Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Category:

Хромой Тимур

Хромой Тимур
И. Дахкильгов
Когда Тимур был еще маленьким, у его отца было много овец. Однажды Тимур пас их и заметил, что среди овец бегает заяц. Завидя Тимура, заяц побежал. Тимур бросился за ним, поймал его и пустил среди овец. Тот опять убежал. Тимур и во второй раз поймал зайца. Так в течение дня Тимур ловил его много раз, приносил и пускал его в отару. Вечером вместе с овцами Тимур пустил зайца в загон.

Придя домой, он сказал отцу:

– Среди наших овец бегает один барашек. Я не видел никого быстрее него; целый день я гонялся за ним и сильно устал. Надо бы прирезать его.

Выпуская утром овец, отец Тимура сказал:

– Покажи-ка мне этого барашка.

– Вот он, – показал Тимур отцу зайца и отпустил его.

– Поймай тогда, – сказал отец.

Тимур поймал зайца и подал отцу. Отец тотчас же зарезал зайца. После этого отец поломал Тимуру бедро и при этом сказал:

– Если тебя оставить невредимым, ты разоришь все страны1. С тех пор Тимур стал хромым.

Отец умер. Тимур бедствовал, и к тому же у него случилось несчастье: у Тимура украли сына. Однажды Тимур зашел в кузницу и присел. В это время кузнец дремал. Тимур увидел, как из носа кузнеца выползла муха. Она пошла по краям лохани, прошла по клещам, перекинутым через лохань с водой, опустилась на землю и заползла в какую-то дырку. Кузнец тотчас же проснулся2.

– Оказывается, я заснул в твоем присутствии, Тимур, – сказал кузнец. – Видел я сон: шел я по чистому полю и очутился у моря. По железному мосту я перешел это море. На другом берегу я опустился через отверстие в подземелье. Там я и наткнулся на клады золота и серебра.

Тимур был вещим и догадался, что под кузницей зарыто золото и серебро. Но он не дал знать об этом кузнецу, а только сказал:

– Мало ли что можно увидеть во сне, – и ушел.

Три-четыре дня спустя после этого Тимур вернулся к кузнецу и предложил:

– Я продал бы свои башни.

– Кто купит твой дом и башни, – ответил кузнец. – Ведь они были построены во времена, когда твой отец был богат. Кто в состоянии купить их?

– Если бы ты дал мне свою кузницу и немного денег впридачу, я поменялся бы с тобой, – сказал Тимур.

Тимур поменял свои башни на кузницу. После этого он и его жена построили на месте, где стояла кузница, новый дом и по ночам стали копать землю и отвозить ее на окраину. Тимур не ошибся: они наткнулись на клады золота и серебра.

С тех пор на эти сокровища и начал Тимур копать канавы по всей стране, надеясь, что его имя станет известным людям, украденный сын услышит об этом и, если жив, вернется к нему.

Такие канавы Тимура находятся на Черном хребте, в Грузии, Коазашке3, Истмале4 и других местах. Эти канавы так и называются: «Канавы, выкопанные Тимуром в поисках сына».

По всему свету прошла молва, что в поисках сына Тимур роет канавы.

Сын Тимура в то время пас телят у похитившего его князя. Сын был еще маленьким. Он услышал о том, что Тимур копает канавы и ищет своего сына. Мальчик догадался о том, что тот и есть его отец.

Однажды мальчик увидел в поле череп коня. Он сказал детям:

– Этот череп турпала коня5. Эх, имел бы я такого турпала коня! – запричитал мальчик. Он тоже, как и отец, был вещим.

После этого случая дети пришли к князю и сказали:

– Череп коня, который мы нашли в поле, твой пастух назвал черепом турпала коня.

Князь вызвал к себе мальчика и спросил:

– Разве ты можешь узнать турпала коня?

– Могу, – ответил сын Тимура.

Князь повел мальчика в табун своих коней и показал ему каждого из своих коней. Мальчик сказал, что среди них нет турпала коня.

Вдруг сын Тимура увидел человека, едущего на жеребенке. На поясе у этого всадника висела шашка с деревянной рукоятью. Мальчик сказал:

– Жеребенок, на котором едет тот всадник, и есть турпал конь, а его шашка сделана из стали, которая может перерубить железо любой толщины.

Князь купил у этого всадника жеребенка и шашку. Потом князь отправил жеребенка на пастбища в горы с тремя кобылицами.

Через год князь привел домой одну кобылицу и, зарезав ее, посмотрел в большую берцовую кость. В этой кости было много костного мозга шириною с шомпол ружья.

На второй год князь зарезал вторую кобылицу. Там был костный мозг толщиною с иголку.

На третий год князь привел третью кобылицу и, зарезав ее, посмотрел в кость – кость была без костного мозга, как литая.

– Теперь жеребенок подрос и окреп, – сказал мальчик и велел привести его.

Привели жеребца, но никто не мог усидеть на нем, кроме этого мальчика. Князь сделал в пятнадцать локтей высоты изгородь вокруг своего дома и отдал жеребца мальчику, чтобы тот объездил его.

Как-то раз сын Тимура, уже будучи юношей, сказал князью:

– Князь, я до сих пор делал для тебя много полезного. Скажи мне спасибо за все!

– Не делай мне подлости! – лишь успел крикнуть князь, как юноша перемахнул на коне через изгородь и ускакал.

Князь пустил за ним погоню. Когда за юношей скакали на конях, имевших длинные хвосты и гривы, юноша скакал против ветра. Когда скакали за ним на белых конях, юноша скакал по гравию. Когда же скакали на конях с белыми пятнами на лбу, юноша скакал навстречу солнцу. Погоня остановилась.

– Видим, что не нам поймать тебя, юноша. Но скажи, почему ты скакал против ветра, когда в погоню за тобой пускались на конях с пышними хвостами и гривами? По гравию - когда за тобой гнались на белых лошадях? И навстречу солнцу - когда за тобой гнались на конях с белыми пятнами на лбу? – спросил его один из тех, кто гнался за ним.

– Кони с большими хвостами и гривами не могут скакать быстро навстречу ветру, белые кони – по гравию, потому что копыта у них тонкие; кони с пятнами на лбах не могут скакать против солнца, потому что лобная кость тонкая и в мозг проникают солнечные лучи, – ответил юноша и ускакал от погони.

Был у князя смышленый человек. Когда люди князя не сумели поймать сына Тимура, этот человек сказал, что он мог бы его поймать. Тогда князь пустил за ним в погоню этого человека. Он настиг юношу в тот момент, когда тот только что въехал в реку. Он стал пускать стрелы в сына Тимура.

Хотя этот человек и догнал его, юноша понял, что тот ничего не смыслит в военном деле. Юноша сказал человеку:

– Если бы ты, столь удачно нагнавший меня, окунул свой лук в воду и после этого стал пускать в меня стрелы, то мог бы легко убить меня и моего коня.

Человек окунул свой лук в воду и стал натягивать тетиву, но мокрый лук тотчас же сломался.

Так юноша ускакал и от него.

А Тимур в это время ехал ему навстречу с войском. Все кони его войска заржали, когда увидели коня этого юноши.

В это утро Тимур дал своим воинам миску золота и перевел:

– Спросите у всех, сколько человек можно накормить один раз на это золото?

Воины вернулись с ответом к Тимуру:

– Одни говорят, что можно накормить шестьсот человек, другие говорят – шесть тысяч.

– Остался ли у вас хоть один человек, которого вы не спросили об этом? – спросил Тимур.

– Мы встретили в лесу одного юношу. Он отдыхал, положив под голову седло. Только его мы не спросили, – ответили воины.

Тимур послал воина спросить у этого юноши.

– На это золото в голодный год нельзя накормить и одного проголодавшегося человека, – ответил юноша.

– Он говорит ерунду, – решили воины и передали слова юноши Тимуру.

– Пойдите, приведите его, – сказал Тимур, поняв, что это и есть его сын.

С тех пор Тимур перестал рыть канавы .

В 1940 г. от жителя села Кантышево Абу Зурабова записал Хамзат Осмиев. Он же вместе с Х-Б. Муталиевым опубликовал в: «Г1алг1ай фольклор», Грозный, 1940 г.; Повторная публикация «Г1алг1ай фольклор». Записал Х. Осмиев. Грозный, 1959.

В те годы стать ханом орды имел право лишь потомок Чингисхана. Не будучи им, Тимур узурпировал власть. Поэтому в сказании имеется намек на то, что он был овцеводом.

Отношение к Тимуру у наших предков было противоречивым: с одной стороны он громил ненавистную Золотую Орду, с другой – сам являлся жестоким завоевателем.

1 Подобный мотив зафиксирован у армян.

2 Блуждание души в облике насекомого – распространенный мотив.

3 Коазашке – курган вблизи Долаково.

4 Истмале – Стамбул. «Тимуровы рвы» отмечают по всему Кавказу.

5 Тут возможно влияние тюрского сказочного богатырского коня Турпала.
Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments