Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

Народные целители

Раньше в Ингушетии были известными врачами-лекарями Баашка, его сын Бурсак, его внук Бунхо. Их лекарское искусство шло от отца к сыну. Вот что рассказывают о том, как они приобрели искусство врачевания.

Семья Баашки жила бедно и он вынужден был в дальней стороне наняться на службу к одному известному и именитому князю. Как-то едучи, он заметил, что под одно дерево заползла змея красного цвета1. Вечером, вернувшись домой, об этом он рассказал князю. Тот крайне удивился и спросил: «Ты смог бы показать это место?» Баашка ответил, что сможет.

На второй день он, князь и все его домочадцы, малые и большие, пошли к тому дереву. Они все вместе навалились и свалили его. Тут, как только они увидели красную змею, все накинулись на нее, стали разрывать ее на куски и поедать их. Баашка глядел на них и удивлялся, но потом смекнул, что тут что-то не так и, набросившись, подхватил кусок побольше и съел его.

От змеи ничего не осталось и князь спросил: «Ты сколько-нибудь съел змеи?». «Да», – ответил Баашка. И тогда тот человек сказал: «Ты сможешь врачевать все болезни, только над смертью ты будешь не властен. Иди домой и врачуй, с сего дня тебе нет больше надобности находиться на службе2».

Баашка стал далеко известным врачевателем, такими же были и его потомки. Имена их были очень славными в народе.

_____________

В 1975 г. от жителя села Олгетти старика Мусы Евкурова записал Шамсуддин Кодзоев.

1«Змея красного цвета» – медянка. Встреча с такой змеею считалось хорошим предзнаменованием и отмечалось небольшим торжеством. Красный цвет – цвет огня, Солнца, крови раньше высоко чтился. Само слово «красный» (ц1е) восходит к слову «огонь» (ц1и). Почтительное отношение к красной змее – медянке было известно у абхазов.

2К ядовитой змее – гадюке отношение в народе самое отрицательное и называется она табуированно «б1ехал» – грязная. Неядовитая змея называлась «маьрша текхарг» – мирная ползучка. С нею в данном тексте, конкретно с медянкою, связывалось искусство врачевания. В народе сохранилось, например, такое сведение:

«Человек, стремившийся стать хорошим врачевателем, раньше, весною, в первую среду после новолуния, брал в руки змеиную шкуру и тер ее в ладонях. При этом он приговаривал: «Великий Бог Дяла, пусть мои руки будут целебными». Все это повторялось дважды в последующие две пятницы. Все народные врачеватели проводили такой обряд ежегодно. Мой отец был лекарем и еще мальчиком заставлял меня тереть в руках змеиную шкуру». (В 1977г. рассказал врач Ахмет Сосиевич Куштов; записал И. Д. –в, см.: МЛВ, с. 303).

Мотив приобретения врачебного искусства имеется и среди приграничных к Ингушетии горцев Грузии.

В Ингушетии некогда было значительно развито лекарское искусство, например, обычными были операции по трепанации черепа, траволечение и пр.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments