно встают, когда заходит старший, и не только старший, а любому кто заходит в помещение;
-нельзя зятю видеться с родителями жены;
Снохе запрещено сидеть при свекре, тем более кушать при нем. Она не может приласкать своего ребенка при родителях мужа. И отцу возбраняется брать ребенка на руки в присутствии родителей.
- нельзя пить и курить, а при определенных обстоятельствах даже сидеть при отце и матери, перед старшими братьями и близкими родственниками.
- Нельзя родителям ссориться при детях
- Строжайше запрещено зариться на чужую собственность.

. Люди намекнули: а отказ-то был. На что старик ответил: «Трогать можно только свою жену и пуговицу на вороте рубашки, которую забыл застегнуть».
Не писанные народные законы даже строже тех, что вошли в уголовный кодекс. Кодекс ингушских законов можно смело назвать КОДЕКСОМ ЧЕСТИ и ДОСТОИНСТВА! За деньги можно купить лишь товар, а честь и достоинство у ингушей никогда не считались товаром. Если чести и достоинства у человека нет, он совсем ничего не стоит, если есть – он бесценен.

Народная мудрость гласит: лучше умереть свободным, чем жить рабом. В прошлом практически все этносы Кавказа имели классовое расслоение, но не ингуши. Именно этим обстоятельством во многом объясняется тот факт, что нынешнее поколение ингушей холодно относится к властным структурам, кодексам, законам, уставам, указам, приказам, постановлениям, решениям и прочим регламентирующим жизнь документам. Это, кстати, отмечает в своем романе «Архипелаг Гулаг» А. И. Солженицын, описывая историю одной кровной мести.
Позорно было убивать, если убийца стоял спиной или, почуяв опасность, отворачивался
Первый раз ингуши простили кровь во время гражданской войны, когда народ грудью встал против Деникина. Сын убитого случайно оказался в одном окопе с убийцей отца..
Чечня и Ингушетия в своем историческом развити не знали ни антагонистических классов, ни деспотических форм правления в прошлом.
Отдельного ингуша еще можно задеть, но смертельно опасно чернить его род. Самое большое богатство ингуша – незапятнанные имена предков и фамильное достоинство. Причем это касается даже тех однофамильцев, кровное родство с которыми уже не прослеживается. Этот обычай, как и обычай кровной мести, служил сдерживающим устройством для тех, кто хотел занести руку над беззащитным и слабым. Благодаря этому универсальному правилу среди ингушей нет бомжей, нет бичей, нет отверженных, нет постылых.

Такие понятия, как испугаться и струсить, у ингушей выражаются единым словом. Но это далеко не одно и то же. Если испуг естественная реакция на опасность, то трусость – самое презренное и низменное проявление человеческого духа.

Нельзя терять чувства стыда. Но покраснеть – это еще не все. Рядом со словом «покраснеть» обычно употребляется еще более значимое слово «побелеть». Это стадия, когда стыд переходит в срам. Бессовестный человек в ингушском обществе вызывает дикую ненависть.

На мужской щеке слеза высыхает долго, говорят ингуши. Поэтому ее там и не должно быть. Мужчине нельзя плакать и причитать. Слезы и обмороки – женское занятие.

Тело – враг человека, считают ингуши. Оно капризно, пугливо, притворно. Нельзя прислушиваться к его жалобам. Сколько прекрасных жизней сгубила боязнь потерять здоровье.

Нельзя было дотрагиваться до чужой женщины. У ингушей много рассказов о том, что случайно коснувшись чужой женщины, мужчины отрубали свои пальцы.

Незаслуженная хвала страшнее незаслуженной хулы. Нельзя хвалить ребенка – начнет озорничать, нельзя хвалить невестку – будет плохой матерью, нельзя хвалить героя – зазнается и возгордится. Незаслуженная слава – тяжелая ноша, нет еще человека, кто устоял под нею.
Нельзя жаловаться и ныть.

По понятиям ингушей, каждому человеку заранее определено быть или честным, или умным, или злым и т.п., это определение отмечено на лопатке каждого человека». 579 Изменить судьбу нельзя, а достойно принять – значит проявить настоящее мужество. Таким образом, главный принцип ингушского социума – «поступать не так, как я хочу, а так, как правильно» 580 – означал соответствие предначертанию судьбы, указанной Сатой. Правильное / должное состояло не в том, что делает человек, а как делает, т.е. соответствует ли его поведение, как бы оно ни выглядело в глазах соплеменников.
Бытующая ответственность ингуша за своих потомков как в настоящем (этом свете), так и в прошлом (потустороннем) довлела «над мыслями и поступками чеченца (ингуша. – П.А.), начиная с того момента, когда он покидал колыбель, и не давала расслабиться до могильной тишины, означавшей конец его земного пути. 582 Е.И. Крупнов отмечал, что ингуши знали своих предков до седьмого колена и вместе с «отцами отца» перечисляли «матерей матери».

В 19 веке русский подполковник К. Ф. Сталь писал, что у «чеченцев» (он обозначает этим термином также нахские этнические группы галгаевцев(ингушей) и орстхоевцев(ингушей)) нет правящего класса – ни аристократии (правящей элиты), ни князей (правителей), что все чеченцы – «дворяне».

Одним из важнейших табу среди ингушей является запрет на прощение крови. Веками жил в народе этот обычай, являясь своеобразным инструментом против тех, кто не прочь побряцать оружием. Кровная месть объявлялась в совершенно отвратительных и даже нелепых случайностях. В горах живет легенда о том, что кровная месть была объявлена хозяину дома, который мирно спал, когда на его коня позарился вор. Животное само себя защитило – и ударом копыта сразило воришку насмерть

Язык у ингушей считается наиболее опасным оружием. Пуля разит одного, а язык девятерых, говорят они. Языкастых здесь ненавидят и уничтожают без всякой жалости. Отсюда исходит табу на всякого рода доносы. Уличенный в ябедничестве человек приравнивается к гаду, которого непременно надо раздавить.
Даже если кишки прилипли к спине, ингушу не полагается просить милостыню. В самом начале сталинской высылки народ впервые за многие десятилетия столкнулся с голодом, но руку не протянул. Лучше быть мертвым, чем быть попрошайкой.
Наши предки предупреждали – нельзя трогать слабого. Рано или поздно объявится его родственник, подрастет сын, выйдет замуж дочь и родит. Прощения не будет.

Говорит Ваха чеченец: Я воспитал восемь сыновей и одну дочку, и никто не видел, чтобы я кого-нибудь из них на руки брал.
традиция наша не позволяет брать своего ребенка на руки в присутствии старших мужчин. Как «почему возникла такая традиция»?
Чтобы отвечать на такие вопросы, нужно поднять всю историю чеченского народа до старых времен!
Нельзя называть жену по имени. И жена не имеет права мужа по имени звать. Так никто из чеченцев не делает. А если делает, то люди, услышав, удивляются даже.
Вспоминает, как в тридцать седьмом расстреляли его отца и дядю. Тех забрали из дома ночью, и они ушли, зная, что больше не вернутся, «не моргнув глазом и не показав на лице ни одной эмоции».
Только один раз в жизни я плакал, - говорит Ваха, и его старые глаза увлажняются. – Когда в ссылке в Казахстане умерла моя мать. В бедности, в нищете. Мне было двадцать лет. Я стеснялся плакать, но что делать – все равно заплакал. День смерти матери – единственный день в жизни чеченца, когда ему разрешается плакать.
Вахе – восемьдесят пять. Он помнит все. По одной его истории, начиная от рождения и до этого дня, можно составить летопись чеченского народа новейших времен. Но и Ваха не может объяснить происхождение национальных традиций в воспитании детей, он лишь точно знает, как это надо делать.

Так же в чеченском доме вы не услышите, как отец отдает распоряжение дочери. Все распоряжения он передает через мать. Например, если отцу не нравится, как оделась дочь, он не сможет ей сказать об этом напрямую – традиции такого не дозволяют.
Вы, наверное, слышали историю о том, как мальчик падал с обрыва, зацепился за край, а отец, увидев приближающегося к нему старика, вынужден был наступить сыну на руки и ждать, пока старик пройдет мимо? – говорит он, а старая мать прерывает его, быстро говоря что-то на чеченском. – Мать рассказывает, что такой же случай произошел и с ней – когда ей было два года, она упала в горную реку, и та ее понесла. А ее мать постеснялась броситься за ней потому, что рядом стоял старший брат мужа. Получается, ее чуть совсем не унесло, но дядя в итоге бросился за ней и спас. Потом он отругал ее мать за то, что не спасала своего ребенка, но в душе ему очень понравилось поведение снохи, понравилось, насколько она уважает его.
У нас так не принято, чтобы муж и жена спали в одной комнате. Не знаю, каким путем мы рождались… Но родители не должны уходить вечером в отдельную спальню перед детьми, особенно если те начинают взрослеть.

ПОЧИТАНИЕ МЕРТВЫХ
Почитание умерших у ингушей было настолько сильным, что самой верной клятвой считалась клятва на могиле предков, а самой страшной угрозой — угроза заколоть собаку на этой могиле. С помощью этой угрозы можно было заставить ингуша сознаться в преступлении, за которое полагалась смерть, — потому что проклятие умерших было для него ужаснее, чем смертная казнь. Скверное слово о предках каралось строже, чем оскорбление живых: живой может простить, а простил ли умерший — никто не узнает, а значит, следует наказать обидчика.
Один день в неделю посвящался мертвым, считалось, что они приходят из своих склепов в гости к живым
Ингуши считали, что умершие были в курсе всех событий из жизни живых и стыдились перед другими покойниками, если их потомок совершал какой-то проступок

Каждую неделю раздавалась милостыня для неимущих — верили, что тогда будут сыты и покойники. Глубокая мудрость этой народной традиции состояла в том, чтобы помогать бедным с пропитанием, при этом не приучая их к попрошайничеству.
Все эти поверья были постепенно вытеснены из сознания людей исламом, но все же общее положительное отношение к смерти и к мертвым у ингушей сохранилось. Люди, принявшие ислам уже в пожилом возрасте, долго не могли привыкнуть к мысли, что будут похоронены в земле. Известен случай, когда из семьи, переселившейся на равнину, сбегал несколько раз в горы один старик. Каждый раз родные находили его в семейном склепе, а когда сыновья уговаривали его вернуться домой, он отказывался, объясняя, что не хочет после смерти быть похороненным «в сырой и грязной земле», не хочет «лежать в темноте». Ведь склепы на ингушском называют «маьлхар кашамаш» — «солнечные могильники».
Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments