Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Category:

ПЕРВОБЫТНАЙ КУЛЬТ ВЕРХОВНОГО СУЩЕСТВА


ПЕРВАЯ РИЛИГИЯ САТАНИЗМ КУЛЬТА ОГНЯ СОЛНЦА И КАМНЯ

Зарождение культа Верховного Существа
Солнце, Огонь, Камень

1 Если нартовские сюжеты, дошедшие до нас, и не являются религией в полном смысле этого слова, то они, бесспорно, представляют собой мифологизированный пережиток древней религии многобожия. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно ознакомиться с текстами различных национальных версий эпоса. Мы увидим, что судьба и деяния нартов тесно и неразрывно сплетены с судьбами языческих богов: боги часто являются предками нартов и сами нарты способны совершать чудеса, доступные лишь богам. В частности, нарты могут оживлять умерших, путешествовать в загробный мир мертвых и возвращаться обратно в мир живых, воздействовать на различные стихии, обращаться в животных, а при случае могут поколотить богов и даже нанести им тяжелые увечья. Типологически нарты близки к греческим титанам, предшественникам олимпийских богов, свергнутым последними в подземный Тартар. Нарты таким же образом гибнут в борьбе с богами и низвергаются в "подземелье" или в "подземные пещеры"

Знаменитый французский ученый Ж.Дюмезиль в одной из своих работ, посвященных нартам, пишет:".. .вопреки тому, на что я некогда отважился в заметках, приложенных к моим "Сказаниям о Нартах", ни Батраз, ни Сослан - не древние боги, спустившиеся в ранг сверхлюдей. Это не своеобразные Арес, Аполлон или Геркулес, возобновившие, продолжившие на земле ту деятельность, которую из-за религиозных революций им не удалось по-прежнему вершить в родном нездешнем мире. Оба они - вернее, их предшественники под другими именами - всегда были... обыкновенно сильными людьми прежних времен..."1 Однако в дальнейшем Ж.Дюмезиль вновь опровергает сам себя, подробным образом описывая существующий и поныне у осетин и абхазо-адыгов культ Сослана (Сосруко, Созырыко), в котором содержатся разработанные до тонкостей ритуалы и даже мистерии,2 о чем мы еще поговорим в дальнейшем. "Обыкновенно сильные люди" не совершают те сверхъестественные чудеса, которые по силам нартам, и им не поклоняются, ожидая от них благоприятного вмешательства в земную жизнь. Таким отношением пользуются лишь сверхсущества, то есть боги. Поэтому нартовский эпос представляет собой не просто итог поэтического творчества кавказских народов - перед нами опоэтизированные сюжеты, обряды и ритуалы древнейшей религии.
В этом ряду вайнахский вариант - самый лаконичный: "Одна девушка доила коров; близ того места, где она доила, был синий камень. Один молодой человек, любивший эту девушку, сел на этот камень и, глядя на нее, пришел в возбуждение, отчего с ним произошло что-то, и от этого в камне образовался зародыш Сеска-Солсы. Об этом знала святая женщина Села Сата; она пошла, разбила камень и взяла оттуда Сеска-Солсу".9 Несмотря на некоторые разночтения во второстепенных деталях, все национальные версии нартовских сказаний указывают на то, что "солнечный герой" чудесным образом рождается из камня. Причем, в кабардинском и осетинском10 вариантах усиленно подчеркивается "огненная" природа героя. Рассмотрим пока взаимосвязь этих трех субстанций - солнца, камня и огня, так ярко проявляющую себя в едином образе "солнечного героя" в нартовском эпосе. 3 В самых разных частях планеты археологи обнаружили и продолжают обнаруживать огромное количество каменных орудий, предназначенных для труда, войны и охоты. Древние люди развернули целую каменную индустрию и нет никаких сомнений в том, что до появления и широкого применения в обиходе металлов, камень являлся главным и универсальным материалом, с помощью которого человек обеспечивал свою жизнь. Когда мы говорим "камень" применительно к материалу, из которого древние люди изготовляли свои орудия, следует сказать, что речь идет преимущественно о кремне. Кремень - это очень твердый, но ломкий камень, встречающийся повсеместно в меловых и известняковых отложениях. По своему химическому составу он является кварцем с микрокристаллической структурой. Это значит, что кремень можно раскалывать в любом направлении и придавать ему желательную форму, что и обусловило его широкое использование. У кремня есть еще одно характерное свойство, менее присущее другим породам минералов - при ударе по нему твердым предметом, скажем, тем же камнем, высекается яркий сноп искр. Именно из-за этого своего свойства кремень до сих пор используется в зажигалках. И за сотни тысячелетий "каменного века" люди, конечно же, не могли не научиться зажигать огонь с помощью кремня - ведь они постоянно ударяли по нему, производя свои рубила, топоры и наконечники копий. "Открытие того, - пишет специалист по культам, - что ударом камней друг о друга можно получить огонь, привело к почитанию камня. Но новые горизонты, связанные с использованием огня, породили культ огня через культ камня.
Вспомним, что и в нартовских сюжетах, которые мы приводили выше, ребенок, появившийся из камня, имеет черты огня. В кабардинском варианте про камень и про ребенка, извлеченного из него кузнецом Тлепшом, говорится в обрамлении таких описательных эпитетов: "горячий"; "раскаляющийся"; "пылающий огнем"; "огненный камень"; "пылающий камень"; "пылающий ребенок"; "прожигающий" и т.д. Эпизод закалки Сослана в осетинском эпосе столь же характерен - "пламенеющие угли", "раскаленный Сослан" и т.п.12 К новорожденным героям применена вся гамма признаков, которые только возможны при описании огня, пламени. И тут же, в самих сказаниях, дается этимология их имен, совпадающая по смыслу: Сосруко - "Сын Камня" и Сослан - "из утробы камня рожденный". Иными словами, перед нами образ огня, появившегося из камня. Культ огня, обожествление огня... Чеченский язык сохранил в себе отпечаток зарождения этого древнейшего культа. "Алу" по-чеченски "огонь". "Эла (в диалектах "алу", "аьли" и т.д.) - "владыка", "повелитель", "господин". "Повелитель - Огонь", "Господин - Огонь", "Владыка-Огонь". Это - Иблис (Сатана), созданный Всевышним из огня.
У "огня земного" - пламени, есть аналог - "небесный огонь", то есть Солнце. Связь "огня небесного" и "огня земного" глубоко подчеркнута в древних религиях и мифологиях и вполне обоснованна логикой восприятия. Н.К. Рерих, со свойственной ему мистической аллегоричностью, так передает связь Солнца с земным огнем: "Дух Земли, вращающий и охраняющий наш земной шар, сказал Духу Солнца: "Владыка Лика Блистающего, дом мой пуст... Пошли сынов твоих населить Землю!" Сказал Дух Солнца, Владыка Лика Блистающего: "Я пошлю тебе огонь..."13 Огонь здесь как бы "сын Солнца", спустившийся на землю. Трудно перечислить все качества Солнца, которые делали дневное светило в глазах наших предков достойным поклонения и обожествления. Во всей видимой вселенной ничто не могло сравниться с Солнцем по глубине впечатлений, производимых на человеческие умы. От Солнца нисходит животворное тепло, необходимое для существования людей, животных и растений. С Солнцем связана извечная смена дня и ночи, природных циклов и времен года. Все сущее на земле подчиняется Солнцу, сообразуетсяч; ним и обретает бытие благодаря ему. Солнце - олицетворение чистоты, эманация Света, антитеза Тьмы, увядания, смерти. "Поклонение солнцу, - отмечает М.Холл, - было одной из самых ранних и наиболее естественной формой религиозного проявления".14 Изыскания археологов подтверждают это мнение. Поклонение Солнцу, как древнейшая форма религии, выявляется даже среди неандертальцев, которые хоронили своих умерших сородичей головами в сторону востока.15 Иногда могилы неандертальцев оказывались забросанными охапками цветов, а трупы окрашены красной охрой, символизирующей огонь, кровь, жизнь. Сам факт, что неандертальцы хоронили соплеменников, соблюдая при этом какие-то ритуалы, свидетельствует о вере в загробную жизнь, а такая вера не могла быть безмолвной; она должна была сопровождаться описаниями "пути в страну мертвых", различных аспектов "загробного существования" и т.д. - без "описательной стороны" любой культ бессмысленен и, более того, невозможен. Следовательно, у неандертальцев должно было существовать что-то наподобие мифологии, которая есть словесное объяснение ритуалов и обрядов. С эпохи ориньяк (30-18 тысяч лет назад), когда землю уже заселяли люди современного типа, кроманьонцы, древний похоронный обряд дополняется полной или частичной кремацией (сжиганием трупов), наряду с которой существовали и погребения "в камне" - то есть трупы или обкладывались камнями, или для них вырубались чашевидные ямы в скале.16 Захоронения в недрах скал по времени намного древнее кремации, но "моложе" погребений с ориентацией на восток, в сторону восходящего Солнца.17 Подытоживая, можно сказать, что самые древние из известных нам типов погребений, относящихся к доисторическим временам, свидетельствуют о знакомстве первобытных людей с тремя интересующими нас символами религии - Солнцем, Камнем и Огнем. 5
Очень важно отметить одно обстоятельство, связанное с восприятием древним человеком огня и его свойств. Огонь имеет двойственную природу, которая с равной полнотой охватывает две глобальные мировые антитезы - Добро и Зло. Огонь обогревает, но он же может сжечь, испепелить; от огня можно получить приятные после холода ощущения тепла, но при малейшей неосторожности огонь приносит ожог, нестерпимую боль; огонь сверкает в ночи прекрасным, живым цветком, даруя свет, но после него остается гарь, копоть чернее самой черной мглы. И все эти четко разграниченные и противоположные друг другу качества уживаются в одном "существе" - рождаемом из камня пламени. Поклонение единой живой сущности, которая настолько же привержена добру, насколько и злу, настолько же бог, насколько и дьявол - это и есть культ Верховного Существа. Следует особо подчеркнуть, что в культе Верховного Существа добро и зло, бог и дьявол, живут нерасторжимо, в виде одного, единого существа. Огонь ли и Солнце породили этот древний культ, или просто были восприняты как его символы? На это столь же трудно ответить как и на вопрос, когда и где впервые зародилась
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments