Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

САТАНИЗМ НА КАВКАЗЕ


КАВКАЗСКИЙ НАРТСКИЙ ЭПОС АНАЛОГИ В МИРЕ ПОКЛОНЕНИЮ ДЬЯВОЛУ

ПЕРВОБЫТНАЯ РИЛИГИЯ КУЛЬТ БОГОДЬЯВОЛА

Поклонение единой живой сущности, которая настолько же привержена добру, насколько и злу, настолько же бог, насколько и дьявол - это и есть культ Верховного Существа. Следует особо подчеркнуть, что в культе Верховного Существа добро и зло, бог и дьявол, живут нерасторжимо, в виде одного, единого существа. Огонь ли и Солнце породили этот древний культ, или просто были восприняты как его символы? На это столь же трудно ответить как и на вопрос, когда и где впервые зародилась
религия Верховного Существа. Известно одно - в эпоху цивилизаций мы застаем эту религию везде, где обитает человек.

Прежде чем вести речь о Верховном (Высшем) Существе, необходимо посмотреть, дают ли мифы и сказания различных народов подтверждение наметившейся связи между тремя важнейшими символами религии "богодьявола" - Солнцем, Камнем и Огнем. Эта связь, как мы могли убедиться, довольно отчетливо проступает в нартовском эпосе, в мотиве рождения "солнечного героя" из камня в виде "пылающего", "огненного" ребенка.
Сын Камня".7 А вот осетинский вариант. "На берегу широкой реки стирала Шатана белье. Глядела она, глядела на прозрачную воду реки и захотелось ей искупаться. Закончила она стирку, разделась и вошла в воду. А на другом берегу пас стадо молодой пастух. Красива была Шатана, сверкало на солнце ее белое тело. Увидел пастух Шатану, и такая страсть охватила его, что пошел он к ней через реку. Но владела Шатана тайной силой, направила она на себя реку, и вода скрыла ее. А пастух в изнеможении опустился на камень.
Шатана видела все это. Приметила она камень и стала считать дни. Когда пришло время, привела Шатана на берег реки небесного кузнеца Курдалагона и сказала ему: - Поклянись, что никому не откроешь то, что я тебе поведаю. Поклялся Курдалагон, и тогда Шатана попросила его разбить своим тяжким молотом камень. Только раз ударил молотом Курдалагон, треснул камень - и вынули оттуда новорожденного младенца. Дала ему Шатана имя Сослана, что значит "из утробы камня рожденный".8 В этом ряду вайнахский вариант - самый лаконичный: "Одна девушка доила коров; близ того места, где она доила, был синий камень. Один молодой человек, любивший эту девушку, сел на этот камень и, глядя на нее, пришел в возбуждение, отчего с ним произошло что-то, и от этого в камне образовался зародыш Сеска-Солсы. Об этом знала святая женщина Села Сата; она пошла, разбила камень и взяла оттуда Сеска-Солсу".9 Несмотря на некоторые разночтения во второстепенных деталях, все национальные версии нартовских сказаний указывают на то, что "солнечный герой" чудесным образом рождается из камня. Причем, в кабардинском и осетинском10 вариантах усиленно подчеркивается "огненная" природа героя. Рассмотрим пока взаимосвязь этих трех субстанций - солнца, камня и огня, так ярко проявляющую себя в едином образе "солнечного героя" в нартовском эпосе. 3 В самых разных частях планеты археологи обнаружили и продолжают обнаруживать огромное количество каменных орудий, предназначенных для труда, войны и охоты. Древние люди развернули целую каменную индустрию и нет никаких сомнений в том, что до появления и широкого применения в обиходе металлов, камень являлся главным и универсальным материалом, с помощью которого человек обеспечивал свою жизнь. Когда мы говорим "камень" применительно к материалу, из которого древние люди изготовляли свои орудия, следует сказать, что речь идет преимущественно о кремне. Кремень - это очень твердый, но ломкий камень, встречающийся повсеместно в меловых и известняковых отложениях. По своему химическому составу он является кварцем с микрокристаллической структурой. Это значит, что кремень можно раскалывать в любом направлении и придавать ему желательную форму, что и обусловило его широкое использование. У кремня есть еще одно характерное свойство, менее присущее другим породам минералов - при ударе по нему твердым предметом, скажем, тем же камнем, высекается яркий сноп искр. Именно из-за этого своего свойства кремень до сих пор используется в зажигалках. И за сотни тысячелетий "каменного века" люди, конечно же, не могли не научиться зажигать огонь с помощью кремня - ведь они постоянно ударяли по нему, производя свои рубила, топоры и наконечники копий. "Открытие того, - пишет специалист по культам, - что ударом камней друг о друга можно получить огонь, привело к почитанию камня. Но новые горизонты, связанные с использованием огня, породили культ огня через культ камня.

Обратимся к мифам других народов. У индейцев племени сиу в Северной Америке в качестве божеств, воплощающих мистическую животворную силу, почитались Камень (Иньян) и Солнце (Ви). У тех же сиу крылатые духи вак-иньян олицетворяли собой как огонь (вак), так и камень (иньян). В древнеарабской мифологии (государство Набатея) бог солнца Аарра с прозвищем "душара" ("владетель Шары", где Шара - округа столицы Набатеи - города Петры) рождается девой-камнем. В китайской мифологии бог солнца Дун-Цзюнь (или его воплощение Дун-Вангун), белокурый красавец, мчащийся по небу в колеснице, запряженной конями, живет, как многозначительно подчеркивается в сказаниях о нем, в каменном доме, что семантически равнозначно камню. В древнейшем корейском мифе Солнце рождается из скалы, с которой сочетался морской дракон. В мифах меланезийцев островов Банкс и Новые Гебриды культурный герой, давший людям огонь, рождается матерью-камнем. В мифах минахасов (Западная Индонезия) мать солнечного бога Тоара Лумимуут рождается из "большого камня, стоявшего посреди пустынной земли". В мифах Кечуа сын солнца, и божественный первопредок правителей инков Манко Капак появляется на земле из каменной пещеры (каменная пещера, каменная гора, скала - мифологические вариации единого образа Камня). В мифах Океании герой Мауи, установивший ход светил, повелевающий солнцем и подаривший людям огонь, появляется от духа через камень и живет в каменной пещере. В мифах армян Михр (Мгер), чье имя восходит к Митре - бог небесного света и солнца. После целого ряда земных подвигов добровольно заточает себя внутри скалы, где и пребывает при пламени негасимой свечи. Здесь налицо мотив возвращения Михра (солнца) в материнское лоно (скалу, камень). В мифах микронезийцев островов Гилберта фигурирует На-Реау ("господи
паук") пребывающий в камне. Он приказывает своему внуку сотворить солнце. В мифах меланезийцев бог-демиург (творец) Нденгеи, создавший светила и разделивший время на сутки, рождается из камня. В античной Греции символом и олицетворением солнечного бога Аполлона считался священный камень Омфал, находившийся в Дельфах, в святилище этого бога. В мифах монгольских народов божество огня Отхан-Галахан порождается Отцом-Железом и Матерью-Камнем. В данном случае бросается в глаза несомненная и прозрачная связь мифа с технологией высекания огня из камня с помощью железа. В мифах микронезийцев Каролинских и Маршалловых островов небесный дух Пелюлоп магической силой раскаляет камень, разрывает его на части и создает из его кусков солнце, луну, звезды. В мифах бурят божество огня носит имя Сахядай-нойон. Это имя является производным от глагола "сахиха", передающего действие при высекании огня из камня. В японской мифологии богиня солнца Аматэрасу при оскорблении прячется глубоко в каменную пещеру. В мифах меланезийцев островов Новые Гебриды культурный герой Тагаро, давший людям огонь, появляется из расколовшегося камня. В мифах индейцев кайова центральный персонаж Пляски Солнца Тай-ме изображался в виде камня или каменного человека. В мифах микронезийцев острова Палау культурный герой Тмелогод, давший людям огонь, рождается из камня. В мифах чибча-муисков Фомагата ("чужой огненосный бог") считается сыном или потомком солнца и обладает способностью превращать людей в камни. В мифах сибирских народов (нанайцев, орочей, ороков, ульчей, удэгейцев) Хадау является мужем богини солнца и распоряжается огнем, который он подарил людям. В камне (или в каменной люльке) совместно с супругой нянчит души шаманов. В мифах монгольских народов грозный бог Хан-Харангуй, муж девы-солнца, рождается из расколовшегося камня и считается свирепым воплощением пламени. В армянской мифологии персонифицированный огонь - Хур высекается из камня самим Сатаной. В мифах ойратов рассказывается о персонаже по имени Цогтайхан, который, в качестве выкупа за свою жизнь, открыл демону секрет извлечения огня из камня. В мифах южноамериканских муисков бог солнца Бочика превращает орла (свою "животную" ипостась) в скалу. В мифах микронезийцев Маршалловых островов у культурного героя Эдао, добывшего людям огонь, есть "двойник", "замена для духов" - камень. 7 Приведенные примеры показывают, что связь солнца или огня с камнем отчетливо присутствует и подчеркивается у самых разных племен и народов во многих частях света. Уже было отмечено, что в основе мифологизации этой связи лежит древняя технология добычи огня ударом об камень. Что касается связи с камнем солнца, тздесь, очевидно, лежит логическая предпосылка, воспринимающая дневное светило как небесный аналог земного огня, имеющий с последним общую природу. В сущности, так оно и есть - солнце представляет собой громадный шар огня, вокруг которого вращается наша планета. Ниже мы приводим некоторые религиозные и мифологические данные о "родстве" небесного Солнца и земного Огня. В осетинской мифологии божество огня носит имя Артхурон, что в буквальном смысле означает "огонь солнцевич", или "огонь сын солнца". В иранской мифологии Ахурамазда, чьим видимым проявлением, "телом", считается огонь, воспринимается не как сын, а как отец солнца (бога Митры). В аккадской мифологии бог огня Ишум считается братом солнечного бога Шамаша. В мифах американских тлинкитов и других племен побережья Тихого Океана культурный герой Йель, "великий ворон", похищает огонь у божества (вождя) солнца. Здесь, как мы видим, земной огонь воспринимается как частица солнца, то есть подчеркнута их одинаковая природа. Индо-иранский мифический первопредок человечества Йима (Йама), разжегший на земле первый огонь, представлен как сын солнца. Мексиканские индейцы (тараски и др.) вообще рассматривали огонь и солнце как единую стихию, которую "обслуживает" бог Куракавери - покровитель и солнца, и огня. Точно так же и у славян в солярных мифах и обрядах общим олицетворением солнца и огня считался Купала. У микронезийцев островов Гилберта "небесный дух" Мбуэ отнимает огонь для людей у своего отца - Солнца. Монгольские народы в мифах о грозном боге Очирвани рассказывают, что этот последний с помощью молнии ("очир") забросил земной огонь на небо и так появилось Солнце. Следовательно, монголам представлялось, что Солнце является "сыном" земного огня. Восточно-славянский бог огня Сварог является в мифах отцом солнечного Дажьбога. В зороастризме единый Космический Огонь подразделяется на пять видов: Берсизава ("небесный огонь" - Солнце), Вохуфрйана ("огонь, одушевляющий животных и человека"), Урвазишта ("огонь, пребывающий в дереве"), Визишта (молния) и Спеништа ("земной огонь"). Все эти виды огня суть один Огонь. Кельтский бог грома Таранис являлся одновременно богом Солнца и Огня. Верховный бог алтайцев и шорцев Ульгень, будучи громовержцем, так же, как и кельтский бог Таранис, владычествовал над Солнцем и Огнем. В китайской мифологии бог Янь-ди, будучи богом Солнца, одновременно является и "повелителем пламени". Как легко убедиться на перечисленных примерах, везде солнце и огонь взаимосвязаны и их "родство" с Камнем обусловлено их мифологическим "родством" между собой. Поэтому нартовские сюжеты о рождении "солнечного
героя" из камня в виде огня или "огненного младенца" органически укладываются в общую мифологическую канву, выявляемую у многих этнических сообществ земли. 8 Служителей языческих культов принято называть жрецами. Сходные функции выполняли и до сих пор выполняют также шаманы и колдуны у различных племен Сибири, Америки, Африки, Океании и Австралии. Все эти люди (жрецы, шаманы, колдуны) являлись и являются в глазах простых соплеменников посредниками между богами (духами) и верующими. Это - объединяющий их признак. Одно из обозначений вайнахских языческих жрецов - цIен стаг ("человек огня"). Это название можно перевести и как "чистый человек", ибо для солнце - и огнепоклонников огонь (солнце) символ наибольшей чистоты. Недаром у вайнахов до сих пор бытует выражение "малх санн цIен" ("чистый как солнце"). "Людьми огня" называли не только древних вайнахских жрецов. Из обилия типологических примеров отметим несколько. Атхарваны в древней Индии и атарваны в древнеиранской традиции являлись первоначально специализированными жрецами, ведающими жертвенным огнем. Позднее атхарванами (атарванами) стали называть всех жрецов вообще. В основе этого названия, как и у вайнахов, лежит понятие "огонь" (атар). В иранской мифологии вплоть до пехлевийской эпохи идеальным прототипом жреческого сословия считался бог огня и отец бога солнца Ахурамазда, то есть лишний раз подчеркивалась изначальная связь жречества с культом огня. Уже упомянутый нами Фомагата ("чужой огненосный бог") стал первым жрецом бога солнца Суэ у чибча-муисков. Опять мы наблюдаем связь зарождающегося жречества с огнем и, конечно же, с солнцем. В мифах фон (Африка) Легба, младший сын солнца, стал основателем магии и колдовства и, соответственно, первым колдуном. У многих сибирских народов шаманы считались выпестованными в каменной люльке богини солнца Мамельди и бога огня, ее мужа, Хадау.19 То есть, в Сибири шаманы считались как бы "духовными детьми" солнца и огня, а мотив люльки указывает на изначальность этого восприятия. Пока ограничимся этими примерами, которых достаточно для обоснования важного вывода о том, что само зарождение жреческого (шаманского) сословия многие мифологии связывают непосредственно с культом огня или солнца.
Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments