Дагот Ур (akievgalgei) wrote,
Дагот Ур
akievgalgei

Categories:

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА ИНГУШЕЙ


НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА ИНГУШЕЙ

Известный исследователь И. Пантюхов считает, что др. греки в отношении медицины многое позаимствовали у ингушей на Кавказе.
В Ингушетии народная медицина формировалась, с одной стороны, из народного опыта, накапливавшего веками крупицы медицинских знаний.
До появления лекарей ингуши вынуждены были прибегать к лечению знахарей, которые лечили с помощью заговариваний, нашептываний, заклинаний, молитв и талисманов-оберегов.

Для лечения инфекционных заболеваний и их профилактики применялись лук, чеснок, черемша. Эти лекарственные растения предохраняли дёсны и зубы от заболевания.

Для смягчения кашля, при заболеваниях органов дыхания, больным давали горячее молоко с козьим или медвежьим жиром или топленым маслом, одновременно растирали грудь конским, гусиным или козьим жиром и тепло укутывали.

При головных болях, связанных с повышением давления, укусах змей, пауков, при долго незаживающих язвах и т.д. применялось кровопускание (пхьатохар); суть его заключалась в следующем. На выбритом месте головы (обычно затылок, темя) специальным инструментом "пхьа" (топорик в миниатюре) после тщательного мытья и обжога на фитиле наносились насечки, а потом, создавая в стакане вакуум, вытягивали кровь. Когда кровь сворачивалась, стакан убирали, раны перевязывались. Такую процедуру делали на голенях и на спине. Этим инструментом иной раз наносились насечки и по вздутой вене, чтобы выпустить определенное количество крови. Оспопрививание делалось издревле. Делались насечки на руке маленькими острыми клещами, предварительно смоченными с жидкостью со струпьями человека, переболевшего оспой (способ приготовления этой жидкости остался тайной).
Внезапными психическими потрясениями выводили больного малярией из состояния приступа. Для этого его неожиданно обдавали холодной водой, или бросали ему за воротник рубашки , кусок льда, зимой подпиливали мостик, по которому ночью шел больной, который проваливался в ледяную воду, устраивали ложный пожар
При экземах и лишаях применялось "вытаскивание гниды" когда лекарь иголкой из-под эпидермиса с определенного участка кожи вытаскивает маленький кусочек подкожной ткани, скорее нервное окончание, размером с гниду.

Лечение окуриванием. Больного сажали на стул, возле его ног ставили таз с горящими головешками, иногда на огонь клали различные травы, коренья. Больного окутывали с головы до ног, и он дышал и вдыхал дым и пары. Больной потел. Делалось это при простудах, болях в суставах, мышц (миозиты) и т.д. Так называемый "чоп" (палочка, щепочка, любое инородное тело в горле или носовых ходах), вызванное этими предметами воспаление. Чопист сажает больного (чаще дети), сначала мягкими, постепенно усиливающимися движениями делает массаж горла, шеи, а затем подставляет свой рот ко рту или носу больного и с силой втягивает в себя воздух, и через несколько таких процедур инородное тело (если оно там было) попадает в рот чописту, а больной облегченно вздыхает.

Традиционным методом лечения головных болей было наложение на голову тугой повязки, устранявшей, якобы, «смещение швов» черепа. В основе этого метода лежит правильная диагностика и лечение сдавливанием головы, приводящим к совмещению костей (метод краниотерапии). Народные целители указывали при этом на важность точного измерения окружности головы, потому что, если причина головной боли заключается не в смещении костей черепа, применение этого метода может причинить больному вред. После тщательного головы сопоставлялись данные измерений черепа в разных плоскостях для определения смещения его швов относительно общей плоскости. При этом, для совмещения черепных швов, распаренную специально приготовленным раствором кожу головы необходимо было массировать вверх к макушке, а затем на голову накладывалась тугая повязка.

Массаж и «вытягивание головы» («корта озар».) вайнахские народные лекари применяли также при головных болях травматического характера и психогенного характера. Лечению, как правило, предшествовала «диагностика». Определялась причина головной боли: либо «корта боьжа» (переводится дословно «голова упала») т.е. речь идет о механическом факторе; либо «б1аьргхилла» - сглаз, речь идет о психическом факторе головной боли. Определяли даже вид сглаза – дурной, черный, добрый.
Вайнахскими лекарями в качестве средства для лечения заболеваний желудка, сопровождавшихся потерей аппетита, применялся порошок из сушеной конопли и редьки в равных частях.

Лекарственные растения высушивались и хранились в специ-альных мешочках. Они применялись как в лечении болезней, таки в качестве профилактики. Отваривали листья и травы в закры-той посуде.Некоторые методы лечения использовали средства раститель-ного происхождения. Для лечения простудных заболеваний пилинастой шиповника и мяты, делали ингаляции над паром варенойкартошки; хорошим средством лечения суставов считался отваркрапивы; при низком давлении использовали смесь семян грец-ких орехов с медом; болячки и ссадины на ногах лечили подорож-ником — толченый лист подорожника плотно прикладывалик ране и др.

При болях в суставах, шейном и поясничном радикулите делали массаж и растирание с оливковым маслом (зейт даьтта) или давали пить 2-3% йодистый калий (кIай молха «белое лекарство»). Для остановки кровотечения из ран применялись: кровеостанавливаюший порошок, состоящий из 2-х частей сушеных чернильных орешков и 1 части сосновой смолы, который насыпался толстым слоем на рану, которую завязывали плотной повязкой;
для этой же цели насыпали золу, грушевую муку; прикладывали к ране пережженную кость, смоченную в холодной воде тряпку; как крайнее средство применяли прижигание раны, сосуда каленым железом; порошок из высушенной свежей человеческой крови (чаще самого раненого) насыпался на рану, сверху прикладывалась чистая греческая губка и туго завязывалась на 3 дня.

При вывихах суставов пальцев, предварительно вправив их, смазывалось поврежденное место коровьей желчью, обкладывалось ватой, накладывались с четырех сторон деревянные пластинки и завязывалось на 10 дней. При вывихах больших суставов, после их вправления, суставы натирались яичным маслом и камфарой, обкладывались ватой, забинтовывались и вкладывались в специально сделанные деревянные или железные чаши по величине суставов. Интересный способ определения переломов костей, который заключался в следующем: к поврежденному месту прикладывалась лепешка из просовой муки, яичных желтков и меда. При снятии через сутки с места перелома лепешка окажется не высохшей.
При вывихах шейных позвонков больного клали на спину на ровном месте. Лекарь, сидя сзади больного, упирался ногами в его плечи, ухватившись обеими руками за голову, сильно протягивал на себя, затем, обложив ватой шею, накладывали на нее липовую кору (шина), намазывался бинт (тряпка) яичным желтком, смешанным с мукой (белхьам) и забинтовывалось на 18 дней, после чего выжимался сок из кожуры толченых лесных орехов и ежедневно втирался в область шеи. Вправление вывиха плеча. Больной усаживался на пол, один из помощников обхватывал его туловище, другой помощник становился с длинным шестом у больной руки. Больной брался больной рукой за шест, а лекарь, осторожно выпрямляя и вытягивая больную руку, устанавливал шест почти параллельно (немного впереди). Едва заметно, с постоянно успокаивающими причитаниями, медленными движениями поднималась рука по шесту выше до уровня плеча. И тогда лекарь крепко завязывал руку, затем медленным движением растирал плечо и постепенно подвигал вывихнутую головку к суставной ямке, а помощник отводил шест к наружи и немного вперед, и в это время лекарь с силой надавливал на головку, слышался хруст - и вывих вправлен.

Вправление вывиха стопы. Пятку вывихнутой ноги вставляли в ямку, помощник держал ее, больного сажали на спину другому помощнику лекаря, который, держа больного, медленно нагибался, тем самым вытягивая больную ногу. Сам лекарь в это время медленно надавливал сверху вниз, пригибал к земле пальцы вывихнутой стопы и растиранием и надавливанием приводил кости больной ноги в надлежащее место. Потом ногу заворачивали в шкуру только что убитого барана. При сердцебиениях давали по чайной ложке два раза в день сосновый сок, смешанный в равных частях с медом. При сухом кашле клали лед на позвоночник, при затяжном (хроническом) кашле - каждое утро рекомендовали пить по два сырых яйца, добавляя к ним толченую неочищенную серу. При катаре желудка с "потерею аппетита" давали порошок из сушеной конопли и редьки в равных частях.

Трепанация черепа:
Больного клали на длинную скамью (нары) плашмя, вниз лицом. Двое помощников садились ему на спину и бедра. Ноги и руки связывали, больному давали держать во рту уголок одеяла или подушки, чтобы не сломал себе зубы (обезболивания ведь не было никакого). Лекарь острым ножом (мокху) делал разрез предварительно обритой кожи головы, отворачивал вокруг раны или травмированной части головы кожу, вынимал сломанные кости или инородные тела и скоблил кость остро отточенным инструментом (гам). Когда края кости достаточно истончались, раны осторожно промывали чистой (кипяченой) тряпочкой, место пролома смазывали свежим сливочным маслом, отвороченную кожу опускали поверх раны, клали салфетку (тряпочку) со сливочным маслом и голову перевязывали. Перевязки делали через каждые два дня, пока на истонченную кость не наплывала костная мозоль и рана не закрывалась.

когда болело ухо, в него капали подогретый мед.
По древним ингушским повериям, лекарь, берущий плату за лечение, на том свете будет варить в котле одну воду.

Целебные свойства отдельных растений у вайнахов отражены в их названиях:
чов буц» ( володушка) – «трава для ран»;
«н1аьний доха буц» (золототысячник) – «трава для удаления глистов»;
даьтта доккху ба1» (софлор) – «репейник, выделяющий масло» (применяется для смазывания ран);
«хьокхург» Разновидность (лапуха) – «трущий» (средство против заболеваний женских половых органов);
маьлхан буц» - «солнечная трава» (отваривалась и употреблялась против зубной боли и при нарывах);

До сих пор сохранились в памяти народной относительно оправданные сточки зрения фармакологии « рецепты» лечения ряда заболеваний;
1. при нарыве накладывают примятый лист подорожника «димберг»
2. при перемещающей лихорадке – отвар плод калины или мяты.
3. при поносе отвар диких груш, желудей, кашицей из грушевой муки.
4. при болях в суставах делали массаж, растирание с оливковым маслом.
5. для отхаркивания мокроты - отвар лакричного корня
6. в качестве мочегонного применялись настой липового цвета или арбуз.
7. при обнаружении глистов давали кушать сырые тыквенные
семечки.

Для уменьшения болей применялись;
сдавливание конечностей до резких болей, опускали в бочку со льдом, нарочно вызывали боль в другом месте, чтобы отвлечь внимание от места операции и т.д.

Известны и другие приемы психического воздействия на больных, которыми пользовались горские врачи, чтобы облегчить боль и страдания.
Например, резкие боли при панариции успокаивали игрой на балалайке специальной музыкой. Мотив этот под названием «Мотив для облегчения нарыв на руке» записан композитором А.Давиденко и нотная запись его дважды опубликована 1927 и 1929г.
А в газете « Известия» от 25 июля 1985г. опубликована статья «Операция под музыку» где приводится сообщение западногерманских врачей бремен, что при «научного» обоснования применяли музыку для облегчения страдания больных.

