Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Category:

ОТЕЦ РУССКОЙ ХИРУРГИИ ПИРОГОВ О ЧЕЧЕНЦАХ

ОТЕЦ РУССКОЙ ХИРУРГИИ ПИРОГОВ В ЧЕЧНЕ

Никола́й Ива́нович Пирого́в — русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.
Пирогов разработал ряд совершенно новых приёмов, благодаря чему ему удавалось чаще, чем другим хирургам, избегать ампутации конечностей. Один из таких приёмов до настоящего времени называется «Операция Пирогова» (Н.И.Пирогов провел 10000 операций)

Известного врача,профессора, философа и экспериментатора Николая Пирогова справедливо называют отцом русской хирургии. На его счету - организация Красного Креста, применение первых гипсовых повязок и сотни других бесценных для общества открытий. Именно Николай Пирогов первым в истории медицины использовал наркоз для проведения хирургических операций в военно-полевых условиях. Однако, мало кто знает, что свои первые исследования в области полевой хирургии профессор проводил именно на Кавказе, где в то время шли постоянные военные действия.


В июле 1847 г. хирург с мировым именем Н.И. Пирогов принимает участие в осаде крепости Салты в Дагестане, где и применяет впервые в мировой практике эфирный наркоз в полевых условиях. Примечательно, что проездом в Салты Пирогов остановился в крепости Грозная, в которой провел ряд показательных операций и обнародовал результаты своих наблюдений в области горской народной медицины.

Так, в книге Кулебякина «Кунаки», вышедшей в 1913 году, рассказывается о том, как казака Фролова, сына майора гребенского полка, расположенного в Червленной, привезли в госпиталь. Ввиду гангрены, хирург решил ампутировать ногу казака, но отец и его кунаки - чеченцы забрали Власа домой, и чеченский лекарь Юсуп из Брагунов настоями из трав вылечил казака. Впоследствии, пораженный искусством горских лекарей Пирогов писал, что «азиятские врачи на Кавказе вылечивали такие наружные повреждения, которые, по мнению наших врачей, требовали отнятия членов». Утверждается также, что именно Н. Пирогов ампутировал ногу знаменитого наиба Шамиля - Байсангура Беноевского.

Писатель А.П. Кулебякин в рассказе «Кунаки» писал, что простые казаки и чеченцы дорожили дружбой и передавали её детям от поколения к поколению. В основу рассказа автор положил действительный случай, происшедший в 1846 году.



Молодой казак Влас Фролов из Червлённой был тяжело ранен в ногу. Рана загрязнилась и во избежание смерти врачи Грозненского госпиталя решили у него отрезать ногу. У Фроловых были давнишние кунаки чеченцы Эрисхановы. Узнав о тяжёлом положении Власа, кунак Эрисхан из с. Брагуны немедленно отправился в крепость Грозную.



К больному он приходил каждое утро и вечер. Узав о страданиях кунака, Эрисхан выкрал своего полумёртвого друга из госпиталя и отправился с ним в Червлённую. Друг Эрисхана искусный лекарь Юсуф после долгих бессонных ночей не только спас Власа от смерти, но и возвратил его в строй.



Когда опасность миновала, отец Власа Ефим отблагодарил своих кунаков, а Эрисхану сказал: «Ты мой верный друг!». Эрисхан крепко пожал руку Ефиму и с глубоким чувством ответил: «Спасибо, Ефим! Пусть это слово наши внуки скажут».

(Кулебякин А.П. Кунаки. – Записки Терского общества любителей казачьей старины. 1914 г., №2).

Сборнике сведений о Терской области» (1878 г.; выпуск 1, ее. 276,289, 290) ингушский просветитель Чах Ахриев в статье «Заметки об ингушах» приводит ужасающую трагедию, постигшую его народ: «...Неудивительно, также, что между ингушами всегда свирепствовалиэпидемические болезни, вроде чумы , от которой однажды вымерла половина населения. Об этой чуме в народе сохранилось еще свежее предание.Люди тогда в страхе разбегались и некому было хоронить умерших. Поэтому заболевшие, боясь, что тела их останутся непогребенными или будутсъедены хищными птицами, отправлялись умирать в каши, иногда целыми семействами. И действительно, во многих склепах можно еще видеть люльки с детскими скелетами и подле них - женские скелеты, там же можно найти всю домашнюю утварь, так как во время чумы ингуши сносили туда все ценные вещи...»


Трудно представить себе более ужасающую картину национального бедствия, когда за короткий срок половина населения погибает, когда одниубегают, побросав и близких и родной очаг в поисках спасения, где их также ждет неминуемая гибель, а другие сознательно идут к своему последнему обиталищу, где заживо себя хоронят. И так было. И не однажды.

дальше: « Из всех примеров их леченья, которые я собрал в бытность мою на Кавказе (некоторые из этих больных я сам наблюдал), видно,что азиятские врачи действуют по известным между нами принятым началам. Особенно замечательно лечение огнестрельных застарелых ран, соединенных с раздроблением кости пулею и с присутствием посторонних тел(пули, секвестры). Заслуживает внимания поведение и отношение лекаря к больным, обстановка и заботливость, которыми пострадавший окружался: «Начинается с того, что больной должен вынести всякое оружие из своей комнаты. Врач переселялся на несколько времени к нему. В отверстие раны вносится, как можно глубже, толстая из тряпки сделанная турунда, смоченная едким веществом, обыкновенно мышьяком, и оставляется там на несколько дней.»

«Наконец, когда рана от внесения турунды и действия едкого вещества значительно расширилась и показалось уже нагноение, врач вставляет в расширенное отверстие бараний рог и искусно всасывает им скопившийся в глубине гной, частицы омертвевшей кости и другие посторонние тела».

описаны случаи, когда, потеряв всякую надежду на излечение у себя,раненые из войсковых частей и из казачьих станиц отправлялись к чеченским лекарям. Следует отметить особо, что медики обеих воюющих сторон всегда оказывались добросовестными, достойными своего профессионального долга и, невзирая на сложные обстоятельства, проявляли гуманное отношение к страждующему.



Н.И.Пирогов по этому поводу пишет: «Ампутаций, как я уже сказал, азиятские врачи не делают. Были примеры, когда вовремя экспедиции неприязненные чеченцы, привозили в наш арьергард своих раненых, которым они считали нужным сделать ампутацию: наши врачи делали отнятие члена, а наши неприятели опять увозили своего раненого назад к себе».

.Пирогов ампутировал ногу знаменитому нашему земляку,наибу Шамиля Байсангуру Беноевскому.Как уже говорилось выше, Н.И.Пирогов проездом в Салты в середине 1847 года был в крепости Грозной. В книге А.П.Кулебякина «Кунаки», вышедшей в 1913 году во Владикавказе, рассказывается о том, как молодого казака Власа Фролова, сына майора гребенского полка, расположенного вЧервленной, раненого в боях с чеченцами в правую ногу и ниже левой темени, привезли в тот же госпиталь, где остановился Н.И.Пирогов... Ввиду начавшейся газовой гангрены (Антонов огонь), Н.И.Пирогов решил ампутировать у Власа Фролова ногу, но отец и его кунаки-чеченцы, несмотря на возражения Н.И.Пирогова забрали Власа домой и чеченский народный лекарь Юсуп из Брагунов все теми же едкими веществами и настоями из трав вылечил его.
Это отрицательное отношение горцев и казаков к ампутации конечностей нашло свое отражение и в повести Льва Николаевича Толстого «Казаки». Оленин беседует со стариком Ерошкой:

Кавказская экспедиция и методы лечения горских врачей убедили Н.И.Пирогова в том, что не следует проявлять при огнестрельных ранениях поспешности с ампутацией конечностей, и он изменил отношение к тогдашней концепции, выработанной им самим и такими всемирно известными хирургами как Ларрей, Перси, Хененн, Томсон, Герри, Лангенбек, Грефе.

Известно что у чеченцев издавна и широко применялись при лечении многих повреждений и заболеваний конечностей шкуры и курдюки только что убитых животных (коз, баранов). В шкуры заворачивали в старину ушибленные, воспаленные и переломанные конечности. Видимо тепло только что снятой щкуры, неподвижность и покой конечности, завернутой в нее, способствовали уменьшению болей, завершению воспалительного процесса. Это было чрезвычайно важно в догипсовый период, особенно при передвижениии необходимости перемещения пострадавшего. Это обстоятельство также не осталось без внимания Н.И,Пирогова; «При лечении свежих сложных переломов употребляется вместо неподвижной повязки шкура, снятая с барана,только что убитого. Весь член обертывается этой кожей, внутренняя сторона которой обращается к наружной поверхности тела. Повязка остается несколько недель без перемены, а шкура, высыхая на теле, образует род твердой и неподвижной коробки, в которой покоится страждущий член. Кожа,снятая со свежеубитого животного, употребляется обыкновенно с этой целью;иногда, однако (не азиятские врачи употребляют ее и как животную ванну.Наконец, курдюки (мешки с жиром, висящие у хвоста баранов) играют у них также важную роль в лечении наружних повреждений. Кусок курдюка вкладывается обыкновенно вместо корпии'в свежую рану».8
вершая экскурс о пребывании Н.И.Пирогова на Кавказе и знакомстве с горской народной медициной, приведем еще одну цитату из его указанной книги (с. 69): «Однако же я должен из любви к истине заметить, что, с одной стороны, многие из наших молодых врачей, посылаемых на Кавказ,еще не могли иметь достаточной опытности в искусстве, а, с другой стороны, некоторые из азиятских врачей(чеченцев), воспитанные в этом искусстве их отцами, действительно имеют большую наглядность и опытность в лечении огнестоельных ран».

ь, как и говорилось выше, искусство врачевания передавалось понаследству - от отца к сыну. Думается, здесь будет уместным сказать, что пребывание великого русского хирурга в Чечне увековечено мемориальной доской на здании лучевого отделения республиканской больницы со следующей надписью: «В этом здании располагался госпиталь, где в 1847 году проводил операции известный русский хирург Н.И.Пирогов».

Исследователь жизни и быта чеченского народа И.Пантюхов в своей работе «Движение населения у чеченцев (Кавказ, № 7 от 9 января 1901 г.)пишет: «Для лечения болезней в каждом ауле есть свои лекари. С давних воинственных времен особенно славятся (у чеченцев) хирурги. Кроме искусных перевязок ран и вправления вывихов, смелые чеченские хирурги делают даже трепанацию черепа. Для этого при ушибах и вдавлениях черепа, а иногда и просто при беспокойных головных болях хирурги особенным долотом выскабливают череп до самых оболочек мозга».

Другой известный исследователь И. Пантюхов считает, что греки в отношении медицины многое позаимствовали у ингушей на Кавказе.

Ингушские лекари умели лечить ожоги. Для этого они собирали овечье молоко в большой котёл и варили его пока 1/3 не испарится, а когда масса эта достигала температуры тела, туда окунали пораженные части тела.

Свидетельством умения ингушских лекарей делать сложные операции, вправлять вывихи, лечить переломы, а также огнестрельные и другие ранения являются, обнаруженные в склепах черепа с явными следами трепанации, кости со следами излеченных переломов.

Ингушские лекари умели обеззараживать хирургический инструмент с помощью огня и солевого раствора. Был у них специальный фитиль из материи, в которую заворачивали соль, пропитанную маслом. Фитиль зажигали, и инструмент готовили к операции. Выше перечисленные хирургические инструменты перед операцией выдерживали в солевом растворе.

По рассказу того же чеченского писателя Х.Д.Ошаева искусством трепанации черепа обладали многие майстинские врачи, в том числе Ио Бачашвили (майстинец, переселившийся в Грузию). От ас в рассказал мне детали проводимых ими трепанаций, свидетелем которых был он сам. Он же рассказывал, как в 1930 году в ущелье Малхесты в средневековом некрополе «Цайпхеда», состоящем из надземных склепов, носящих название «Маьялхи- каш» - солнечный могильник, обнаружил на черепах явные следы трепанации. Это говорит о том, что искусство трепанации чеченским лекарям было известно не менее 300 лет назад. Археолог В.И.Марковин относит .этот некрополь к позднему средневековью (см. сборник «Древности Чечено-Ингушетии»).

заседании императорского Кавказского медицинского общества 1февраля 1873 года (протокол № 20) Н.П.Ситевский демонстрировал ряд лекарственных веществ, употребляемых «туземными» знахарями на Кавказе,среди которых плоды, семена, коренья, разные глины, травы, применяемыепри поносах, рези в желудке, переломах, опухолях воспалительного характера, различных кожных высыпаниях и т.д. Здесь же сказано, что Н.П.Ситевский просил разрешения этого общества, отправляясь на Венскую всемирную выставку в качестве представителя Кавказского отдела, о помещении на выставке «... сортимента лекарственных веществ наичаще употребляемых «туземными знахарями на Кавказе». Эти предложения Н.П.Ситевского были «приняты обществом с благодарностью».
Tags: ингуши, чеченцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments