Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Праздник Тамаж-Ерды

Праздник Тамаж-Ерды:

После моления на Столовой горе, в середине июня в селении Хули проводился праздник патрона Тамаж-Ерды. Тамаж-Ерды изображали святым существом маленького роста, сидящим верхом на коне, величиной с козленка. Перед праздником люди должны были провести ночь в пещере на горе.
Этому празднику предшествовали те же сборы, как и на Маьтцели. Каждый нес с собой продукты, останавливаясь только чтобы поужинать. По пути зажигали свечи и ставили их на сложенных камнях. Люди верили, что в этот праздник к ним явится святой и объявит судьбу целого народа и покарает тех, кто совершил преступления. После еды и танцев выше к пещере поднимались по узкой тропинке. Шли поочередно мужчина-девушка длинной вереницей. Те, кто первыми поднимались к пещере с песнями встречали народ. Целую ночь народ проводил в танцах. В пещере все обряды исполнялись до проникновения в нее солнечного луча.

Во всех обрядах важную миссию выполнял жрец. Считалось, что жрец должен быть красивым, здоровым, так как он служит посредником между Божеством и людьми. Он освящал жертвоприношения. Нередко жрецы были ясновидящими.
Языческий период у ингушей длился не одно тысячелетие. Ингуши приняли ислам в середине 19 в. еще в 1846 г. в сознании ингушей было относительное равновесие между тремя религиями: языческой, христианской и мусульманской.
В 1906 г. в «Терских ведомостях» писали: «Последний жрец у ингушей из селения Шуан заменил жреческую белую одежду на зеленый халат и феску хаджи и спокойно доживает свои дни убежденным магометанином».
Это был Эльмарза-Хаджи Хаутиев. Личность простая и сложная, земная и загадочно-космическая. Родился Элмарз в ауле Шоан в 1766 году, прожил 157 лет, захватив три века. Он имел авторитет и огромное влияние среди ингушей, его убили. Он был жрецом Шоанского ущелья на протяжении 80 лет. Элмарз продолжал соблюдать древние обряды и после принятия ингушами ислама. И только в 1873 году, замуровав свой священный флаг в стены святилища, долго молился, просил прощения и у древних богов, которым служил, удалился в потайную пещеру и пробыл сорок дней в совершенном одиночестве. Он ничего не ел и только пил студеную родниковую воду. Ему было 117 лет. Выйдя из пещеры, Элмарз объявил народу, что принимает ислам. «Связь времен исчезла навсегда, похоронив знания древних», - говорил Эльмарз. - Ему доступна лишь крошечная пылинка на кончике иглы этих знаний. Но даже эту пылинку этих знаний он не мог показать людям, так как они не готовы были к восприятию. Думая о судьбе народа, он предупреждал: «Берегите горы, не покидайте их. Если у вас будут горы - будет и равнина». В 1905 году он совершил хадж в Мекку, ему было тогда 139 лет. Статный, красивый, он спокойно скакал на коне в эти годы. В 1908 году, когда ему 142 года, совершил второе паломничество в Мекку. Ушел из жизни в 1923 году. В этом эпохе отразилась эпоха борьбы религиозных взглядов.
На протяжении веков и тысячелетий языческие божества, как носители священного, сыграли немаловажную роль в становлении национального сознания и национального характера ингушского народа. В отличие от языческих времен, народных праздников у ингушей-мусульман стало меньше. Еще в середине 19 века плоскостные ингуши не так активно отмечали эти праздники (в отличии от жителей горной Ингушетии). А со времени утверждения ислама и уменьшения числа ингушей, живущих в горах, их становилось все меньше.

Дзарахова З. М.-Т. "Национальное самосознание ингушей: этнокультурные факторы".


Праздник на Столовой горе: богу Матцели

На Столовой горе, на высоте 3.008 метров над уровнем моря находились три святилища: Маьт-цели, Сусон-Даьла и Маьтар-Даьла. Каждое лето в день летнего солнцестояния у святилища Маьтцели древние предки ингушей проводили жертвоприношения, совершали моления и грандиозные праздники. Горцы свято верили в справедливость строгого патрона - Маьтцели. А жителями гор этот храм ранее почитался особым образом. Маьтцели называли золотым, а Столовую гору наделяли сакральными качествами и свойствами. Столовую гору ингуши называют Маьт-лоам. Название горы Маьт и святилища Маьцели родственны.
Святилище Маьтцел - культовое святилище с прямоугольным основанием и двускатной ступенчатой крышей сохранилось до наших дней. От двух других Сусон-Даьла и Маьтар-Даьла остались лишь руины.
Маьтцели почитался почти всем народом, но преимущественно он пользовался уважением у Джейрахского и Мецхальского обществ. Бог великого обилия и благополучия, он же справедливый судья, по их представлениям был связан с культом предков, и тем вызывал огромное почитание. С культом Маьтцели люди связывали высоконравственные ценности, обуздывающие натуру человека.
Люди заблаговременно готовились к празднику. Моление на Столовой горе у святилища Маьтцели начиналось после летнего солнцестояния, чаще всего в воскресенье. Одни семейства отправлялись на Столовую гору еще в субботу, другие - в воскресенье рано утром. Женщины, девушки при выходе из дома должны были петь «гелой», что было важным элементом обряда. Молодежь подгоняла баранов, и непременно трехлетнего бычка, с куском белой материи на рогах, все они предназначались для жертвоприношений.
Жрец выносил из часовни шест, на конце которого были подвешены колокольчики и кусок белой материи. И далее наверх, на Столовую гору народ уже направлялся вслед за ним. Процессию возглавлял Жрец, одетый в белое с белым знаменем в руках и колокольчиками на шесте. Останавливались в одной из пещер и ночь проводили в танцах и веселье. До появления солнечного луча все выходили из ущелья.
У святилища Маьтцели каждый останавливался отдельно. Перед началом жертвоприношений жрец исполнял молитву.
В пространной ингушской молитве представлена целая совокупность духовных и мировоззренческих понятий народа. Молитвы в устах ингушского народа не успевали застыть в неподвижности традиционных формул, а являлись «свободными, подвижными порывами души , отмечает Б. Далгат.
После молитвы происходили жертвоприношения. В тот же день вместе со жрецом посещали и два других святилища. К святилищу Сусон-Даьла направлялись вслед за жрецом только женщины.
Двухдневное паломничество сопровождалось пиршеством и танцами. После завершения праздника народ возвращался домой.
. Жрец оставлял шест с колокольчиками в часовне Баин-Сели у селения Байни.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments