Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

ЧЕЧЕНОИНГУШСКИЙ НАРТ ПХЬАРМАТ ВЕЛИКИЙ АРХИТЕКТОР ВСЕЛЕННОЙ


ЧЕЧЕНОИНГУШСКИЙ НАРТ ПХЬАРМАТ ВЕЛИКИЙ АРХИТЕКТОР ВСЕЛЕННОЙ

От восприятия камня как некоей субстанции, порождающей огонь (солнце), остается мизерный шаг до ассоциативной привязки этой "порождающей субстанции" к женскому образу, образу "рожающей матери", Вначале, как в нартовском эпосе, женщина (Сатаней, Шатана, Сата) лишь провоцирует своей обнаженностью или красотой "оплодотворение" камня солнцем - "пастухом". Затем она извлекает огненный зародыш с помощью жреца огня ("кузнеца" - "мастера"); иногда "донашивает" оплодотворенный камень за пазухой или подмышкой. И становится, по цепочке наглядных ассоциаций, как бы матерью новорожденного и воспринимается таковой всеми окружающими. Таковы, например, "дева-камень" из арабской и Кибела ("мать" рожденного из камня Агдистиса) из фригийской мифологий. Затем "камень" отступает на второй план или вообще остается вне поля зрения мифа, и "герой" рождается женщиной, но обязательно чудесно, необычным способом.
В нартовском эпосе сохранилась, как можно полагать, наиболее распространенная магическая инсценировка (мистерия) этого древнейшего и основного мифа. Сам миф и его вариации дают нам возможность восстановить ход мыслей и ассоциаций древних людей и зарождение мистерии огня и солнца. Конечно, все эти сопоставления и анализы могли бы представлять лишь чисто научный, академический интерес, если бы разбираемый нами миф не сыграл в жизни человечества роль, определившую всю его историю и культуру, весь облик его цивилизации. 8 Тысячекратно проделанная операция извлечения огня из камня не могла не побудить людей древности задуматься: а как, собственно, огонь оказывается внутри камня? Ответ мог быть только один: камень оплодотворяется, в его нутро попадает огненное семя, испускаемое "огнем небесным" - солнцем. Вспомним, как "пастух" (солнце), увидев раздетую Сатаней, "испустил крик" и пустил "стрелу". "Стрелы" солнца - это его лучи, как у Аполлона. Иногда "стрела" солнца - молния. Именно так расшифровывает эту ситуацию В.Г.Ардзинба.26 Затем, в примечании, ученый отмечает, что "стрела" и "кровь" - эвфемизмы (иносказательное обозначение) для семени".27 Примечательно, что и по-вайнахски стрела (пха) и кровь, зародыш (пхьа) звучат одинакового28 и возводят свою семантику к имени бога огня (солнца) Пхьа, который, как можно предположить из этих созвучий, "осеменяет стрелой" (молнией). Раз солнце питает такую постоянную и непрерывно проявляемую сексуальную привязанность к камню, то камень, очевидно привлекателен для "небесного огня
Итак, объяснение загадки пребывания огня "во чреве" камня было найдено: камень для солнца (небесного огня) - самый привлекательный любовный объект и "пастух" оплодотворяет его с помощью луча или молнии. Кстати, у многих народов некоторые камни считаются застывшими молниями или лучами солнца, как, например, янтарь или камни черного (красного) цвета. Затем, как мы уже отмечали, "женственность" камня привела к ассоциативному отождествлению его с женщиной, чьи ритуальные функции заключились в "усыновлении" огня, выходящего из чрева камня. Если жрец огня (мастер) становился "отцом" огня, то некая жрица становилась его "матерью". Эта функция "матери огня" до сих пор сохранилась в вайнахском языке в обозначении хозяйки дома, очага - "цIе нана" (буквально "мать огня"). Вероятно, в древних мистериях огня "цIе нана" составляла ритуальную пару "цIен стагу" - жрецу огня (мастеру). Новорожденному пламени, как и человеческому детенышу, нужно постоянно "питаться", чтобы "окрепнуть". Мощь огня, его размеры напрямую зависят от количества "питания" (дров, хвороста). Интересно, что первое ритуальное кормление Сасрыквы в абхазской Нартиаде производит не "мать" Сатаней, а "кузнец" Аинар-жьи, извлекший его из камня.30 Разумеется, самая обычная "пища" огня - дерево. Однако, жаря на огне мясо, люди обратили внимание на то, что капающий на угли жир вызывает особенное "оживление" огня, заставляет его жадно подпрыгивать вверх, к мясу, шуметь, трещать, ярко вспыхивать и разгораться сильнее. Живое, трепетное пламя всем свэим поведением "давало знать", что самая желанная, вкусная пища для него -жир, тук, плоть. Люди, обожествившие огонь, не могли, конечно, отказать божеству ни в чем. И началась бесконечная, не поддающаяся никакому исчислению бойня животных и людей в жертву (в "пищу") огню - земному и небесному. Богу - все самое лучшее! Самые сильные, здоровые, красивые животные и, соответственно, самые сильные, красивые, здоровые люди - как правило, юноши и девушки. Часто - дети, которые не растратили свою жизненную силу, таящуюся в сексуальной энергии. Впрочем, тема жертвоприношений настолько обширна, что требует специального раздела. Добавим только, что мистерия огня (солнца) породила не только ритуальное умерщвление людей, но и ритуальную проституцию, вначале имитирующую "священное соитие" солнца ("пастуха") с камнем ("девой-камнем" или просто "девой"). Но и данный ритуал, неотделимый от мотива "священного" гомосексуализма и "священного" инцеста нуждается в особом рассмотрении.
Пхьармат, Мастер-Солнце...
Сочетание двух функций (мастера и жреца огня) одновременно, присуще и чеченскому нарту Пхьармату, добывшему людям огонь. 3 Все ученые, касающиеся этой удивительной легенды о Пхьармате, согласны в том, что первая часть имени нарта означает "мастер" (пхьар). Разногласия вызывает вторая часть имени - "мат". Не так давно один из авторитетных и заслуженных чеченских лингвистов К.З.Чокаев опубликовал такое разъяснение: "Вторая часть имени Пхьармат - мат в современных вайнахских языках означает место (поселения), народ, люди, язык".3
творец-бог" или, применяя распространенный в религиоведческой литературе термин, "бог-демиург". Такая расшифровка никоим образом не противоречит нормам чеченского языка и, кроме того, сам К.З.Чокаев вплотную подводит читателя именно к этой этимологии. 4 Вселенная - это огромный Храм (Мастерская Бога), в котором священнодействует Мастер-Бог, Бог-Демиург. Такая концепция является краеугольной в различных эзотерических космогониях, в частности, масонской, в чьих ритуалах важнейшее место занимает символ Храма (Мастерской) и одна из высших степеней посвящения заключена в звании Мастер. Само слово масон расшифровывается как "каменщик", то есть "мастер камня". Нужно помнить, что с древнейших времен Камень, Огонь и Солнце являются тесно связанными и взаимозаменяемыми символами Верховного Существа. Конечно, К.З.Чокаев не случайно роняет замечание о том, что "мат первоначально было именем бога..." - и далее конкретизирует: "...с функцией, сходной с функцией бога Пхьа". Какие же функции у бога Пхьа, чтобы по ним мы могли узнать функции божества "мат"? Возьмем несколько слов с основой "пхьа", чтобы уловить его семантику. Пхьа- кровь; Пхьа-селение; Пхьа(р) - мастер, кузнец; Пха(рдан) - беременеть, делать беременной; Пхьа(лгIа) - мастерская, кузница; Пха(тоьда) - лемех; Пха - стрела; Пха - вена, жила. Сгруппируем эти понятия в ассоциативные блоки: 1. "Кровь", "беременеть", "селение", "вена"; 2. "Мастер" ("кузнец"), "стрела", "мастерская" ("кузница"), "лемех". Первый блок объединяет понятия, относящиеся к людям. Понятия второй группы семантически привязаны к образу мастера (жреца огня), мастерской (храм огня) и некоторым предметам, производимым мастером (лемех, стрела). Следовательно, Пхьа - покровитель человеческого рода, бог огня, демиург. Если мы верно обрисовали функции бога Пхьа (связь его с огнем нам представляется бесспорной), то в слове "мат" следует искать присутствие "огня небесного", то есть Солнца. Солнце в древней вайнахской традиции обозначается словом Ма.5 Бацбийцы (сохранившие самое архаичное звучание нахской речи) говорят Матх. Возможно, конечно "х" в этом слове утерялось при добавлении к нему слова "пхьар". И "Пхьарматх" превратилось в "Пхьармат". 5 "Мастер-Солнце" - в таком смысле предстает перед нами нарт Пхьармат. Сравним этот образ с "божественными кузнецами" и "божественными мастерами", которые