исал В. Шведов. - Костоправы горцев заслуживают всякого удивления: искусство их и легко и всегда верно». О народных лекарях Н. Ф. Дубровин писал как о специалистах, «…отлично изучивших лечение переломов костей и ран, нанесенных огнестрельным оружием». О народных лекарях и народной медицине много сказано исследователями, врачами. Сегодня, когда научная медицина значительно продвинулась в своем развитии, тем не менее, методы народной медицины продолжают существовать. То, что «…научная медицина до сих пор в той или иной мере сосуществует с традиционными видами медицинских знаний», - пишут Ю. В. Бромлей и А. А. Воронов. «Народная медицина, - читаем мы в «Своде этнографических понятий и терминов», - является составной частью быта и культуры народа, областью народных знаний, включающих в себя представления о болезнях, их возникновении, протекания и лечении, методы и средства, применяемые при лечении, а также обряды и ритуалы им сопутствующие».
Народные знания в области медицины часто бывали единственным спасением для людей. Но были болезни, которые не поддавались лечению народными средствами. Такие болезни, как тиф, корь, оспа и другие ежегодно уносили сотни и тысячи жизней. Традиционная народная медицина ингушей, как и у других народов Кавказа, была представлена двумя направлениями: бытовой, когда каждая семья владела элементарными знаниями в лечении членов семьи, и профессиональной, представленной лекарями, владеющими профессиональными секретами.
Имена лекарей становились широко известными. Часто знания передавались из поколения в поколение, от родителей к детям. Имена народных лекарей сохранялись в памяти. Они были почитаемы и неприкосновенны. «Тойговзанче, лор е, эшк пхар - пхийн вужаж хинвац», т. е. строитель башен, лекарь, оружейник не подпадали даже под кровную месть. Они считались значимыми для общества людьми - мехк нах.
Лекари имели свой арсенал методов и способов лечения. Были в народе костоправы, массажисты и другие специалисты. Были врачи, проводившие лечение хирургическим вмешательством. Часто складывались универсальные приемы и методы лечения тех или иных заболеваний. Ингушские лекари умели лечить инфекционные и кишечные заболевания, болезни головы, горла, носа, болезни суставов и нервно-психические заболевания и другие. Накопление лечебного опыта происходило у ингушей на протяжении многих веков.
Значительную роль в сохранении здоровья людей имели и имеют профилактика и санитарно-гигиенические навыки. С раннего возраста детям прививали санитарно-гигиенические навыки: умываться по утрам, мыть руки перед едой. Бывали народные поверья: «Не подстриженные ногти - убежище шайтана», «Ангел остается только в чисто-убранном пространстве». Опрятный человек вызывал одобрение общества. Тучных людей называли небрежно: «Таккха саг». С принятием ислама правила санитарно-гигиенических навыков у ингушей стали частью требований морали ислама. Признаком хорошего тона считался уход за внешностью. Девушки, женщины мыли волосы яичным желтком, полоскали сывороткой. Верили, что ежемесячное втирание в голову масла, изготовленного домашним способом, укрепляет корни волос. Наилучшим средством для улучшения кожи лица считались маски из простокваши, протирание лица козьим молоком. Много пословиц и поговорок существует в народе о здоровье и важности профилактики: «Могаш, маьрша хиллар - докха совг1ат да» (быть здоровым и свободным - большой подарок), «Кугаж бейха лелбечун - лазар худдац» (кто будет ноги держать в тепле, тот не будет болеть).
Известно, что народная медицина тесно связана с природой местожительства народа. Ведь не секрет, что потребление в пищу продуктов растительного и животного мира окружающей природы наилучшим образом способствует здоровью человека. «Все мы являемся частью природы, и поэтому можно смело утверждать, что каждый человек настолько болен, насколько удален от своей прародительницы». Прежде чем остановить свой выбор на тех или других видах окружающей его флоры, человек неоднократно испытывал действие многих из них на себе. Значительную роль в профилактике многих заболеваний имели знания о растительности окружающей природы, потребление в пищу определенных растений, трав, их чередование, начиная с ранней весны (от ранней черемши) до поздней осени. Это способствовало предупреждению многих инфекционных болезней, так и укреплению иммунитета и здоровья человека. Почти в каждой семье имели представление о целебных свойствах лечебных трав, молока, мяса и жира диких животных, которые применялись и в профилактических, и в лечебных целях.
БЛЮДА ИЗ ОВСА входили в рацион питания ингушей. Овес - богатый витаминами злак. Овсяная крупа богата белками, углеводами, калием, фосфором, цинком, фтором, йодом. Потребление овса дает силу и выносливость организму. Овсяная мука - это практически единственная злаковая мука, содержащая кремний, играющий важную роль в процессах обмена в организме.
Распространенным блюдом, потреблявшимся в качестве хлеба у ингушей был чурек из кукурузной муки - сыскал.
Народная медицина ингушей, как и других народов Кавказа, значительное время отличалась синкретизмом, т. е. неразрывной связью и сочетанием рациональных и иррациональных способов лечения. Подменять одно другим, естественно, не следует. Первый метод опирается на реальные, физические средства в виде трав и лекарств растительного и животного происхождения. Второй метод (заговоры, снятие сглаза, порчи) основан на силе магического воздействия.
Рациональные способы лечения. В былые времена почти в каждом селении имелись лекари, владеющие знаниями по излечению внутренних болезней, переломов, кожных заболеваний, нервно-психологических и др. Были известны женщины, обладавшие знаниями в акушерстве, гинекологии. Некоторые имена по своему авторитету и глубине народной медицины выходили далеко за пределы села и края. Надо отметить, что лекари знали целебные свойства растительного и животного происхождения и активно использовали их в своей практике.
В лечебной практике ингушей важное значение имела гидротерапия. Так, целебные свойства воды горных родников и минеральных источников Ингушетии (серные, соленые, щелочные, углекислые) известны издревле и далеко за ее пределами. Родник на перевале - Хойр-хаст характеризуется наличием высокого содержания ионов серебра. По наблюдению жителя Эгикала, один из родников в их селе обладал ценными качествами для омоложения кожи лица, и девушки часто ходили именно к этому роднику.
О целебных свойствах думи (курдюк) старики говорят много. Курдюк резали тонким слоем и ложили на голову. Курдюк мог быть не в каждом доме. Его считали признаком изобилия и сушили сами. Он помогал от всяких ран. От думи раны стягиваются и быстро заживает. Думи (курдюк) и модз (мёд) считали святыми продуктами. Думи дят (курдючное масло) и мёд очень полезны. «Курдюк с мёдом – и не будет болезней», - говорили в старину. Думи режут и плавят в масло, затем смешивают с мёдом и натирают при простудах. Думи излечивало от туберкулёза. Для лечения прикладывали большие куски думи на голое тело до талии. За несколько дней из думи всё втягивалось в тело. В старину говорили, из твоего тела уходят столько болезней, сколько кусков думи ты съел. С собой в газырях могли брать в дорогу думи. Если даже рана на голове, могли затолкнуть в эту рану думи и были спокойны. Это служило и дезинфекцией, и лечением. Думи, применяемое для лечения, нельзя было солить. Считают, что думи лечит глаза, восстанавливает зрения, питает мозг человека.
Чёрной шерстью барана лечат ушибы, лёгочные болезни. Для этого состригали шерсть, но аккуратно, чтобы не разошёлся шерстяной слой. Маслянистое содержимое шерсти удерживало состриженную шерсть в
виде полотна. Жиропот при этом сохранялся. Как состригли, вот так и накладывали в виде майки или телогрейки на тело вокруг грудной клетки на неделю. Раньше не было что одевать, поэтому одевали под одежду.
Не стирая, прикладывали на голое тело. Это очень помогало и лечило лёгкие. Говорили, что каждая шерстинка вытягивает болезнь. Со временем это уже стали говорить от имени исламского вероучения. Чёрной шерстью
лечили от ушиба. Для этого шерсть жарили над сковородкой. Затем ногу натирали курдючным жиром, ложили шерсть с поджаренными
ворсинками на ушибленную часть ноги, и оставляли на время. Это помогало.
Ингушские лекари умели ЛЕЧИТЬ ОЖОГИ. Существовали различные способы, один из которых был использован Тангиевой Фадман в 1975 году (п.Карца) во время лечения обожжённых ног девочки, которой прогнозировали
врачи ампутацию конечностей. Женщина взбивала желтки, жарила их до образования чёрного яичного масла и смазывала им поражённые участки ног. В результате, ноги излечились. Пациент тот прекрасно себя чувствует,
получила профессию медработника и сегодня является кандидатом наук.
Иррациональные способы лечения: амулеты, заговоры, снятия сглаза, порчи. Иррациональные способы лечения имели не меньше доверия среди
населения. Несомненно, магические обряды вызывали, особенно при фанатичной вере больного, психотерапевтический эффект, «…который иногда уже сам по себе мог оказывать положительное лечебное действие, а
при удачном сочетании с действительно лекарственными средствами приводит в ряде случаев к быстрому излечению» .
С раннего возраста ребёнка старались окружить вниманием, основанным на профилактических поверьях. Так первые ногти и волосы ребёнка принято было хранить. Пуповину ребёнка берегли до тех пор, пока он не сделает первые шаги. Для оберега от злых духов ингуши привязывали к люльке
коготь медведя, в магическую силу которого верили. Вообще, части тела медведя – коготь, зубы, шерсть часто использовались народами Кавказа в качестве амулетов. Камни с естественными отверстиями использовали
в качестве амулетов. Почитался предками ингушей камень сердолик. Считали, что он «...предохраняет от опасности… Обыкновенно вырезают на нём имя и носят в перстне», - пишет Патканов. «Имеет свойства предохранять от козней врагов и способствует при родах лёгкому разрешению от бремени» , - считали о камне акик – разновидности
сердолика. В грузинских рукописях сердолик (сардиони) «имеет лечебную силу: врачи им лечат опухоли, прыщи и раны, полученные от меча. Для этого растирают его в воде и потом той водой натирают больные места и
раны излечиваются» . У ингушей чаще всего сердолик встречался вместе с бусами и другими камнями на ожерелье. Ценился камень агат, который тоже использовался в качестве амулета. Этому камню тоже приписывались
лечебные свойства. «Если его растереть в воде и той водой обмыть раны и повреждения, полученные от зверей, то они заживут; также излечиваются раны от укуса … ядовитых насекомых» . Распространённым был камень бирюза. По поверьям, тот, кто носит этот камень, будет всегда жить в достатке. К иррациональным способам лечения следует отнести разновидности магии: гомеопатическую («подобное вызывает подобное»),
имитативную магию и др. Применение имитативной магии мы наблюдаем при лечении КОРИ у ингушей. Для заболевшего корью ребёнка определяли отдельное помещение, на окнах вешали полотно красного цвета.
Обёрнутый красной материей обруч они ставят на подоконник – на видное для больного место. И так как корь ассоциируется с красным цветом, то считается, что болезнь переходит на красный предмет. Помимо
этого у ингушей существовали различные приговоры-ублажения – лазар-хестор. Надо заметить, что эти приговоры могли дополняться формулами исламского вероучения, начиная с конца Х1Х века. Сам текст приговора
сохраняет отголоски первобытных религий, когда обращение к природным явлениям идёт, как к живым существам. Так лекари сегодня, ублажая болезнь «Сари-сурт» (золотуха) начинают читать приговор, начиная с произношения
аятов на арабском языке. Затем читается уже сам текст приговора:
Хьо хоза да хьона лакхача,
Хьо хоза да хьона ц1енача,
Укх баьдеча яг1ача укх… (имя)
Хьо тарлургдац.
Дошув да хьоца, дотув да хьоца,
Д1абаьле д1аг1олахь.
Дошув да хьоца, дотув да хьоца,
Д1адаьле д1аг1олахь.
Хьо хоза да хьона лакхача лоамашца,
Хьо хоза да хьона хьунца, хоха баьцашца,
Хьо хоза да хьона, хьона оакхарашца
Хьо тарлургдац укх…
Доаг1аш дика дахьаш денад хьо
Додаш дика дите г1олахь.
Маьрша г1олда хьо сари сурт.
Хьо хоза да хьоа черсий аьлашца
Хьо хоза да хьона х1ирий сувнашца
Хьо хоза да хьона ингале оаркхингача
Хьо хоза да хьона хиллара чаьрашца
Хьо тарлургдац укх… и т.д.
Текст ублажения мог быть разнообразным. Частым было обращение к талисманам. В их силу верили. В качестве лечения использовали
приёмы отпугивания злых духов. К примеру, если ребёнок долго болел, ему
меняли имя, веря, что это введёт в заблуждение злые силы и недуг уйдёт. Здесь имели место и приёмы гипноза, так как обе стороны – и лекарь, и больной должны были всецело верить в искусство исцеления приёмами заговоров и молитв. Были умельцы и знахари в народе, способные снимать сглаз, стрессы. Всё это иррациональные средства лечения.
Заговоры по снятию сглаза были и раньше записаны учёными.
«1аьржа б1арг болча б1арг бале,
Сийна б1арг болча б1арг бале,
Жог1ара б1арг болча б1арг бале,
Арарча наьха б1арг бале,
Ал-алмазашта хилийталахь,
Лоаман з1оаголашта хилийталахь…
Если сглазил черный глаз,
Если сглазил синий глаз,
Если сглазил карий глаз,
Если сглазили чужие люди,
Пусть сглаз перейдет на ал-алмазов,
Пусть перейдет на горные вершины…
Причём «глаз снимали» не только с людей, но и с неодушевлённых предметов - продуктов питания, огородов, дома. Оберегали живность - животных, пчёл, домашнюю птицу. Оберегами могли служить и растения, и
части тела животного. С целью снять сглаз привешивали к пчелиным ульям красные лоскуты.
КОНСКИЕ ЧЕРЕПА долгое время устанавливались предками ингушей на изгородях, на пасеках для «защиты от дурного глаза». Патканов
считает, что камень бирюза излечивает от глазных болезней . Функции оберега приписывали бусам. Часто в склепах и гробницах горной Ингушетии обнаруживаются «глазные бусы», т.е. бусы с тёмным пятном, что придаёт им сходство с глазом. Назначение этих бус отвращать, отражать влияние дурного глаза .
В качестве оберега для дома, его жителей от «дурного глаза» использовалась кисть руки. Изображение человеческой руки встречается у многих народов. Известно, что рука, эмблема силы, представляет собой один из наиболее
распространённых амулетов. Возможно, изображение руки с раздвинутыми пальцами в известковой облицовке древних строений (башен, склепов, святилищ) в аулах Хамхи, Пуй, Эрзи, Бархин и других являлись своего
рода оберегом. «Арабы Алжира рисуют руку на стенах, чтобы удалить из дома злых духов; в Италии многие носят, в качестве брелков, маленькие коралловые руки, чтобы предохранить себя от дурного глаза. Этот род амулетов восходит к глубокой древности и обнаружен в стенах ассирийских жилищ» .
В настоящее время подобные приёмы продолжают существовать. К примеру, предостережением от сглаза является красная тесёмочная повязка на руке или сажа на лбу ребёнка, появились глазницы – ювелирные
камни, которые прикрепляют к одежде ребёнка.
С принятием ислама формулы снятия сглаза наполняются формулами-аятами на арабском языке.
Часто прибегают и сегодня к ритуалу «дол диллар». К этому ритуалу обращаются после стрессовых ситуаций, нервных перегрузок, болезни, которые могут наступать в силу разных причин. Современная медицина относит всё это к нервным нарушениям. И, тем не менее, ритуал живёт, часто наравне с медициной снимая недуг с больного. Если говорить
о том, что существует обряд, то нужно сказать и о том, что не каждый может иметь этот дар. Как сами лекари толкуют своё предназначение?
Иррациональный тон этого ритуала поддерживается тем, что, согласно
поверьям, только человек, увидевший во сне одновременно солнце и луну, имеет некую силу и способность к этому искусству.
Мы не можем не осознавать, как стремительно уходит время. Многое остаётся для нас тайной, уходящей в небытие. Приемы и методы лечения различных болезней бывают похожи у разных народов, и в то же время
у каждого есть своё, оригинальное и самобытное наследие, в том числе и по народной медицине. Значительная часть информации этой статьи из полевых исследований автора.
Настоящая статья – только начало работы над этой и рядом этнографических тем, в связи с чем автор будет благодарен читателям за высказанные пожелания и советы в подборе материалов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments