Бунахо Бурсаговича знали многие, его даже приглашали к соседним народам.
Как-то раз у именитого дагестанского хана тяжело заболела мать, – все тело ее опухло. Сын приглашал известных врачей России и зарубежья, но никто не мог ее излечить. Прослышал хан, что в Ингушетии имеется именитый лекарь Бунхо и пригласил его. Прибыл он и увидел многих врачей, проводящих консилиум.
Не броско одетый скромный горец сидел безучастно. Не придя ни к чему, врачи удалились, хан спросил Бунхо, может ли он взяться за лечение его матери. Бунхо ответил: «Через три дня моего лечения я позволю тебе преподнести ей чашку чая». Хана одолевали сомнения, но находясь в безвыходном положении, разрешил лекарю заняться лечением. Бунхо начал свое лечение. Из носа и ушей старухи вылилось очень много гноя. На третий день она пришла в себя и уже пила чай из рук сына. Выздровела она, и хан стал предлагать много денег, драгоценностей, сколь душа лекаря пожелает. На что Бунхо ответил:
– Я не врачую за деньги. Если я буду брать плату за лечение, то Всевышний лишит мои руки целебных свойств1.
Кто-то из нашего брата попал в пожар и здорово обгорел. Бунхо излечил его какими-то травами и овечьим молоком. Но ни на голове ни на лице у него не осталось ни одного волоса.
Пошла сестра погорельца к Бунхо и попросила: «Позорно для мужчины не иметь на лице усов и бороды. Лечи его, кроме тебя никто нам не поможет».
Взял Бунхо древесный уголь, очертил им места усов, бороды, бровей и место волос на голове, а затем приступил к лечению. Вскоре на всех означенных местах стали рости волосы. Но и тут неизвестно, чем же он лечил этого юношу.
Известно, насколько является постыдным явление мужчины к роженице. Как-то шел Бунхо по одному из горных аулов и увидел опечаленную группу мужчин. Бунхо спросил о причине такой печали и старший из аульчан поведал: «Во-он в том доме находится роженица, которая никак разродиться не может. Со страха разбежались все женщины, вместе с повивальной бабкой. Женщина при смерти, не знаем, что и делать».
«Раз такое дело, надо выручать нашу сестру», – сказавши, Бунхо начал готовиться. Но тут муж роженицы взялся за кинжал, тем самым говоря, что он этого не позволит. Бунхо был очень сильным человеком. Скрутил он того мужа, привязал к дереву и, наказав присутствующим не развязывать его, вошел в дом. Зайдя, он ласково сказал: «Сестричка, я не мужчина, я и не женщина, поскольку тебе трудно, Бог послал к тебе лекаря, меня, и ты не должна меня стесняться!».
Сказавши это, он набросил свой башлык на лицо женщины и стал принимать роды. Родился мальчик. Вынеся его на свет, он сказал: «Видимо, из него вырастет такой же слабый мужчина, как и его отец. Все рождаются вперед головою, этот же шел ногами вперед, уперся и никак выходить не хотел. А теперь развяжите его отца и пусть он не дергается».
Когда того мужчину освободили, он со стыда выбежал за аул.
В одну из ночей Бунхо услышал, как на краю села стенает медведица. Прислушался он к ней и сказал: «Ее стенания напоминают крики матери по горю за сына. Надо ей помочь». Семья стала уговаривать его говоря, время уже заполночь, да к тому же ревет зверь лесной и чем ты ему поможешь?
– Да как же иначе? – воскликнув, сказал, – я обязан помочь! Он взял факел, пошел в лес и увидел стонущего медвежонка. Оказывается, он упал с груши и вывихнул свою лапу. Бунхо вставил ее на свое место2.
______________
Записал и опубликовал Султан Мерешков (см.: Мерешков С. А. Г1алг1ай этнографически лексика. Инг ГУ, 2007, с. 28-31).
1. По древним ингушским повериям, лекарь, берущий плату за лечение, на том свете будет варить в котле одну воду.
2. Вряд-ли какая-нибудь медведица допустит человека к своему медвежонку. Будет ли медведица просить помощи у людей? Вряд ли. Однако, наблюдались случаи, когда в безвыходном положении и дикое животное прибегало к помощи человека.