Пхьармат, Мастер-Солнце... Обнаружив его неожиданно в самом центре масонского ритуала, мы должны задать себе несколько вопросов. Например: что связывает нартовский эпос с масонской теофилософией? Или: кому поклоняются масоны в лице Великого Архитектора? И что собой символизирует масонский храм, в котором отправляются культы "вольных каменщиков"? Итальянский исследователь истории масонства Микеле Морамарко, признаваемый в этом качестве самым объективным и эрудированным, пишет о символике масонского храма, что "храм в миниатюре воспроизводит Вселенную''.31 Вселенная, по обратной логике восприятия, это храм; храм-мастерская, в котором установлен трон Мастера: "Храм имеет прямоугольную форму. Потолок усыпан звездами, пол - с узором в виде шахматной доски. Одна из стен не достигает потолка. При входе в храм, символически обращенный на Запад, возвышаются две колонны... На Востоке установлен трон Мастера, председательствующего в ложе".32 Чтобы убедиться в том, что масонский Мастер есть "наш" Мастер - Солнце, поищем рядом в храме три символа: Камень, Солнце, Огонь. Мы помним, что в культе кузницы каменная наковальня служила не только в качестве священного ремесленного атрибута, но и как алтарь. А теперь читаем у М.Морамарко: "В центре храма треугольный алтарь, на котором лежат Библия, угольник и циркуль. На каждой из трех граней алтаря начертаны слова: Свобода - Равенство -Братство. У подножия алтаря один неотесанный и один отесанный камень ..."33 Камень мы обнаружили, поищем Солнце, которое в культе кузницы присутствует явственно: этот культ, как уже отмечалось, отправлялся в дни летнего и зимнего солнцестояния. Опять обращаемся к работе итальянца: "После того, как масоны вошли в храм и руководители ложи заняли свои места, начинается Работа. Согласно ритуалу, она символически начинается равно в полдень, подчеркивая солярность (т.е. "солнечность" - авт.) события".34 Далее мы узнаем, что Библия, лежащая на алтаре, раскрыта на первой странице Евангелия от Иоанна, где напечатан Пролог ("В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог..." и т.д.), рассказывающий в эзотерической форме об Иисусе Христе (мир ему). О месте Христа в масонстве мы поговорим позже, а теперь обратим внимание на слова М.Морамарко: "У масонов Иоанн - евангелист празднуется по случаю зимнего солнцестояния."35 Что касается третьего искомого символа (Огонь), то и он обнаруживается в масонском храме. Наш источник пишет: "Сегодня свечи в храме являются своеобразным напоминанием о культе огня. Прав, видимо, такой исследователь масонства, как Буше, когда он напоминает в своей "Символогии масонства" о зороастрийском происхождении обычая возжигания священного огня".36 М.Морамарко мог бы легко обнаружить культ огня в эпохах, более древних, чем эпоха зороастризма, но ведь Морамарко, будучи масоном, и не обязан объяснять нам все тайны "братства". Нас вполне удовлетворяет то, что масонский Мастер оказывается Солнцем ("Мастер пребывает на Востоке")37 и что в ритуалах масонского храма обнаруживаются все три символа Верховного Существа - Камень, Огонь, Солнце, а богодьяволизм Верховного Существа выражают относимые к нему слова: "пребывающее вверху и пребывающее внизу взаимоотражены и в этом чудо единого".38 Чудо еще и в том, что эта формула странным образом совпала с главной формулой марксовской диалектики: "единства и борьбы противоположностей". Впрочем, эта формула обнаруживается отчеканенной задолго до масонов и Маркса, в трудах древнегреческого философа Диогена, жившего два с половиной тысячелетия назад: «Огонь - основа всего, все является изменением огня... все происходит в борьбе противоположностей и все течет как река, все имеет границы и все один мир.»
Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments