Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

Барханоевский Пхагал-бяри Ингуш.

Барханоевский Пхагал-бяри
И. Дахкильгов
Тур был громадного роста, ловкий, храбрый. У него было 9 жен, множество потомков и слуг. В ущелье под горой Ц1ей-Лоам он построил 9 башен, по одной каждой жене. Тур был охотником и, в основном, он охотился на медведей, но он никогда не убивал медведиц.

Охотился он высоко в горах и не возвращался без добычи. Однажды Тур долго охотился и при возвращении увидел страшную картину. Землетрясение уничтожило село, многие погибли, в том числе и его две жены. Но Тур не ушел из родных мест. Он поднялся повыше и снова заложил село из 7 башен, которые сохранились и поныне. Кроме башен были заложены святилище, склепы и другие постройки.

Был у них свой жрец и 3 священных быка, которые почитались ингушами.

Наибольшую известность получил потомок Тура – Бярий или, как его еще называли, «Пхьагал-Баьрий».

Такое прозвище он получил из-за необыкновенного вороного коня. Был он сам сухощав, обладал недюжинной силой и ловкостью.

Горячий по характеру Баьрий часто ссорился с соседями, что иногда приводило к убийству. Имел он немало кровников. Поэтому его еще и называли «Пхьа боалла Баьрий», что в переводе означает: всадник, имеющий много кровников.

Из-за его частых стычек и убийств, барханоевцам приходилось расплачиваться землей и скотом. Кровники, наконец, потребовали, чтобы Баьрий удалился из Ингушетии. Родственники не стали возражать, род начал приходить в упадок. Терпение кончилось, когда Баьрий потребовал у близкого родственника дань за проход по ущелью. Отец в ярости бросился на сына, но он успел ускользнуть. Тогда отец вдогонку пустил стрелу. Стрела попала в бедро сына и он на всю жизнь остался хромым, но с родных гор не ушел. Когда старейшины рода объявили ему свое решение о его изгнании, Баьрий горячо заявил:

– Я уйду от вас навсегда. Но я люблю эти горы и без них жить не смогу. Я поселюсь высоко в горах, где не ступала нога человека.

Баьрий исчез и долго о нем ничего не было слышно.

И вдруг люди заметили, что на отвесной скале появилась небольшая башня. Построить на таком месте башню человеку было немыслимо, и тогда люди сказали, что это работа джинов. Но однако построил ее все-таки человек – Баьрий. Он сделал к пещере рукотворную тропинку. Обожженные колья он забивал в скалу и переплетал прутьями. Выезжал на лихом коне, куда заяц не доберется, и жил тем, что добывал у дороги по ущелью и охотой. Конь его всегда чувствовал опасность, угрожающую хозяину, и уносил его с этого места. Конь мог внезапно присесть и стрела пролетала над его головой, мог прыгнуть в сторону, как заяц, и отсюда его второе название «Пхьагал Баьрий» – всадник-заяц.

Однажды на охоте он увидел раненую медведицу и рядом крохотного медвежонка.

Баьрий взял медвежонка, вырастил его и он превратился в крупного медведя, преданного своему спасителю.

Люди боялись медведя и с опаской обходили башню Баьрий. И тогда кровники, тщетно пытавшиеся расправиться с Пхьагал-Баьрий, решили убить медведя. Один из кровников накинул на себя шкуру убитого медведя и ползком подобрался к пещере, где Баьрий, ничего не подозревая, ждал своего друга-медведя. И незаметно пробравшись, кровник кинжалом убил Баьрий.

С тех пор в башне никто не жил, черная лошадь бесследно исчезла и ее больше никто не видел. К башне невозможно подойти, тропинка, сделанная Пхьагал-Баьрий, постепенно исчезла. Башня полуразрушена, но стоит.
Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments