Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

ХОРОВОД


Этимология слова «хоровод» указывает как будто бы на греческое его происхождение, хотя у южных славян, которые наиболее подверглись греческому влиянию, название аналогичной обрядности - чисто славянского происхождения ("коло"). Так что "хоро"-это круг, символ солнца. А вод - от "вести", кто-то ведёт всех по кругу.

Хор (греч. χορός — хор, групповой танец) — в раннехристианских храма

Ингушский язык хоррой цуш: окрик
ингушский язык хорххе : рокоча, издавая большой шум.
ингушский язык хорх аьнна: |гл. ф. от аьнна - сказав|- с рокотом, сбольшим шумом.
ингушский язык харалам: сексуально озабоченный.
Английский язык hurricane: буря
Ингушский язык харрай: быстрее, вперед!
Чеченский язык харрай: вперёд, быстрее
Английский язык hurry «торопить, торопиться, спешить». Hurry up! «Скорее! Живее!»
древненемецкий язык hurra «быстро вперед»/
Прагерманский язык hurren «быстро
Чеберлойский язык чеченский язык харрай «вперед, быстрее»
Ингушский фурра: вали, быстрее, вперед
Ингуш.язык фурр: |спорт| - старт, взлетай
Немецкий язык fahren: ехать

ингушский язык г1ар: шум, звук, речь, гром
литовский язык garsas: звук
ингушский язык голос (шум), гром (перен.), спор, шум: гIар
Комипермяцкий язык гор: голос
Аварский язык гьаракь: голос
Бурятский язык хоолой: голос
ингушский язык хаала: скажи
выруский язык helu: голос
эстонский язык haal: голос
ингушский язык хаал: говори
осетинский язык хаелаес: голос
ингушский язык хаоалаш: говоря
Вепский язык an: голос
ингушский язык аьн: сказав
Карельский язык iani: голос
ингушский язык аьнний: сказанное
саамский язык inn: голос
ингушский язык аьнн: сказанное

Водить

Ингушский язык вада "бежать"
Германский язык cр. др.-сканд. vaða, датский язык vade, др.-фризский язык wada, Голландский язык waden устремляется, идти, отправляться;
Ингушский язык ведда: бегом
Ингушский язык вадар: бегун
Русский язык веди, проведи
Ингушский язык из вадав: он убежал
Ингушский язык из йадай: она убежала
Русский язык еду, едь
Чечен.язык ида(ida): бегать, бежать, избегать
пример: аьхка 1иллинарг 1ай идда – пролежавший летом, пробегал зимою
Чечен.язык д1адида(djadida): убегать

Ингуш.язык вода: идущий
Польский язык wiode "идти"/ингуш.яз. вода "идёт (муж.рода) водажва "идёт"
Английский язык wade: пробираться
Ингуш.язык ведда: бегом
Ингуш.язык ведда IокIалавала: сбежать (спутиться)
Фризский язык waddle "переваливаться"/ английский язык waddle "ходить в развалку"/
Ингушский язык воддал: идёт
Ингуш.язык сых ваддла: быстро беги
готский язык iddjа «шёл»
Русский язык идя
Ингушский язык иддарг: идущий
Чеченский язык ида(ida): бегать, бежать
Чеченский язык идда: бегом
Чеченский язык схьаида: прибегать
Древненорвежский язык skeið "бежать"
Ингушский язык идав "ходил"
Ингушский язык идай "ходила"
Ингушский язык идаб "ходили"
Русский язык иди, иду, идём, идет, идут
Ингушский язык еддай: убежала
Русский язык еду, едет, едим
Ингуш.язык йоада, юда: идёт (жен рода)
Фризский язык wade "пробираться"

Ингушский язык хьара вод: каждый идет
ингушский язык каждый: хIара
ингушский язык каждый: хьара
Чечено-ингушский язык каждаме: регулярно
Чеченский язык х1ор "каждый"
Хинди язык har "каждый"
Хорватский язык her kadin "каждый"
Фарерский язык hvør "каждый"
Датский язык hver "каждый"
Норвежский язык hver "каждый"
Чечно-ингуш.язык каждый: хIарадар
ингуш.язык х1ар денна "каждый день"

Зикар (ингушей и чеченцев)- ритуальный обряд поминовения умерших, у ингушей как тысячилетия назад, состоит из двух частей - 1. зикр-радение, 2.чехка зикр-обряд воздания почестей умерщему, прошание с ним и предание его Эштдьяле(богу мертвых). Ритуал состоит в том, что священнослужители-жрецы становятся в круг и по команде старшего начинают ходить по кругу все ускоряя ход и переводя его в бег под ритмичный возглас.

Известны издревле и славянам подобные мистические практики. Общее название мистических практик - радения. После христианизации Руси эту традицию пытались уничтожить. Но полностью это сделать не удалось. Радения продолжали использоваться, например, христианской сектой хлыстов.

Одно из простейших радений - «колослава». Колослава представляет собой короткое славление бога. Оно многократно повторяется на один и тот же мотив. Постепенно скорость и сила пения увеличиваются, колослава доходит до кульминации, а после поётся ещё несколько раз, но медленно. Чаще всего колославу поют группой, иногда - в хороводе. Разновидностью колославы является «верчение». В ходе верчения человек крутится вокруг своей оси и одновременно поёт славление.

Круговой шаманский танец раскручивает внутреннюю энергию, чтобы отправиться в путешествие.

Кружась вокруг своей оси, шаман, создавая энергетический вихрь, сам являясь его центром начальной точкой, стягивает, вбирает энергию мира в себя. Как веретено наматывает энергетические нити Вселенной на свой кокон тонкого тела, вбирая силу неба и силу земли. Одновременно являясь центром, начальной мертвой точкой, шаман также попадает в ось вселенской энергетической спирали, в Начало Начал, «пространство и состояние небытия».

Объединив свою Изначальную точку личной энергетической свастики со свастикой Вселенской, шаман попадает туда, откуда можно двигаться куда угодно. В прошлое, будущее, в верхние и нижние миры

Обрядовые хороводы были у древних ассирийцев и вавилонян.
Ритуальные хороводы с пением возникли в древности как попытка людей магически воздействовать на природу, полную опасностей и увлекательных тайн.
В телевизионных передачах из Чечни во время первой чеченской войны (1994-1996 гг.) зрители нередко видели странные мужские хороводы. Усатые люди в папахах бегут друг за другом, что-то гортанно поют. За кругом - толпа.
Хороводы у всех народов, и у чеченцев - это ритуальные действия для психической и физической зарядки или, наоборот, для разрядки, для отдыха.
У некоторых чеченских родов боевой общинный хоровод стал исламским молитвенным обрядом - зикром.Среди мусульман России чеченцы и ингуши последними приняли ислам, в XVI-XVII веках. Это на 800 лет позднее волжских татар, на 600 лет позднее башкир. И даже соседи чеченцев на Северном Кавказе кабардинцы, балкарцы, черкесы приняли мусульманство на 300 лет раньше чеченцев и ингушей. Почему?
Древность обрядов суфийского зикра (то, что они были до Пророка Мухаммеда) признают мусульманские ученые: "Семена суфизма посеяны во времена Адама; они дали зародыши во время Ноя; стали распускаться при Аврааме; плод их появился при Моисее; созрел он при Христе; а при Пророке Мухаммеде произвел чистое вино".Дрожание голоса молящихся входит у всех одинаково в голову и грудь. А ведь это должно создавать синхронизацию электрофизиологических ритмов в организмах танцующих. И, в результате, - единение чувств у несущихся круговым хороводом. Глубокое дыхание в ритме пения вызывает коллективные вспышки экстаза (этот феномен используется в йоге и других психотехниках).Стремительное вращение, влияя на тело, изменяет психику, настрой души. Когда люди несутся часами по кругу, то для них пространство за кругом смазано, отчуждено. Но друг друга летящие в танце видят все на тех же местах. В каждом укореняется установка: "Только мы, поющие, летящие - стабильны, реальны. Мир вокруг нас зыбок".Если Вы попробуете так вращаться и через 15-20 минут не упадете и вас не стошнит, то начальное ваше настроение превратится в довольно сильное чувство. Были грустны? - накатит печаль. А если начали с воодушевления - вас охватит веселье.Мы проводили такие психофизиологические эксперименты. Эта почти магическая процедура подкачивает эмоциональные, образные и логические центры в полушариях головного мозга за счет напряжения разных мышц и органов равновесия.

Зачем молящийся в зикре тариката Мевлеви вращается, стоя на левой ноге?

Это не случайно.

Левая - связана нервными путями с правым полушарием головного мозга. Там отражение непрерывных образов мира, бытия, эмоций. А правая нога, толкаясь, шлет сигналы в левое полушарие. В нем - анализ дробных, "толчковых" событий.

Так в каждое полушарие головного мозга приходит и бьет как в цель информация, которая специфична, понятна именно ему. Одно наполняется "знанием", что опора, Земля, Мир непрерывно стабильны. Другое - что: "Нет! Все не так! Мир под правой ногой, несомненно, дробен, прерывист". Возникает конфликт между двумя, казалось бы, истинными сигналами об опоре нашего тела.Еще об одной особенности зикра чеченцев-кадыритов. Почему их хоровод вращается против часовой стрелки? Так же вращаются суфии-мевлевиты.

Это восходит к древним ритуальным пляскам солнцепоклонников. Так, мы жители северного полушария с каждым поворотом встречаемся с солнцем. Новый поворот - новое утро. А "утро вечера мудренее".Ритуальные вращения есть и в других религиях. Так у буддистов тысяча поворотов тела молящегося равноценна на пути духовного совершенства одному посещению дацана (буддистского монастыря). Тысяча посещений дацана, в котором надо проходить по кругу, вращая множество священных барабанов, равноценна одному посещению тибетского центра буддизма - Лхасы.Молитвенный зикр обязательный элемент похоронного обряда. Во время второй чеченской войны погибали многие. Зикр стал частым, но незаметным. Даже молитвенное пение при зикре стало вполголоса, без экстаза.

В лагерях чеченских беженцев в Ингушетии зикр кружился только во время обязательных пятничных богослужений. Кружились в зикре немногие и недолго.Этот зикр был не только культовым, но и политическим действием. Он стал обращением через СМИ (журналисты туда слетелись) к международному общественному мнению. Во время двух последних войн чеченцы обрели представление о себе как о "гражданах мира" и стремление к тому, чтобы быть увиденными на телевизионных экранах в разных странах. Чеченцы гордятся своим зикром, проникшим на TV-экраны жителей планеты.Хождение по кругу играет настолько важную роль в христианских богослужениях, что стало одним из поводов разделения конфессий. Богослужебный круг (крестный ход вокруг церкви, обход вокруг аналоя при венчании) по канонам московской патриаршей церкви делается против часовой стрелки. У старообрядцев и в катакомбной православной церкви, напротив, - по часовой.ри этом все христиане признают, что ориентир в круговом Богослужении - солнце. Движение по часовой стрелке называют "посолонь"

Г1ал - Солнце, как символ божественности ( медленно шагающее по определенному маршруту), маршрут, равномерное движение, ( Г1ала бе - шагом марш)
Г1ар - шум барабанов, звуки горнов, музык инструментов( не только шумный конфликт)
2. халхар (буквально ..танцуй в тяжелый миг)

Танец вейнахов - является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением.
Все, кто описывал ингушские танцы (Я. Рейнеггс, И.Бларамберг, А. Зиссерман), были потрясены ими. Они пишут: «Их танец - это нечто особенное» или «Живая грациозная пляска».
Стремительное вращение, влияя на тело, изменяет психику, настрой души. Когда люди несутся часами по кругу, то для них пространство за кругом смазано, отчуждено. Но друг друга летящие в танце видят все на тех же местах. В каждом укореняется установка: "Только мы, поющие, летящие - стабильны, реальны. Мир вокруг нас зыбок".
...вращение и восторг от своей избранности создавали удивительный сплав экстремальности бытия, редкую форму стресса… с пробуждением сил, восторга и воли.
Стоя в толпе, не возможно не поддаться,.....чувство единения с чем-то непонятным и сильным.
Древность обрядов суфийского зикра (то, что они были до Пророка Мухаммеда) признают мусульманские ученые.
....утверждают, что с тайнами суфизма и добром зикра Пророк Мухаммед познакомил Архангел Гавриил по велению Всевышнего
.....1арс - площадка на срезанной вершине кургана горы, где проводилась мистерия ..круговой танец ... танец войны....встреча с богом в древности. ..историки свидетельствуют об жреческом танце войны у ингушей в 18-19 веке..... с повторением сакральной формулы. " у:-лу-лахь. ув-лу-лахь. " Подобное существовало у многих народов.. Например для древних афинян "а-ла-ла " клич перед боем.....Вейнахское ....знаменитый сегоднешний круговой религиозный зикир, имеет древнею историю ,который во многом способствовал принятию ислама ингушами в 19 веке!?..Ингушей не смогли заставить силой принять ислам, не знаменитый сосед Имам Шамиль, не более древние походы арабов и полчишаТимура . Заслуга великого философа суфиста устаза Кунта-Хаджи в том, что через древние обычаи /зикир напоминал тысячелетний танец войны/ нашел ключ к сердцам древнего народа. Стражи у колыбели Зевса/Цеуса.. исполняли круговой танец.. ретуал подобный зекуру у эллинов назывался плясками курантов.... у ингушей по свидетельству историков, существовал танец, когда мужчины бегут по кругу, рудимент языческого поклонения Солнцу, он похож на еврейское церемониальный танец шествие людей по кругу – хаккафот (, `обход по кругу`). Хаккафот...женский аналог танца у амазонок.. у древних евреев женская пляска Марьям.
Ввели подобную традицию на Олимпийских играх... Победитель на играх назывался Элл- солнце...Жрецы Куреты известны круговым зикром у ряда народов... Кавказцы, иранцы называли их Куруш, у арабов - Курей шиты. Зикир как и древние танцы сопрвождались хлопаньем в ладоши .. с бубнами ...зурнами .
ингушском случае объяснимы все слова сопровождающий древний и консервативный ритуал - танец.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments