Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Category:

КОДЕКС ЭЗДЕЛ :НЕПИСАНЫЕ ЗАКОНЫ ИНГУШЕЙ


Свод неписанных правил ингушской этики "Гlалгlай эздел", по которым строит свой мир ингушский народ - это образ жизни и образ мышления, мироощущение и нравственность, это строгое следование традициям своих предков.

Иногда удивляешься, как же так, в республике, где столь много красивых обычаев, где так высоко ценится почитание взрослого поколения, уважение младших, а народ вечно жалуется на отсутствие этой этики у людей. Приведу пример: Один ингуш, заключенный в тюрьму, поведал своим сокамерникам обо всех запретах, которые сопровождают ингуша от рождения и до смерти. И кто-то из участников беседы воскликнул: «Так зачем же тебя посадили сюда, если там, на воле, у тебя столько запретов?» Так и в нашем случае. Прекрасные законы, уважение, почитание и все равно ты не чувствуешь себя благоприятно в том месте где с этим должны жить. Где это должно быть законом, пусть и не писанным. Можно смело утверждать, что цель запретов – идеальна. Она хотя и ограничивает свободу, но не дает основной массе народа переходить границы дозволенного. Думаю, что основной причиной настроения наших людей и является наш незаметный переход этой границы.

Наши законы основаны на уважении и почитании окружающих его людей, от мала до велика. Чтобы в полной мере научиться уважать других, надо научиться уважать себя и начинать это нужно со своей семьи. Кто уважит тебя, если не твои младшие члены семьи!? У почтенного старца спросили, как тот добился такого авторитета? Тот ответил: «Первой меня уважала жена, затем – дети, затем – соседи, жители села, потом и люди со всего края».Нам не позволительно следующее:
-нельзя сидеть младшим когда сидят взрослые;
-нельзя говорить младшим когда говорят взрослые;
-нельзя стоять перед взрослыми без головного убора;
-нельзя переходить дорогу старшему;
- нельзя сидеть в общественном транспорте, когда рядом стоит старший;
-обязательно встают, когда заходит старший, и не только старший, а любому кто заходит в помещение;
-нельзя зятю видеться с родителями жены; (кстати, этот закон очень нравится жителям различных регионов России) Этот закон в первую очередь показывает уважительную позицию по отношению к родителям жены и желание ингушей сохранить нормы народного этикета и не рисковать. Сидение за одним столом, совместное распитие горячительных напитков может привести к нештатным ситуациям, скандалам и даже мордобою. Как это допустимо: ругаться с родителями жены? Что может быть унизительнее этого?

- Снохе запрещено сидеть при свекре, тем более кушать при нем. Она не может приласкать своего ребенка при родителях мужа. Кстати, и отцу возбраняется брать ребенка на руки в присутствии родителей.
- нельзя пить и курить, а при определенных обстоятельствах даже сидеть при отце и матери, перед старшими братьями и близкими родственниками. Многие этого не делают даже в присутствии старших по возрасту людей, не состоящих в родстве.

- Нельзя родителям ссориться при детях. Сегодня мало кто придерживается этого закона. Нередко дети становятся свидетелями грубых разборок своих родителей, вследствие чего начинают принимать одну из сторон (конечно же сторону матери), а в последствии, если же мать еще и в мельчайших подробностях перескажет причину разногласия с их отцом, то у детей невольно возникает чувство ненависти к отцу. Мать же, в свою очередь, не понимает, что она наносит глубокую рану в детскую, не окрепшую душу своего ребенка. При этом, не понимая, что бывших отцов не бывает, бывают бывшие жены.

- Строжайше запрещено зариться на чужую собственность. Невольно вспоминается случай, который мне рассказал очень интересный собеседник. У одного старика состарилась лошадь. Разумеется, до того как одряхлеть, это животное было молодым и игривым конем. Но всему приходит конец. Старик поступил так, как поступили его далекие предки: отвел лошадь за село, снял уздечку и отпустил на все четыре стороны. А это значит, что старик отказался от своей частной собственности.

Молодые люди, жившие в соседнем селе, отловили лошадь, отвели в укромное место, зарезали, освежевали и пустили мясо на колбасу. Узнав об этом, бывший владелец вычислил воров, развил народную дипломатию до такой степени, что конокрады были вынуждены купить молодого коня. Люди намекнули: а отказ-то был. На что старик ответил: «Трогать можно только свою жену и пуговицу на вороте рубашки, которую забыл застегнуть».
Не правда ли, нам есть чем гордиться?!

У нас нет Дома для престарелых, у нас нет Детских домов. Поэтому поводу приведу в пример высказывание В. Соловьева о нашем народе: «Не пьет там народ! И рождаемость там высокая. И детей брошенных как у нас нет, и стариков своих не бросают!» Видите, сколько у нас запретов, но часто случается, что их нарушают. Особенно это бывает тогда, когда молодые люди уезжают за пределы родной республики. Печальным фактом в последнее время становится и то, что нарушают эти законы и люди, которые находятся на территории нашей республики, люди с которыми мы встречаемся каждый день. Если вы хотите остановить не в меру пылкого земляка, напомните ему о кодексе народных законов. Под напором таких аргументов он, скорее всего, не устоит, устыдится, образумится. По крайней мере, хотелось бы в это верить!

Успокаивает и вселяет надежду то, что подавляющее большинство из нас не потеряло интерес к отсчету времени, соблюдает нравственные ориентиры, отстаивает честь и достоинство, соблюдает запреты, установленные предками. Не писанные народные законы даже строже тех, что вошли в уголовный кодекс. Кодекс наших законов можно смело назвать КОДЕКСОМ ЧЕСТИ и ДОСТОИНСТВА! За деньги можно купить лишь товар, а честь и достоинство здесь никогда не считали товаром. Если чести и достоинства у человека нет, он совсем ничего не стоит, если есть – он бесценен. К большому сожалению, время немного поменяло эти понятия.

Шелест денежных купюр для многих оказался главнее предостережений мудрецов. Но еще много тех, кто уверен, что деньги можно добыть и потратить. А вот честь – с нею рождаются! Так почему же у нашего народа, у которого есть законы по которым жили наши предки, из столетия в столетие передававшиеся как ценное сокровище, законы, которым по сей день удивляются другие народы, исчезают из поля их зрения?


В ГОСТЯХ У ЧЕЧЕНЦЕВ

Старших надо уважать. Чужого не брать. Не воровать. Вести себя как следует». О правилах, ставших образом жизни – в репортаже Марины Ахмедовой из Чечни

Человек, не знакомый с традициями воспитания детей в Чечне, многое из увиденного может принять за жестокость. Но стоит войти в тот круг обстоятельств, по которому проживает жизнь каждый чеченец, чтобы понять: корень традиций сидит глубоко, и посажен он там, где когда-то хотели взрастить свободу, дисциплину и самоконтроль.

Говорит Ваха чеченец: Я воспитал восемь сыновей и одну дочку, и никто не видел, чтобы я кого-нибудь из них на руки брал.
традиция наша не позволяет брать своего ребенка на руки в присутствии старших мужчин. Как «почему возникла такая традиция»?
Чтобы отвечать на такие вопросы, нужно поднять всю историю чеченского народа до старых времен!
Нельзя называть жену по имени. И жена не имеет права мужа по имени звать. Так никто из чеченцев не делает. А если делает, то люди, услышав, удивляются даже. Нельзя. Личное должно оставаться личным. Это не мною придумано. Так у нас сроду заведено. Сроду заведено…
Ваха, опустив голову, рассматривает узоры на лежащем под его ногами ковре. Вспоминает, как в тридцать седьмом расстреляли его отца и дядю. Тех забрали из дома ночью, и они ушли, зная, что больше не вернутся, «не моргнув глазом и не показав на лице ни одной эмоции».
Только один раз в жизни я плакал, - говорит Ваха, и его старые глаза увлажняются. – Когда в ссылке в Казахстане умерла моя мать. В бедности, в нищете. Мне было двадцать лет. Я стеснялся плакать, но что делать – все равно заплакал. День смерти матери – единственный день в жизни чеченца, когда ему разрешается плакать.
Вахе – восемьдесят пять. Он помнит все. По одной его истории, начиная от рождения и до этого дня, можно составить летопись чеченского народа новейших времен. Но и Ваха не может объяснить происхождение национальных традиций в воспитании детей, он лишь точно знает, как это надо делать.
Отец меня научил быть настоящим чеченцем, - говорит Арби. – Значит, быть вежливым, культурным, старших уважать
Он не боролся с неправильными людьми, не обижал их, он старался из неправильных сделать хороших. Он ходил по улицам, собирал подростков, тренировал. Сейчас многие из них достигли всего в жизни – через спорт и закалку… А потому что отца его родители скинули с поезда по дороге в ссылку, в Казахстан. Ситуация была такая – люди в вагонах от болезней умирали. КГБшники подобрали его на вокзале и отправили в Москву. Там он воровал картошку и жил в телефонной будке. Знаете будку возле зоопарка на улице 1905 года? Вот в ней. Там его подобрал русский тренер. Когда проводился всесоюзный турнир по вольной борьбе, отец должен был принять в нем участие. Он ждал в будке автобуса, а когда тот подъехал, отец так замерз, что ему пришлось растирать руки и ноги, чтобы добежать до него. Такая у него была сила воли. Он попал на турнир, занял первое место, собрал свои вещи и хотел уйти. Русские тренеры его остановили – «Ты кто? Ты куда?». «Я – чеченец. Я на родину возвращаюсь – в Чечню». Тренеры говорят – «Мы не хотим, чтобы ты уехал в Чечню и там рассказывал, какие мы, русские, плохие». «Я не из-за этого уезжаю. Просто домой хочу». Но они все равно его уговорили остаться, дали ему комнату в общежитии. Он стал тренером сборной СССР. До войны он был министром спорта Чечни. Он всю жизнь подбирал подростков, потому что знал, каково это – жить на улице… Я забыл, как он своих родителей нашел. Простите, у меня с головой сейчас чуть-чуть не то… Я же отца своего вчера хоронил. Я отца своего закапывал вчера… Только мужчины в Чечне через это проходят, женщины – нет. Потом я выбросил лопату, просто больше не смог сыпать землю на него… Что я сейчас чувствую? Я чувствую, что я вчера закапывал своего отца.
Приемам борьбы может научить каждый, - говорит мужчина. – А тому, чему учил Дэги, так хорошо научит не каждый. А учил он уважать старших и труд. — У нас в семьях детей не бьют, - говорит этнограф Саид-Магомед Хасиев. – Бить детей – последнее дело. Есть такая пословица – «Из жеребенка, которого били по голове, не вырастет скакун». Ну, вы сами подумайте – откуда в мужчине возьмется яхь, если его в детстве били? Яхь у чеченцев – это мужская честь, достоинство. Если мальчика бить, он вырастит пугливым. А пугливый мужчина – уже не человек. Мы, чеченцы, считаем, что если мужчина раз струсил, испугался, то он становится очень кровожадным. Почему? А вот потому, что когда человек трусит, ему потом хочется отомстить кому-нибудь более слабому за свою трусость
Если бы вы перенеслись во времени и зашли в наш старый сельский дом, в котором я жил, когда еще был мальчиком, вы бы увидели, что отец со мной почти не разговаривал. Все поручения он передавал через мать. За всю жизнь отец мне и десяти слов не сказал. Как это я не знал, выходит, своего отца?! Конечно, я его знал… Но у нас, у чеченцев, не слова важны, важны – поступки. Мой отец, кроме нас, воспитывал еще детей, родители которых умерли от голода.

Яхь – тяжелое бремя, данное чеченцу от рождения, и потому он, насколько хватает терпения у него, уступает другому – лишь бы не разгорелся спор.
Так же в чеченском доме вы не услышите, как отец отдает распоряжение дочери. Все распоряжения он передает через мать. Например, если отцу не нравится, как оделась дочь, он не сможет ей сказать об этом напрямую – традиции такого не дозволяют.
Вы, наверное, слышали историю о том, как мальчик падал с обрыва, зацепился за край, а отец, увидев приближающегося к нему старика, вынужден был наступить сыну на руки и ждать, пока старик пройдет мимо? – говорит он, а старая мать прерывает его, быстро говоря что-то на чеченском. – Мать рассказывает, что такой же случай произошел и с ней – когда ей было два года, она упала в горную реку, и та ее понесла. А ее мать постеснялась броситься за ней потому, что рядом стоял старший брат мужа. Получается, ее чуть совсем не унесло, но дядя в итоге бросился за ней и спас. Потом он отругал ее мать за то, что не спасала своего ребенка, но в душе ему очень понравилось поведение снохи, понравилось, насколько она уважает его.
У нас так не принято, чтобы муж и жена спали в одной комнате. Не знаю, каким путем мы рождались… Но родители не должны уходить вечером в отдельную спальню перед детьми, особенно если те начинают взрослеть.
Tags: законы, эздел, яхь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments