Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Category:

КУЛЬТ МЕРТВЫХ У ИНГУШЕЙ ЧАСТЬ 2


Соответственно эволюции религиозно-мировоззренческих представлений изменялись и способы захоронения покойников. У многих народов мира захоронения покойников «после растерзания зверями и птицами» происходили в виде «хранения их в мешках и корзинах». 1661 До наших дней сохранились легенды и предания многих кавказских народов о том, что старых немощных людей перед смертью уносили в корзинах в ущелье смерти, т.е. на кладбище. 1662 О таком варианте захоронения говорится, например, в сказке-были теркемейских азербайджанцев: «…сын посадил ее в корзину и отвез на арбе в густой лес. Сын поднял корзину с матерью, положил на землю и собрался уходить, но мать сказала: “Сынок, забери корзину. Она пригодится твоим сыновьямˮ. Сын понял, что его дети тоже могут с ним поступить так, как он обходится с нею. Он горько заплакал и повез мать обратно домой». 1663
Постепенно корзина, в том числе емкость, сделанная с помощью плетения, «стала ассоциироваться с домом мертвых». Общепризнанным является тот факт, что плетеные возки для снопов известны со времен энеолита. Точно также общераспространенным был обычай класть новорожденных в плетеные емкости. 1664 Так, сразу после рождения Дионис был положен в корзину, в которой носили первые плоды урожая, как все древнегреческие дети. 1665 В шумерийских гимнах рассказывается, как Таммуз сразу после рождения был положен в корзину, в которой приносили зерно с полей. 1666 Известный этнограф Кавказа Е.М. Шиллинг «заинтересовался старинными плетенными из прутьев цилиндрическими хозяйственными постройками, широко распространенными в этих местах и служившими в давние времена жилыми помещениями, впоследствии и кухнями», 1667 которые также были известны и среди ингушей (инг. доа – сапетка). «Каш», «кашшу» означало надгробие, могила у народов Шумера. Благодаря длительным контактам с половцами, у которых «кешена» обозначало «надгробное сооружение», слово «кешень» в XVI веке жители юга России также использовали в значении «каменное надгробие», 1668 «надгробный памятник, каменный или деревянный, особливо в виде строения, но не кладбище». 1669 Неслучайно и то, что плетенные из прутьев емкости называются кошуля, а плетеный закут для овец – кошара. 1670 Указанные термины морфемно и семантически аналогичны ингушскому термину «каш», которое означает жилище духов покойника, «каменное надгробное сооружение», «старинная крепость», «наземный склеп», «могила». В качестве следующей эволюционной формы погребения следует указать «колоду, выдолбленную из одного дерева, и его номенклатура – дерево, дуб и подобное говорят о том, что посмертным домом умершего представлялось дерево». 1671 Е.И. Крупнов, анализируя надземные склепы горной Ингушетии, отмечал: «Здесь в склепах встречаются покойники (чаще всего дети), положенные в деревянные колоды (гробы) и небольшие ящики (люльки)». 1672 Отметим, что ладьеобразная колода, много раз находимая в склепах осетин и ингушей, относится к аланской эпохе. 1673 В 1920–1930-х годах были обнаружены аналогичные захоронения IX–XII веков недалеко от селений Памат и Бигип, которые, к сожалению, до сих пор мало изучены. 1674 Учитывая существенные изменения этнической карты расселения ингушей после татаро-монгольского нашествия, особенно после ногайско-русско-кабардинского нашествия 1562 года под предводительством Темрюка, отмечаемые многими исследователями 1675 нельзя, анализируя культуру ингушей, ограничиваются территорией их проживания на момент описания. Политическая конъюнктура заставляла часть исследователей косвенным образом показывать принадлежность тех или иных материальных объектов культуры, например, в той же Северной Осетии к ингушскому наследию. «Нередко в истории Кавказа наблюдалась приписывание иронам обществ других северокавказских народов в политических целях». 1676 Так, например, исследователь памятников материальной культуры ингушей и осетин Л.П. Семенов отмечал аналогичность ингушских наземных склепов в селении Салги (урочище Магате) с осетинскими в селениях Даргавс, Кобан не только в основных архитектурных формах, но и в различных характерных деталях: и желтая окраска склепов, и одинаковое устройство лазов и их затворов, и просверленные плиты, вделанные в стену, и отпечатки рук на стенах, и глубокие ниши в полуподземных склепах и т.д. 1677 «В селении Саниба, – пишет Л.П. Семенов, − некоторые подземные склепы называют ингушскими. Ингушские фамилии Хаматхановых и Цуровых родиной своих предков считают селение Тменикау Тагаурского общества». 1678 Нередко захоронения представляли собой целые города мертвых: в современной Осетии − в селениях Даргавс, Джимара, Махческ, в Ингушетии − в селениях Фалхан, Салги. 1679 Памятники погребального характера делятся на три основные группы: подземные склепы, полуподземные и надземные, «называемые “кашамиˮ… к погребальным памятникам относятся также разного рода каменные ящики и грунтовые могилы». 1680 ождествлением связи земной и загробной жизни в представлениях ингушей связана была и необходимость строить жилища для покойников – «каши». «Подобные фамильные усыпальницы играют у ингушей… роль святыни. Всякий старался запастись ими для себя и своего потомства… Ингуши и теперь еще клянутся, произнося вместо имени Бога, название своих фамильных склепов» 1681(например: «са да вахача кашора» – «клянусь могилой моего отца»). Вертепов сообщает: «Загробный мир в их [ингушей] сознании является их будущим жилищем, поэтому вместе с покойником в могилу кладут все необходимые ему предметы: личные вещи, посуду, предметы домашнего обихода, люльку, музыкальный инструмент и т.д.» 1682 По сведениям Крупнова, «как в подземных, так и в полуподземных склепах обряд погребения совершенно одинаков. Умерших женщин и мужчин укладывали на полу рядами на спине, ногами к входу, с руками вытянутыми вдоль туловища или сложенными у пояса… обычный инвентарь этих погребений составляли предметы быта, оружие, украшения». 1683 Наиболее известными могильниками, состоявшими из подземных и полуподземных склепов, являются погребальные холмы у селений Шуан («Мох-де» или «Райский курган»), Салги (урочище «Магате») и Бишт (холм севернее селения). Широко известен археологический материал из подземных, полуподземных склепов в селениях Кяхк, Евлой, Тумгой, Дошхокле, Верхний Алкун, в окрестностях Галашки и Мужичи и др. В 1966 году под руководством кавказоведа В.И. Марковина были исследованы полуподземные склепы в с. Эгикал, оказавшиеся по инвентарю погребальными сооружениями эпохи бронзы (II тысячелетие до н.э.) 1684 Солнечные могильники (инг. маьлх кашамащ) – надземные склепы строились из камня в виде пирамиды с конусообразной крышей. «Внутри их сделаны одна или две полки, на которых клались покойники (либо, предчувствуя смерть, человек сам мог пойти в фамильный склеп, чтобы умереть. – П.А.). Если склеп принадлежал целой фамилии или сделан был для одного семейства, то он имел маленькую дверь, вроде окна, закладывающуюся неплотно камнями». 1685 И. Бларанберг дает интересное, особенно в свете символики нетленных частей тела человека (обладающих способностью самовоспроизводиться – волос, зубов, ногтей и костей), уточнение: «Эти склепы имеют с западной стороны небольшие отверстия — лазы, через которые втаскивают покойника, их затем закладывают камнями, к которым женщины привязывают (прикрепляют) свои косы». 1686 Есть свидетельство А.М. Шегрена, о том, что у ингушей Галгаевского, Джейрахского и Кистинского обществ бытовал обычай обрезания косы у вдовы. 1687 В данном обрядовом действе прослеживается мотив связывания нетленными частями человека, как символической нейтрализации портала между миром живых и солнечной страной мертвых. На основании вышеперечисленных фактов еще раз подтверждается базисная мировоззренческая установка о прямой взаимосвязи человеческих поколений (новорожденных и умирающих клали в корзины – показатель смены поколений), прослеживается обусловленность отношений мира живых и мира мертвых, через возможность возрождаться (корзины и хранилища для зерна, ритуальная пища – показатель плодородия).
Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments