Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Category:

СКИФЫ ГЕРОДОТА

Авхаты (Αυχαται) – скифский род, ведущий свое происхождение от Липоксая. Плиний среди народов, населяющих земли за Яксартом, называет эвхатов и котиеров, безусловно, тождественных авхатам и катиарам Геродота. Выдающийся советский археолог и историк Артамонов М.И. считал, что авхаты – это самоназвание скифов-пахарей.

Грантовский Э.А. высказал предположение, что паралаты, авхаты, катиары и траспии представляли собой не этнические, а сословно-кастовые группы скифского общества.Паралаты суть воины и цари, авхаты – жрецы, катиары и траспии – земледельцы и скотоводы. Д.С. Раевский считает обоснованным предположение Ж. Дюмезиля о том, что символика перечисленных в скифской легенде священных предметов отражает традиционное для индоиранских народов трехчастное социальное членение, причем плуг с ярмом являются символом общинников (земледельцев и скотоводов), секира – военной аристократии, а чаша – жречества.


АВХАТЫ СКИФЫ: Первые чечнецы и ингуши населявшие Аух(Хасав-Юрт) назывались Авхат по Геродоту(по чечн. 1авхат), более тысячу лет назад, они получили новое название Ауховцы(по чеч. Оув-Хой), но 600 лет назад другие чеченские племна прорываються в Аух, как аккинцы и карабулаки, все население получают новое название Арар-Аькхий.


первом десятилетии XVIII в. они активно действуют на всем Северо-Восточном Кавказе. В 1722 г. чеченцы вели военные действия против войск Петра I и нанесли поражение отрядам Ветерани у аула Эндери. «Поражение Ветерани, — пишет В. Потто, — живет ныне в преданиях кумыкского народа, которые говорят, что рейтеры Петра Великого были сброшены с кручи сильным натиском чеченцев» (21).

Знаменитый поход Петра Великого на Пeрсию был сорван чеченскими наездниками.

Территории современного Чеченского Ауха, на которых поселились аккинцы, нохчмахкахоевцы, шатойцы, шарой, ц1ечой, ч1еберлой были населены в древности нахским племенем Iавхар, о котором упоминал еще Геродот (V в. до н.э.) под названием авхат. Так что аккинцы и нохчмахкахоевцы, ц1ечовецы, пешхой, курчалой были не первыми чеченцами, освоившими эти земли Ауха-Пана Мохка.

Агары (Αγαροι) – скифское племя. У греческого историка Аппиана, в его книге “Митридатовы войны” находим: “Ухаживали за Митридатом агары, скифское племя, пользующиеся змеиным ядом для лечения и поэтому всегда бывшие при царе”. Имя народа агаров очевидно связано с именем известного царя скифов – Агара. Птолемей сообщает о реке Агар, впадающей в Меотийское озеро, а также о мысе Агар. Река Агар в настоящее время отождествляется с речкой Берда, впадающей в Азовское море у современного Бердянска. Эти географические наименования происходят от племенного имени агаров.

Аппиан. “Митридатовы войны” (88). По изд.: Аппиан. Римские войны. Из-во Алетейя. СПб., 1994; Птолемей “География”, книга ІІІ, гл. 5. По изд.: Латышев В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. 1948. № 2.



В разделе книги «Ахи, или аккинцы» привлекает внимание сообщение: «Они совершенно независимы, ими управляют выборные старейшины. Они враждуют с чеченцами и хевсурами. Говорят они на мычкизском диалекте, таком же, как пользуются галгаевцы». То, что язык горных аккинцев мало чем отличается от ингушского, отмечал и И. Ахриев (см. ссылку на него в труде Е. Крупнова «Средневековая Ингушетия»).

Агафирс – согласно легенде о происхождении скифов, рассказанной Геродоту понтийскими греками, Агафирс был старшим из трех сыновей Таргитая (Геракла), рожденных ему змееногой девой, обитающей в лесной стране под названием Гилея. Младших братьев звали Гелон и Скиф. От Агафирса впоследствии произошел народ агафирсов. Род Агафирсазаселил Прикарпатье, где проживали катиары-акатиры-агафирсы.

Акинак – короткий (40-60 см), железный скифский меч. Для скифов акинак являлся не только боевым оружием, но и олицетворением духа или бога войны. Геродот писал: “У скифов не в обычае воздвигать кумиры, алтари и храмы богам, кроме Ареса (бог войны у греков)… В каждой скифской области по округам воздвигнуты такие святилища Аресу: горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти в три стадии (>500 м!), в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка; три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ… На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса”. Мечи типа акинак использовались скифами, саками, массагетами, персами. Вероятно, что слово акинак, так же, как и сам меч имеют скифское происхождение. В согдийском и хорезмийском языках сохранилось слово kynk – меч.

Аккас (Ακκας) – это скифское имя дважды встречается в эпиграфике Боспора. Первая надпись, содержащая это имя, найдена в городе Мирмекий и датируется серединой IV в. до н.э. Вторично имя Аккас зафиксировано на надгробной надписи середины III в. до н.э. из Нимфея. Л. Згуста включил это имя в перечень варварских имен Северного Причерноморья, считая, что его “иранское” происхождение надежно установлено.


Какие нахуй иранцы? таджики чтоли? иранцы черножопые Скифы как викинги внешни.


Арар – река в Скифии. По свидетельству Геродота, река протекает через скифскую землю и впадает в Истр (Дунай).

Арга – имя молодой гиперборейской женщины, посещавшей со своей подругой Опис храм Аполлона в Делосе. В результате злодеяния обе девы были умерщвлены и захоронены на Делосе. Весьма вероятно скифское происхождение имени Арга в связи с очевидной его близостью с теониом Аргимпаса и с именем скифского царя Аргота.
Аргот – скифский царь. В 1999 г. в Неаполе Скифском (Палакии) была обнаружена надгробная надпись: “…многославному Арготу от повелителя Скифии…”. Гробница Аргота была воздвигнута Скилуром в 130-х годах до н.э. Местоположение гробницы прямо перед порталом царского дворца свидетельствует о том, что Скилур придавал этому монументу большое значение, чтя тем самым память своего выдающегося предшественника, сыгравшего, очевидно, немалую роль в жизни Скифской державы. Это дает основания предположить, что Аргот был царем Крымской Скифии непосредственно перед Скилуром

Арей (Арес) – так греки называли скифского бога войны. Геродот не сообщает, как сами скифы называли своего бога войны, может быть, по причине сходного произношения его имени по-гречески и по-скифски. Зато мы знаем, что только Арею скифы ставили кумиры в виде меча воткнутого в огромную кучу хвороста.
15:39:40
Ариант (Αριαντας) – скифский царь, по приказу которого изготовили огромный котел вместимостью 600 амфор. Этот котел был изготовлен из наконечников стрел, якобы для того, чтобы оценить число жителей в Скифии. Вот что об этом писал Геродот: “В этой местности (у верховий Гипаниса - Буга) стоит медный сосуд величиной, пожалуй, в шесть раз больше сосуда для смешения вина, который Павсаний, сын Клеомброта, велел посвятить богам и поставить у входа в Понт. Кто не видел этого сосуда, тому я его опишу: он свободно вмещает 600 амфор, а толщина этого скифского сосуда шесть пальцев. По словам местных жителей, сделан он из наконечников стрел. Один скифский царь, по имени Ариант, пожелал узнать численность скифов. Он приказал для этого всем скифам принести по одному наконечнику стрелы и каждому, кто не послушается, грозил смертью. Тогда скифы принесли такое множество наконечников, что царь решил воздвигнуть из них себе памятник: он повелел изготовить из наконечников этот медный сосуд и выставить в Эксампее”. По расчетам А.Н. Щеглова, для отливки котла указанных размеров скифам потребовалось от 3,5 до 15,5 миллионов наконечников.

Ариапиф (Αριαπειθης) – скифский царь, который правил скифами Побужья и Поднепровья с 490 по 470 г. до н.э. Возможно, что Ариапиф был сыном или внуком Идантирса. Ариапиф воевал с Тересом I, царем Фракии, затем женился на его дочери и имел от нее сына Октомасада. Старший сын Ариапифа – Скил родился от жены-истрянки. Третий сын Орик был от скифянки Опии. Ариапиф погиб сорокалетним в 470 г. до н.э. от рук Спаргапифа – царя агафирсов.

Аримы (Αριμοισι) – название этого киммерийского племени упоминается в гомеровской “Илиаде” (Hom. Il., 2, 783). Страбон локализовал их в Лидии. В ассирийских источниках XIII в. до н.э. упоминаются arima, в более поздних урартских источниках – arme. Этот киммерийский этноним включен в перечень скифских слов в силу несомненного родства причерноморских скифов с киммерийцами, а также из-за близости этого слова со скифскими словами арима и аримаспы.

Арпоксай (Αρποξαις) – средний сын Таргитая, родоначальник катиаров и траспиев. Геродот утверждал, что катиары входили в состав сколотов. В имени Арпоксай можно прочитать Арп, Карп (отсюда Карпаты). Катиары трансформировались в акатиров-агафирсов и заселили Прикарпатье. Род траспиев дал линию траспии-траки-фракийцы.

Арсаком – персонаж диалога Лукиана Самосатского “Токсариc или дружба”. Произведение Лукиана включает пять новелл, повествующих о скифской мужской дружбе и побратимстве. В одной из новелл главными героями выступают скифы Арсаком, Лонхат и Макент, связанные друг с другом клятвой побратимства. Арсаком, сын Марианта отправился к боспорскому царю Левканору для сбора дани. Увидев его дочь, он влюбился и решил посвататься. Однако она была отдана в жены более богатому и знатному… Посчитав себя кровно оскорбленным, Арсаком направился к своим друзьям – Макенту и Лонхату. “Он рассказал своим друзьям, как он был опозорен царем и осмеян на пиру… Итак, – сказал Макент, – как же нам поступить в настоящем случае? Разделим между собой дело мести, – ответил Лонхат. – Я обещаю Арсакому принести голову Левканора, а ты должен возвратить ему невесту…”.

Асар (Ασαρος) – скифское имя, которое было прочитано на стеле, найденной в гробнице в боспорском городе Нимфее. Надпись датируется второй половиной V в. до н.э., что исключает ее сарматское происхождение. Из надписи следует, что Асар был сыном Атака (Ασαρος Ατακεος). В.И. Абаев включил это имя в свой Указатель скифских имен и названий. Имя Асар можно также обнаружить в перечне Л. Згуста, куда он включал варварские имена Северного Причерноморья с надежной “иранской” этимологией. Фасмер указал на возможность происхождения этого имени из авестийского: sarah – голова.

Аспамизар (Ασπαμιθαρης) – скифское имя, прочитанное на надгробной плите III в. до н.э., найденной на развалинах некрополя Пантикапея. Л. Згуста включил это имя в перечень варварских причерноморских имен с надежной “иранской” этимологией. Он предположил, что это имя произошло от авест. aspa – лошадь.

Атей (Ατεας) – царь скифов, который на рубеже IV–V вв. до н. э. создал сильное скифское царство в нижнем Побужье и нижнем Подунавье. Атей родился в 429 г. до н.э. Завоевал области Фракии, лежащие за Истром и организовал скифское царство в Добрудже. По сообщению Помпея Трога, Атей обещал Филиппу, македонскому царю, усыновить его и сделать наследником Скифского царства, однако поссорившись с ним, заявил, что “ему не нужен наследник при жизни сына”. Может быть, в связи с этим, а скорее всего в силу других объективных причин, в конце своей жизни Атей много воевал с македонцами. Наконец, в 339 г. в возрасте 90 лет убит в сражении с македонским царем Филиппом. Существует мнение, что прах Атея покоится в известном “царском” кургане Чертомлык. Возможно, что один из сыновей Атея умер всего через десять лет после смерти отца. Это предположение основано на сообщении Арриана (Anabasis Alexandri IV 15, 1) о том, что во время посольства европейских скифов к Александру Македонскому в Среднюю Азию в 329/328 году, в Скифии скончался царь, и престол перешел к его брату. О.Н. Трубачев выдвинул версию, что имя Ατεας является эллинизированной записью индоиранского имени с основой “taya”.

Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога “Historiarum Philippicarum”. (IX, 2, 4) // Вестник древней истории. 1954. № 2. Переизд. в серии “Классики античности и средневековья”. М., Росспэн. 2005; Арриан. Поход Александра / Пер. М.Е. Сергеенко. – М., МИФ, 1993; Трубачев О.Н. О синдах и их языке // Вопросы языкознания. 1976. № 4.

Ahuwira – этим словом, по свидетельству Гесихия, европейские скифы обозначали понятия “ум”, “разум”, “мудрость”.

Борисфениты – так, по словам Геродота (IV, 18), греки из Ольвии называли своих соседей, скифов-земледельцев, живших в долине реки Борисфена. Этим скифам, занимающимся выращиванием зерна, принадлежала область “на три дня пути к востоку (от Борисфена) до реки Пантикап, а к северу – на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену”. Так повелось, что греки в метрополии стали называть город Ольвию Борисфеном из-за близости Ольвии к устью одноименной реки, а его жителей – борисфенитами. Далеко за пределами Северного Причерноморья стали известны следующие греки-борисфениты: философ-киник Бион Борисфенит (325-250 до н.э.), историк Посидоний Ольвиополит и географ Дионисий Ольвийский (III – нач. II в. до н.э.).

Геродот IV, 18; М. Скрижинская. Ольвиополиты и боспоряне в Афинах // Вестник древней истории. 2002. № 2. C. 133-143; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Пер. М.Л. Гаспарова, М., 1986.

Гелон – персонаж скифского генеалогического мифа. Брат Агафирса и Скифа, Гелон был сыном Геракла (идентичного Таргитаю) от его брака с змееногой девой – богиней-хранительницей скифской местности Гилея. Когда Гелон и его старший брат Агафирс достигли совершеннолетия, они были вынуждены покинуть Скифию, потому что не справились с испытаниями, предложенными их отцом, а именно, не сумели натянуть отцовский лук и опоясаться его поясом. Гелон, покинув родину, стал родоначальником народа гелонов.

Гелоны – соседи скифов. Во времена Геродота гелоны проживали в лесостепной зоне на правом берегу Танаиса. Геродот утверждал, что “гелоны изревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов. Говорят они частью на скифском языке, частью на эллинском”. При перечислении народов, живущих по соседству со скифами, Геродот ничем не выделяет гелонов, подразумевая тем самым, что численность и сила этого народа была сопоставима с силой и численностью, скажем, савроматов. На совещании царей, которое скифы созвали в преддверии войны с персами, царь гелонов участвовал на равных вместе с царями тавров, агафирсов, невров, андрофагов, меланхленов, будинов и савроматов. Все эти обстоятельства не позволяют согласиться с утверждением Геродота о том, что гелоны были потомками небольшой группы греческих колонистов, в силу неизвестных обстоятельств оказавшихся в глубинах Скифии. Нет, гелоны были многочисленным народом; сам их язык, по свидетельству Геродота, частично эллинский, а частично скифский говорит в пользу того, что гелоны оторвались от остального эллинского мира не более чем за 300-500 лет до того времени, в котором жил Геродот. Но тогда возникает вопрос: в силу каких обстоятельств на Дону появились эллины? На этот вопрос современная историческая наука не дает ответа. Свидетельство Геродота о существовании на Дону многочисленного народа, говорившего на искаженном греческом языке и строящего святилища эллинским богам
Tags: скифы
Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments