Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

НАРТ ПАТАРЗ

В сказании «Семь сыновей вьюги. Ингушское предание» вершителем судеб мира и людей предстает верховный бог Тга (Ткъа - в современной транскрипции), названный Великим Нартом и обитающий на Казбеке - своей тронной горе. У него много всего, что необходимо людям, но он жаден и не желает поделиться с ними. Мало того, божество требует принесения себе человеческих жертв. Нормальные нарты приносят в жертву нартов - злых людоедов, но они истребляются. Обреченный на жертву нарт Курка (Куркъа — сын гордости), где смелостью, а где хитростью проникает в чертоги Ткъа и крадет у него овец, строительный материал и пр. Этот благодетель нартов заключается богом Тга в далекой пещере. Герой обречен на муки, но его утешает то, что нарты стали жить лучше. Из этого краткого пересказа виден т. н. «прометеевский сюжет», но также видно, что и верховный бог, и жители земли все являются нартами - предками ингушей. Их нарты не локализуются в рамках какой-то родоплеменной группы. Скорее всего, нарты напоминают древние воинские дружины, комплектовавшиеся по своим личным боевым качествам. Нередко в сказаниях можно слышать, что нарты то рыскают по небу, то возвращаются из походов. Место жительства нартов локализуется в двух древних ингушских центрах - в галгаевском обществе, в местности Саниба. В Даргаевском ущелье до сего дня сохранились склепы-некрополи, в которых, по указанию жителей, лежат кости ингушских нартов.

Вот некоторые нартские герои: Сеска Солса, Хамча, Патарза, Селий Пир1а, Орзми, Арш, Нясар, Жов-Бятар, Джанталг, Цок, Моаказ, Сятал, Майра, Болат и др. Номенклатура женских имен представлена более скупо, это: Села Сата, Мялха Аза и Жер-баба. Нартам противостоят многие враги: вампалы (великаны), Сармак-Сартал (дракон), ешап (страж мертвых), Гам (ведьма) и ее сподручный Овда, Гарбаш (великанша - людоедка), Неге (злой пришелец, великан); гномообразные существа: Пхагал-бяре (Заячий всадник), Бийдолг-бяре (с локоть и кулак), Накий лоха Боштолг (Накиев низенький Боштолг-годовалый козлик); свою роль в эпосе играют богатырские кони и оружие, звери и птицы, иногда - волшебные предметы.

Самыми главными героями Нартиады предстают Сеска Солса (Сосруко // Сосрыква, Сослан), Патарза (Батрадз) и Села Сата (Сатаней-гуаша, Сатана). Вокруг этих имен много споров в попытках их этимологизировать. Ингушский Сеска Солса - персонаж многосторонний и во многом загадочный. Он и предводитель нартской дружины, он и божество, которому возносились молитвы. В некоторых национальных версиях эпоса (абхазо-адыгских, осетинских) к этому герою двойственное отношение - при всей его положительности этого главного героя у них губят сами же нарты. В ингушском эпосе ничего подобного нет. Учитывая это и то, что в ингушском быту имело место поклонение этому герою, можно констатировать, что Солса является наиболее любимым героем ингушей. Конечно же, в сегодняшнем нашем понимании и за Солсой имеются грешки, но их оправдывает то, что древний идеал главного героя значительно отличался от современного идеала. Двойственность образа Сеска Солсы можно проследить по сказанию «Сеска Солса и Горжай». Прилежный и предельно мирный овцевод Горжай посредством жертвоприношений близок к богу и считает себя находящимся под его защитой. Сеска Солса с дружиною вознамерился угнать его отару. Но тут герой поступает странным образом - вместо того, чтобы внезапно осуществить свой замысел, Сеска Солса прилагает ряд усилий, чтобы вызвать Горжая на открытый бой, но пастух, уверенный в божьей защите, на эти провокации не поддается до тех пор, пока Сеска Солса не убил его любимую птицу, сидящую наверху башни. В открытом бою Сеска Солса побеждает. В давние времена любая добыча у ингушей называлась «фос». Однако в прошлом по воинскому этикету почетной считалась добыча, приобретенная в честном, открытом бою, потому она и имела свой отдельный термин «к1ай фос», т. е. «белая добыча». Как видно, Сеска Солса поступил согласно нормам ушедшего архаического общества. Здесь имеет место не обыкновенный грабеж, по понятиям нашего современного общества, а рыцарский и достойный похвалы поступок, согласующийся с идеалами эпохи «варварства». Попутно отметим, что следы приведенного сказания обнаруживаются в кумыкском фольклоре.

Рождение Сеска Солсы из камня - мотив, имеющий место в Нартиаде, а также и в фольклоре других народов, является параллелью древнеиранского мифа, связанного с личностью бога Михры (Митры). Затем Сеска Солса, словно железо, подвергается закалке, становится телом стальным. Уязвимы у него лишь глаза, потому что они при закалке в горне были прикрыты веками (у других северокавказцев уязвимым местом героя являются его колени). Рожденный из камня, а затем ставший телом стальным герой прозрачно намекает на эпоху смены каменного века веком металла (бронзы - железа). Таким же телом стальным становится и другой популярный герой ингушского эпоса Патарза, сын Хамчи. Древний палеокавказец, увидя воина, сплошь окутанного железными доспехами, легко мог прийти к выводу, что герой и телом является стальным.

Ингушский нарт Патарза ассоциируется как двойник Батрадза (у адыгов, осетин и др.). Несомненно, типологически это один герой, но разнятся они своим первым звуком в имени - «п», «б». Может возникнуть подозрение, что в ингушском языке имеет место оглушение «б» в «п». Это не так. Звук «б» в ингушском языке более продуктивен. К тому же имеется имя нарта Бятара. Чем же объяснить, что ингуши произносят не Батрадз, а Патарза? Представляется, что объяснение тут находится в самом ингушском языке: «петар» говорят ингуши про пух и про нательный волос; частица «за», приставляемая к концу слова, у ингушей обозначает отрицание. В результате Патарза имеет смысл «безволосый». Вполне вероятно, что таким его и считали древние. Ведь логично предположить: у героя, которого закаляли в горне, тело стало стальным, но безволосым, поскольку волосы выгорели.

Сравнительно с положительным (даже божественным) Сеска Солсой Патарза предстает временами и отрицательным персонажем (якобы из-за него исчезла благодать на земле). Как и Сеска Солса, Патарза свободно сообщается между земным и потусторонним мирами. Утренние и вечерние зори (восходящие к древнейшим понятиям «солнца мертвых») связывались с его именем и потому назывались «Свет Патарза». С космогонией этого героя сближает и то, что он, убив сармака-дракона, освобождает Солнце.
Subscribe

  • ВЫГОДА

    ВЫГОДА ингушский язык интерес сущ. *пайда (выгода) *терко (внимание) Ингусшкий язык пайда сущ. *выгода *доход *интерес (выгода) *польза *прибыль…

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments