Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

Праздник общеингушского божества Галь-Ерды

Праздник общеингушского божества Галь-Ерды:

Дважды в год - зимой и летом (во время сенокоса) - проводился данный праздник. В жертву приносили коз и даже коров.Галь-Ерды был покровителем всех скотоводческих племен. Почитание Галь-Ерды считалось священным. Особым почитанием пользовался Галь-Ерды в Джейрахском ущелье. Значимость Галь-Ерды была столь важной, что его именем клялись вплоть до начала 19 в.
Поминальные скачки у храма Альби-Ерды
Согласно легенде, записанной этнографом Албастом Тутаевым, в Галгаевском обществе некогда жил Альберт, сын Шоа, известный человек во всем обществе. Он знал несколько языков, славился как хороший наездник, искусный стрелок. Имел хорошее национально-традиционное воспитание того времени. Было у него три сына - Эги, Хамхи, Таргим.
После смерти отца старший сын Эги остался жить в Эги-Кале, стредний брат Хамхо пересилился выше от Эги-Кала и на холме основал свой аул Хамхи, а младший Таргим на правом берегу реки Ассы основал аул Таргим. Прах отца Альберта перенесли в склеп Альби-Ерды, построенный на его земле - таргимской. От склепа в три стороны открывается панорама сел: Эгикал, Таргим и Хамхи.
Долгие годы наследники Альберта устраивали богатое поминальное угощение, проводили скачки. Слух о смерти кого-либо в горах разносился быстро. Отношение к памяти умершего у ингушей всегда было свято, а умерший по их представлениям нуждался во всем, что нужно человеку при жизни. Высшей ценностью горца являлась лошадь. Лучшую лошадь посвящали покойнику.
Для достойного проведения скачек, по словам Ч. Ахриева, родственники умершего резали скот, готовили пиво и араку, готовили горский костюм для приза - черкеску, бешмет, башлык. Выбирали лошадей и отправляли их за день до поминок в дальний аул. На следующий день, рано утром, они выезжали в обратный путь. Сначала ехали шагом, а когда оставалось верст 15 до аула, где проходили поминки, пускали лошадей во весь опор. Бывали дистанции в десятки километров. Лошади сильно утомлялись. Еще до прибытия скачущих лошадей родственники покойника ставили мишени и тот, кто попадал из ружья в цель, получал приз. Для хозяина первой прискакавшей лошади давали черкеску, для второй бешмет, для третье бешмет и ноговицы. Здесь разыгрывались «оружие, лошади, сбруи и одежда» умершего. Обязательным условием во время розыгрыша приза «кинжала» являлись элементы джигитовки с кинжалом в зубах. В середине 19 в. джигитовка больше проводилась с целью развлечения многочисленных зрителей. Джигитовка могла проводиться в продолжение часа.
Затем победители каждый отдельно подводили свою лошадь к старику, который умел посвящать ее покойному. Старик держал в одной руке чашу пива, в другой - три чурека и кусок баранины, и начинал говорить, что хозяин этой лошади «позволяет» покойнику, в честь которого устроена была скачка, свободно ездить на этой лошади на том свете куда угодно. И заставлял лошадь пить пиво. Хозяину же ее он отдавал кусок бранины и три чурека.
Чем богаче и прославленнее был умерший, тем больше было желающих принять участие в скачках.
Subscribe

  • АРЧИНСКИЙ ЯЗЫК

    Арчинцы-численность в России, в соответствии с переписью 2010 года, — 12 человек Этот язык настолько уникален. В нем столько звуков, алфавит…

  • ТОТЕМ МЕДВЕДЯ

    Аварский язык: ci: медведь Чадаколоб: ši: медведь Андийский: seji: медведь Ахвахский: šĩ: медведь Чамалинский: sehĩ: медведь Тиндинский: sī̃:…

  • ПАМЯТЬ

    ПАМЯТЬ: это способность к накоплению (запоминанию) хранению и воспроизведению опыта и информации. Происходит от праслав. *pamętь, от кот. в числе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments