Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

ЛЕКИ И ГЕЛЫ


Лезгины сегоднешние и леки/ лезги изначальные не один и тот же народ.. Гелы и леки которые контролировали Дербентские ворота, Дарьяльские ворота один пранахский народ.. 
Первые со временем могли частично стать частью сегодняшних лезгин и тд, вторые стать частью вейнахов.
я к тому, что J1, в составе ингушей, горных чеченцев имеет частью подобное происхождение..которое к лезгинам не имеет прямого отношения.?!
изначальные древние леки/лезги были близки к гелам, но учитывая историю сегодняшних лезгин, которые прожили под десятками завоевателями..."древние авторы, описывая албан, отмечают их высокий рост, светлые волосы и серые глаза (кавкасионский тип, широко представленный в Ингушетии, на Кавказе). Позднее на Восточный Кавказ проник другой тип - каспийский, значительно отличающий.."

1. гелы и леки совместно жили в Кавказской Албании( Дагестан, Азербаджан, восток Грузит), контролировали Дербентский проход/Каспийские ворота.
2. халды/цанары/гелы а значит возмо
жно и леки, под другими названиями
контролировали Дарьяльское ущелье.

Многие задаются вопросом, зачем нам нужна история халдеев?

Первое, чтобы избежать раскола в ингушском обществе, и между вейнахами.

Второе халдейская история позволяет нам понять, степень родства с грузинами, дагестанцами, кавказскими соседями..

Третье - халдейская история позволяет нам приблизится к тем великим истокам, о которых так загадочно не договаривали советские ученные историки - ...." если бы Вы знали свою историю и тд"

Четвертое - благодаря ингушской истории откроются многие страницы халдейского народа, за которым стоят письменные народы Месопотамии которые сохранили историю предков, но в цепи огромной инфо, утеряна Связь времен..

Вейнахам навязывается идея вечного и губительного спора, что первично "яйцо или курица" где присутствует мелкая политика близких соседей и частью за вязанная на не самой умной политики страны наследованной от истлевшего азиата Сталина..
Сегодня нашу реальность рисуют таким образом, где спорят чеченцы и ингуши.. 
дополнительно пытаются разыграть орстхойскую карту, где взрашивается засееное "полунамек зерно" советскими историками, где орстхой это чуть ли не ираноязычные аланы..
Понятно, что такую идею проталкивали наши поздние ираноязычные переселенцы ягнобцы, которые не только к нахским аланам, не имели отношение к аланам которые пользовались иранской и тюркской речью, но сегодня данную идею пытаются использовать и чеченские историки, считая таким образом развалить Ингушетию, а затем создать один нахчийский безымянный народ. Подобная фальшивка губительна для все вейнахов, потому как за ней стоит определенная политика.

Политика в истории вейнахов.
Историки Чечни, прилаживают неимоверные усилия, чтобы доказать, о восточном происхождении всех нахов, подразумевают конечно центром - Чечню, но получается Дагестан, поскольку он еще восточнее, да еще, для несведущих историю искажает термин "нахо-дагестанские языке", который можно скорее отнести к языкам Чечни и части ! Дагестана, так как в большом Дагестане присутствуют народы которые говорят, на языках: тюркской, иранской, славянской группы, и количественно достигают не менее 30%..из которых например кумыки из тюркской группы, также имели большое влияние на чеченцев.
Допустим название "нахо-дагестанские языки" не фикция, предположим что то общее было несколько тысяч лет назад, и дагестанские языки имели влияние в Чечне, но это не означает, что вейнахские языки имеют восточное происхождение с Дагестана.?! 
Данный термин придуман ученными для классификации.. а используется незримой политикой, которая ведет чеченских историков, в определенное направление, вопреки историческим фактам, логики и науки...
Чечня!, (а не Ингушетия) делится на западную и восточную, именно восточная Чечня и Дагестан объединяют Каяхентско-Хорочоевская культура.
Западная Чечня до реки Аргун и Ингушетия относится кобанской культуре. Западная Чечня, относительно Ингушетии, также подверглась сильному влиянию восточной дагестанской культуры, именно потому историки воссоздавали историю Чечни, на примере горной Ингушетии, что означает Ингушетия является неким эталоном некогда единой истории вейнахов.

Исторической Родиной вейнахов гелов, на Северном Кавказе, являются западные земли окружающие Дарьяльское ущелье, об этом свидетельствуют башни, склепы на территории Осетии... Теория восточного происхождения, вейнахов, скорее всего имеет политическую подоплеку, призванная закрепить в сознаний нахов, что Владикавказ, Джалат, и другие западные земли окружающие стратегическое ущелье принадлежали осетинам.
Нунуев С-Х "Горы Ингушетии – общее сакральное место для всего нахского этноса и для седого прошлого других народов Кавказа."
-------------------
История западного соседа - Хири 
Великая Кавказская стена и проникновение иранской культуры на Кавказ.
http://karachays.com/publ/61-1-0-379 
иранские сасаниды переселенцы на Кавказ
...,. "Ягнобский язык считается потомком древнего согдийского языка, одного из восточных его диалектов, уцелевшего от влияния персидского языка в отдалённой горной долине Памира (40) . Ягнобский и осетинский языки, существующие с 4-6 вв. н. э., в отдаленных географических территориях, на синхронном уровне существенно отличаются. Естественно, что осетинский язык, находясь в ареальном плане, резко отличается от остальных иранских языков, потому, как сильно подвергся значительному субстсубстратному и адстратному влиянию со стороны языков Кавказа, проявляющему в фонетике, морфологии и лексике. Горцы из Памира идеально подходили для охраны высокогорного (более 2.000 над уровнем моря) Дарьяльского прохода. 
Интересно, что ягнобцы и антропологически очень близки к современным осетинам. Головной указатель обоих этнических групп практически идентичен (42). Действительно, самоназвание осетин «ир», «ирон», которые свою страну называют иристон...."
"В своей монографии «Путевые заметки» Шёгрен пишет: «По моему представлению, осетины были, возможно, персидской колонией. Хайтов (47) тоже так думает. Он добавил еще, что осетины, так же как персы, имели обыкновение оставлять локон, спускающийся поверх виска. И так же оставляли прядь волос на задней части головы, тогда как вся голова выбрита. Он видел еще в юные годы, как осетины, как, впрочем, и русские, пользовались разрезом для рук в верхней одежде. В Куртатинской долине сохранились остатки каменной стены длиной в 1,5 версты, которые по традиции приписывались какому-то Schach (Шах)» (48

Родина Пророков - Родина Свободы.

Северная Месопотамия родина Халдеев примыкает к Армянскому нагорью, последний, входит в территорию южного Кавказа, где располагаются сегодня Армения, Грузия, Азербайджан, а через главный кавказский хребет, Северный Кавказ - с востока на запад, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкеск, Адыгея..

На данной территории почитался бог свободных халдеев, Хал/Г1ал...; 

Месопотамия бог Халди/Хал

--Южный Кавказ:

Армения/ Урарту бог Халди

Грузия / бог Халди

Азербаджан/Кавк. Албания Хал/Хал ба

--Северный Кавказ:

Дагестан бог Хал ба

Чечня бог Гал/Г1ал/Хал

Ингушетия бог Г1ал 

Осетия бог Галагон

Общеадыгский бог Тхьагъэлыгьы 

Карачаево-Балкарский бог Голу

Зададимся вопросом, почему из всех вышеперечисленных народов, только ингуши до 19 века продолжали с невиданным упорством верить в бога Г1ал..?

В горной Ингушетии, на хребте Ц1ей-лоам находится гора Гай комд (варианты Г1а, Галахой лоам, Гаьл-корт или Г1ал-корт) - гора с отметкой 3171м., являющаяся эквивалентом Мировой горы (Меру, Сумеру, Кайлас, Куньлунь). 

Геометрическая форма горы Г1ал-корт напоминает форму Головы.

Гора Г1ал-корт, божество Г1ал и святилище Г1ал-ерда находятся в Ингушетии,

Богу Г1ал, ингуши, поклонялись вплоть до 19 века, именем Г1ал, закреплен документ "договор с Россией."

Мир, за время ингушского заточения в горах, успел прийти к единобожию и вновь разделится на три течения, признавая единого бога Г1ал/Элох/Элохим/Аллах..?! После последних пророков Человечества, прошло тысячи лет, а ингуши продолжают с невероятной силой отстаивать веру в своего единого бога Г1ал(храм Г1ал-Ерда).... Нахские жрецы сотни лет находятся в изоляции, исчезает жреческая связь с миром, не самые умные сторонники новых религии, в Ингушетию засылают убийц жрецов, жгут древние книги. 

Мир не понимает ингушей, воспринимая язычниками, а ингуши не понимают мир, которые говорят о едином Боге, но разделены обрядами, формами, поднимая их выше бога?! Свободные ингуши называют бога Отцом - Д1ала, и общаются с ним на равных, они задаются вопросом, почему их соседи стоят на коленях , перед князьями, почему они на коленях перед богом, которого принято уважать как родного Отца Да..?! В ингушском преданий братья вернулись с неволи, вдохновленные новой религией, Старейшины отвергли братьев словами - " Вы постигли религию в рабстве"..

Победу свободных халдеев над тираном из Вавилона, воспевают в легендах, во всех мировых религиях, но в действительности мир разделен на слуг и господ, а значит победили потомки мифического Нимрода, потому пророки, священнослужители вынуждены объяснять веру новому сообществу людей, на понятных образах "господ и рабов". 

Вейнахам, в словарном запасе, которых, отсутствуют слова: "господин", "приказывать", трудно понять и принять, что мир изменился, где люди попросту перестали боятся божественных законов Эздел...которые и являются мерилом человеческого достоинства.

Понадобились, сотни лет, чтобы люди осознали весь скрытый смысл веры в Всевышнего, что заставило землян, заговорить о Свободе, демократии и достоинстве Человека.


ИНГУШСКИЙ ЯЗЫК ОТЕЦ КАВКАЗСКИХ ЯЗЫКОВ
Немецкий ий язык stüke, zeug "один, штука"
Ингушский язык цкъа: раз / Абазин.язык зак1ы "один"/ Ингушский язык цхьаъ: один 
Чеченский язык цхьаъ: один 
Ингушский язык цхьаккха: ничто
Аварский язык цо "один"
Ингушский язык цаI "один"
Аварский язык цIа "огонь"
Лакский язык ца "один"
Ингушский язык цIа "дом"
Ингушский язык цIи "огонь"
Табасаранский язык цIа "огонь"
Чеченский язык цIе "огонь"
Лакский язык цIу "огонь"
Адыгский язык зы "один"
Лезгинский язык сад "один"
Лезгинский язык цIай "огонь"
Рутульский язык цIай "огонь"
Ингушский язык цIай: праздник
Ацтеков язык (нахуатль) ce "один"
Арчинский язык оцI "огонь"
Осетин.язык фыццаг "первый"
Ингушский язык цхьалагIа: первый
Лезгинский язык сад лагьай "первый"
Ингушский язык ц1ера, ц1е: имя, огненный
Аварский язык ц1ар: имя
Адыгский язык ц1э "имя"
Лакский язык ц1а "имя"
Лезгинский язык т1вар "имя"
Ингушский язык одинаковый: вIаши тIара, цхьатарра
Ингушский язык цхьацца: поодиночке
Ингушский язык цхьаь вар: одинокий
Ингушский язык цхьан: одинаковый, вместе , сразу
Лезгинский язык санал "вместе"
Лезгинский язык санаг, сана "одно место"
Ингушский язык цхьаназаман: одновременный
Лезгинский язык санайни "ниоткуда"
Ингушский язык цхьанна а меттера: ниоткуда
Чеченский язык цхьанххьара а: неоткуда
Ингушский язык ниоткуда: цхьаннахьара а
Лезгинский язык санани "нигде"
Ингушский язык цхьаннахьа а: нигде
Чеченский язык цхьанххьа а: нигде 

Лакский язык цалчинмур "первый"
Ингушский язык цхьалагIа: первый
Чеченский язык цхьалг1а: первый
Лакский язык цал "раз" цалагу "хоть раз"
Ингушский язык цхьалчинмур "как у них"
Лакский язык цайн цала "сами себя"
Ингушский язык цхьан цала "вместе"
Лакский язык цава ца "одно и тоже"
Ингушский язык цхьаь ва "один"
Лакский язык цакьни "в тот день"
Ингушский язык цхьаккха а: какой (какой-нибудь, неопр.)
Лакский язык цач1у "вместе"
Ингуш.язык язык ц1ачу "один, какой-то"
Аварский язык тамаша: диво, диковина
Эрзянский язык тамаш: чудо 
Лакский язык тамаш: представление
Лакский язык тамаш бан: смотреть, любоваться 
Ингушский язык тамаш бан "удивлены" "ослеплены"
Лезгинский язык тамаша: зрелище, потеха, забава
Кумыкский язык тамаша: странный, удивительный 
Лезгинский язык тамашун: глазеть
Аварский язык тамашалъизе: удивиться 
Аварский язык г1аламалъизе "удивиться"
Ингушский язык Iалаьмате: гигант
Ингушский язык Iалам: природа
Карачаевский язык аламате: чудесный
Арабский язык ас-салам "мир" раббил аламийн (господь миров)
Иврит олемот "мир"
Эстонский язык olemos "природа"
Лезгинский язык аламат: чудо 
Осетинский язык аламает: чудо 
Ингушский язык 1аламат: чудо, диво 
Арабский язык салам: мир
Ингушский язык залам: хорошее здоровье
Ингушский язык заламат: 1 статная девушка, с крепким здоровьем, 2 |е| - имя жен.
Ингушский язык озалам: напряжение
Ингушский язык раг1: возвышеность, скирда, стог, горный хребет, скала
Чеченский язык раг1(rag’): невысокий горный хребет, скирда, стог
Ингушский язык раг1 "скала"
Английский язык rock "скала"
Испанский язык Roca "скала"
Лезгинский язык раг, чарх "скала"
Чеченский язык  глыба(c,xara): чхара
Аварский язык рукъ "дом"
Чечено-ингушский язык скирд, скирда, стог: раг1
Чеченский язык РāгIу ‘сарай, навес’. 
Ингушский язык рагI ‘сарай, скирда, стог сена; возвышенность, гребень
Древнегреческий язык rogos сарай
Русский язык рога 
аварский язык .рагъи ‘навес’, рагъу‘вход’, чам. диал.рагъи ‘балкон, веранда’, дарг. рягъи‘загон’, табасаран язык . рагъ`в // рагъ`у ‘гребень’ [5]. 
АРЧИНСКИЙ ЯЗЫК 
Арчинский язык мочIор "бородка" - межде "бородка" (эрг. п.)/ ингуш яз моч1хор, моч1хал подбородок/ моджа мож маж маджа борода
Арчин яз гьинц "теперь" -/ чечен яз х1инц "теперь" ханз, х1анц теперь
Арчин яз генук "яйцо" - генуккур "яйца"/ ингуш яз генар семечко/ чечен яз ген дерево/ ингуш яз гъана дерево, даль
Арчин яз к`артIи "голова мужчины"/ ингуш яз корта, керт "голова" Ингуш яз карт, корт, керта 'ограда"
Арчин яз `лекки "кость"/ ингуш яз лекъа "сухой"
Арчин яз быш`ор "мужчина"/ ингуш яз борша "бычок, мужчина"
Арчин яз астту "муж"/ ингуш яз астаг1 "хромой" / исти "женщина"
Арчин яз м`Iамырчи "лицо"/ ингуш яз меймар "подражать"
Арчин яз акъас "оставлять"/ ингуш яз акъас "брось"/ ингуш яз выт, вит "оставлять"
Арчин яз `кор "печь" - кор`ом "печи"/ ингуш яз кхарз жарить/ баттанеба, датта, батта "печь" Ингуш яз к1ур дым
Арчин яз хоIш`он "рубашка" -/ ингуш яз коч "рубашка"/ Праславянский яз коч коц княжеская одежда/ Прагерман.язык коч коц "плащ"
Арчин яз аршишту "арчинец" / ингуш яз агарш: погребальный костер/ингуш яз аьрш "гравий, щебень"/ арш "трон"/аршинг "чих"
Арчин яз нустту "зять" - нусттур "невестка"/ ингуш яз нус, нускал невеста/ нейц найц "зять"/
Арчин яз ссоб "рот" - ссыбот/ ингуш яз сибат "облик" "лицо"
Арчин яз ццIор "имя" / ингуш яз Ц1ер, ц1ар "имя" ц1араж "имена"
Арчин яз маIм "женская грудь" -/ ингуш яз мами "жен грудь"
Арчин яз эIх "щека"/ ингуш яз юхъ лицо
Арчин яз бел "лопата" -/ ингуш яз бел лопата/ ингуш яз белгало: знак, пометка, примета, черта
Арчин яз мейманак "обезьяна" -/ ингуш яз меймал обезьяна / мейма подражать
Арчин яз кIебекI "копейка" -/ ингуш яз кепигь копейка/ ингуш яз кIопилг шкатулка
: Арчин яз бухари "очаг" / ингуш яз байхар горячий/ боагари горящий/ бухари сломанный
Арчин яз хьIили "бычок"/ ингуш яз хал, хар, гал, уст, стур, стир, цоб, сирга, бух, бог1, шинар бык
Арчин яз перттукъ "шуба" -/ ингуш яз петар пух
Арчин яз хъаз "гусь"/ ингуш яз г1аж гусь/ чечен яз г1аз гусь
Арчин яз бархъ"солнце"./ ингуш яз барх восемь/ б1арг глаз
Арчин яз накъв"земля"/ ингуш яз накъ, никъ некъ дорога
+Арчин яз мухор"грудь"/ ингуш яз мух сало
Арчин яз цIере "огонь/ ингуш яз ц1ереж огонь
Арчин яз мелIеттиб"самцы"/ ингуш яз ма1ал мужское
Арчин яз би глагол действия/ ингуш яз би бой бяб беба бебац бебба бу бер бела делать делаю
Арчин яз истыкан стакан/ ингуш яз истака черпак/ готский яз стаклс кубок
Арчин яз сарси"песок"/ ингуш яз серса течь сыпаться /
Арчин яз кул"рука"кура руки/ ингуш яз ка, кулг кильг кар" рука, в руках"
Арчин яз ахъур"ноги"/ ингуш яз аха идти/ ахъур, уха, ихай "ходили" ухъар "ходят/ ингуш яз хода движение
Ингуш яз ихъаб, ахъар ходил/ дахад ушло/ вахав ушел
Арчин яз уштту "брат"/ ингуш яз юш йиш сестра/ вош брат/ уст баран, бык/ уствош свояк/ сес жен пол/ сесаг баба
Арчин яз доIздиа "дедушка" (дословно: "большой отец")/ ингуш яз даз-да, дез-да "тяжелый отец/ ингуш яз доуз дойз дайзав дейзар вовз войз вейза вийзар узнавать
Арчин яз мискинну/ ингуш яз миск бедный/ингуш яз мискингь: бедняжка.
арчин яз пырикат "покой/ингуш яз параг1ато" покой" сатем "покой"
Арчин яз вис, дис,бис, ис"мой"/ ингуш яз с ва/ с ба/ с да/ с йи мой / ингуш яз вис дис бис йс осаваться
Арчин яз 100 баIш/ингуш яз б1аь сто
Арчин яз иза1р 1000/ ингуш яз эзар 1000
Арчин яз ос один/ ингуш яз цхьа один
Арчин яз зон "я",/ ингуш яз аз я/ сон мне/ со я /
Арчин яз квири "кто?" и гьан "что?"./ ингуш яз мал "кто" фа, фад, хай "что"/ кхе вари "кто еще был?/ х1анна зачем
Арчин яз чIaIммус "жевать",/ ингуш яз ч1ам "вкус"
Арчин яз ви, ди, би, и "есть" - / ингуш яз в б д е й я есть / ва ба да я вы бы ды йи есть быть
Арчин яз вар, дар, бар, ар "делает"- бар, ар "делают"/ ингуш яз вар бар дар яр был, были, было/ вур бур дур юр "делают"
Арчин яз бос "сказать"/ ингуш яз боц буц биц сказать/ бос цвет
Арчин яз варчар убивает/ ингуш яз вуйр цур "убил он" / ингуш яз вуйча войча вийча убил
Арчин яз дать"лIус долIос / ингуш яз лу, далу" дать" да, хада "дай"
Арчин яз лIор дает/ ингуш яз лур дает
Арчин яз лIорги! "не давай!", / ингуш яз лугги даст
Арчин яз хор"находит" /ингуш яз кор находит
Лезгин.яз. гуьтIуь "узкий"/ ингуш.яз. Готт, Гутта "узкий"
лезгинский язык юкъ "средний"/ ингушский язык юкъ "средний"
лезгинский язык сур "старый"/ ингуш.яз. шер, шура "старый" "широкий"
Лезгинский язык гардан "шея" /ингушский язык хоардангъ "зоб" "горло"/ ингуш.яз. фоарт "шея"
Лезгинский язык кьуртI" - звук глотания/ ингушский язык курд "глоток"
Лезгинский язык нагагь "если"/ ингушский язык нагахь "если"/ чечен.яз.нагахь"если"/ аварский язык нагагь "если"
Лезгинский язык чIуру "плохой, злой"/ ингушский язык ч1ир "кровная месть"
Ингушский язык ц1ен "новый"/ рутульский язык цIиныд "новый" (инг.яз. ц1анди "обновить")/ агульский язык цIае "новый"/ лезгинский язык цIийи "новый"
лезгин.яз. гъуьр "мука"/ ингушский язык хъоар "мука"/ чечен.яз. дама "мука"/
ингушский язык дом "пыль"/ шведский язык дамма "пыль"/ чешский язык дым "пыль"
лезгин.яз. куьгьне "старый"/ ингушский язык къана "старый"/ ингуш.яз.къагаяне "сломалось"
Лезгин.яз. зейтун "олива"/ ингуш.яз. зайт "олива"
лезгин.яз. шефтели "персик"/ ингушский язык шапша "персик"
лезгин.яз. чух, чиш "моча"/ ингушский язык чиш "моча"
лезгинский язык халкь "народ"/ ингушский язык халкъ "народ"
табасаранский язык мархь "дождь"/ лезгинский язык марф "дождь"/чечен.яз. марх"облако"/ ингушский язык морх "облако"/ лакский язык мархалла "снег"
лезгинский язык гими "корабль"/ ингушский язык кема "корабль"/ ингуш.яз
кеман-дор "командир корабля"/ кеман-башха "капитан"/ кеман-кура "экипаж корабля"
лезгинский язык раг "солнце"/ ингушский язык раг "ход солнца"
Древненемецкий язык bezziro "лучший"
Ингушский язык беззиро "дорогой"
Ингушский язык безвар "любимый, дорогой, тяжелый"
Древнеисландский язык bezt "лучше всего"
Ингушский язык безийта "самый нужный"
Ингушский язык безам "желание, любовь, нужное"
Ингушский язык беза "дорогое, нужное"
Древнескандинавский язык beztr "наилучший"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments