Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

Праздник посвящения мужчин

Праздник посвящения мужчин:

Основным содержанием данного праздника были: состязания между юношами, испытания на выносливость, силу, ловкость, умение управлять конем, быть остроумным в разрешении мудрых загадок - задач. В активной памяти ингушей весь праздник не сохранился, но элементы еще в начале 20 в. имели место в ингушском обществе.
Перед началом соревнований на склонах гор рассаживались зрители-мужчины, правее - женщины, позади них девушки. Почетные старики-судьи праздника - садились в первых рядах.

К такому празднику невозможно было подготовиться за один день. Юноши готовили лошадей к состязаниям за 2-3 месяца до начала скачек, иногда по методам, известным только хозяевам. Их приучали не бояться обрывов, пропастей, горных речек, плохих дорог. Во время тренировок лошади пробегали по 30-40 километров за один пробег в различных горных условиях. Смелые всадники приучали своих скакунов бросаться стремглав с утесов и крутых берегов в реку, не разбирая глубины и высоты. Готовя к соревнованиям, лошадей купали в холодной воде по 3-4 раза в день и кормили чистым зерном. Некоторые наездники кормили своих лошадей жареной кукурузой и поили чаем. Кавказцы вообще любили скачки. Поводы для их устройства были различны: в честь рождения сына, в знак уважения к почетному гостю, в день первой запашки, и , наконец, просто по решению общества. Скачки обычно превращались в большое общенародное празднество, на которое собирались люди из разных селений
В ингушских селениях бывали народные школы по физическому и военному обучению детей. Важной задачей воспитания юношей у ингушей являлась выработка морально-волевых качеств: мужества, решительности, стойкости, отваги, самообладания.
100-летний житель селения Барсуки Эсмурза Куриев в 1940 году рассказывал о том, как его дед, а затем и отец обучали детей физическим и военным упражнениям. Помимо владения верховой ездой и владения оружием, их учили стрелять, совершать многодневные походы. Для этого выбирали ущелье недалеко от реки, и там проверяли их на выдержку. Дети сами добывали себе питание. И начинались дни, заполненные скачкой и рубкой лозы, джигитовкой и стрельбой, лазанием по деревьям и скалам, плаванием и переправой с оружием в руках через горную реку, бегом и прыжками, метанием камня и поднятием тяжести. «Горец должен быть сильным, отважным, ловким, - считали сами горцы. - Умение рубить не топором, а шашкой, уметь стрелять метко и скакать на коне сквозь непроходимую чащу девственных лесов и прятаться в них от врагов. Все воспитание горцев этому и было подчинено», - пишет Н.Семенов.

Ученый-кавказовед Ф.И. Леонтович в своей рукописи «Быт и воспитание горцев» приводит интересные сведения о состоянии физического воспитания ингушей, указывая сложные элементы состязаний. Это могло быть метание камня в цель, толкание на дальнее расстояние, проверка гибкости рук при подъеме камня. Исследователь И. Семенов писал о предмете, который встречался на таких состязаниях: «В местном музее имеются следующие предметы, поступившие в 90-х годах из святилища Маго-ерды: небольшой черный камень, имеющий с одной стороны пять круглых углублений, с другой - два; камень этот некогда служил для испытания зрелости юноши: испытуемый должен был вложить пальцы в углубления камня и поднять его….». Такой камень постоянно хранился в святилище, откуда жрец выносил его только в дни состязаний.
Главным физическим воспитанием детей-горцев было обучение отличному владению оружием, умению выезжать боевого коня, безропотно переносить голод и нужду. Незаменимым физическим упражнением являлось хождение по тонкому бревну, переброшенному через горную реку. Была популярна национальная борьба. Предание гласит, что зародилась национальная борьба ингушей от поединка далекого предка с медведем.

О смелых и отважных мужах слагали песни. Джигиты приводили в восторг зрителей головокружительными кульбитами молниеносной быстроты. Этих мастеров можно было назвать акробатами. Они безукоризненно владели свои тело, выполняя различные трюки и упражнения на полном скаку. Вот что писал очевидец об этом: «Ловкие наездники, имея луч и стрелы наготове, летят на лихих скакунах один за другим. Всадник не управляет поводьями, а только левая нога его остается в седле, а весь корпус держится ниже гривы лошади. Мчась, как вихрь, в этом трудном положении мимо шеста, к верху которого прикреплен кувшин с призом, всадник спускает лук в то мгновение, когда его лошадь на всем скаку равняется с шестом, и пернатая стрела вонзается в столб. Кувшин разбившись, падает иногда к ногам зрителей, а возвращающийся всадник поднимает приз с земли на полном скаку».

Н. Грабовский восторженно описывал один из видов состязаний. Выкапывали яму в земле, в которой помещался баран так, чтобы спина была на уровне земли. Затем на плетень с четырех сторон клали камни, после чего начинались скачки. «Цель этого состязания заключалась в том, чтобы наездник на полному скаку лошади вытащил барана из ямы, поймав за рога. Это было под силу не каждому. К этому виду долго и упорно готовились. Вытащить барана мог смелый, сильный, умеющий хорошо и свободно держаться на лошади наездник». Точа Дзарах из с. Фалхан исправно мог выиграть такое состязание. Часто случалось, что вытащить барана не удавалось никому. Тогда хозяин устраивал простые скачки или джигитовку.
Всадники в любом положении на коне производили выстрелы по мишеням: из-под живота коня, сбоку, а также свесившись с седла. Наездник мог безукоризненно координировать движения, выполняя головокружительные трюки на полном скаку. Всадник с увлечением показывали искусство владения конем. «Они бросали лошадей с места в карьер, мгновенно осаживали их и, подняв на дыбы, вихрем неслись в обратную сторону. Многие на скаку вскакивали мчались стоя. Иные, спрыгнув на землю, снова прыжком садились в седло».
«Победитель получал барана. Все родственники и друзья отправлялись к победителю, и там продолжали праздник, который сопровождался обязательно танцами». Дело было даже и не в призе, а в чести и славе победившей лошади и его хозяина.

Важное место в системе народных игр занимали «скачки до обрыва». Они вырабатывали решимость, смелость, быстроту. Всадник, изъявивший желание продемонстрировать свое умение управлять лошадью, должен был скакать в сторону обрыва на полной скорости и остановиться за 15-20 шагов не доходя до пропасти. Детей и подростков не допускали до участия в этих состязаниях. Бывали случаи, когда всадник с лошадью падали в пропасть. Наиболее искусные наездники умудрялись на краю пропасти еще и поднять лошадь на дыбы.
Девушек этот праздник волновал не меньше. Где, как не на празднике юношей, могли они показать себя и увидеть сразу всех своих сверстников, да еще в лучшем свете. Это торжество всегда завершалось танцами и игрой в сватовство. Победитель награждался обязательно оружием, занявший второе место - черкеской, третье - башлыком. Черкеску и башлык шили самые красивые девушки села, они и вручали награды. Оружием награждал старик, признанный как майра къонах (смелый мужчина).
После этого обязательно устраивались танцы.
Юноша, победивший в соревнованиях, получал право на первый танец с девушкой, слывшей в народе красивой и благородной, заслужившей такое отношение умением достойно вести себя в обществе и знанием всех тонкостей ингушского этикета. Юноши проявляли особую галантность, зная, что за ними наблюдают девушки.

Праздник заканчивался, оставляя массу приятных впечатления у молодежи. В настоящее время общественностью Ингушетии активно обсуждается вопрос о возрождении подобных мероприятий.

Дзарахова З. М.-Т. "Национальное самосознание ингушей: этнокультурные факторы".
Subscribe

  • ПИТаНИЕ

    ПЕЙ-ЕШ-СОСИ-УЖИН-ВЕЧЕР-ОБЕД-ХРАНИ-ХЛЕБ-МУКА РУССКОЕ ПИТЬ=ЕСТЬ Ингуш.язык баа: биа, буъ, биаьб, баар,биар,буар| кушать |в классе «б»| Ингуш.язык…

  • ЛОРИЙ ДАРБАНЧЕ

    Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры и основана на многовековом народном опыте. На протяжении…

  • БАРСУК

    Из тюркск.; ср. казахск., балкарск., карач. borsuk, тат. bursyk, barsyk, чагат. bursuk Ингуш.язык борцакх: барсук борцакха: барсучий борцакхий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments